Тема урока: «…Он менялся как веточка багульника …» (Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»)
план-конспект урока (7 класс)
Конспект урока чтения в 7 классе в специальной (коррекционной) школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «…Он менялся как веточка багульника …»
(Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»)
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Вид урока: урок – беседа
Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих
меняется отношение к Косте.
Задачи:
образовательная: продолжить работу с текстом большого объема, формировать навык комплексного анализа текста;
коррекционно-развивающая: формировать представлений о проблеме взаимоотношений и восприятия друг друга в современном мире. Развивать способности эмоционального выражения собственного отношения к этой проблеме, через анализ поступков героев рассказа и поиск подобных ситуаций из своей жизни;
коррекционно-воспитательная: воспитывать адекватные нравственные межличностные отношения. Побудить учащихся встать на сторону добра и милосердия (на примере главного героя рассказа – Косты);
Ход урока:
#1054;рг. момент.
Приветствие, нацеливание на продуктивный урок.
II. Речевая разминка.
(Учитель читает скороговорку сам, затем ученики – с постепенным ускорением).
Был в саду переполох
-Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Молодцы!
III. Определение темы и цели урока.
А теперь посмотрите на доску и прочитайте «про себя» слова. (затем один читает вслух)
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» С. – Экзюпери
Как вы это понимаете?
Сегодня мы с вами продолжим разговор об ответственности, доброте, заботе, милосердии.
С каким произведением мы с вами знакомились на прошлых уроках?
Перелистывая страницы этого рассказа, мы попытаемся услышать его нравственное звучание и понять, чему он нас учит.
Давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.
Кто главный герой рассказа? - мальчик Коста.
Вспомните, в чем заключалась основная мысль первой части рассказ? («…Он менялся как веточка багульника ….» . )
Эти слова и станут темой нашего урока.
Мы должны узнать какие человеческие качества помогут расцвести нам как веточке весной. А также должны научиться видеть и оценивать людей по поступкам.
IV. Повторение пройденного материала.
Кроссворд.
Итак, для разминки давайте решим кроссворд. У нас будет две команды. Первой и второй команде я раздаю вопросы к кроссворду, вы будите загадывать их друг другу. Если команда знает ответ, то выходит и записывает его, а если нет, то ваша команда, которая задавала вопрос должна записать ответ самостоятельно. (Дается время на прочтение вопросов и определение правильного ответа. После ответа даются дополнительные вопросы).
По горизонтали:
#1054;тчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?)
3. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова)
5. Имя главного героя рассказа на самом деле? (Коста-необычное имя, автор выбрал его не случайно: он хотел показать индивидуальность мальчика).
(Как к нему относятся в классе? Почему? Выбор. чтение) (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?)
По вертикали:
2. Что хотел отдать Косте больной мальчик? (Как думаете, почему отказался от такого подарка?)
4. Порода собаки по кличке Лапоть. (Такса)
6. Кличка огненно-рыжего пса (Артюша)
Молодцы, с разминкой справились хорошо.
Работа с планом.
Давайте вспомним сколько частей в этом рассказ?
Прочитайте названия частей, в правильном ли порядке они расположены? (названия частей, намерено, расположены в другом порядке)
Расположите в правильном порядке. (1. Молчальник Коста
2. Жалость ко всему живому
3. Верность слову и делу)
В доказательство правильного расположения названий частей, дается фрагментарный пересказ. Пересказ выполняется одним учеником, затем дается возможность дополнить. При необходимости учитель задает дополнительно вопросы.
Молодцы.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Кто проведет разминку?
Хорошо! Садимся, продолжаем урок.
Оценка изменений.
Как менялось по ходу действий отношение учительницы к Косте?
Расположите по порядку, соотнося с планом. (Коллективная работа у доски:
1. Молчальник Коста- 1. раздражение, 2. любопытство, 3. интерес
2. Жалость ко всему живому- 4. сопереживание, 5. понимание
3. Верность слову и делу- 6. уважение.
Подтвердите фактами из рассказа.
Характеристика героя.
Скажите каким изначально мы видим Косту?
Захотели бы вы с ним подружиться?
Какие поступки совершал Коста?
Почему одноклассники ничего не знали о его хороших поступках?
Уставал ли Коста?
Почему тогда он не перестал ходить к этим собакам?
Что о Косте говорят его поступки? Какой он?
Поменялось ли ваше мнение о нем? Захотели бы вы теперь с ним подружиться?
Подумайте и скажите какой можно из этого сделать вывод?
Работа с пословицами.
Посмотрите на доску вам даны пословицы, они нарушены, вам нужно их восстановить.
Не одежда красит человека, кто красиво поступает.
От добра а добрые дела.
Красив тот добра не ищут.
Как вы их понимаете? (по одному отвечают, соотнести с рассказом)
Скажите о ком этот рассказ?
А почему рассказ называется багульник?
Какие черты характера помогли расцвести Косте в глазах других? (должны назвать как можно больше: доброта, отзывчивость, милосердие, забота, скромность).
Можно ли оценивать человека по внешности, не зная его хорошо?
V. Рефлексия
Украшение веточек.
Ребята, хотели бы вы стать такими, как Коста?
Взгляните, у нас есть сухие веточки, которые мы сейчас с вами «оживим». Пусть они будут напоминать вам о вашем стремлении стать человеком с зорким сердцем. Возьмите по лепесточку и запишите то качество, ту черту характера, которая, по вашему мнению, должна быть у хорошего человека. Давайте украсим наши веточки.
Комментированное оценивание работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

План – конспект урока по английскому языку по теме «Праздничное русское меню»
Цель урока: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.Задачи урока:- практическая: обобщить и систематизировать ...

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"
Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".
План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....