Нейрогимнастика как метод развития эмоциональной и когнитивной сферы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с ТМНР.
статья
Нейрогимнастика рекомендуется к применению, если у обучающегося наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика как метод развития эмоциональной и когнитивной сферы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с ТМНР.
Зубарева М.Д.,
учитель
ГБОУ школы-интерната №115 г.о.Самара
На сегодняшний день, работая с обучающимися имеющие интеллектуальные нарушения, всё больше детей встречается с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются обучающиеся моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое. Причиной этого является недостаточная работа полушарий человеческого мозга. Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития двух полушарий мозга и служит нейрогимнастика.
Нейрогимнастика рекомендуется к применению, если у обучающегося наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
- очень плохая память;
- постоянная рассеянность;
- невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:
- плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
- явные проблемы с ориентацией в окружающем мире;
- уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
- снижены способности к усвоению информации, которая поступает от учителя.
Нейрогимнастика— это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления. Она влияет на:
•Развитие мелкой и крупной моторики.
•Развития способностей.
•Развитие памяти, внимания.
•Развитие речи.
Развитие мышления.
Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться обучающимися различных групп развития. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга.
Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день. Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого. Упражнения нейрогимнастики мы используем, как на занятиях, в виде физминуток, так и в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения.
Все упражнения принято делить на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
- Упражнение «Ленивые восьмерки»
Слежение за движением пальца только глазами. Устанавливается связь рука-глаз.
- Упражнение «Двойной рисунок».
Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
- Упражнение «Перекрестные шаги».
Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
- Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
- Упражнение «Ухо-нос»
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
- Упражнение «Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
- Упражнение «Энергетическая зевота».
Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
- Упражнение «Подуй».
Обучающий ся представляет, что перед ним дудочка (свеча) и дует.
Третья группа – растягивающие упражнения.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам вместе со мной сделать упражнение «Сова».
Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
Растягивающие упражнения направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего обучающийся учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ему перестать нервничать перед важными мероприятиями.
- Упражнение «Шляпа мышления».
Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с обучающимися. Такие тренировки при грамотном подходе не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят энергией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...

Обзор интерактивных игр онлайн-портала «Мерсибо» для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР
В данной статье Вы можете познакомиться с группами интерактивных игр ,предлагаемых онлайн-порталом "Мерсибо",которые можно использовать на уроках для обучающихся с умственной отсталостью(Инт...
«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Формирование эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоции являются «центральным звеном» психической жи...

Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, 2024г.
Опыт представлен на школьном, региональном уровнях в 2023 и в 2024 г.Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальны...
Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».
Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...

Конспект урока по предмету "Домоводство" - "Мука и мучные изделия" для 3 класса АООП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР(вариант 6.4)
Конспект урока по предмету "Домоводство" -"Мука и мучные изделия"...

Конспект урока по предмету "Математические представления" - "Соотнесение количества и числа 1" для 3 класса АООП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР(вариант 6.4)
Конспект урока по предмету "Математические представления" "Соотнесение количества и числа 1"...