"Особенности организации дистанционного обучения биологии обучающихся с ОВЗ 5-9 класс"
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ 5-9 класс. Подробно рассмотрены проблемы дистанционного обучения дисциплин естественно-научного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_distantsionnye_tehnologii.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подготовки и проведения занятий
дистанционного обучения
Виды и структура дистанционных уроков
Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимого в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).
Условия проведения дистанционного урока могут различаться
по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:
− в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у
автоматизированного рабочего места;
− в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организуется в отложенном режиме. Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также
возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышению качества образованности учащегося.
Виды дистанционных уроков
Дистанционные учебные занятия многообразны:
1. Анонсирующее занятие. Цель – привлечение внимания
учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск .
2. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть
записано как видеолекция, например, в формате AVI.
3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по
технологии i-chat.
4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний. (цель – контроль и проверка знаний).
5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
6. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и
продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом
аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных
мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум: с одной стороны, он позволяет вести
обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны, он требует минимальных ресурсов.
8. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернете в виде развернутых, заранее отредактированных текстов, по мере поступления, в течение
длительного времени.
9. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы
и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие вебзанятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.
10. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводится с помощью электронной почты или в реальном
времени посредством chat или ICQ.
11. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Учащиеся
самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернета или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя, либо под влиянием личной мотивации.
12. Вебинар (происходит от двух слов: web – «сеть» и «семинар») – это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают.
13. Урок с использованием видеоконференц-связи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени. Структура дистанционного урока
Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
• Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается,
если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
• Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению
задания, урока).
• Информационный блок (система информационного наполнения).
• Контрольный блок (система тестирования и контроля).
• Коммуникативный и консультативный блок (система
интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с
учителем и между собой).
Учебные средства дистанционного урока, способы обеспечения доступа к учебным материалам
Сетевые образовательные ресурсы, являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют
ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детейинвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников и психофизические возможности при самостоятельной работе учащегося согласно заболеванию. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и
инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы. Использование качественных графических файлов, оснащенных
звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала
до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала
усваивается только 5%). К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
1) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и
электронный вариант учебников, учебно-методических пособий,
справочников и т.д.);
2) сетевые учебно-методические пособия;
3) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном
вариантах;
4) аудио учебно-информационные материалы;
5) видео учебно-информационные материалы;
6) лабораторные дистанционные практикумы;
7) учебные тренажеры с удаленным доступом;
8) базы данных и знаний с удаленным доступом;
9) электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.
Различают два вида доступа к учебным материалам:
• ограниченный доступ (требует регистрации в обучающей
среде);
• неограниченный доступ (учебные материалы находятся в
свободном доступе).
В настоящее время в практике проведения дистанционных уроков
существует несколько способов доставки учебных материалов ученику:
1. Использование электронной почты или технологии i-chat для доставки учебных материалов ученику. Чаще всего такой доступ применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные
материалы представлены в формате DOC или HTML. Ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю.
Примечание:
При предоставлении кейса в формате DOC необходимо, чтобы у учеников имелся специализированный текстовый редактор, позволяющий открывать документ и редактировать его
(MSWord, ОpenOffice). Формат HTML является открытым стандартом, может редактироваться любым текстовым редактором и легко интегрируется с любым веб-приложением.
Ограничения при использовании такого способа: у всех учеников должна быть персональная электронная почта. Сложность пересылки файлов большого размера и файлов с
графическими изображениями. Рассылка кейсов может занимать длительное время.
2. Размещение учебных материалов и задания уроков в формате DOC или HTML в сети на Web-странице. Для изучения материалов ученикам требуется скачать документ на свой персональный
компьютер, выполненные задания ученики пересылают учителю по электронной почте. При этом способе доставки требуется, чтобы у ученика был доступ к сети Интернет. При таком способе доставки важным фактором является качественная и бесперебойная работа сервера, на котором хранятся материалы, а также объем учебных материалов и скорость Интернета.
3. Управление ходом познавательной деятельности ученика осуществляется посредством перекрестных гиперссылок. Такой способ доставки учебных материалов позволяет наиболее
эффективно организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика.
Алгоритм разработки дистанционного урока и его проведения.
Алгоритм разработки дистанционного урока состоит в следующем:
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы,
повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверка и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим
особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и
т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых
для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CDROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
10. Определение времени и длительности дистанционного урока исходя
из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
5-х классов – 15 мин.,
6-7-х классов – 20 мин.,
8-9-х классов – 25 мин.,
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
• Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
• Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
• Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
• Обсуждение результатов урока – 10 минут.
11. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.
12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности ученика подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
13. Программирование учебных элементов урока для представления в
Интернете – в случае размещения урока на веб-сайте.
14. Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
15. Опытная эксплуатация урока.
16. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
17. Проведение урока.
18. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и дистанционного учителя.
Алгоритм проведения дистанционного урока (ПРИМЕР)
1. Запустить браузер (Firefox, Internet Explorer, Opera).
2. Зайти на сайт ЦДО Кемеровской области www.кемcdo.ru
3. В разделе ДЛЯ ПЕДАГОГОВ проходим авторизацию (вводим логин и
пароль).
4. Связываемся с учеником через Skype или видеомост (если количество обучающихся 2 и более человек).
5. В «расписании уроков» проводим фиксацию начала урока согласно инструкции по фиксации учебного времени .
6. Проводим урок ДО.
7. В «расписании уроков» проводим фиксацию окончания урока согласно инструкции по фиксации учебного времени.
8. Заполняем электронный журнал (записываем тему урока, выставляем оценку, записываем домашнее задание, которое необходимо выполнить обучающемуся).
Дистанционный урок может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами
могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Например:
Сценарий проведения дидактической модели урока самопроверки с использованием дистанционных образовательных технологий (подготовка к тематической контрольной работе).
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В
традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа,
правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали):
− реализацию учителем целей урока;
− использование развивающих методов, способов активизации
познавательной деятельности обучающихся;
− осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает
декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока
Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к дистанционному уроку может являться определяющим, т.к. основано на финансовой дисциплине образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока. Внутренний порядок урока (его структура). К внутреннему порядку урока отнесем целесообразное распределение урока на этапы, т.е.
урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно
усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться от одной частной цели урока к другой. Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить, по существу, те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:
− понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;
− установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;
− решение проблемы, оценка решения.
Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д.
Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока, – иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться
электронной почтой, программой просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников дистанционного урока
по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на локального куратора. Активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться
учащимся от одной цели к другой в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.
Мотивация деятельности учащихся
Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может
получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность средство и одновременно результат образования". Умелая мотивация побуждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающие деятельность. Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми
могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом учащихся, побуждать учащихся к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и
рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления.
Исследования Г. И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность...
Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющие учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи, находить новые решения
уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Порожденные проблемной ситуацией, противоречия с необходимостью порождают процесс мышления. Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения,
систематизации либо применения полученных на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала, устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.д. При подготовке материалов для домашнего задания
предусматривается разноуровневая подготовка обучающихся (дифференцированный, индивидуальный подход). Контроль и оценка знаний должны производиться на каждом
уроке. Отечественный и зарубежный опыт применения дистанционного обучения свидетельствует об эффективности жесткой отчетности за каждый изученный учебный элемент.
Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления. Устная или письменная рецензия на выполненную работу. Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной
практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению
эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организовывать учебный процесс на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым создавая адаптивную систему обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....
Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....
Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....
Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...
Материалы для организации дистанционного обучения. «Биология» (10–11 классы)
методическая разработка...
Материалы для организации дистанционного обучения. Биология (5-9 классы)
Ссылки на учебные материалы...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по биологии
Для организации процесса дистанционного обучения по биологии существует множество цифровых ресурсов, которые отвечают требованиям....