Программа дополнительного образования «Мой край (литературное краеведение)»
рабочая программа на тему
Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;
Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании НМС АШО протокол № 1 от «25» августа 2016 г. | Утверждена педагогическим советом школы протокол № 1 от «26» августа 2016 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы Л.Н. Гурова приказ № 65 от «26» августа 2016 г. |
Программа дополнительного образования
«Мой край (литературное краеведение)»
на 2016-2017 учебный год
Возраст: 15-16 лет
Срок реализации – 0,5 года
Составитель: учитель русского языка и
литературы Санникова А.И.
п.г.т. Анна
2016 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов – 0,5
Количество часов в год – 17
В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.
В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя литературы. Кружок «Мой край (литературное краеведение)» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.
Выпускники школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о талантливых земляках: поэте А.Серебрянском из Козловки, А.Прасолове из Кантемировского района, Е.Дубровине из Таловой и многих других талантливых поэтах и писателелях.
Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;
Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Задачи:
1. Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;
2. Совершенствовать навыков анализа литературного произведения;
3. Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;
4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
5. Учить работать с литературно-критическим материалом, следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;
6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.
Основные направления:
Программа кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины», — к систематизированному знанию о литературе родного края.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка являются работа в малых группах и «медленное чтение» (красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением), а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».
Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Формы обучения и контроля: традиционные занятия, проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы занятий.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный, фронтальный и индивидуальный, подготовка самостоятельно проектов, презентаций.
Условия реализации программы.
· Информационно - методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).
· Школьный музей.
· Наличие материалов и инструментов (экспонаты школьного музея).
В результате посещения кружка учащиеся должны
знать (понимать):
- содержание литературных произведений писателей родного края;
- наизусть стихотворные тексты поэтов – земляков;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края;
- местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края.
уметь:
- дать основные «литературные адреса» изучаемого периода;
- характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области;
- анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков;
- работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками;
- выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Что изучает литературное краеведение. | 1 | 1 | |
2 | Легенды и предания Аннинской земли. | 1 | 1 | 2 |
3 | Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова. Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия. | 1 | 1 | 2 |
4 | Литературные имена 18-19 века. | 4 | 1 | 5 |
5 | Литературные имена 20 века. | 4 | 1 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого: | 11 | 6 | 17 |
Содержание тем учебного курса
1.Введение – 1 час
Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение.
Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
2. Легенды и предания Аннинской земли. – 2 часа
Практические работы: Защита проектов по теме «Легенды и предания Аннинской земли».
3. Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова. Собиратель сказок
А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия. – 2 часа
Практические работы: Защита проектов по теме.
4. Литературные имена 18-19 века. Творчество А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.П.Серебрянского, Е.П.Ростопчиной. – 5 часов
Практические работы: Защита проектов, презентаций по теме «Литературные имена 18-19 века».
5. Литературные имена 20 века. И.С.Бунин, С.Я.Маршак, Е.Дубровин, Г.Н.Троепольский -5 часов.
Практические работы: Защита проектов, презентаций по теме «Литературные имена 20 века».
6. Итоговое занятие – 2 часа. Подведение итогов за год.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Мой край (литературное краеведение)»
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема занятия |
1 | Введение. Что изучает литературное краеведение. | ||
2 | Легенды и предания Аннинской земли. | ||
3 | Защита проектов по теме «Легенды и предания Аннинской земли». | ||
4 | Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова. Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия. | ||
5 | Защита проектов по теме. | ||
6 | Литературные имена 18-19 века. Творчество А.В.Кольцова. | ||
7 | Литературные имена 18-19 века. Творчество И.С.Никитина. | ||
8 | Литературные имена 18-19 века. Творчество А.П.Серебрянского. | ||
9 | Литературные имена 18-19 века. Творчество Е.П.Ростопчиной. | ||
10 | Защита проектов по теме «Литературные имена 18-19 века». | ||
11 | Литературные имена 20 века. Творчество И.С.Бунина. | ||
12 | Литературные имена 20 века. Творчество С.Я.Маршака. | ||
13 | Литературные имена 20 века. Творчество Е.Дубровина. | ||
14 | Литературные имена 20 века. Творчество Г.Н.Троепольского. | ||
15 | Защита проектов по теме «Литературные имена 20 века». | ||
16-17 | Итоговое занятие. |
Учебно - методическое обеспечение
1. Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, А.В. Смирнов «Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ Воронеж, 2008.
2. Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост. А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.
3. Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.
4. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.
5. Очерки литературной жизни воронежского края. 19 – начало 20 в. Воронеж, 1970.
6. Прудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.
7. Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).
Материально-техническое обеспечение
1. Ноутбук ACER.
2. Мультимедийный проектор NEC.
3. Экран Screen Viewsа.
Список членов кружка «Мой край (литературное краеведение)»
на 2016-2017 учебный год
№/№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Класс |
1 | Коновалова Мария | 9 |
2 | Сидорова Юлия | 9 |
3 | Никитина Анастасия | 9 |
4 | Полухина Надежда | 9 |
5 | Вобликова Анна | 9 |
6 | Луцкая Юлия | 9 |
7 | Филатов Игорь | 9 |
8 | Киселев Александр | 9 |
9 | Киселев Виктор | 9 |
10 | Рустамов Сергей | 9 |
11 | Ерещенко Николай | 9 |
12 | Черников Александр | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-73436-1547191283.jpg)
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"
Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/05/picture-870509-1609836897.jpg)
Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе дополнительного образования "Мой край"
Методическая разработка будет интересна учителям...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1077378-1541173449.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Родной край»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Родной край»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318788-1614522930.jpg)
программа дополнительного образования "Краеведение" (на примере Новгородского края)
Данная программа востребована и актуальна, т.к. сейчас повышается интерес обучающихся к истории родного края. Отличительной особенностью является то, что в ней заложена возможность реализации как...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859669-1480518142.jpg)
Программа дополнительного образования по литературе "Литературный вернисаж"
laquo;Литературный вернисаж» - это открытое представление, выставка, знакомящая подростков с удивительным богатством и разнообразием имен в литературе, живописи, музыке, театре. Не отвратить от...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-1518365-1712775137.jpg)
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....