Проблемы и пути решения организации дистанционного обучения с обучающимися, находящихся в ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» (предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства)
статья
Из опыта работы в дистанционном режиме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и пути решения организации дистанционного обучения с обучающимися, находящихся в ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» (предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства)
Дегтева Наталья Викторовна
Зубарева Мария Дмитриевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавирусной инфекции различных штамов в стране, вынуждает на принятие ряда оперативных мер по предупреждению распространения и как следствие введения карантина. При наличии ограничительных мер образовательный процесс обучающихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, находящихся в ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» (предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства), в рамках реализации мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетных национальных проектов «Образование» и «Успех каждого» обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, строится в форме дистанционного онлайн-обучения.
Для реализации дистанционного обучения педагоги школы приняли участие в онлайн – семинаре «Особенности работы образовательной организации в условиях сложной эпидемиологической ситуации» и прошли курс повышения квалификации «Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения».
Существует очень много определений такому понятию, как дистанционное обучение. Мы для себя определили следующее: дистанционное обучение – взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты с помощью средств интернет - технологий или других средств, предусматривающих интерактивность. Перенос учебного предмета в дистанционное пространство потребовало труда нескольких специалистов, а не одного педагога. Речь идет о подготовке и записи видео уроков, монтаже видеоматериалов и аудиофайлов, подготовке анимации и текстов.
Дети, находящиеся в ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» (предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства) имеют различную степень умственной отсталости, осложненную нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. В зависимости от этого обучающиеся находятся в различных отделениях учреждения:
- отделение "Милосердия" для воспитанников, нуждающихся в специализированной медицинской помощи и находящихся на постоянном постельном режиме. Это дети, имеющие тяжелые нарушения неврологического генеза, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др.;
- отделение медико - социальной реабилитации инвалидов. Возможности детей этого отделения с точки зрения перспективности их психического развития значительно благоприятнее, по сравнению с отделением «Милосердие». Так у этих обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию;
- отделение психолого-педагогической помощи. Дети данного отделения характеризуются разноуровневыми возможностями, многие имеют навыки самообслуживания и более разнообразен опыт социального общения.
Воспитанники пансионата распределены по группам с учетом возраста, уровня интеллектуального развития, пола.
Поэтому переходя на дистанционное обучение необходимо учитывать специфику возможностей обучающихся. Министерством образования РФ были рекомендованы различные образовательные ресурсы при дистанционном обучении, однако, они совершенно не подходили для детей данной категории. Педагогам школы пришлось с нуля создавать базу специальных дидактических, образовательных ресурсов, применяемых в процессе дистанционного обучения детей с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР. Педагогами ГБОУ школы – интерната №115
- разработаны конспекты занятий согласно календарного планирования по предметам, на основе которых проводятся онлайн занятия;
- сняты видео уроки: «Осень», «День знаний», «Курица и гусь», «Круг, квадрат», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние растения»; «Собака», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные. Еж», «Рисование» и др.;
- разработаны уроки – презентации «Времена года», «Части суток», «Транспорт», «Дикие животные», «Четвертый лишний», «Мой школьный день», «Цвета лета», «Небо и солнце», «Окружающий природный мир», «Школьные принадлежности», «Большой зоопарк», «Окружающий социальный мир», «Домоводство» и др.;
- подобран материал для развития графомотных функций обучающихся (прописи, раскраски);
- составлена картотека игр, которые можно использовать при дистанционном обучении;
- создана аудиотека для проведения занятий по предмету «Музыка и движение»;
- подобраны упражнения в стиле «логоритмика» для проведения физкультминуток.
С обучающимися отделения психолого-педагогической помощи и некоторыми обучающимися отделения медико - социальной реабилитации инвалидов проводятся онлайн уроки в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформ Skype и Сферум. Обучение обучающихся выстроено через интерактивные учебные материалы (видео, презентации), которые содержат учебный контент (рисунки, фото, дидактические пособия), что помогает изучению новых тем. Здоровьесбережение на онлайн-уроках – основная задача учителя. Поэтому урок строится с обязательной сменой вида деятельности, проводятся физминутки для глаз и снятия физического напряжения, между уроками сохраняются перемены. Проблемой выступает минимализация нормального визуального контакта между учителем и обучающимся, невозможность выстроить непосредственное социальное взаимодействие. Однако хочется отметить, что по другую сторону экрана большую непосредственную помощь в проведении занятий и перемен оказывают воспитатели и педагоги пансионата.
А как обучать детей, не имеющих возможности присутствовать на занятиях в силу своих психофизических особенностей? И здесь нам помогает хорошее оснащение групп. В каждой группе имеется большой телевизор со входом USB. Все видео уроки, озвученные презентации мы отсылаем на почту пансионата, а они в свою очередь при помощи flash накопителей воспроизводят занятия на экранах телевизоров. Представленная одна и та же тема занятия различным способом и преподнесённая разными педагогами дает возможность обучающимся изучить ее с разных точек зрения. Однако проблемой является то, что мы не видим детей, их реакцию и не общаемся с ними. А многие обучающиеся отделения «Милосердие» в силу своих психофизических возможностей воспринимают информацию только на слух. Нарушается индивидуализация процесса обучения и учет психоэмоционального состояния каждого ребенка в отдельности на данный момент времени. Отсутствует возможность межличностного контакта «учитель – ученик».
Хочется отметить, что большая нагрузка ложится на плечи воспитателей, педагогов и младшего медицинского персонала, находящихся в пансионате. Они проводят не только свои занятия, но и выполняют наши рекомендации и дополнительные задания на развитие графомоторных функций, развитие вербальной и невербальной коммуникации, развитие психомоторики и сенсорных процессов, познание окружающего животного и социального мира.
Дистанционная форма обучения не дает в полной мере развивать сенсорные возможности детей, регулировать их эмоциональное состояние, удерживать внимание обучающихся. Практико-ориентированные занятия по учебным предметам практически невозможно провести путем использования дистанционного обучения (Например, Домоводство: подметание пола, уборка территории; Окружающий социальный мир: мытье рук и др.)
Так же хочется отметить, что находясь на дистанционной форме обучения очень сложно проводить комплексную диагностику возможных предметных и личностных результатов обучающихся. Конечно педагоги, работающие с обучающимися в пансионате фиксируют в листах наблюдения возможности детей, дают свою оценку сформированности жизненных компетенций в процессе обучения и предоставляют учителям школы для написания и корректировки СИПР, однако очень сложно по наблюдениям другого педагога вносить изменения в СИПР.
Вместе с тем дистанционное обучение – это вынужденная мера. В условиях карантина ей нет альтернативы.
Литература:
- https://docs.edu.gov.ru/document/id/1792
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137)
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".
В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему:"Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы",2015год.
Материал содержит доклад на педагогическом совете школы....
Статья Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения.
Пандемия и повсеместный карантин вынесли на поверхность такую форму учебы, как дистанционное обучение, которое сразу же обнажило возникшие проблемы и потребовало поиска на ходу их решения.Ну вот...

"Особенности организации дистанционного обучения биологии обучающихся с ОВЗ 5-9 класс"
В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ 5-9 класс. Подробно рассмотрены проблемы дистанционного обучения дисциплин естественно-научного цикла....

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения
Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения...
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...