Рабочая программа "Окружающий социальный мир"
рабочая программа (7 класс)

Крылова Юлия Анатольевна

Рабочая программа "Окружающий социальный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальный мир36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)                                                                                                                           

ПРИНЯТО

решением методического

объединения учителей

протокол  № ___

от «__»__________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением № ______

от «__»____________ 20___ г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

7 А класс

Разработал:  учитель высшей категории

Крылова Юлия Анатольевна

Срок реализации программы: 1 год

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса по предмету «Окружающий социальный мир» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:

1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).

2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи предмета:

 -расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Окружающий социальный мир» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

-формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям;

-формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Общая характеристика организации учебного процесса.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

На уроках используются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

-репродуктивный;

-беседа;

-наблюдение;

-упражнение;

-практическая работа.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

-информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

-объяснительный / репродуктивный

-инструктивный / практический

-объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

-учебная экскурсия;

-предметный урок;

-домашняя учебная работа;

-индивидуальная работа;

-фронтальная работа;

-групповая работа.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Воспитательный потенциал предмета «Окружающий социальный мир» реализуется через:

 -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

 -включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 -использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;

 -применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир», 7 класс.

Личностные результаты

-умение принимать помощь взрослого и/или одноклассников при выполнении различных операций;

-умение выражать своё отношение к результатам соей или чужой деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    

Предметные результаты

-соблюдать распорядок школьного дня, знать правила ученика;

-различать части дома, типы домов, помещения в квартире;

-различать изученные электроприборы, предметы мебели и посуды, их назначения;

-различать изученные напитки, молочные, мясные, мучные, рыбные продукты, кондитерских изделия, крупы;

-различать виды бумаги и узнавать предметы, изготовленные из бумаги;

-различать предметы, сделанные из дерева, стекла, металла, пластмассы;

-различать изученные здания, профессии;

-различать изученный транспорт.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир», 7 класс.

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» в 7 классе представлена разделами:

Школа

- соблюдение распорядка школьного дня; знание правил поведения в школе, в классе, на перемене;

-знание правил дежурного, его обязанностей;

-различение педагогов и воспитателей школы, сотрудников школы.

Квартира, дом, двор

- различение частей дома, типов домов;  помещений квартиры;

-знание функционального назначения помещений квартиры;

-различение коммунальных удобств (отопление, водоснабжение, электроснабжение);

-знание и соблюдение правил безопасности и поведения во время чрезвычайных ситуаций

Предметы быта

- различение и назначение электроприборов;

-знание правил техники безопасности при использовании электробытовым прибором;

- различение и назначение предметов мебели; предметов интерьера (скатерть, ваза, люстра, зеркало, т.п.).

Продукты питания

- различение напитков по внешнему виду, на вкус;

- различение молочных, мясных, мучных, кондитерских, рыбных продуктов, круп, правила хранения.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

-узнавание и различение предметов, изготовленных из бумаги, дерева, ткани, стекла, металла, пластмассы, резины.

Поселок

- различение зданий поселка;

- различение профессий;

- различение частей территории улицы (проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка);

-узнавание дорожных знаков;

-знание правил перехода улицы.

Транспорт

- различение наземного, воздушного, водного, специального, общественного транспорта; назначение;

-знание правил поведения в общественном транспорте (в автобусе).

Страна

-знание названия государства, в которой мы живем, символику, столицу;

-узнавание Кремля и Красной площади;

-знание достопримечательностей городов, стран.

Традиции, обычаи

-узнавание и различение праздников (Новый, год, Масленица, День космонавтики, Пасха, 8 марта, 23 февраля, 9 мая).

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий социальный мир», 7 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Электронные учебно-методические материалы

1.

Школа.

Правила поведения в школе, в классе. Дежурные и их обязанности.

1

Беседа, вопросы.

2.

Профессии работников школы.

1

Краткий рассказ об людях, которые работают в школе (учителя, директор, охрана, уборщицы). Их обязанности.

3.

Профессии работников столовой.

1

Краткий рассказ об людях, которые работают в столовой (повар, посудомойщик, рабочий столовой). Их обязанности.

4.

Квартира, дом, двор.

Дом. Типы домов. Квартира.

1

Какие бывают дома по материалу, по количеству этажей. Квартира- часть дома.

5.

Помещения в квартире. Назначение.

1

Назначения каждого помещения квартиры.

6.

Коммунальные удобства в квартире.

1

Электричество, водоснабжение, газоснабжение, отопление.

7.

Места общего пользования в доме.

1

Лифт, домофон, почтовый ящик.

8.

Территория двора.

1

Детская площадка, площадка для мусорных контейнеров, парковка для машин, проезжая и пешеходная часть дороги.

9.

Аварийные ситуации в квартире.

1

Техника безопасности, телефоны служб спасения.

10.

Вредные насекомые и грызуны, живущие в доме.

1

Тараканы, клопы, мыши, крысы. Представления о вреде.

11.

Предметы быта.

Электроприборы. Назначение.

1

Виды. Техника безопасности.

12.

Мебель. Назначение.

1

Виды. Уход.

13.

Посуда. Назначение.

1

Виды. Уход.

14.

Предметы интерьера.

1

Светильники, зеркало, шторы, вазы, свечи  и т.п.

15.

Виды часов.

1

Наручные, настенные, напольные, солнечные, механические, электронные.

16.

Продукты питания.

Молочные продукты питания. Правила хранения.

1

Продукты, сделанные из молока. Хранение.

17.

Мясные продукты питания. Правила хранения.

1

Продукты, сделанные из мяса. Хранение.

18.

Мучные и кондитерские продукты питания. Правила хранения.

1

Продукты, сделанные из муки. Хранение.

19.

Рыбные продукты питания. Правила хранения.

1

Продукты, сделанные из рыбы. Хранение.

20.

Крупы. Правила хранения.

1

Виды круп. Как хранить. Что можно приготовить.

21.

Полезные и вредные продукты питания.

1

Группировка продуктов.

22.

Обобщение по теме «Продукты питания».

1

Настольная игра «Лото. Что из чего сделано».

23.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Предметы, изготовленные из бумаги. Свойства бумаги.

1

Рассматривание, разрывание, сминание, сгибание, разрезание разной бумаги (картон, калька, салфетки, горфированной ит.п.). Что делают из бумаги и как делают.

24.

Оригами из бумаги.

1

Работа с бумагой.

25.

Предметы, изготовленные из дерева. Свойства дерева.

1

Рассматривание деревянных брусков. Что делают из дерева и как делают.

26.

Экскурсия  в столярную мастерскую.

1

Инструменты, которыми обрабатывают дерево.

27.

Предметы, изготовленные из стекла. Свойства стекла.

1

Что делают из стекла и как делают. Свойства.

28.

Предметы, изготовленные из металла. Свойства металла.

1

Что делают из металла и как делают. Свойства.

29.

Предметы, изготовленные из пластмассы. Свойства пластмассы.

1

Что делают из пластмассы и как делают. Свойства.

30.

Предметы, изготовленные из резины. Свойства резины.

1

Что делают из резины и как делают. Свойства.

31.

Обобщение по пройденным темам.

1

Настольная игра «Лото. Что из чего сделано».

32.

Страна, мир.

Государство, в котором мы живем. Символика. Столица.

1

Работа с картой. Рассказ про символы России, про Москву.

33.

Виртуальная экскурсия по Красной площади.

1

Просмотр видеоматериалов.

34.

Достопримечательности Москвы.

1

Рассказ и показ о музеях, парках, памятников и т.п.

35.

Север нашего государства.

1

Достопримечательности. Занятость людей.

36.

Север нашего государства.

1

Достопримечательности. Занятость людей.

37.

Юг нашего государства.

1

Достопримечательности. Занятость людей.

38.

Юг нашего государства.

1

Достопримечательности. Занятость людей.

39.

Город Санкт- Петербург.

1

Достопримечательности.

40.

Город Казань.

1

Достопримечательности.

41.

Город Сочи.

1

Достопримечательности.

42.

Город Владивосток.

1

Достопримечательности.

43.

Национальности народов России.

1

Традиции, национальная одежда.

44.

Национальности народов России.

1

Традиции, национальная одежда.

45.

Традиции и обычаи.

Праздник Новый год.

1

Традиции.

46.

Страна, мир.

Страна мира –Япония.

1

Достопримечательности, традиции.

47.

Страна мира- Франция.

1

Достопримечательности, традиции.

48.

Страна мира – Италия.

1

Достопримечательности, традиции.

49.

Страна мира – Германия.

1

Достопримечательности, традиции.

50.

Праздник Рождество.

1

Традиции, игры.

51.

Поселок.

Поселок, в котором мы живем.

1

Название, достопримечательности.

52.

Социальные объекты в поселке. Почта.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

53.

Профессия -  почтальон.

1

Виды деятельности.

54.

Социальные объекты в поселке. Вокзал.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

55.

Профессия- работник кассы на вокзале.

1

Виды деятельности.

56.

Профессия – машинист поезда.

1

Виды деятельности.

57.

Профессия – работники железной дороги.

1.

Виды деятельности.

58.

Социальные объекты в поселке. Больница, поликлиника.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

59.

Профессия – врач.

1

Виды деятельности (педиатр, окулист, хирург).

60.

Социальные объекты в поселке. Банк.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

61.

Профессия – работник банка.

1

Виды деятельности.

62.

Социальные объекты в поселке. Парикмахерская.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

63.

Профессия – парикмахер.

1

Виды деятельности.

64.

Социальные объекты в поселке. Магазин.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

65.

Профессия – кассир, работник в торговом зале.

1

Виды деятельности.

66.

Социальные объекты в поселке. Столовая. Профессии – повар, работник в столовой.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

67.

Традиции и обычаи.

Праздник 23 февраля.

1

История праздника, традиции.

68.

Поселок.

Социальные объекты в поселке. Жилые здания. Профессия- строитель.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

69.

Социальные объекты в поселке. Дом культуры. Театр.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

70.

Профессия – артист.

1

Виды деятельности.

71.

Традиции и обычаи.

Праздник 8 марта.

1

История праздника, традиции.

72.

Поселок.

Социальные объекты в поселке. Дом культуры. Цирк.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

73.

Профессии – акробат, клоун, дрессировщик.

1

Виды деятельности.

74.

Социальные объекты в поселке. Дом культуры. Концерт. Профессии – певец, музыкант.

1

Назначение, иллюстрации, виртуальная экскурсия.

75.

Социальные объекты в поселке. Полиция. Профессия – полицейский.

1

Виды деятельности.

76.

Традиции и обычаи.

Праздник Масленица.

1

История праздника, традиции, игры.

77.

Поселок.

Улица, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход.

1

Понятия, нахождение на иллюстрациях, правила безопасности.

78.

Улица, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход.

1

Коллективная работа – макет улицы.

79.

Знаки дорожного движения.

1

Правила перехода улицы.

80.

Знаки дорожного движения.

1

Правила безопасности.

81.

Знакомства с различными дорожными знаками для водителей и пешеходов.

1

Различие, называние, раскраски.

82.

Коллективная аппликация – «Улица».

1

Совместная работа.

83.

Традиции и обычаи.

День космонавтики.

1

История праздника, традиции.

84.

Транспорт.

Наземный транспорт. Назначение.

1

Виды. Назначения.

85.

Виды дорог.

1

Грунтовая, асфальтированная, широкая, узкая, спецдороги для трамвая, метро и т.п.

86.

Воздушный транспорт. Назначение.

1

Виды. Назначения.

87.

Водный транспорт. Назначение.

1

Виды. Назначения.

88.

Транспорт.

Специальный транспорт. Назначение.

1

Виды. Назначения.

89.

Общественный транспорт. Назначение.

1

Виды. Назначения.

90.

Профессия – шофер, дальнобойщик.

1

Виды деятельности.

91.

Сюжетно- ролевая игра «В автобусе».

1

Совместная деятельность.

92.

Знакомство- Космический транспорт.

1

Виды. Назначения.

93.

Традиции и обычаи.

Пасха

1

История праздника, традиции.

94.

Традиции и обычаи.

9 мая.

1

История праздника, традиции.

95.

Страна, мир.

Наш помощник – телефон.

1

История возникновения. Назначение. Экстренные вызовы.

96.

Достопримечательности городов России.

1

97.

Достопримечательности городов России.

1

98.

Повторение.

Викторина «В мире профессий».

1

Совместная деятельность.

99.

Повторение пройденного материала «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

1

Вопросы, задания, упражнения.

100.

Повторение пройденного материала «Продукты питания».

1

Вопросы, задания, упражнения.

101.

Повторение пройденного материала «Страна, мир».

1

Вопросы, задания, упражнения.

102.

Повторение пройденного материала «Традиции и обычаи».

1

Вопросы, задания, упражнения.

Приложение 1.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.

-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.

-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Окружающий социальный мир

1 полугодие

2 полугодие

Школа

- соблюдает распорядок школьного дня;

-знает правила поведения в школе, в классе, на перемене;

-знает правила дежурного, его обязанности;

-различает педагогов и воспитателей школы;

-различает сотрудников школы.

Квартира, дом, двор

- различает части дома, типы домов;

- различает помещения квартиры;

-знает функциональное назначения помещений квартиры;

-различает коммунальные удобства (отопление, водоснабжение, электроснабжение);

-знает и соблюдает правила безопасности и поведения во время чрезвычайных ситуаций

Предметы быта

- различает и знает назначение электроприборов;

-знает правила техники безопасности при использовании электробытовым прибором;

- различает и знает назначение предметов мебели;

- различает и знает назначение предметов;

-различает и знает назначение предметов интерьера (скатерть, ваза, люстра, зеркало, т.п.).

Продукты питания

- различает напитки по внешнему виду, на вкус;

- различает молочные продукты, правила хранения;

- различает мясные продукты, правила хранения;

- различает мучные изделия, правила хранения;

- различает кондитерские изделия, правила хранения;

-различает рыбные продукты, правила хранения;

-различает крупы, правила хранения.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

-узнавание предметов, изготовленных из бумаги, свойства бумаги;

-узнавание предметов, изготовленных из дерева, свойства дерева;

-различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор);

-узнавание предметов, изготовленных из ткани, свойства ткани;

-узнавание предметов, изготовленных из стекла, свойства стекла;

-узнавание предметов, изготовленных из металла, свойства металла;

-узнавание предметов, изготовленных из пластмассы, свойства пластмассы;

-узнавание предметов, изготовленных из резины, свойства резины.

Поселок

- различает здания поселка;

- различает профессии;

- различает части территории улицы (проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка);

-узнает дорожные знаки;

-знаеет правила перехода улицы.

 

Транспорт

- различает наземный, воздушный, водный, специальный транспорт;

-знает назначения наземного, воздушного, водного, специального транспорта;

-знает правила поведения в общественном транспорте (в автобусе).

Страна

-знает названия государства, в которой мы живем, символику, столицу;

-узнает Кремль и Красную площадь,

-узнает достопримечательности.

Праздники

-узнает и различает праздники (Новый, год, Масленица, День космонавтики, Пасха, 8 марта, 23 февраля, 9 мая

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

-

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- действие по подражанию

п

- действие по образцу

о

-самостоятельно с ошибками

сш

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1.Представления отсутствуют

-

2.Не выявить наличие представлений

?

3.Представления на уровне

-использование по прямой подсказке

-использование с косвенной подсказкой

-самостоятельное использование

пп

п

+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога

Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...

Рабочая программа социального педагога

Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...

Наполнение рабочей папки социального педагога коррекционной школы-интерната

Рекомендации по планированию работы социального педагога...

Рабочая программа социального педагога

Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...

Рабочая программа социального педагога

Рабочая программа социального педагога...

Рабочая программа социального педагога.

Рабочая программа социального педагога....

Рабочая программа социального педагога

В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...