Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»
методическая разработка (5 класс)

Киселева Ольга Ильинична

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой родине Югре, приютившей на своей земле людей разных национальностей: аборигенов Севера ханты и манси, русских, украинцев, татар, башкир, белорусов и т.д. Разработка выполнена в форме сценария кукольного спектакля для показа перед детьми детских садов, начального и среднего звена школы. В ходе спектакля  используются элементы костюмирования, театрализация, активный диалог с залом, эмоциональное  стимулирование. Сценарий подкреплён  приложением – презентацией с цветными фотографиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_udivitelnye_skazki_zemli_yugorskoy.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль

«Удивительные сказки земли Югорской»

Киселёва Ольга Ильинична, педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБОУ ДО «ЦДО» г.п. Междуреченский

Название номинации: внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль.

Название работы: «Удивительные сказки земли Югорской»

Содержание работы:

        Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой родине Югре, приютившей на своей земле людей разных национальностей: аборигенов Севера ханты и манси, русских, украинцев, татар, башкир, белорусов и т.д. Разработка выполнена в форме сценария кукольного спектакля для показа перед детьми детских садов, начального и среднего звена школы. В ходе спектакля  используются элементы костюмирования, театрализация, активный диалог с залом, эмоциональное  стимулирование. Сценарий подкреплён  приложением – презентацией с цветными фотографиями.

Цель:  Через театрализацию Югорских сказок рассказать детям  о дружбе, взаимопонимании, терпении, уважении и любви друг к другу.  

Задачи: 

- расширение знаний об истории родного  края через сказки и легенды народов ханты и манси;

- расширение словарного запаса по темам «Этнические традиции», «Культурное наследие»  народов Югры;

- развитие  добрососедского отношения  между народами, населяющими ХМАО;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за нашу малую родину Югру;

- способствовать освоению детьми нравственных и эстетических ценностей культуры народов, населяющих Югру.

Область применения: для проведения внеклассных мероприятий.

Возрастные группы: учащиеся начального и среднего звена школы, воспитанники детских садов.

Методы обучения:

1. словесный метод;

2. наглядный метод;

3. игровой метод;

4. метод эмоционального стимулирования.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

1. кукольный спектакль;

2. диалог;

3. музыкальный ряд;

4. литературный ряд.

Тип занятия: сообщение новых знаний, интегрированный, комбинированный.

Оборудование: ширма, декорации,  театральные  куклы, аудиозаписи, предметы старины – меч, щит, шлем, сумочка для рукоделия «тутчан», берестяной нос.

«Счастливое детство в Югре»

Древняя земля Югра –

Это малая родина моя!

Живу я здесь с самого рождения,

Я - из молодого поколения.

Детство в Югре – счастливая пора!

Зовут нас к себе лес и река.

Солнце лучами своими палит,

 Луга и поляны влекут как магнит.

В небо голубое летит воздушный змей,

Раскинулся под ним простор родных полей.

Моё сердце рвётся к небесной вышине,

Звучит песенка кузнечика в знойной тишине.

Впечатления детства, друг мой, собирай,

Дыши полной грудью и не унывай!

Воспоминания эти останутся с тобой,

Неразрывной нитью, связав тебя с Югрой!

 

(руководитель объединения «Театр кукол «Забава» - Киселёва О.И.)

Сценарий кукольного спектакля:

«Удивительные сказки земли Югорской»

СЦЕНА 1

(На ширме появляются куклы в национальных  костюмах: охотник Омелька, Бог Торум, Сорни - най, Птица - Легенда, кукла Акань, Заяц Шовр. Перед ширмой - тётушка Анне)

Омелька – По тайге летают сказки,

                   По тайге легенды бродят,

                   Этот древних лет обычай

                   Жив на Севере моём.

Птица - Легенда – Кен-кеным, кеным, кеным!

                                Дзин-дзон, стук-бряк!

                                Синий дым, чёрный дым,

                                Начинаем сказку так!

Сорни - най – Пасе олын сим ком!

Акань – Пасе олын сим нэ!

Заяц Шовр – Здравствуйте друзья! Давайте знакомиться! Нас зовут:

- Омелька!  

- Сорни-най!  

- Бог Торум!

- Кукла Акань!  

- Заяц Шовр!  

- Птица - Легенда!

Анне – А меня зовут тётушка Анне, я сказительница и сегодня мы будем говорить с вами о сказках, о дружбе и взаимопонимании!

Сорни - най – Ребята,  в каком крае, на какой земле  мы с вами живём?

Акань – Совершенно верно! Мы с вами живём на доброй, щедрой и могучей Югорской земле, в Ханты – Мансийском автономном округе.

Бог Торум – Ребята, вы знаете, какие народы населяют нашу малую родину? Совершенно верно! Ханты, манси, русские, татары, башкиры, украинцы, беларусы, узбеки и т.д.

Омелька - Все мы любим нашу Югру и должны изучать её историю, жить в дружбе и согласии, помогать и уважать друг друга.

Анне – Правильно! В доступной форме об уважении и согласии между людьми могут рассказать  легенды и сказки любого народа, а также сказки нашего родного края!

Заяц Шовр – И хотя героями сказок выступают зайцы, куклы, птицы, Боги, Духи, но мы - то догадываемся, что под этим скрываются отношения между людьми разных народностей!

Птица – Легенда – Ты правильно подметил, Заяц Шовр! Животные, рыбы, птицы, растения говорят и действуют, как люди, и отношения между ними как у людей: они дружат и ссорятся, любят и ненавидят, боятся и доверяют! Ну, всё как у людей!

Торум – И хотя сказки разных народов отличаются друг от друга, в них можно найти много общего! Правда, тётушка Анне?

Анне – Торум, ты как всегда прав, герои в сказках демонстрируют модель человеческих взаимоотношений!

Омелька – Итак, мы пришли к выводу, что у каждого народа были, есть и будут сказки! Они пришли к нам из глубокой древности, когда люди ещё не умели читать и писать.

Сорни - най – Детские сказки всех народов  были очень популярны в прошлом. Взрослые увлечённо рассказывали их детям.

Заяц Шовр – Дети любили слушать, запоминали легко и быстро.

Птица - Легенда - А затем с удовольствием пересказывали другим в зимние холодные вечера.

Акань – В замечательных народных сказках происходят чудеса: необычные, удивительные; таинственные и странные события; случаются и приключения.

Анне –  Не зря  люди говорят, что сказки – это добрые глаза и душа народа!

Птица - Легенда - Так давайте, заглянем в эти добрые и немного наивные глаза!

Сорни - най – Лейся сказка о дружбе, о любви, о радости, о родине – Матери!

Акань – Итак, начинаем!

Заяц Шовр - Кен-кеным, кеным, кеным!

Омелька - Дзин-дзон, стук-бряк!

Сорни - най - Синий дым, чёрный дым,

 Торум, Анне - Начинаем сказку так!

СЦЕНА 2

(на ширме Птица – Легенда, летает)

Птица - Легенда – Случилось это давно, в сказочное время. Летела я, Птица – Легенда, Птица – Сказка над древней Югорской землёй. Летела под облаками, летела под солнцем. Летела, летела и  до ваших дней долетела. Сказки, легенды на могучих крыльях времени вам принесла! (на ширме появляется кукла Бог - Торум) Вижу, мне навстречу летит белое облако, а на нём чум, а в чуме Бог - Торум. Он создал вселенную!

Торум – У, у, у! Нет у меня ни жены, ни товарища, ни собаки! У, у, у!

Птица - Легенда – Найди себе друга, Торум, жену, например!

Торум –  Друг, жена, а что это такое?

Птица - Легенда – Жена – это мать всему живому на земле! Найди-и-и её, Торум! А я улетаю-ю-ю! Проща-а-й!

Торум – (Торум про себя) Друг – жена, это хорошо! Где же ты, моя добрая, моя ласковая! Где – е – е – е! (сверху раздается нежный голос)

Сорни - най – Я здесь! На облаке! Посмотри на меня, какая я солнечная и золотая!

Торум – Ты прекрасна, женщина с золотыми волосами и карими, как смородинки глазами! А как зовут тебя?

Сорни - най – Меня зовут  Сорни – най! Я - Женщина – Мать! Мать всех Матерей!

Торум – А что ты делаешь, красавица?

Сорни – най  – Ничего не делаю. Я летаю, мечтаю и жду!

Торум – А кого ждёшь?

Сорни - най  – Не знаю, но жду, может быть, тебя!

Торум – Правильно! Меня ждёшь! Худо мне одному жить в этом  большом мире! Давай вместе дружить и властвовать над миром!

Сорни - най  – Давай! А как это – властвовать над миром?

Торум – Мы будем с тобой жизнь создавать! Вон там внизу, под Небом  есть Земля! Но… на Земле нет Хозяина, нет Человека, нет Творца!

Сорни - най  – Создай Человека, на то ты и Бог!

Торум – Эх, трудна эта работа!                                                                          

Сорни - най  – Пошамань, поколдуй, ведь ты же всесильный, самый главный!

Торум – Один я не смогу, вот если ты мне поможешь, тогда, наверное, что-то и выйдет.

Сорни - най  – Хорошо, помогу тебе, Торум! Может и дети в зрительном зале не откажут нам в помощи?  (зал) Поможете? Ребята, повторяйте  вместе с нами!

Торум – Все вместе  скажем заклинание!

Вместе - По тайге летают сказки,

                По тайге легенды бродят,

                Этот древних лет обычай

                Жив на Севере моём.

Торум – Кен-кеным, кеным, кеным!

              Дзин-дзон, стук-бряк!

              Синий дым, чёрный дым,

              Начинаем превращенья так!

Сорни - най – Расти, вырастай новая жизнь! Смотрите, смотрите, вся Земля покрылась травами, мхами, деревьями, появились животные и птицы!

Торум – Однако, люди, люди появились! (внезапно появляется охотник Омелька)

Омелька (иронично) – Появились, появились!  И песни запели, а самое главное, сказки стали своим детям рассказывать!

Торум – Да… наша северная  Земля запела прекрасную песню жизни!

Сорни – най  (не слушая Омельку) – Мы так устали, создавая Землю, у нас так много дел и забот. Мы - улетаем! За мной, Торум! До встречи, наши маленькие друзья! (появляется тётушка Анне)

СЦЕНА 3

Омелька – Ну вот, захотелось только с Богами пообщаться, как они тут же исчезли! Придётся поверить, что так и зародилась жизнь на Древней Югорской земле!

Анне -  Омелька, какой ты недоверчивый! Сначала была легенда, была сказка! А, может, время сказок прошло? Говорят, их теперь  редко рассказывают детям!

Омелька (обращаясь к детям) – Ребята, кому родители рассказывают или читают сказки? Поднимите руки! Вижу, вижу – многим рассказывают, значит все в порядке! Тётушка Анне, как здорово черпать силу в добрых сказках!

Анне -  А ощутить связь с землёй предков да поможет нам простое народное слово!

Омелька – Ну, что опять повторяем заклинание? Ребята, помогайте нам хором!

                  Кен-кеным, кеным, кеным!

                  Дзин-дзон, стук-бряк!

                  Синий дым, чёрный дым,

                  Продолжаем сказку так.

Анне – Сейчас у нас в гостях добрая хантыйская сказка под названием «Кукла Акань».

Омелька –  Дремлет лес,  легко дыша,

                    В нём живёт,  я знаю,

                    Акань – добрая душа,

                    Девочка лесная.

Анне –  Ходит веточки стройней

             Там – в таёжной  дали.

             Платье вышито на ней птичьими следами.

СЦЕНА 4

( на ширме появляется кукла Акань, разговаривает сама с собой)

Акань – Живу я одна в чуме. Сама зверя добываю, сама рыбачу. Сама себе песни пою, сказки рассказываю. Всё сама, да сама! Надоело  о себе заботиться. Надоело с собой разговаривать!  Пойду я друга искать! Возьму узорчатую сумочку для рукоделия – ТУТЧАН называется. Всё готово! Пойду  лесной тропой,  я ничего не боюсь! Я ведь – таёжница! (идёт по лесу, всему удивляется)

Акань – Вот и лужок, солнце светит ярко! Кругом такая красота! Сяду, отдохну на пригорке! (усаживается, но вдруг вскрикивает, на лужок выскакивает Заяц, они оба  пугаются) Ой! Ой!

Заяц Шовр – Ой, кто ты, красавица? Куда тропу ведёшь? Ни друга ли ищешь в наших местах?

Акань – Я хантыйская кукла Акань.

              Не сложно сделать куклу Акань

              И очень прост наряд.

              На ярком платье бусинки

              Как звёздочки горят!  Это про меня. Друга я себе ищу.

Заяц Шовр – Что далеко прыгать! Я, я буду твоим другом. Зовут меня все Шовр – Заяц! Поняла? Шовр, Шовр!

Акань – Да, поняла, поняла! Заяц, я очень рада нашей встрече! А хочешь, я о тебе заботиться буду?

Заяц Шовр - Отлично! Пока ты тут обо мне заботиться будешь, я на охоту побегу! Надо мне кореньев, да травки свежей пощипать. Хозяйничай в избушке, не стесняйся! Пока!

Акань (кричит вслед) Заяц  Шовр! Исчез, даже поговорить по - душам не пришлось. Ну, да ладно!  Какой у меня, все-таки,  замечательный ушастый друг! (хозяйничает, разговаривает с собой) Уберусь у Зайца в избушке. Приготовлю еду, сяду, повышиваю ему одежду, подожду с охоты! А Зайца всё нет и нет! Заяц  Шовр, где ты? Заяц  Шовр, где ты? (появляется Заяц)

Заяц Шовр – Ох  и умаялся я! Акань,  чего кричишь, в тайге заблудилась, что ли?

Акань – Отчего ты заяц так долго по лесу бегал? Я тебя ждала, ждала!

Заяц Шовр (высокомерно) – Я в свою избушку захожу, когда захочу!

Акань – Так мы уговорились друзьями быть. Я скучала. Хотела твою песню услышать, свою тебе спеть.

Заяц Шовр - А я песен не пою, я песни пугаю! Вот так! (кричит в зал) А, а, а, а!

Акань - Ну всё, я обиделась! Сложу я свои пожитки в сумочку – тутчан и отправлюсь в путь. А ты, глупый и невоспитанный, оставайся здесь один, без друзей! Прощай!

Заяц Шовр – Футы - нуты! Нос задирает! Видали мы таких друзей! Проживём  как нибудь и без вас! Прощай! (Заяц исчезает, Акань идет, рассуждает)

Акань – И бывают же на свете такие зазнайки и глупцы! Обиделась я на Зайца, что мне обиженной, так и жить на белом свете? Грустно! Ой, слышу чью-то громкую музыку с земляничного бугра. Влезу я на пенёк, погляжу, откуда музыка звучит. (разглядывает что-то вдалеке) Люди  танцуют! Какие они радостные и весёлые! Пойду, познакомлюсь! (Акань кричит) Друзья, возьмите меня в свой танец! (на ширме появляются охотник Омелька, Сорни - най, Птица - Легенда)

Омелька - А кто ты такая? Раньше мы с тобой не встречались?

Акань – Я,  хантыйская кукла Акань, ищу себе друзей. А вы кто такие?

Омелька - Я – Омелька – охотник!

Сорни - най - Я – Сорни-най – Золотая женщина!

Птица - Легенда - А я – Птица - Сказка, Птица – Легенда! Акань, какая ты милая и славная, и душа у тебя, видно добрая! Давайте дружить и нам никогда не будет страшно в таком огромном мире потому, что мы вместе! Акань,   приглашаем тебя в наш танец!

Омелька (восторженно) – Эх, душа поёт, сердце поёт, руки и ноги танцуют! Как хорошо, когда  все мы вместе! Музыка! (танцуют «Куренью», затем Сорни - най, Акань, Птица - Легенда кланяются, уходят, Омелька на ширме)

СЦЕНА 5

(выходит тётушка Анне)

Омелька  – Какая замечательная  хантыйская сказка! Сказка о глупости и зазнайстве, о дружбе и взаимопонимании!

Анне – Да, в каждой сказке скрыты свои тайны, которые объясняют смысл жизни, полный вечных сюрпризов и волшебства.

Омелька  – Тётушка Анне, но волшебства бывают,  как добрые, так и злые. Я знаю одну такую старую  мансийскую сказку. Ребята, рассказать? Да! Давно это было…

Анне – Давно это было, тогда  из кедрового орешка только зарождалась Луна, а Солнце забиралось высоко, на самое седьмое Небо…

Омелька – И было тогда мало света и много тьмы. Из тьмы выходил Страх – лютый и безглазый. Страх нападал на людей и по капельке выцеживал из сердца мужество, ссорил людей между собой, сеял раздоры и войны!

Анне – Из всех духов самым злым и коварным был Комполэн – Болотный Дух. (на сцене появляется большая маппет - кукла Комполэн)

Комполэн – Я  Комполэн! Я Болотный Дух! Я не зверь, я не человек - я чудовище! Одна нога у меня лосиная, другая лошадиная. Я служу Страху и Тьме, я проникаю везде! Я вас всех поссорю и разозлю, я вам всем насолю! И вашу Птицу – Сказку я поймаю и утащу в подземное царство! Ха – ха - ха! (исчезает  за ширмой)

Омелька – Ребята, не дадим Комполэну погубить Птицу – Сказку и разрушить нашу дружбу! Правда? (ответы детей) Давайте сразимся со страшным чудовищем! Кто из вас самый смелый? (Омелька выходит к зрителям и выбирает ребёнка  из зала) Как тебя зовут? (ребёнок представляется)

Анне – Вот смелый мансийский богатырь, а назовём мы его Эква Пыгрись! Вот тебе Эква Пыгрись доспехи, надевай их на себя, тебе предстоит сразиться с Комполэном!

Комполэн (Комполэн из-за ширмы, выглядывая, кричит визгливым голосом) Ой, ай! Чего это я боюсь?  Разве есть на Земле кто-нибудь сильнее меня? Нет! Разве есть на Земле кто-нибудь больше меня? Нет! Разве есть на Земле кто-нибудь страшнее меня? Нет!

Омелька – Есть, есть, вот богатырь Эква Пыгрись хочет с тобой сразиться!

Комполэн -  Эква Пыгрись, ну и имечко, какое смешное! Да это не богатырь, а сучок какой-то сушёный, берёзовый!

Анне - Ах, сучок берёзовый! Ну, ладно, берегись, Комполэн! Бери, Эква Пыгрись, меч и в бой! А чтобы тебя Комполэн не заколдовал, мы наденем тебе берестяной нос. (надевает берестяной нос) Так, так. Готово!

Омелька  – Комполэн, а вот и Берестяной нос в гости пришёл! У- гу - гу! Берестяной нос – это уже серьёзно! Ребята, поможем Эква Пыгрисю! Поддержим его! (дети скандируют) Да! Эква Пыгрись! Эква Пыгрись! (происходит борьба между Комполэном и Эква Пыгрисем, мелькает свет)

Комполэн (устало) – Нет  у меня больше сил, бороться против берестяного носа,  богатырского меча Эква Пыгрися и вашей людской дружбы! Я сдаюсь, сдаюсь и исчезаю в своё подземное царство! У – у - у! (исчезает)

Анне – Спасибо, Эква Пыгрись, спас ты нас от злого мансийского Духа Комполэна! Благодаря тебе мы стали ещё сильнее и дружней! Правда, ребята? Садись на место, дружок! (провожает ребёнка в зал)

Омелька – Наступило время, когда мы навсегда изгнали Зло, Страх, Раздоры и не оставили ни пятнышка Тьмы в своём сердце!

СЦЕНА 6

(на ширме появляется Птица – Легенда)

Птица - Легенда – Дорогие друзья, Тётушка Анне, Омелька, какие интересные истории произошли у нас на зелёной планете хантыйских и мансийских сказок!

Омелька – Каждая сказка нам раскрыла свои секреты, свои тайны.

 Анне – Старые северные люди говорят: «Всё то, что окружает человека, имеет душу: и вода, и лес, и земля, и небо, и сказки! И надо обращаться с ними как с живыми существами»!

Птица - Легенда  – Вот и я Птица – Легенда, Сказка – Вымысел  тоже живая! Я улетаю,  унося волшебные сказки  другим детям, но обещаю скоро вернуться к вам! И узнать, как вы живёте, как дружите, как общаетесь между собой! До свидания,  мои маленькие друзья! (улетает)

Омелька (машет вслед) –  До скорой встречи,  Птица – Легенда! Мы обещаем, жить в дружбе и согласии, любить и помогать друг другу! Правда, ребята?  (Да!) 

Анне - А наша встреча подошла к концу! (на ширме появляются все герои сказки) И мы хором снова и снова повторяем заклинание:

Торум - По тайге летают сказки,

              По тайге легенды бродят,

              Этот древних лет обычай

             Жив на Севере моём.

Сорни - най - Кен-кеным, кеным, кеным!

                       Дзин-дзон, стук-бряк!

                       Синий дым, чёрный дым,

                       Мы закончим сказку так!

Акань - Мы  прощаемся с нашими верными друзьями – удивительными и такими родными  Югорскими сказками и их замечательными персонажами!

Заяц Шовр - До свидания! До новых встреч, ребята! (куклы берутся за руки и танцуют, затем артисты выходят перед ширмой на поклон)

Анне (педагог представляет артистов): Ребята, в нашей труппе выступали кукловоды разных национальностей: русские, татары, башкиры, ханты, манси, беларусы!  Мы - одна большая и дружная семья! Аплодисменты юным артистам! Всего вам хорошего!

Используемая литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. – М.: «ВАКО», 2006. – 270с.
  2. Бондаренко Ф.С., Сидаш А.Н. Куклы и игрушки Агана. – Нижневартовск: «Сидаш и КО», 2003 - 32с.
  3. История ХМАО – Югры с древности и до наших дней. Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 466с.
  4. Сказки народов ханты. С – П.: ТОО «Алфавит», 1995, - 142с.
  5. Сказки народов Тюменского Севера. «Огонь – камень». – Средне – Уральское книжное издательство, 1980. – 144с.
  6. Сказки мансийские. Составитель Е.И.Ромбандеева. – С – П.: «Алфавит», 1996. – 46с.
  7. Секреты кукольного театра. – М.: ЗАО РИФМЭ, 2000. – 172с.
  8. Шесталов Ю. Крик журавля. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство. 1990. – 223с.
  9. Шесталов Ю. Повести. – М.: «Советская Россия», 1988. – 284с.

10. Я слушаю землю. Учебник – хрестоматия для 5 класса. Составители: Т.С. Астраханцева, А.В. Ефремов. – Х – М.: ОАО «Информационно – издательский центр», 2005. – 122с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "22 апреля День Земли"

22апреля – День ЗемлиЦели:- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды;- показать связь живых организмов с окружаю...

Разработка внеклассного мероприятия "Детский альбом"Чайковского

Познакомить учащихся с пьесами "Детского альбома"...

Внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."

Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Много слов на земле..."...

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли".

Внеклассное мероприятие по формированию экологической культуры "День Земли"....

Внеклассное мероприятие по экологии и биологии Тема. Земля - это наш дом.

Цель. Формирование у детей экологической культуры и            уважительного отношения к миру природы Задачи: Прививать ученикам бережное от...