Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»
методическая разработка (5 класс)
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой родине Югре, приютившей на своей земле людей разных национальностей: аборигенов Севера ханты и манси, русских, украинцев, татар, башкир, белорусов и т.д. Разработка выполнена в форме сценария кукольного спектакля для показа перед детьми детских садов, начального и среднего звена школы. В ходе спектакля используются элементы костюмирования, театрализация, активный диалог с залом, эмоциональное стимулирование. Сценарий подкреплён приложением – презентацией с цветными фотографиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_udivitelnye_skazki_zemli_yugorskoy.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль
«Удивительные сказки земли Югорской»
Киселёва Ольга Ильинична, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБОУ ДО «ЦДО» г.п. Междуреченский
Название номинации: внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль.
Название работы: «Удивительные сказки земли Югорской»
Содержание работы:
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой родине Югре, приютившей на своей земле людей разных национальностей: аборигенов Севера ханты и манси, русских, украинцев, татар, башкир, белорусов и т.д. Разработка выполнена в форме сценария кукольного спектакля для показа перед детьми детских садов, начального и среднего звена школы. В ходе спектакля используются элементы костюмирования, театрализация, активный диалог с залом, эмоциональное стимулирование. Сценарий подкреплён приложением – презентацией с цветными фотографиями.
Цель: Через театрализацию Югорских сказок рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, терпении, уважении и любви друг к другу.
Задачи:
- расширение знаний об истории родного края через сказки и легенды народов ханты и манси;
- расширение словарного запаса по темам «Этнические традиции», «Культурное наследие» народов Югры;
- развитие добрососедского отношения между народами, населяющими ХМАО;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за нашу малую родину Югру;
- способствовать освоению детьми нравственных и эстетических ценностей культуры народов, населяющих Югру.
Область применения: для проведения внеклассных мероприятий.
Возрастные группы: учащиеся начального и среднего звена школы, воспитанники детских садов.
Методы обучения:
1. словесный метод;
2. наглядный метод;
3. игровой метод;
4. метод эмоционального стимулирования.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
1. кукольный спектакль;
2. диалог;
3. музыкальный ряд;
4. литературный ряд.
Тип занятия: сообщение новых знаний, интегрированный, комбинированный.
Оборудование: ширма, декорации, театральные куклы, аудиозаписи, предметы старины – меч, щит, шлем, сумочка для рукоделия «тутчан», берестяной нос.
«Счастливое детство в Югре»
Древняя земля Югра –
Это малая родина моя!
Живу я здесь с самого рождения,
Я - из молодого поколения.
Детство в Югре – счастливая пора!
Зовут нас к себе лес и река.
Солнце лучами своими палит,
Луга и поляны влекут как магнит.
В небо голубое летит воздушный змей,
Раскинулся под ним простор родных полей.
Моё сердце рвётся к небесной вышине,
Звучит песенка кузнечика в знойной тишине.
Впечатления детства, друг мой, собирай,
Дыши полной грудью и не унывай!
Воспоминания эти останутся с тобой,
Неразрывной нитью, связав тебя с Югрой!
(руководитель объединения «Театр кукол «Забава» - Киселёва О.И.)
Сценарий кукольного спектакля:
«Удивительные сказки земли Югорской»
СЦЕНА 1
(На ширме появляются куклы в национальных костюмах: охотник Омелька, Бог Торум, Сорни - най, Птица - Легенда, кукла Акань, Заяц Шовр. Перед ширмой - тётушка Анне)
Омелька – По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Этот древних лет обычай
Жив на Севере моём.
Птица - Легенда – Кен-кеным, кеным, кеным!
Дзин-дзон, стук-бряк!
Синий дым, чёрный дым,
Начинаем сказку так!
Сорни - най – Пасе олын сим ком!
Акань – Пасе олын сим нэ!
Заяц Шовр – Здравствуйте друзья! Давайте знакомиться! Нас зовут:
- Омелька!
- Сорни-най!
- Бог Торум!
- Кукла Акань!
- Заяц Шовр!
- Птица - Легенда!
Анне – А меня зовут тётушка Анне, я сказительница и сегодня мы будем говорить с вами о сказках, о дружбе и взаимопонимании!
Сорни - най – Ребята, в каком крае, на какой земле мы с вами живём?
Акань – Совершенно верно! Мы с вами живём на доброй, щедрой и могучей Югорской земле, в Ханты – Мансийском автономном округе.
Бог Торум – Ребята, вы знаете, какие народы населяют нашу малую родину? Совершенно верно! Ханты, манси, русские, татары, башкиры, украинцы, беларусы, узбеки и т.д.
Омелька - Все мы любим нашу Югру и должны изучать её историю, жить в дружбе и согласии, помогать и уважать друг друга.
Анне – Правильно! В доступной форме об уважении и согласии между людьми могут рассказать легенды и сказки любого народа, а также сказки нашего родного края!
Заяц Шовр – И хотя героями сказок выступают зайцы, куклы, птицы, Боги, Духи, но мы - то догадываемся, что под этим скрываются отношения между людьми разных народностей!
Птица – Легенда – Ты правильно подметил, Заяц Шовр! Животные, рыбы, птицы, растения говорят и действуют, как люди, и отношения между ними как у людей: они дружат и ссорятся, любят и ненавидят, боятся и доверяют! Ну, всё как у людей!
Торум – И хотя сказки разных народов отличаются друг от друга, в них можно найти много общего! Правда, тётушка Анне?
Анне – Торум, ты как всегда прав, герои в сказках демонстрируют модель человеческих взаимоотношений!
Омелька – Итак, мы пришли к выводу, что у каждого народа были, есть и будут сказки! Они пришли к нам из глубокой древности, когда люди ещё не умели читать и писать.
Сорни - най – Детские сказки всех народов были очень популярны в прошлом. Взрослые увлечённо рассказывали их детям.
Заяц Шовр – Дети любили слушать, запоминали легко и быстро.
Птица - Легенда - А затем с удовольствием пересказывали другим в зимние холодные вечера.
Акань – В замечательных народных сказках происходят чудеса: необычные, удивительные; таинственные и странные события; случаются и приключения.
Анне – Не зря люди говорят, что сказки – это добрые глаза и душа народа!
Птица - Легенда - Так давайте, заглянем в эти добрые и немного наивные глаза!
Сорни - най – Лейся сказка о дружбе, о любви, о радости, о родине – Матери!
Акань – Итак, начинаем!
Заяц Шовр - Кен-кеным, кеным, кеным!
Омелька - Дзин-дзон, стук-бряк!
Сорни - най - Синий дым, чёрный дым,
Торум, Анне - Начинаем сказку так!
СЦЕНА 2
(на ширме Птица – Легенда, летает)
Птица - Легенда – Случилось это давно, в сказочное время. Летела я, Птица – Легенда, Птица – Сказка над древней Югорской землёй. Летела под облаками, летела под солнцем. Летела, летела и до ваших дней долетела. Сказки, легенды на могучих крыльях времени вам принесла! (на ширме появляется кукла Бог - Торум) Вижу, мне навстречу летит белое облако, а на нём чум, а в чуме Бог - Торум. Он создал вселенную!
Торум – У, у, у! Нет у меня ни жены, ни товарища, ни собаки! У, у, у!
Птица - Легенда – Найди себе друга, Торум, жену, например!
Торум – Друг, жена, а что это такое?
Птица - Легенда – Жена – это мать всему живому на земле! Найди-и-и её, Торум! А я улетаю-ю-ю! Проща-а-й!
Торум – (Торум про себя) Друг – жена, это хорошо! Где же ты, моя добрая, моя ласковая! Где – е – е – е! (сверху раздается нежный голос)
Сорни - най – Я здесь! На облаке! Посмотри на меня, какая я солнечная и золотая!
Торум – Ты прекрасна, женщина с золотыми волосами и карими, как смородинки глазами! А как зовут тебя?
Сорни - най – Меня зовут Сорни – най! Я - Женщина – Мать! Мать всех Матерей!
Торум – А что ты делаешь, красавица?
Сорни – най – Ничего не делаю. Я летаю, мечтаю и жду!
Торум – А кого ждёшь?
Сорни - най – Не знаю, но жду, может быть, тебя!
Торум – Правильно! Меня ждёшь! Худо мне одному жить в этом большом мире! Давай вместе дружить и властвовать над миром!
Сорни - най – Давай! А как это – властвовать над миром?
Торум – Мы будем с тобой жизнь создавать! Вон там внизу, под Небом есть Земля! Но… на Земле нет Хозяина, нет Человека, нет Творца!
Сорни - най – Создай Человека, на то ты и Бог!
Торум – Эх, трудна эта работа!
Сорни - най – Пошамань, поколдуй, ведь ты же всесильный, самый главный!
Торум – Один я не смогу, вот если ты мне поможешь, тогда, наверное, что-то и выйдет.
Сорни - най – Хорошо, помогу тебе, Торум! Может и дети в зрительном зале не откажут нам в помощи? (зал) Поможете? Ребята, повторяйте вместе с нами!
Торум – Все вместе скажем заклинание!
Вместе - По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Этот древних лет обычай
Жив на Севере моём.
Торум – Кен-кеным, кеным, кеным!
Дзин-дзон, стук-бряк!
Синий дым, чёрный дым,
Начинаем превращенья так!
Сорни - най – Расти, вырастай новая жизнь! Смотрите, смотрите, вся Земля покрылась травами, мхами, деревьями, появились животные и птицы!
Торум – Однако, люди, люди появились! (внезапно появляется охотник Омелька)
Омелька (иронично) – Появились, появились! И песни запели, а самое главное, сказки стали своим детям рассказывать!
Торум – Да… наша северная Земля запела прекрасную песню жизни!
Сорни – най (не слушая Омельку) – Мы так устали, создавая Землю, у нас так много дел и забот. Мы - улетаем! За мной, Торум! До встречи, наши маленькие друзья! (появляется тётушка Анне)
СЦЕНА 3
Омелька – Ну вот, захотелось только с Богами пообщаться, как они тут же исчезли! Придётся поверить, что так и зародилась жизнь на Древней Югорской земле!
Анне - Омелька, какой ты недоверчивый! Сначала была легенда, была сказка! А, может, время сказок прошло? Говорят, их теперь редко рассказывают детям!
Омелька (обращаясь к детям) – Ребята, кому родители рассказывают или читают сказки? Поднимите руки! Вижу, вижу – многим рассказывают, значит все в порядке! Тётушка Анне, как здорово черпать силу в добрых сказках!
Анне - А ощутить связь с землёй предков да поможет нам простое народное слово!
Омелька – Ну, что опять повторяем заклинание? Ребята, помогайте нам хором!
Кен-кеным, кеным, кеным!
Дзин-дзон, стук-бряк!
Синий дым, чёрный дым,
Продолжаем сказку так.
Анне – Сейчас у нас в гостях добрая хантыйская сказка под названием «Кукла Акань».
Омелька – Дремлет лес, легко дыша,
В нём живёт, я знаю,
Акань – добрая душа,
Девочка лесная.
Анне – Ходит веточки стройней
Там – в таёжной дали.
Платье вышито на ней птичьими следами.
СЦЕНА 4
( на ширме появляется кукла Акань, разговаривает сама с собой)
Акань – Живу я одна в чуме. Сама зверя добываю, сама рыбачу. Сама себе песни пою, сказки рассказываю. Всё сама, да сама! Надоело о себе заботиться. Надоело с собой разговаривать! Пойду я друга искать! Возьму узорчатую сумочку для рукоделия – ТУТЧАН называется. Всё готово! Пойду лесной тропой, я ничего не боюсь! Я ведь – таёжница! (идёт по лесу, всему удивляется)
Акань – Вот и лужок, солнце светит ярко! Кругом такая красота! Сяду, отдохну на пригорке! (усаживается, но вдруг вскрикивает, на лужок выскакивает Заяц, они оба пугаются) Ой! Ой!
Заяц Шовр – Ой, кто ты, красавица? Куда тропу ведёшь? Ни друга ли ищешь в наших местах?
Акань – Я хантыйская кукла Акань.
Не сложно сделать куклу Акань
И очень прост наряд.
На ярком платье бусинки
Как звёздочки горят! Это про меня. Друга я себе ищу.
Заяц Шовр – Что далеко прыгать! Я, я буду твоим другом. Зовут меня все Шовр – Заяц! Поняла? Шовр, Шовр!
Акань – Да, поняла, поняла! Заяц, я очень рада нашей встрече! А хочешь, я о тебе заботиться буду?
Заяц Шовр - Отлично! Пока ты тут обо мне заботиться будешь, я на охоту побегу! Надо мне кореньев, да травки свежей пощипать. Хозяйничай в избушке, не стесняйся! Пока!
Акань – (кричит вслед) Заяц Шовр! Исчез, даже поговорить по - душам не пришлось. Ну, да ладно! Какой у меня, все-таки, замечательный ушастый друг! (хозяйничает, разговаривает с собой) Уберусь у Зайца в избушке. Приготовлю еду, сяду, повышиваю ему одежду, подожду с охоты! А Зайца всё нет и нет! Заяц Шовр, где ты? Заяц Шовр, где ты? (появляется Заяц)
Заяц Шовр – Ох и умаялся я! Акань, чего кричишь, в тайге заблудилась, что ли?
Акань – Отчего ты заяц так долго по лесу бегал? Я тебя ждала, ждала!
Заяц Шовр (высокомерно) – Я в свою избушку захожу, когда захочу!
Акань – Так мы уговорились друзьями быть. Я скучала. Хотела твою песню услышать, свою тебе спеть.
Заяц Шовр - А я песен не пою, я песни пугаю! Вот так! (кричит в зал) А, а, а, а!
Акань - Ну всё, я обиделась! Сложу я свои пожитки в сумочку – тутчан и отправлюсь в путь. А ты, глупый и невоспитанный, оставайся здесь один, без друзей! Прощай!
Заяц Шовр – Футы - нуты! Нос задирает! Видали мы таких друзей! Проживём как нибудь и без вас! Прощай! (Заяц исчезает, Акань идет, рассуждает)
Акань – И бывают же на свете такие зазнайки и глупцы! Обиделась я на Зайца, что мне обиженной, так и жить на белом свете? Грустно! Ой, слышу чью-то громкую музыку с земляничного бугра. Влезу я на пенёк, погляжу, откуда музыка звучит. (разглядывает что-то вдалеке) Люди танцуют! Какие они радостные и весёлые! Пойду, познакомлюсь! (Акань кричит) Друзья, возьмите меня в свой танец! (на ширме появляются охотник Омелька, Сорни - най, Птица - Легенда)
Омелька - А кто ты такая? Раньше мы с тобой не встречались?
Акань – Я, хантыйская кукла Акань, ищу себе друзей. А вы кто такие?
Омелька - Я – Омелька – охотник!
Сорни - най - Я – Сорни-най – Золотая женщина!
Птица - Легенда - А я – Птица - Сказка, Птица – Легенда! Акань, какая ты милая и славная, и душа у тебя, видно добрая! Давайте дружить и нам никогда не будет страшно в таком огромном мире потому, что мы вместе! Акань, приглашаем тебя в наш танец!
Омелька (восторженно) – Эх, душа поёт, сердце поёт, руки и ноги танцуют! Как хорошо, когда все мы вместе! Музыка! (танцуют «Куренью», затем Сорни - най, Акань, Птица - Легенда кланяются, уходят, Омелька на ширме)
СЦЕНА 5
(выходит тётушка Анне)
Омелька – Какая замечательная хантыйская сказка! Сказка о глупости и зазнайстве, о дружбе и взаимопонимании!
Анне – Да, в каждой сказке скрыты свои тайны, которые объясняют смысл жизни, полный вечных сюрпризов и волшебства.
Омелька – Тётушка Анне, но волшебства бывают, как добрые, так и злые. Я знаю одну такую старую мансийскую сказку. Ребята, рассказать? Да! Давно это было…
Анне – Давно это было, тогда из кедрового орешка только зарождалась Луна, а Солнце забиралось высоко, на самое седьмое Небо…
Омелька – И было тогда мало света и много тьмы. Из тьмы выходил Страх – лютый и безглазый. Страх нападал на людей и по капельке выцеживал из сердца мужество, ссорил людей между собой, сеял раздоры и войны!
Анне – Из всех духов самым злым и коварным был Комполэн – Болотный Дух. (на сцене появляется большая маппет - кукла Комполэн)
Комполэн – Я Комполэн! Я Болотный Дух! Я не зверь, я не человек - я чудовище! Одна нога у меня лосиная, другая лошадиная. Я служу Страху и Тьме, я проникаю везде! Я вас всех поссорю и разозлю, я вам всем насолю! И вашу Птицу – Сказку я поймаю и утащу в подземное царство! Ха – ха - ха! (исчезает за ширмой)
Омелька – Ребята, не дадим Комполэну погубить Птицу – Сказку и разрушить нашу дружбу! Правда? (ответы детей) Давайте сразимся со страшным чудовищем! Кто из вас самый смелый? (Омелька выходит к зрителям и выбирает ребёнка из зала) Как тебя зовут? (ребёнок представляется)
Анне – Вот смелый мансийский богатырь, а назовём мы его Эква Пыгрись! Вот тебе Эква Пыгрись доспехи, надевай их на себя, тебе предстоит сразиться с Комполэном!
Комполэн – (Комполэн из-за ширмы, выглядывая, кричит визгливым голосом) Ой, ай! Чего это я боюсь? Разве есть на Земле кто-нибудь сильнее меня? Нет! Разве есть на Земле кто-нибудь больше меня? Нет! Разве есть на Земле кто-нибудь страшнее меня? Нет!
Омелька – Есть, есть, вот богатырь Эква Пыгрись хочет с тобой сразиться!
Комполэн - Эква Пыгрись, ну и имечко, какое смешное! Да это не богатырь, а сучок какой-то сушёный, берёзовый!
Анне - Ах, сучок берёзовый! Ну, ладно, берегись, Комполэн! Бери, Эква Пыгрись, меч и в бой! А чтобы тебя Комполэн не заколдовал, мы наденем тебе берестяной нос. (надевает берестяной нос) Так, так. Готово!
Омелька – Комполэн, а вот и Берестяной нос в гости пришёл! У- гу - гу! Берестяной нос – это уже серьёзно! Ребята, поможем Эква Пыгрисю! Поддержим его! (дети скандируют) Да! Эква Пыгрись! Эква Пыгрись! (происходит борьба между Комполэном и Эква Пыгрисем, мелькает свет)
Комполэн (устало) – Нет у меня больше сил, бороться против берестяного носа, богатырского меча Эква Пыгрися и вашей людской дружбы! Я сдаюсь, сдаюсь и исчезаю в своё подземное царство! У – у - у! (исчезает)
Анне – Спасибо, Эква Пыгрись, спас ты нас от злого мансийского Духа Комполэна! Благодаря тебе мы стали ещё сильнее и дружней! Правда, ребята? Садись на место, дружок! (провожает ребёнка в зал)
Омелька – Наступило время, когда мы навсегда изгнали Зло, Страх, Раздоры и не оставили ни пятнышка Тьмы в своём сердце!
СЦЕНА 6
(на ширме появляется Птица – Легенда)
Птица - Легенда – Дорогие друзья, Тётушка Анне, Омелька, какие интересные истории произошли у нас на зелёной планете хантыйских и мансийских сказок!
Омелька – Каждая сказка нам раскрыла свои секреты, свои тайны.
Анне – Старые северные люди говорят: «Всё то, что окружает человека, имеет душу: и вода, и лес, и земля, и небо, и сказки! И надо обращаться с ними как с живыми существами»!
Птица - Легенда – Вот и я Птица – Легенда, Сказка – Вымысел тоже живая! Я улетаю, унося волшебные сказки другим детям, но обещаю скоро вернуться к вам! И узнать, как вы живёте, как дружите, как общаетесь между собой! До свидания, мои маленькие друзья! (улетает)
Омелька (машет вслед) – До скорой встречи, Птица – Легенда! Мы обещаем, жить в дружбе и согласии, любить и помогать друг другу! Правда, ребята? (Да!)
Анне - А наша встреча подошла к концу! (на ширме появляются все герои сказки) И мы хором снова и снова повторяем заклинание:
Торум - По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Этот древних лет обычай
Жив на Севере моём.
Сорни - най - Кен-кеным, кеным, кеным!
Дзин-дзон, стук-бряк!
Синий дым, чёрный дым,
Мы закончим сказку так!
Акань - Мы прощаемся с нашими верными друзьями – удивительными и такими родными Югорскими сказками и их замечательными персонажами!
Заяц Шовр - До свидания! До новых встреч, ребята! (куклы берутся за руки и танцуют, затем артисты выходят перед ширмой на поклон)
Анне (педагог представляет артистов): Ребята, в нашей труппе выступали кукловоды разных национальностей: русские, татары, башкиры, ханты, манси, беларусы! Мы - одна большая и дружная семья! Аплодисменты юным артистам! Всего вам хорошего!
Используемая литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. – М.: «ВАКО», 2006. – 270с.
- Бондаренко Ф.С., Сидаш А.Н. Куклы и игрушки Агана. – Нижневартовск: «Сидаш и КО», 2003 - 32с.
- История ХМАО – Югры с древности и до наших дней. Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 466с.
- Сказки народов ханты. С – П.: ТОО «Алфавит», 1995, - 142с.
- Сказки народов Тюменского Севера. «Огонь – камень». – Средне – Уральское книжное издательство, 1980. – 144с.
- Сказки мансийские. Составитель Е.И.Ромбандеева. – С – П.: «Алфавит», 1996. – 46с.
- Секреты кукольного театра. – М.: ЗАО РИФМЭ, 2000. – 172с.
- Шесталов Ю. Крик журавля. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство. 1990. – 223с.
- Шесталов Ю. Повести. – М.: «Советская Россия», 1988. – 284с.
10. Я слушаю землю. Учебник – хрестоматия для 5 класса. Составители: Т.С. Астраханцева, А.В. Ефремов. – Х – М.: ОАО «Информационно – издательский центр», 2005. – 122с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по немецкому языку.тема:Сказки братьев Гримм
разработка мероприятия для 4-5 кл....
внеклассное мероприятие по экологии "22 апреля День Земли"
22апреля – День ЗемлиЦели:- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия к проблемам окружающей среды;- показать связь живых организмов с окружаю...
Разработка внеклассного мероприятия "Детский альбом"Чайковского
Познакомить учащихся с пьесами "Детского альбома"...
Внеклассное мероприятие для 4 класса по сказке-поэме "Водяная" (The Water Maid), выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая-основателя татарского литературного языка. Автор разработки Гумерова Н.А.
Author: GabdullaTukay is an outstanding Tatar poet. He is well-known not only in Tatarstan and Russia but all over the world. He is the founder of the Tatar literary language. His fairy tails ar...
Внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."
Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."...
Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли".
Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли"....
Внеклассное мероприятие по экологии и биологии Тема. Земля - это наш дом.
Цель. Формирование у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы Задачи: Прививать ученикам бережное от...