Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках краеведения.
статья по краеведению по теме
Преимущества применения компьютерных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionno-kommunikacionnye_tehnologii_na_urokah_kraevedeniya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках краеведения.
Главная цель применения компьютерных технологий в школе – интенсификация обучения и создание условий для саморазвития личности обучающихся. Это ставит перед учителем задачи:
1) обеспечить учащимся максимальный доступ к наглядной и чётко систематизированной учебной информации и создать условия для её успешного усвоения;
2) способствовать развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся;
3) совершенствовать информационную культуру и коммуникативные компетенции обучающихся.
Опыт показывает, что компьютер на уроке может быть задействован широко и многопланово.
Одна из задач курса “История и культура Петербурга” – научить ребят ориентироваться в городском пространстве. Имея доступ к интернету во время урока, для решения этой задачи я использую ЯНДЕКС-ПАНОРАМУ. Очень удобно совершать виртуальные прогулки, закрепляя пройденный материал. Предлагая детям темы исследовательских работ, я предлагаю им список сайтов, где они могут получить информацию, знакомлю со структурой библиотечных сайтов.
Большую помощь в работе оказывают музейные сайты. Информацией и материалами удобно пользоваться во время урока.
На этапе первичного закрепления использую электронные обучающие тесты. Учащиеся используют электронные тесты для подготовки к зачетам.
Несомненно, важную роль в активизации учащихся на уроке играют презентации.
Это могут быть презентации, подготовленные учителем к уроку – лекции, презентации учащихся, созданные самостоятельно к уроку, возможна презентация - защита проекта.
ИКТ позволяют разрабатывать медиауроки, которые повышают эффективность усвоения учебного материала.
Подводя итог, хочется сказать, что компьютер и интернет на уроке в современной школе просто необходимы. ИКТ предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности как учителя так и учащихся, возможность сотрудничать и развиваться. А главное повышают интерес детей к исследовательской деятельности, к изучению истории родного города, края и страны в целом.
Всё чаще мы используем на уроках специальные учебные диски с разработками уроков по предметам и классам, с различными справочниками и хрестоматиями (например, издания «КМ-школы», «С: Репетитор» и др.). Но, должна заметить, - не всегда и не всё в них устраивает. Наиболее ценны практические и тестовые задания, которые тут же выдают результат – объективную оценку, важную для контроля и самоконтроля учащихся. Но вот теоретический материал, если он подаётся на диске так же, как готовая, рассчитанная на простое запоминание, информация в обычном учебнике, на уроке малоэффективен. Чтобы будить мысль учащихся, чтобы стимулировать их к собственным «научным» открытиям на уроке, нужны другие способы представления и познания нового на уроке. На своих уроках я использую собственные компьютерные презентации к урокам русского языка и литературы. Они имеют разное назначение, определяющее в конечном итоге их жанровое многообразие:
1. Собственно презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую тему, сообщения учителя или ученика при введении нового, а также для рекламных целей перед выбором элективных курсов.
2. Учебное электронное пособие (УЭП) – тема, модуль, элективный курс – для учащихся облегчает работу с теоретическим материалом: даёт возможность быстро, наглядно и эффективно освоить новые темы, повторить в случае необходимости основные термины и понятия, использовать содержание слайдов в качестве опоры для устного информационного сообщения и резюме. Электронное учебное пособие стараюсь сделать достаточно универсальным, чтобы иметь варианты использования на уроке: для коллективной и самостоятельной работы, индивидуальной и групповой, устной и письменной. Оно служит самоучителем и консультантом, с помощью которого обучающиеся, выбирая свой темп и степень погружения в учебный материал, самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию, контролируют и оценивают свой уровень знаний. Учащиеся работают с УЭП и в индивидуальном режиме: если у кого-то есть необходимость вернуться к ранее изученному, уточнить термин, определение, переделать практическое задание; или если ученики (группы учеников) получают каждый своё (групповое) задание.
3. Электронный обучающий тест предназначен для применения на этапе первичного закрепления изученных теоретических сведений, самоподготовки и самоконтроля учащихся. Например, «Секреты «зажигательной» речи» и глоссарий к нему дают возможность тренинга по усвоению трудной для учащихся темы, насыщенной большим количеством лингвистических терминов и литературоведческих понятий, которые легче запоминаются в «электронной игре». Это пособие для индивидуальной работы, основанное на принципах доверия и сознательности, позволяет разнообразить деятельность учащихся, воспитывает в них ответственное и серьёзное отношение к работе.
4. Обучающая тетрадь-презентация (ОТП) к элективному курсу «Презентация может всё» демонстрирует все возможности создания, изменения и совершенствования компьютерной презентации. Учащийся заполняет тетрадь и при этом отражает в ней уровень своей обученности. При сохранении окончательных вариантов практических работ такая тетрадь становится авторской, именной – индивидуальным результатом обучения. В тетради-презентации ребята делают свои первые шаги в подготовке проекта.
5. Презентации – проекты учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку, элективному курсу или внеклассному мероприятию.
6. Презентация - набор учебно-методического материала к изучению большой темы, раздела курса (например, по творчеству писателя), который можно использовать по частям в нужной компоновке на разных уроках в разных классах.
Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока, помощником учителя в организации учебной деятельности детей, в создании им условий развития речевых компетентностей.
Приведу в пример один из уроков, проводимых мною в 5-6 классах во время декады русского языка в школе. Он называется «Путешествие в Страну Лексики и Фразеологии» и посвящён одному из самых увлекательных разделов русского языка. Сразу скажу: урок не новый, я проводила его не с одним поколением учащихся ещё до «компьютерной эры». Игровая форма способствует непринуждённому общению в рамках заданных ситуаций. Отправляясь в «путешествие», мы берём с собой накопленный за годы изучения лексики и фразеологии багаж знаний и практических умений, который помогает нам с учащимися с честью выйти из тех «затруднений», что могут возникнуть в пути. Мне показалось интересным сравнить, как практически один и тот же дидактический материал при одних и тех же целях и задачах применялся мною раньше и применяется теперь.
Чтобы раньше провести такой урок, мне надо было потратить много бумаги, сил и времени, готовя карточки со всевозможными заданиями, привлечь к работе ассистентов, чтобы они вовремя раздали, собрали, зафиксировали результаты заданий; нужно принести, наконец, в класс не одну стопку словарей. Надо ли говорить, что провести такой урок организованно было сложно, а избежать непроизводительной траты времени невозможно. Конечно, всё окупается горящими глазами увлечённых уроком ребят, достигнутыми ими успехами: научились пользоваться словарями, узнали много нового и интересного о фразеологизмах, поработали над расширением своего словарного запаса и развитием устной монологической речи, проявили свою эрудицию и смекалку.
И вот этот же урок в современной «аранжировке»: интернет и презентация – учебное пособие в качестве компьютерной поддержки. С их помощью сняты многие негативные моменты: на уроке минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность маршрута путешествия, возможность мгновенной оценки и самооценки личной и команды. Композиция урока отражена в сюжете, предлагаемом на слайдах, и учитель, освобождённый от рутинной работы (раздать-собрать-проверить-оценить-объявить) вместе со своими учениками следует по заданному маршруту, помогая им, если нужно, советом, направляя их самостоятельную поисковую деятельность и вдохновляя на победу. Мне, как учителю, провести такой медиаурок гораздо легче, а детям стало в тысячу раз интереснее: играя, получают знания; знания приводят к успеху; успех рождает желание добиваться новых знаний и новых побед.
Для детей начинается не просто урок, а учебная компьютерная игра – то, что они все любят. Перед «стартом» ввожу учащихся в ситуацию приключения. Подводя итоги такого урока, приходишь к выводу, что результат урока – это не только хорошие оценки, которые, как правило, получают дети, но главное – это тот огромный эмоциональный заряд, который они получили в процессе активной познавательной и творческой деятельности. Это развитие их коммуникационных навыков, связанных с умением работать в команде, в паре, умением высказываться и слушать других, уважительно относиться к чужому мнению. И, разумеется, дети очень ценят такие уроки за то, что могут приобщиться к современным информационно-коммуникационным технологиям: поработать на компьютере, освоить поиск в интернете. Учителю открывается путь к экономии времени и радости творчества.
От себя ещё добавлю: пока у нас в школе не был подключен интернет, я копировала нужные веб-страницы с помощью домашнего компьютера, имеющего доступ в интернет, и сохраняла их в той же папке, где находится учебная презентация к этому уроку, соединив их гиперссылкой. Получалась своего рода игра в интернет.
А вообще компьютер на уроке, интернет на уроке – это совсем не игра, а большая и важная методическая задача, решать которую призван в современной школе современный учитель. Она открывает неограниченные возможности для творчества учителя и учащихся, перспективы развития и совершенствования их сотрудничества.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и элективных курсах в МКШ
Созыкина Галина Витальевна, учитель технологии высшей квалификационной категории.
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. У подавляющего большинства наших учащихся дома нет компьютеров, поэтому они испытывают повышенный интерес к компьютерной технике. Вот поэтому 3 года назад своей темой по самообразованию я выбрала тему «Использование ИКТ в работе учителя».
Для того чтобы эффективно использовать ИКТ в своей работе, мне предстояло решить следующие задачи:
· научиться пользоваться ресурсами сети Интернет;
· научиться пользоваться цифровым фотоаппаратом, сканером, ноутбуком, мультимедиапроектором.
· научиться разрабатывать медиауроки с применением компьютера;
· научиться использовать CD-диски на уроках;
· научиться создавать учебные пособия в программе PowerPoint;
· создать коллекцию уроков-презентаций, компакт-дисков, учебных пособий и других ресурсов.
В результате работы над темой у меня появился определённый опыт использования ИКТ на уроках, элективных курсах, а также авторские разработки уроков и учебных пособий.
Виртуальный фотоальбом. Выполнен в виде слайд-презентаций, в которых размещены фотографии работ учащихся по темам. Это изобразительное искусство, аппликации из соломки и бересты, бумагопластика, смешанные техники и др. В альбом помещены фотографии изделий, выполненных учащимися в течение последних лет. Многие работы ученики уносят домой, а фотоальбом позволяет сохранить их и показать другим учащимся. Фотографии сделаны цифровым фотоаппаратом и помещены в программу подготовки презентаций PowerPoint. Первый слайд – текстовый, остальные содержат фотографию изделия и пояснительный текст. Учащиеся очень любят смотреть такие фотоальбомы, восхищаются работой своих старших товарищей и очень хотят научиться делать также.
Медиауроки. Я разработала два медиаурока для учащихся 5 класса с применением программы создания презентаций PowerPoint: «Изонить» и «Изготовление мягкой игрушки». Для проведения уроков с компьютером я выбрала именно эти темы, потому что нет достаточного количества информационного материала в существующих учебно-методических пособиях. Медиауроки позволяют повысить эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, способствует повышению внутренней мотивации к изучению данной темы и выполнению практических работ. Использование анимации в слайдах позволяет дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.
При оформлении слайдов я стараюсь соблюдать следующие основные правила:
· вспомогательная информация не преобладает над основной информацией;
· на одном слайде использовать не более трёх цветов.
· не злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;
· не заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: дети могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений;
· наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Создание медиауроков - очень увлекательная и творческая работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый информационный и иллюстративный материал. В поисках информации выручает Интернет. Во-вторых, нужно продумать структуру и оформление презентации, расположить текстовую информацию на слайдах, вставить картинки, настроить анимацию, сделать гиперссылки, вставить звуковые и видео-файлы. Результаты урока оправдывают время, затраченное на подготовку к уроку, потому что ученики проявляют повышенный интерес к изучаемому материалу, их невозможно отправить на перемену во время спаренных уроков технологии.
Проектная деятельность и компьютер. Уже несколько лет учащиеся нашей школы разрабатывают и реализуют проекты, но только в этом году для защиты проектов мы стали использовать презентации, выполненные в программе PowerPoint. Презентация облегчает процесс выступления учащихся, так как информация по проекту расположена на слайдах в сжатом виде. На экране можно увидеть всю последовательность выполнения проекта, фотографии готовых изделий.
Учебное пособие для элективного курса. Я разработала программу элективного курса для 9 класса «Бумажная планета», на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с удивительным миром рукоделия – бумагопластикой. Но по этой теме нет никаких учебных пособий. Поэтому мне пришлось разрабатывать электронное учебное пособие на основе программы создания презентаций PowerPoint, которое помогает мне проводить занятия элективного курса, а учащимся осваивать новый вид рукоделия и выполнять творческий проект. Данное пособие я использую и как презентацию своего элективного курса в начале сентября. Для этого показываю учащимся только слайды по щелчку и не использую гиперссылку на скрытые слайды.
Использование ресурсов сети «Интернет». В этом учебном году интернет появился в нашей школе, а до этого я пользовалась им только дома. Я использую информацию, взятую с различных сайтов, для подготовки уроков по всем предметам (создаю небольшие презентации или копирую страницы сайтов, которые на уроках показываю с помощью мультимедиапроектора), использую разработки учителей и интересные материалы при подготовке к занятиям. С этого учебного года учу своих учеников пользоваться интернетом и с его помощью готовить сообщения к урокам, находить и сохранять нужную информацию для выполнения проектов, искать и сохранять картинки для создания презентаций. К сожалению, в нашем кабинете информатики пока не работает сеть, и поэтому нет возможности использовать интернет непосредственно на уроках.
Использование CD-дисков на уроках. Для проведения интерактивных видеоуроков по изобразительному искусству я использую «Шедевры русской живописи», «Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия», «Художественную энциклопедию зарубежного и классического искусства». На уроках технологии - «Кулинарную энциклопедию Кирилла и Мефодия». На уроках физики я применяю «Электронные уроки и тесты» (9 дисков по различным темам программы). Так как кабинет физики оснащён компьютером, медиаресурсы помогают объяснять новый материал, проводить виртуальные эксперименты, решать видеозадачи, выполнять различные тесты, а также проводить дифференцированное обучение учащихся.
При использовании ИКТ на уроках я не наблюдаю повышения успеваемости учащихся, однако заметно увеличивается интерес учеников к изучаемому материалу, к выполнению проектов. Детям очень нравится находить информацию в интернете, создавать презентации в программе PowerPoint.
Своим опытом работы я неоднократно делилась с коллегами, выступая на заседаниях РМО и в рамках областных курсов повышения квалификации. Второй год мои разработки принимают участие в областном Фестивале медиауроков с компьютером, в этом году проект моей ученицы представлен на областном Фестивале проектов с компьютером. Я буду продолжать работать над темой по самообразованию дальше, совершенствовать своё мастерство и пополнять коллекцию авторских разработок и CD-дисков.
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях авторского элективного курса "Тише едешь - дальше будешь"
Афанасьев Николай Миронович, учитель технологии первой квалификационной категории.
Изучение теоретической части осуществляется через анализ и обсуждение предложенной учителем или самостоятельно подобранной и изученной учащимися информации, полученной с помощью Интернета и использования специальных CD-дисков. Изучаются параллельно знаки дорожного движения (по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д.) и правила движения, связанные с ними. При этом используются авторские наглядные пособия в виде таблиц, рисунков, карточек, а также файлы из интернета и видеоматериалы с СD-дисков – вся информация заложена и хранится в компьютерах.
Задания для практикумов выстраиваются по принципу «от простого к сложному»: по мере изучения дорожных знаков, их количество на маршрутных листах увеличивается, как и количество транспортных средств, участвующих в движении. Для учащихся, легко справляющихся с заданиями данного курса и желающих углубленно изучать правила дорожного движения, предлагается индивидуальная самообразовательная работа по изучению дополнительного материала, представленного на CD дисках.
Применение компьютера заметно активизирует работу учащихся. Учащихся вдохновляет вариативность индивидуальной и коллективной работы, возможность самостоятельной работы на компьютере, наличие выбора видеосюжетов и дидактических задач. Необходимое материальное обеспечение, связанное с наглядностью и доступом к информации, мы имеем в кабинете информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно – коммукационных технологий при организации учебного процесса....
Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...