программа дополнительного образования"Литературный Кузбасс"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Объединение литературных краеведов соединит учащихся средних и старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях объединения дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества №3»
Программа рекомендована методическим советом протокол №___от_________ председатель МС _________________________ | Утверждена педагогическим советом протокол № ____ от __________ 200_г. директор ДДТ№3 ______________ Л.А. Нукина |
Дополнительная
образовательная программа
детского творческого объединения
«Литературный Кузбасс».
(для детей среднего школьного возраста)
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Ткаченко Светлана Геннадьевна.- педагог дополнительного образования
Новокузнецк, 2009.
Пояснительная записка
Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово. Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является литературное краеведение. Для многих учителей стали путеводными слова К.Г.Паустовского: «Нет такого уголка в нашей стране – даже самого отдаленного и малоизвестного – где бы не было людей, любящих свой родной уголок и досконально знающих его историю, все его особенности…»
В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе родного края и его людям постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба.
В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
Объединение литературных краеведов соединит учащихся средних и старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях объединения дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
Цель программы: формирование у учащихся любви к народному творчест- ву и родной литературе, расширение и углубление представлений учащихся о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы родно -го края.
Задачи:
1) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;
2) показать учащимся, как выражены в произведениях кузбасских писателей быт, традиции, характеры, природа сибирского края.
3) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;
4) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;
Работа объединения позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.
Программа рассчитана на обучение детей среднего (13 -14лет) школьного возраста .
Срок обучения – 1 год. Каждый учебный год предусматривает 216 часов, по два часа три раза в неделю. Основной формой организации педагогического процесса является занятие, где используются различные формы работы: беседа, игра, экскурсии, практическая работа.
В результате прохождения данной программы учащиеся должны иметь представление:
1.о литературной жизни Кузбасса.
2.о жанровом многообразии местной литературы.
Знать:
1.тематику творчества писателя, его художественный мир.
2.содержание изучаемых произведений.
3.жизненный и творческий путь писателя.
Уметь:
1.анализировать произведение.
2.характеризовать главных героев
3.составлять рецензии, аннотации по прочитанным произведениям.
Учебно-тематический план
I год обучения
Цель: формирование у воспитанников представлений о литературной жизни Кузбасса .
Задачи:
- способствовать формированию у воспитанников знаний о литературной жизни своей малой Родины.
- формировать представления учащихся о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы родного края.
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине и ее людям;
- развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Фольклорная традиция Кузбасса. | 24 | 12 | 12 |
2.1 | Разнообразие жанров. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Малые жанры фольклора. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Колыбельные песни. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Потешки и пестушки. | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Считалки и скороговорки. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Пословицы и поговорки. | 2 | 1 | 1 |
2.7 | Загадки. | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Песенный фольклор. | 4 | 2 | 2 |
2.9 | Народные праздники. | 2 | 1 | 1 |
2.10 | Персонажи христианской мифологии в фольклоре Кузбасса. | 2 | 1 | 1 |
2.11 | Мифологические персонажи обрядовых песен, записанных в Кузбассе. | 2 | 1 | 1 |
№ 3. | Проза Кузбасса. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
3.0 | Народная проза Кузбасса. | 36 | 23 | 13 |
3.1 | Многообразие жанров, тематики. | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Традиции, новаторство. | 4 | 3 | 1 |
3.3 | Художественный мир писателей. | 4 | 4 | |
3.4 | Любовь к родной земле в творчес- тве В.М.Мазаева. | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Творчество Е.В. Дубро. | 4 | 2 | 2 |
3.6 | Гражданские мотивы в творчестве А.С Яброва. | 2 | 1 | 1 |
3.7 | Человек труда в творчестве З.А Чегирева. | 2 | 1 | 1 |
3.8 | Новокузнецк в творчестве Г.Немченко. | 2 | 2 | - |
3.9 | Люди земли Кузнецкой в творчестве Емельянова. | 2 | 2 | - |
3.10 | Чивилихин – пионер экологической темы в современ -ной литературе. | 4 | 2 | 2 |
3.11. | А.С.Ябров. Повести и рассказы. | 2 | 1 | 1 |
3.12. | Систематизация материала по теме «Проза Кузбасса» | 4 | 2 | 2 |
№ 4. | Поэзия Кузбасса. | 154 | 77 | 77 |
4.1 | Жанры и тематика произведений. | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Художественный мир поэтов. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Традиции и новаторство. | 4 | 2 | 2 |
4.4. | Творчество Б.Федорова. | 2 | 2 | - |
4.5 | Мотивы лирики. | 2 | 1 | 1 |
4.6 | Жанровое своеобразие творчества. | 2 | 1 | 1 |
4.7 | Анализ стихотворения «Рабская кровь» | 4 | - | 4 |
4.8 | Поэтическое слово В.Махалова. | 4 | 2 | 2 |
4.9 | Поэзия И.Киселева. | 2 | 1 | 1 |
5.0 | Поэтические находки М. Небогатова. | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Кузнецкая тема в творчестве Е.Буравлева. | 4 | 2 | 2 |
5.2 | Поэзия В. Баянова. | 2 | 2 | - |
5.3 | Раздумья о времени и человеке. | 4 | 3 | 1 |
5.4 | Анализ стихотворений. | 4 | 2 | 2 |
5.5 | Поэтический мир Л.Никоновой. | 4 | 2 | 2 |
5.6 | Музыкальность, образность языка. | 4 | 2 | 2 |
5.7 | Философское осмысление жизни в сб. «Серебряный ключ» | 6 | 3 | 3 |
5.8 | Сб. « Скрипичный ключ» | 6 | 3 | 3 |
5.9 | Сб. « Живые источники» | 6 | 2 | 4 |
6.0 | Анализ стихотворения «Почти легенда» | 2 | 1 | 1 |
6.1 | Историческая тема . | 4 | 2 | 2 |
6.2 | Проза Никоновой. | 4 | 2 | 2 |
6.3 | Перед чудом жизни: Проза и поэзия живого мира» | 4 | 4 | - |
6.4 | Практическое занятие по творчеству Никоновой. | 6 | 2 | 4 |
6.5 | Тема малой родины в творчестве П.Майского. | 4 | 3 | 1 |
6.6 | Стихотворение «Приятны сердцу здешние места» | 4 | 2 | 2 |
6.7 | Художественный мир Н.Николаевского. | 4 | 2 | 2 |
6.8 | Поэты Кузбасса детям. | 6 | 2 | 4 |
6.9 | Тема любви к родному краю в творчестве А.Береснева. | 4 | 2 | 2 |
7.0 | Поэзия Э.Гольцмана. | 8 | 4 | 4 |
7.1 | Стихи Никоновой детям. | 8 | 4 | 4 |
7.2 | Познавательная и воспитательная роль стихов. | 4 | 2 | 2 |
7.3 | Художественное своеобразие стихов. | 6 | 4 | 2 |
7.4 | Практическое занятие творческого характера. | 6 | 2 | 4 |
7.5 | Чтение стихов собственного сочинения о родине. | 6 | 2 | 4 |
7.6 | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 216 | 112 | 102 |
Содержание программы
I год обучения
1.Введение
На современном этапе развития нашего общества воспитание любви к
родному краю с помощью литературного краеведения играет важную созидательную роль. Любовь к Родине начинается с любви и сыновнего почтения к своей малой Родине и семье, к дому, к людям, которые тебя окружают. Русская педагогическая мысль о необходимости изучения литературы родного края. Существование яркой культурной жизни наших предков во все времена.
2.Фольклорная традиция Кузбасса.
Разнообразие жанров .Малые фольклорные жанры. Колыбельные, свадебные обряды.
Загадки, потешки, пословицы. Сказки. Мифологические персонажи в фольклоре Кузбасса.
Песни - калядки.
Практическая работа: изготовление презентаций по темам: « Малые фольклорные жанры Кузбасса», сбор и накопление информации по данной теме, обработка информации, подготовка сообщений, рефератов.
3.Проза Кузбасса.
Народная проза Кузбасса. Многообразие жанров, тематики. Художественный мир писателей: В.М. Мазаева, Е.В. Дубро, А.С Яброва, Чегирева. Изучение творчества писателей родного края. Анализ повестей Е. Дубро «Вчерашний ветер», «Тихий привет». Люди сибирского края в творчестве Емельянова. Проблематика, художественное своеобразие, герои. Краткий обзор жизни и творчества Г. Немченко.Будни и праздники трудового Новокузнецка в творчестве писателя. Чивилихин. Циклы повестей о Сибири. Роман - эссе
« Память».Художественный мир писателя.
Практическая работа: анализ произведений с точки зрения его идейно-художественного своеобразия, составление библиографии по творчеству писателей, подборка фотографий, документальных материалов о первостроителях Запсиба., встреча с людьми, строившими завод-гигант,составление фотомантажа, исследовательская работа по группам, написание сочинения –размышления «Мое открытие героя, живущего рядом».Выставка книг.
4.Поэзия Кузбасса.
Художественный мир поэтов. Традиции и новаторство. Творчество Б.Федорова. Мотивы лирики. Жанровое своеобразие творчества. Анализ стихотворения «Рабская кровь». Поэтическое слово В. Махалова. Поэзия И.Киселева. Поэтические находки М. Небогатова. Поэзия В. Баянова. Анализ стихотворений. Поэтический мир Л.Никоновой. Музыкальность, образность языка. Философское осмысление жизни в сб. «Серебряный ключ»
Сб. « Скрипичный ключ». Сб. « Живые источники». Анализ стихотворения «Почти легенда». Историческая тема. Проза Никоновой. Перед чудом жизни: Проза и поэзия живого мира». Практическое занятие по творчеству Никоновой. Тема малой родины в творчестве П.Майского. Стихотворение «Приятны сердцу здешние места» Художественный мир Н.Николаевского.
Поэты Кузбасса детям. Тема любви к родному краю в творчестве А.Береснева. Поэзия Э.Гольцмана. Стихи Никоновой детям.
Практическая работа: Составление рецензий, аннотаций по произведению, анализ произведений с точки зрения его идейно-художественного своеобразия, составление библиографии по творчеству поэтов, самостоятельный анализ любого стихотворения по плану, иллюстрирование стихотворений, разработка литературно-музыкальных композиций, сопоставительный анализ стихотворений, заучивание стихов наизусть, подготовка сообщений и рефератов о жизни и творчестве поэтов, составление кроссвордов, тестов, подборка фотографий, проба пера, исследовательская работа по группам.
Методическое обеспечение
Для реализации поставленных целей и задач используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Эти средства обучения дают возможность полнее и глубже раскрыть, доходчивее и проще изложить содержание учебного материала, способствуют формированию у детей положительных мотивов учения.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед воспитанниками проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании детей яркие образы. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и др.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, иллюстраций, картин, фотографий, зарисовок на доске, текстов
и т.д. Метод демонстраций связан с демонстрацией презентаций, видеофильмов и др. Наглядные методы предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, иллюстраций и т.д.
Практические методы основаны на практической деятельности воспитанников. К ним относятся анализ текса и практические работы. Учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие.
В процессе литературно-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с книгой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.
На занятиях также используются типичные формы, такие как беседа, рассказ, используются видеофильмы, презентации, большое внимание уделяется экскурсиям, исследовательской деятельности, посещению музея, библиотеки.
Диагностика полученных знаний осуществляется через самостоятельные работы, участие в городских конкурсах, викторинах, семинарах. Для поддержания интереса к получению знаний, для привития любви к родному краю регулярно должны проводиться экскурсии на природу, в библиотеку, по самым интересным и значимым местам города, самостоятельная исследовательская деятельность.
Для обучения детей по данной образовательной программе имеется кабинет. В кабинете имеется библиотека с большим количеством книг кузбасских писателей и поэтов. Кроме того, в кабинете имеются различные наглядные материалы: фотографии писателей и поэтов родного края, стенд «Писатели Кузбасса».
В работу объединения входит подготовка литературных утренников или вечеров, организация выставок к таким вечерам, работа по выпуску специальных стенных газет, альбомов.
На заседаниях объединения обсуждаются и творческие работы кружковцев: статьи для стенгазеты, сочинения, стихи или рассказы. Лучшие материалы публикуются в стенной газете или рукописном журнале.
В деятельности литературно-краеведческого объединения ведущее место занимают следующее виды работы:
1. Переписка и встреча с писателями.
2. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.
3. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.
Объединение литературных краеведов соединяет учащихся средних и старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях объединения дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
Своеобразным итогом проделанной работе могут быть вечера, встречи, концерты или музей, который создают сами дети.
Итак, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает краеведение. У умелого учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия внеклассной работы по литературе, но цель, которую преследует учитель, используя любой из методов руководства чтением, всегда одна -литературное образование и воспитание учащихся.
Литература для педагогов.
1. Абрамович, А. Ф. Сибирская природа в творчестве писателей Кузбасса/
Кемерово: Кузбассвузиздат,1997г.- 567с.
2.Лутовинова Л.И. Народный календарь Кемеровской области/
Кемерово: Кузбассвузиздат,1998г.- 398с.
3. Лутовинова.Л.И,Невзоров. Б.П. Славянская мифология /
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998г. с 25 по 58с.
4.Казаркин. А.П. Литературное краеведение. Учебное пособие/
Кемерово: Изд-во.Обл.ИУУ,1993г. с35-67.
5. Лутовинова. Л.И. Русский фольклор Кузбасса.
Кемерово: Изд-во.Обл.ИУУ,1993г. с10-12.
6. Казаркин. А.П. Величанье Сибири. Песенная родословная. // Огни Кузбасса,1985г.№ 4.-12-15.
9. Фольклор Кемеровской области. Комплект программ для изучения местного фольклора в образовательных структурах:
Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997г- 215с.
10.Статьи из журналов и газет.
Литература для воспитанников.
1. Лутовинова. Л.И. Русский фольклор Кузбасса.
Кемерово. Изд-во.Обл.ИУУ,1993г. с10-12.
2.Дороже серебра и злата. Стихи . М. :Просвещение, « Литература в школе»
1987г. 44-48с.
3. Абрамович. А.Ф.Сибирская природа в творчестве писателей Кузбасса.
Кемерово: Кузбассвузиздат,1997г.- 567с
4.Стихи кузбасских поэтов.
5.Повести и рассказы кузбасских писателей.
6.Статьи из журналов и газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
Программа дополнительного образования детей ("Литературное краеведение")
Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетичес...
Образовательная программа дополнительного образования "Литературное краеведение"
Актуальность данного курса определяется тем, чтообращение к литературе родного края способствует духовно-нравственному развитию школьников,являющемуся одной из важнейших задач образования на современн...
Программа дополнительного образования «Мой край (литературное краеведение)»
Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать в...
Программа дополнительного образования "Литературный мир театра и кино – мир воспитания души"
Цель программы развитие художественного восприятия учащихся, их постижения литературного произведения, авторского видения окружающего мира, человеческих характеров, общественных отношений в активной ф...
Рабочая программа дополнительного образования «Литературная гостиная» для обучающихся 6-7 классов
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год...