Устный журнал «Сказание о земле Югорской»
материал по географии (8 класс) на тему
Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения ХМАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устный журнал "Сказание о Земле Югорской" | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Сказание о земле Югорской»
Голос за кадром. ( презентация «ХМАО - Югра»
Неведомая, дикая, глухая, (Слайд 13)
Закрытая пока от россиян,
Земля лежала, тайнами играя
И привлекая взор новгородчан.
Манили земли, что лежат за камнем
Купеческий новогородский люд.
И смельчаков Улеба созывает
Проложить новый северный маршрут.
Влекли купцов несметные богатства
Лесов Югорских и Югорских рек.
Им не страшны «Железные ворота»,
Пройдёт повсюду русский человек.
Долбились волны о борта сердито, (Слайд 14)
Суровый ветер лица обдувал.
Упорно к цели плыли мореходы,
И поклонился смельчакам Урал.
Но север не ласкал своих пришельцев
И не спешил богатством осыпать.
Народ Югорский не желал мириться,
Готов был долго с ними воевать.
Но не сдавался Новгород Великий, (Слайд 15)
И снова шли отряды смельчаков,
Чтоб собиралась дань с земли сибирской:
Моржовый клык и множество мехов.
А.А. Босамыкина
1 ведущий.
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…
2 ведущий.
Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.
1 ведущий.
Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.
2 ведущий.
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.
1 ведущий.
Особое внимание уделяется сохранению уникальных северных этносов, возрождению их культуры и традиций.
По Иртышу и Оби жили племена угров . Из общей массы Сибирских угров выделились 2 родственных народности : ханты (до 30г. Их называли остяками) и манси (вогулы).
2 ведущий.
Словно люльку дверь тяжёлую качни
С другом к нам на посиделки приходи
Соберёмся у хантыйского огня
Зазвучат легенды песни для тебя
С жизнью хантов познакомишься друг мой .
Ты вниманием посиделки удостой .
1 ведущий.
Слово предоставляется методисту музея под открытым небом «Эхо Югры »
Черновой Елене Михайловне. Она расскажет о воспитании детей в семьях коренных народов Севера, о культуре коренных народов.
Звучит хантыйская мелодия .
Выходит девочка одетая в хантыйское платье.
2 ведущий. Это Акань к нам в гости пожаловала , а живёт она в чуме , в лесу ягоды собирает.
Акань:
Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас
Сколько спелых ягод здесь !
Соберу их все сейчас
Добрый лес , светлый лес .
Ягоды я не стану есть .
Клюквою своею угощу я всех людей :
Бабушек и дедушек , славных малых детушек ,
молодых рыбаков, рукодельниц девушек.
Матерям и отцам и подружкам и друзьям
Понемножку всем раздам
Акань раздаёт ягоды .
Акань. Ой , а на всех нехватает . Да вы ребята не огорчайтесь , в чуме у меня на ягодах морс настоян . А на каких догадайтесь сами .
Акань.
И горда я и красива !
Чёрный сах на мне искрится.
Белый сах на мне искрится
Я поймаю трёх оленей -
Серебром их шерсть лоснится
Белым инеем дымится!
Запрягу я трёх оленей ,
Запрягу , украшу шеи –
Где других найдёшь быстрее ?
Мчатся нарты, точно птицы.
И горда, я и красива!
Как бубенчик бьётся звонко
Как у нарты полоз тонок!
И смеюсь я как ребёнок.
И горда, я и красива!
Где олени шли гурьбою
Следом снежной целиною, и лечу я за спиною
И лечу, а за спиною
Вереница нарт за мною –
Целиною, целиною!
И горда, я и красива!
И не знаю я вольней
Тундры родины моей!
Акань прощается с ребятами и уходит.
1 ведущий.
А сейчас на сцену приглашается театр моды «Параллели времени» под руководством Лилии Ивановны Фроловой с коллекцией одежды, в которой использованы элементы национальной одежды ханты.
Звучит музыка . Пыть-Яхский вальс .
2 ведущих .
Вальс исполнили ученики Чижковой Веры
Янучковский Алёша и Александрова Даша.
2 ведущий.
А сейчас мы хотели бы узнать: «А знаете, ли вы свой край?»
Вашему вниманию предоставляется викторина .
Победители получают призы.
На этом наше мероприятие закончено.
Викторина «Знаешь ли ты свой край».
1.Как называется короб, сплетённый из корней кедра? ( Корневатик, кузовки , пабирушки из бересты).
2. Какую птицу ханты изображали на стенках детских колыбелей для лучшего сна? (Узор глухаря)
3.Основные занятия народа ханты. ( Рыболовство)
4. Назовите средства передвижения народа ханты. (Нарты, обласа, лыжи, бураны)
5. Назовите трёх священных животных коренных народов Севера. ( Медведь, лось, глухарь)
6. Как называется место для отдыха, расположенное в избе? ( Нары)
7. В какие игры любят играть дети народа ханты? ( Охота, рыбалка, перетягивание каната, девочки в куклы)
8. Какая птица изображена на гербе нашего города? ( тетерев, глухарь, рябчик)
9. В каком году Пыть-Яху был присвоен статус города окружного подчинения? (1984, 1988,1900)
10. Как по другому называли ханты и манси?
-Ханты мансийцы
-Вогулы и остяки
-Лесные жители
11. Какое животное больше всего любит соль? Ещё его называют сохатым зверем .( Лось)
12.Хантыйская загадка: «Под водой сто глаз» (сети)
13. Сколько матерей у ребёнка ханты появляются с рождения?
(4- родила, приняла, перенесла из родильного дома в большой дом, крестила)
14.Что первое дарят мальчику ханты? (Аркан и нож)
15. Что первое дарят девочке ханты? (нитки, ткань, меха)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Сын земли русской"(основные вехи жизни М.В.Ломоносова)
Цель данного мероприятия : обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, раскрыть масштабность личности Ломоносова как истинного сына своего Отечества....
Гений земли русской (устный журнал)
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и твор...
Устный журнал «Ради жизни на земле» (для 6-7 классов)
Воспитывать у учеников чувство гордости за лучших сынов Отчизны и желание быть похожими на них. В журнале 4 страницы1. «Бой идёт не ради славы»2. «...
Устный журнал "Сын земли Белгородской"
Данный сценарий разработан для проведения среди учащихся 5-6 классов.Цель: Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.Задачи: раскрыть перед дет...
Устный журнал "Живительная влага Земли"
Мероприятие посвящено Всемирному дню воды (22 марта). Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; расск...
Внеклассное мероприятие "Земля у нас одна..." Устный журнал (ко Дню Земли)
Конспект внеклассного мероприятия "Земля у нас одна..." с презентацией. Мероприятие проходит в форме устного журнала....
Устный журнал "Нартас - жемчужина земли марийской"
Конспект внеклассного мероприятия...