Тема урока: «…Он менялся как веточка багульника …» (Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»)
план-конспект урока (7 класс)

Конспект урока чтения в 7 классе в специальной (коррекционной) школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagulnik_yu.ya_._yakovlev.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «…Он менялся как веточка багульника …»

(Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»)

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Вид урока: урок – беседа

Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих

меняется отношение к Косте.

Задачи:
образовательная: продолжить работу с текстом большого объема, формировать навык комплексного анализа текста;

коррекционно-развивающая: формировать представлений о проблеме взаимоотношений и восприятия друг друга в современном мире. Развивать способности эмоционального выражения собственного отношения к этой проблеме, через анализ поступков героев рассказа и поиск подобных ситуаций из своей жизни;

коррекционно-воспитательная: воспитывать адекватные нравственные межличностные отношения. Побудить учащихся встать на сторону добра и милосердия (на примере главного героя рассказа – Косты);

Ход урока:

#1054;рг. момент.

Приветствие, нацеливание на продуктивный урок.

II. Речевая разминка.

(Учитель читает скороговорку сам, затем ученики – с постепенным ускорением).

Был в саду переполох

-Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Молодцы!

III. Определение темы и цели урока.

А теперь посмотрите на доску и прочитайте «про себя» слова. (затем один читает вслух)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» С. – Экзюпери

Как вы это понимаете?

Сегодня мы с вами продолжим разговор об ответственности, доброте, заботе, милосердии.

С каким произведением мы с вами знакомились на прошлых уроках?

Перелистывая страницы этого рассказа, мы попытаемся услышать его нравственное звучание и понять, чему он нас учит.

Давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.

Кто главный герой рассказа? - мальчик Коста.

Вспомните, в чем заключалась основная мысль первой части рассказ? («…Он менялся как веточка багульника ….» . )

Эти слова и станут темой нашего урока.

Мы должны узнать какие человеческие качества помогут расцвести нам как веточке весной. А также должны научиться видеть и оценивать людей по поступкам.

IV. Повторение пройденного материала.

Кроссворд.

Итак, для разминки давайте решим кроссворд. У нас будет две команды. Первой и второй команде я раздаю вопросы к кроссворду, вы будите загадывать их друг другу. Если команда знает ответ, то выходит и записывает его, а если нет, то ваша команда, которая задавала вопрос должна записать ответ самостоятельно. (Дается время на прочтение вопросов и определение правильного ответа. После ответа даются дополнительные вопросы).

По горизонтали:

#1054;тчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?)

3. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова)

5. Имя главного героя рассказа на самом деле? (Коста-необычное имя, автор выбрал его не случайно: он хотел показать индивидуальность мальчика).

(Как к нему относятся в классе? Почему? Выбор. чтение) (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?)

По вертикали:

2. Что хотел отдать Косте больной мальчик? (Как думаете, почему отказался от такого подарка?)

4. Порода собаки по кличке Лапоть. (Такса)

6. Кличка огненно-рыжего пса (Артюша)

Молодцы, с разминкой справились хорошо.

Работа с планом.

Давайте вспомним сколько частей в этом рассказ?

Прочитайте названия частей, в правильном ли порядке они расположены? (названия частей, намерено, расположены в другом порядке)

Расположите в правильном порядке. (1. Молчальник Коста

2. Жалость ко всему живому

3. Верность слову и делу)

В доказательство правильного расположения названий частей, дается фрагментарный пересказ. Пересказ выполняется одним учеником, затем дается возможность дополнить. При необходимости учитель задает дополнительно вопросы.

Молодцы.

ФИЗМИНУТКА

А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Кто проведет разминку?

Хорошо! Садимся, продолжаем урок.

Оценка изменений.

Как менялось по ходу действий отношение учительницы к Косте?

Расположите по порядку, соотнося с планом. (Коллективная работа у доски:

1. Молчальник Коста- 1. раздражение, 2. любопытство, 3. интерес

2. Жалость ко всему живому- 4. сопереживание, 5. понимание

3. Верность слову и делу- 6. уважение.

Подтвердите фактами из рассказа.

Характеристика героя.

Скажите каким изначально мы видим Косту?

Захотели бы вы с ним подружиться?

Какие поступки совершал Коста?

Почему одноклассники ничего не знали о его хороших поступках?

Уставал ли Коста?

Почему тогда он не перестал ходить к этим собакам?

Что о Косте говорят его поступки? Какой он?

Поменялось ли ваше мнение о нем? Захотели бы вы теперь с ним подружиться?

Подумайте и скажите какой можно из этого сделать вывод?

Работа с пословицами.

Посмотрите на доску вам даны пословицы, они нарушены, вам нужно их восстановить.

Не одежда красит человека, кто красиво поступает.

От добра а добрые дела.

Красив тот добра не ищут.

Как вы их понимаете? (по одному отвечают, соотнести с рассказом)

Скажите о ком этот рассказ?

А почему рассказ называется багульник?

Какие черты характера помогли расцвести Косте в глазах других? (должны назвать как можно больше: доброта, отзывчивость, милосердие, забота, скромность).

Можно ли оценивать человека по внешности, не зная его хорошо?

V. Рефлексия

Украшение веточек.

Ребята, хотели бы вы стать такими, как Коста?

Взгляните, у нас есть сухие веточки, которые мы сейчас с вами «оживим». Пусть они будут напоминать вам о вашем стремлении стать человеком с зорким сердцем. Возьмите по лепесточку и запишите то качество, ту черту характера, которая, по вашему мнению, должна быть у хорошего человека. Давайте украсим наши веточки.

Комментированное оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

План – конспект урока по английскому языку по теме «Праздничное русское меню»

Цель урока: создать условия для активного и творческого развития  личности и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.Задачи урока:- практическая: обобщить и систематизировать ...

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"

Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....