Использование приемов мнемотехники и театральной деятельности в обучении и развитии связной речи обучающихся с ОВЗ.
план-конспект урока

Маршанская Елена Владимировна

Представляю разработку к уроку литературного чтения для обучающихся по АОП НОО вариант 7.2 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_marshanskaya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению для обучающихся  по Адаптированной  Основной Общеобразовательной Программе 7.2 МБОУ «СОШ№163» учитеь-дефектолог Е.В. Маршанская

 Тема урока: И.А. Крылов «Чиж и голубь»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новым литературным жанром – басней, подвести учеников к осознанному пониманию морали басни.

Задачи:

-формирование у учеников осознанного понимания конкретного содержания басни и ее основной мысли (морали);

-коррекция мыслительных операций- сравнения, анализа и синтеза, обобщения; развитие процессов запоминания и воспроизведения; обогащения и активизации словарного запаса; совершенствование синтаксического строя речи;

-воспитания чувства эмпатии, формирование отрицательного отношения к таким качествам, как высокомерие и бездушие.

Оборудование: рисунки с изображением голубя и чижа, карточки со словами чиж и голубь, картинки с изображением западни и силка и карточки с соответствующими названиями; карточки со словами добрый, отзывчивый, равнодушный, несчастный, злой., мнемотаблица.

                                        Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Раз- вдохнули, два- вдохнули, хлопнули в ладошки! А теперь садимся тихо, как птенцы в лукошке.

Речевая разминка. Работа над скороговоркой.

Чижиха говорит чижу:          
"Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."

Кто может сразу воспроизвести скороговорку? Трудно? А давайте повторим и запомним ее очень быстро – при помощи мнемотаблицы. Учитель предлагает детям несколько опорных картинок.

Учащиеся повторяют скороговорку сначала медленно, затем с ускорением.

Затем детям предлагается выполнить кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро –ладонь» для активизации навыков чтения.

Учитель – Возьмите с середины парты листочки, но не переворачивайте их! Теперь сожмите листочки в кулачке и скатайте двумя руками шарик из бумаги. Затем положите шарик на парту и, придерживая пальцами одной руки, разгладьте листочек. Переверните его, что изображено?

Обучающиеся – «Буквы».

Учитель - Одинаковые буквы? Посмотрите у соседа по парте. Буквы разные. Аккуратно, мелкими движениями пальцев рук выщипываем буквы по контуру. К доске приглашаю группу детей с буквами красного цвета, еще одну группу с буквами синего цвета. А те, у кого буквы зеленые объединяются в группу на местах. Задача для каждой группы такая – из данных букв сложить слово.

Обучающиеся собирают слова – ЧИЖ, ГОЛУБЬ, БАСНЯ.( группа, работающая на местах наклеивает собранное слово БАСНЯ на лист)

2 Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности.

А) Беседа с опорой на наглядность.

Посмотрите на рисунки. Кого из птиц вы узнали? Рядом учитель выставляет картинку рядом с собранным детьми словом  голубь.

Посмотрите на второй рисунок. Кто знает, как называется эта птица? Кто уже догадался? Эта птица называется чиж и живет она в лесу. Учитель выставляет картинку с собранным словом чиж.  

-Где можно встретить голубя?

- Что общего у этих птиц?  (строение тела)

- Сравните птиц по размеру. Голубь больше.

- Как вы думаете, чиж и голубь это дикие птицы или домашние? Почему?

-А можно ли содержать этих птиц в неволе?

-Некоторые люди держат дома в специально оборудованных клетках разных птиц, в том числе и тех, о которых мы с вами говорим. Чтобы поймать этих птиц, люди используют специальное оборудование.

Б) Словарная работа.

- Посмотрите, что изображено на картинке, прочитайте надпись к ней. (выставляется картинка с изображением силка и карточка с соответствующим словом). Учитель объясняет значение слова силок.

-Посмотрите на вторую картинку, на ней изображена ловушка для птиц. Прочитайте, как она называется.

-Сравните, чем силок отличается от западни.

Физминутка.

3. Постановка учебной задачи.

На доске картинки с изображением птиц, приспособления для ловли птиц, слова, которые вы собрали. Скажите, какое слово осталось без картинки? (БАСНЯ) Помогите мне сформулировать тему нашего урока.

Какая же тема у нашего урока? Басня! О ком будет басня? О голубе и чиже.

Верно, сегодня мы познакомимся с басней, которая называется «Чиж и голубь», а написал эту басню Иван Андреевич Крылов.

4. Первичное усвоение знаний.

Чтение басни целиком. Внимательно слушайте. После этого ответьте на вопросы: Кого из героев вы жалеете? Почему?

 Заслушивание ответов детей.

5. Первичная проверка усвоения знаний

Чтение басни по частям ( по предложению) и анализ каждой части.

- Какая беда приключилась с Чижом?

-Почему автор называет западню злодейкой?

-Найдите и прочитайте слова, которыми автор описывает, как вел себя Чиж в западне.

-Как вы понимаете значение слов рвался и метался?

-Как можно сказать по другому?

-Кто оказался рядом с Чижом?

-Как отнесся голубь к тому, что произошло с Чижом? Какое слово показывает нам, что Голубь не переживал и не сочувствовал горю Чижа?

-Прочитайте слова Голубя. В чем он был уверен?

-Что же все-таки случилось с Голубем? Как вы понимаете выражение «запутался в силок»?

Сейчас мы со Степаном и Сашей покажем для вас мини-драматизацию басни «Чиж и голубь».

6. Первичное закрепление знаний.

Обобщающая беседа по содержанию басни.

-Как вы думаете, кого из героев басни жалеет автор?

-Какое слово дает понять, что автор сочувствует горю Чижа?

-Как вы считаете, правильно ли вел себя Голубь? Почему?

-За что был наказан Голубь? Справедливо ли был он наказан? Почему? Подтвердите свой ответ строчкой из басни.

-Прочитайте последнюю строчку из басни. К кому из героев обращены эти слова?

-Объясните, как вы понимаете эти слова.( Это главная тема – мораль басни).  Чему учит эта басня?

7. Самостоятельная проверка знаний ( сравнение по эталону).

Учащимся выдается мнемокарта басни. Они стараются воспроизвести басню по мнемокарте.

8. Домашнее задание: составить свою мнемокарту к басне.

9. Рефлексия.

Сегодня  на  уроке

я  узнал (а)...

я  понял (а)...

я  научился (ась)...

 мне  было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Развитие связной речи обучающихся на уровне начального общего образования

В статье автор описывает практику применения результативных методик коррекции недостатков формирования связной речи у обучающихся в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, на уро...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"

Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...