Развитие связной речи обучающихся с использованием мнемотехники
консультация

Колесникова Наталья Вячеславовна

Развитие связной речи у обучающихся с использованием мнемотехники.Этапы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи у обучающихся

с использованием мнемотехники»

Учитель-логопед

Колесникова Н.В.

                                           2022-2023 уч.год

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы- опоры очень эффективно используются.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы - являются дидактическим материалом по развитию речи;

-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие речи и пополнение словарного запаса.

Преобразование образов в символы.

Развитие памяти, внимания и образного мышления.

Развитие мелкой моторики.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка.

Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности:

- на первом этапе детям предлагать внимательно рассмотреть коллаж  или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы,  дать сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы.

- на втором этапе задаются дополнительные вопросы и задания.

- на третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

 1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

Найти лишнюю картинку.

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

 2. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо менемотаблиц и коллажа, используются наглядные модели - условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.

Интересным приёмом мнемотехники является пиктограмма - рисунчатое письмо (используются в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок). Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

Работу строится по следующему алгоритму:

- читается стихотворение  или загадка;

- выделяется в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа или рисунка);

- читается стихотворение еще раз, но уже используется пиктограмма;

- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью пиктограммы.

С использованием методики мнемотехники, связная речь детей значительно улучшается. Дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Вывод: использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"

В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...

Развитие связной речи обучающихся на уровне начального общего образования

В статье автор описывает практику применения результативных методик коррекции недостатков формирования связной речи у обучающихся в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, на уро...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...

Использование приемов мнемотехники и театральной деятельности в обучении и развитии связной речи обучающихся с ОВЗ.

Представляю разработку к уроку литературного чтения для обучающихся по АОП НОО вариант 7.2...