Использование приемов мнемотехники и театральной деятельности в обучении и развитии связной речи обучающихся с ОВЗ.
план-конспект урока
Представляю разработку к уроку литературного чтения для обучающихся по АОП НОО вариант 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературному чтению для обучающихся по Адаптированной Основной Общеобразовательной Программе 7.2 МБОУ «СОШ№163» учитеь-дефектолог Е.В. Маршанская
Тема урока: И.А. Крылов «Чиж и голубь»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: познакомить учащихся с новым литературным жанром – басней, подвести учеников к осознанному пониманию морали басни.
Задачи:
-формирование у учеников осознанного понимания конкретного содержания басни и ее основной мысли (морали);
-коррекция мыслительных операций- сравнения, анализа и синтеза, обобщения; развитие процессов запоминания и воспроизведения; обогащения и активизации словарного запаса; совершенствование синтаксического строя речи;
-воспитания чувства эмпатии, формирование отрицательного отношения к таким качествам, как высокомерие и бездушие.
Оборудование: рисунки с изображением голубя и чижа, карточки со словами чиж и голубь, картинки с изображением западни и силка и карточки с соответствующими названиями; карточки со словами добрый, отзывчивый, равнодушный, несчастный, злой., мнемотаблица.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Раз- вдохнули, два- вдохнули, хлопнули в ладошки! А теперь садимся тихо, как птенцы в лукошке.
Речевая разминка. Работа над скороговоркой.
Чижиха говорит чижу:
"Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."
Кто может сразу воспроизвести скороговорку? Трудно? А давайте повторим и запомним ее очень быстро – при помощи мнемотаблицы. Учитель предлагает детям несколько опорных картинок.
Учащиеся повторяют скороговорку сначала медленно, затем с ускорением.
Затем детям предлагается выполнить кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро –ладонь» для активизации навыков чтения.
Учитель – Возьмите с середины парты листочки, но не переворачивайте их! Теперь сожмите листочки в кулачке и скатайте двумя руками шарик из бумаги. Затем положите шарик на парту и, придерживая пальцами одной руки, разгладьте листочек. Переверните его, что изображено?
Обучающиеся – «Буквы».
Учитель - Одинаковые буквы? Посмотрите у соседа по парте. Буквы разные. Аккуратно, мелкими движениями пальцев рук выщипываем буквы по контуру. К доске приглашаю группу детей с буквами красного цвета, еще одну группу с буквами синего цвета. А те, у кого буквы зеленые объединяются в группу на местах. Задача для каждой группы такая – из данных букв сложить слово.
Обучающиеся собирают слова – ЧИЖ, ГОЛУБЬ, БАСНЯ.( группа, работающая на местах наклеивает собранное слово БАСНЯ на лист)
2 Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности.
А) Беседа с опорой на наглядность.
Посмотрите на рисунки. Кого из птиц вы узнали? Рядом учитель выставляет картинку рядом с собранным детьми словом голубь.
Посмотрите на второй рисунок. Кто знает, как называется эта птица? Кто уже догадался? Эта птица называется чиж и живет она в лесу. Учитель выставляет картинку с собранным словом чиж.
-Где можно встретить голубя?
- Что общего у этих птиц? (строение тела)
- Сравните птиц по размеру. Голубь больше.
- Как вы думаете, чиж и голубь это дикие птицы или домашние? Почему?
-А можно ли содержать этих птиц в неволе?
-Некоторые люди держат дома в специально оборудованных клетках разных птиц, в том числе и тех, о которых мы с вами говорим. Чтобы поймать этих птиц, люди используют специальное оборудование.
Б) Словарная работа.
- Посмотрите, что изображено на картинке, прочитайте надпись к ней. (выставляется картинка с изображением силка и карточка с соответствующим словом). Учитель объясняет значение слова силок.
-Посмотрите на вторую картинку, на ней изображена ловушка для птиц. Прочитайте, как она называется.
-Сравните, чем силок отличается от западни.
Физминутка.
3. Постановка учебной задачи.
На доске картинки с изображением птиц, приспособления для ловли птиц, слова, которые вы собрали. Скажите, какое слово осталось без картинки? (БАСНЯ) Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
Какая же тема у нашего урока? Басня! О ком будет басня? О голубе и чиже.
Верно, сегодня мы познакомимся с басней, которая называется «Чиж и голубь», а написал эту басню Иван Андреевич Крылов.
4. Первичное усвоение знаний.
Чтение басни целиком. Внимательно слушайте. После этого ответьте на вопросы: Кого из героев вы жалеете? Почему?
Заслушивание ответов детей.
5. Первичная проверка усвоения знаний
Чтение басни по частям ( по предложению) и анализ каждой части.
- Какая беда приключилась с Чижом?
-Почему автор называет западню злодейкой?
-Найдите и прочитайте слова, которыми автор описывает, как вел себя Чиж в западне.
-Как вы понимаете значение слов рвался и метался?
-Как можно сказать по другому?
-Кто оказался рядом с Чижом?
-Как отнесся голубь к тому, что произошло с Чижом? Какое слово показывает нам, что Голубь не переживал и не сочувствовал горю Чижа?
-Прочитайте слова Голубя. В чем он был уверен?
-Что же все-таки случилось с Голубем? Как вы понимаете выражение «запутался в силок»?
Сейчас мы со Степаном и Сашей покажем для вас мини-драматизацию басни «Чиж и голубь».
6. Первичное закрепление знаний.
Обобщающая беседа по содержанию басни.
-Как вы думаете, кого из героев басни жалеет автор?
-Какое слово дает понять, что автор сочувствует горю Чижа?
-Как вы считаете, правильно ли вел себя Голубь? Почему?
-За что был наказан Голубь? Справедливо ли был он наказан? Почему? Подтвердите свой ответ строчкой из басни.
-Прочитайте последнюю строчку из басни. К кому из героев обращены эти слова?
-Объясните, как вы понимаете эти слова.( Это главная тема – мораль басни). Чему учит эта басня?
7. Самостоятельная проверка знаний ( сравнение по эталону).
Учащимся выдается мнемокарта басни. Они стараются воспроизвести басню по мнемокарте.
8. Домашнее задание: составить свою мнемокарту к басне.
9. Рефлексия.
Сегодня на уроке
я узнал (а)...
я понял (а)...
я научился (ась)...
мне было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"
Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...

Развитие связной речи обучающихся на уровне начального общего образования
В статье автор описывает практику применения результативных методик коррекции недостатков формирования связной речи у обучающихся в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, на уро...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"
Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...
Учебно методическое пособие "Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"
Развитие связной речи форммируется через различные виды речевой деятельности..........
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...