«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
статья

Формирование эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.96 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02    

ДОКЛАД

на  заседании проблемной группы

«Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении».

по теме: 

«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Учитель: Мелешкова Екатерина Николаевна

25.11.2021

Формирование эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов, как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем, поскольку дает представление об общих закономерностях развития психики детей. Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в жизни детей  школьного возраста. Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается эмоциональная незрелость (недоразвитие). Она характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакции на окружающее.

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями  отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.

Незрелость личности ребенка с интеллектуальными нарушениями  проявляется в ряде особенностей его  эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой  развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении.  Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те,  или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй  - процесс торможения.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

Коррекционно -  воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем.

Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении личностных базовых учебных действий, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации  обучающихся в школе и вне ее.

Обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями не должно быть ориентировано только на обеспечение познавательного развития детей. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать базовые свойства личности: самооценку и образ «Я», эмоционально – потребностную сферу, нравственные ценности и установки, а также социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми.

Эмоционально-волевому развитию ребенка способствует научение правильному пониманию эмоционального проявления радости, грусти, страха, гнева, удивления и других эмоций, что позволяет проявлять себя адекватно в ситуации, в которую попадает ребенок (сочувствие, сопереживание, радость).

Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций, окружающих и адекватно реагировать. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем — мог адекватно регулировать свое поведение.

Развитие эмоционально-волевой сферы - одно из направлений коррекционной работы с  обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

В теории описано огромное количество методов, форм и приёмов развития и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.  

Сегодня  я расскажу об одном их тех, которые  я применяю на практике, и посредствам которых можно нaучить детей с интеллектуальными нарушениями понимать сoбственные эмоциональные состояния, умeть внешне вырaжать личныe переживания, а также понимать эмоциональные состoяния  окружaющих их людей.

Для развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями имеют большое значение наблюдения в природе и экскурсии.

Известно, что умственно отсталые дети ненаблюдательны, они не останавливают свое внимание на тех событиях, которые происходят вокруг них в природе и обществе, не проявляют инициативы, замкнуты.

Наблюдения и экскурсии очень важные направления коррекционной работы, которые предусматривают совершенствование эмоционально-волевой сферы обучающихся.

 Рассматривая взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают. А в процессе экскурсии ребят  переполняют переживания, эмоции, впечатления,  это все  откладывает определенный отпечаток на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. И как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у  обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Соревнования (состязания)  имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью.

Обучающиеся испытывают и сладость победы и горесть поражения, учатся переживать за свою команду, терпимее и уважительнее относится к сопернику – всё это в эмоциональном смысле очень острые ощущения и чувства, но, тем не менее, они учат детей контролировать свои эмоции, принимать взлеты и падения.

Опыт моей работы показал, что любая задача любого урока, занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного мероприятия  решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому в основе организации моей работы лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия  повышения эффективности развития эмоциональной сферы выступает целенаправленная организация различных видов деятельности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД на заседании проблемной группы «Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении». по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

Слайд 2

Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью отличается от нормально развивающегося не только наличием нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, но и характером взаимодействия этих двух сторон психики. Л. С. Выготский

Слайд 3

Эмоционально - волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции.

Слайд 4

Структура эмоционально-волевой сферы человека состоит из следующих компонентов: -эмоции; -чувства; -воля.

Слайд 5

Симптомы нарушения эмоциональной сферы раздражительность повышенная возбудимость двигательное беспокойство неусидчивость

Слайд 6

Эмоции- (от лат. emovere- возбуждать, волновать)- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страх и т.д.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Слайд 7

Эмоциональное - волевое развитие - это процесс усвоения ребенком традиций, культуры общества, в котором ему предстоит жить, а также умение выражать свои эмоции, воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Слайд 8

1. Арт-терапия дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, расширяет социальный опыт детей, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, помогает регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье. В работе используются нетрадиционные техники рисования, не требующих кропотливых, однообразных движений (детям предлагается использовать руки, пальчики, ватные палочки, губку). Методы и приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями

Слайд 9

2. Сказкотерапия (направление арт-терапии). Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с умственной отсталостью является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего. 3. Куклотерапия (направление арт-терапии). Метод куклотерапии, основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма или с любимой игрушкой. Ребенок переносит свои проблемы на куклу и с помощью игровой ситуации решает их. 4. Музыкотерапия (направление арт-терапии) представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, при коммуникативных затруднениях. 5. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. 6. Игры-драматизации позволяют детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, доставляющие умственно отсталому ребенку много неприятностей. 7. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Слайд 10

Упражнения направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью. Упражнение “Тренируем эмоции”. Цель: : Формирование у детей знаний о способах выражения различных эмоциональных состояний. Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д. Рисование на тему «Дерево радости». Цель: Формирование у детей знаний о способах выражения различных эмоциональных состояний. Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать “радостное настроение” дерева. Упражнение «Дружные ребята». Цель: снятие эмоционального напряжения. Педагог: «- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные и веселые. Покажите, как вы умеете вертеться и шуметь на уроках. Давайте, вместе изобразим, как мы вертимся, болтаем ногами, вертим головой». (Дети выполняют движения вместе с педагогом: поворачивают туловище вправо-влево, руки сво­бодно болтаются, как у тряпичной куклы). Педагог: «— Молодцы, а теперь смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы»!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"

Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...

Дидактические игры для развития слухового восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В статье представлены игры, которые используются на музыкально-ритмических занятиях для формирования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями....

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Эссе Развитие познавательных УУД у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Данная работа может представлять интерес для учителей, обучающих детей с ОВЗ....