Конспект открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация на тему "Гласные буквы: е, ё, и".
план-конспект урока (8 класс)

Лариса Киселева Николаевна

Технологическая карта открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация 8 б класс (вариант2) на тему- Гласные буквы: е, ё, и. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное

учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)

школа – интернат №19 г. Тайшета»

Конспект открытого урока по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

 8 Б класс

Учитель: Киселёва Лариса Николаевна

                                                                       г.Тайшет, 2025г

План урока.

Учитель: Киселёва Лариса Николаевна

Класс: 8 «Б» (вариант 2)                                  Дата: 28.01.2025г.

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Гласные буквы: и, е, ё.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Цель урока: создать условия для систематизации знаний обучающихся о закреплении изученных гласных букв: и, е, ё.

Задачи:

Образовательная:

- способствовать овладению умением выделять звуки и, е, ё в словах, определять их место нахождения в слове, учить подбирать слова с данным звуком.

Коррекционно-развивающая:

- Развитие устной речи обучающихся через ответы на вопросы учителя;

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение через сравнение гласных букв;

- развитие наблюдательности и внимания;

Воспитательная:

- воспитание усидчивости; чувство товарищества, аккуратности;

- воспитание интереса к учебному предмету, через разные формы работы на уроке.

Базовые учебные действия:

- Умение выполнять инструкцию педагога;

- Умение слушать и слышать педагога;

- Умение произвольно включаться в деятельность урока, следовать предложенному плану и работать в общем темпе урока;

- Активно участвовать в процессе урока;

Оборудование: карточки для инд. работы, картинки с изображением предметов.

                                                   Ход урока:

  1. Организационный этап. (1 минута)
  2. Актуализация знаний. (5 минут)
  3. Постановка цели и задач урока. (3 минуты)
  4. Первичное закрепление. (10 минут)
  5. Творческое применение и добыча знаний в новой ситуации (15 минут)
  6. Домашнее задание. (1 минута)
  7. Итог урока. (5 минут)

 

                                                                                                                  Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формируемые БУД

1

Организационный момент.

Цель: создать позитивное настроение.

Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

1 мин.

Приветствие обучающихся и гостей урока.

Доброе утро ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их и тихонько садимся.

Обучающиеся кивком головы приветствуют гостей урока и тихонько каждый садиться на своё учебное место.

Проверяют готовность к уроку на своем рабочем месте.

- выполнять инструкцию педагога

2

Актуализация знаний.

Цель: развивать быструю переключаемость внимания, развивать мотивацию изучения нового материала.

5 мин.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Что мы изучаем на этом предмете?

- На какие две группы делятся буквы?

 Как распознать гласные и согласные звуки?  

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова?

Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено?

-Посмотрите сколько деревьев, а кто знает, что это за дерево? Отгадайте загадку.

Загадка.

Зимой и летом одним цветом?

Вывешивается предметная картинка.

-Ребята это ель – вечнозеленое хвойное дерево.

- Как назвать когда много?

- Давайте проговорим слово ели?

- Как вы думаете какая буква в начале слова? Какая буква в конце слова?

Произнесите хором слово ЕЛИ по слогам.

-  Сколько слогов в слове ЕЛИ?

 А за елями спрятались животные. Кто это? Отгадайте загадку.

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

-Правильно, молодцы.

С какой буквы начинается слово «ёж»?

- Молодцы.

- Речь и альтернативная коммуникация.

-  составляем слова, предложения.

-  гласные и согласные.

(гласные – звуки  мы можем «петь»; согласные –  не поются, произносим с шумом)

 гласные буквы – красным цветом.

(Лес)

Отвечают ель.

(Ели)

В начале слова буква Е

В конце слова буква И

В слове ели два слога.

Ответ Ёж

Слово Ёж начинается с буквы Ё

- Умение слушать и слышать педагога

- отвечать на вопросы педагога

Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

3

Постановка цели и задачи урока.  

3 мин

- Ребята, нам нужно найти в словах – лес, ели, ёж гласные буквы и отметить их.

-Давайте вместе произнесем буквы которые мы с вами отметили.

- Как вы думаете, почему мы урок начали с этих букв?

Предположите, чем будем заниматься на уроке?

- Тема сегодняшнего урока- Гласные буквы: и, е, ё.

- Что мы знаем про буквы е, ё, и?

Молодцы!

- Значит, что мы ещё сегодня будем делать на уроке?-

 Молодцы.

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем работать с гласными буквами: и, е, ё.

(учитель зачитывает стихотворение в то время когда обучающиеся приготовились писать, следит за правильной посадкой обучающихся)

Я тетрадь свою открою
И с наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-

Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Молодцы, замечательно. Теперь отложите ручки в стороны и посмотрите, всё внимание на меня.

Обучающиеся по очереди выходят к доске, находят гласные буквы в словах.

Называют гласные буквы: и, е, ё.

- Определили название темы урока

На уроке будем работать с гласными буквами и, е, ё.

Что они гласные.

- Работать с буквами  и, е, ё.

Обучающиеся записывают число и классную работу.

- Умение слушать и слышать педагога

- отвечать на вопросы педагога

Под руководством учителя формулируют тему урока.

4

Первичное закрепление

Цель: Формирование практических умений.

Физминутка

Цель: снятие статистического напряжения, смена деятельности.

10 мин

- Приступаем к работе. И первое задание, которое надо выполнить это задание1 карточки со словами, где пропущена буква.

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

- Какое задание вы сейчас выполняли?

- Давайте проверим, правильность выполнения задания.

- Как вы считаете, вы справились с этим заданием?

- Молодцы, с заданием вы справились.

Физминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Дружно глазки закрываем

До пяти все мы считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Работа с текстом.

- Вставляют пропущенные буквы в словах.

Проверка правильности выполненного задания. Выходят по очереди к доске.

Выполнение движений совместно с учителем и друг другом.

- Умение выполнять инструкцию педагога

- Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе урока

- Активно участвовать в процессе урока.

5

Творческое применение и добыча знаний в новой ситуации

15 мин

- Что мы с вами делали?

Задание2.  На доске слова, в которых «Е», «Ё», «И» в начале.

Ель, Еда, Енот, Ёлочка, Ёжик, Ёрш; Ира, Игрушка, Иголка.

- Читаем, повторяем, какие буквы в начале этих слов;
- Как называются буквы «Е, Ё, И»?

- Почему они гласные, что с ними можно делать?  

- А в какой части слова стоят эти буквы? (в начале).

Задание2: записать слова с буквами «Е», «Ё», «И», в три столбика.

Дополнительное задание для Романа, Алексея.

Прочитай текст.

У Иры есть друг. Это медвежонок Илка. Медвежонка привёз отец Иры. Девочка кормила Илку из соски. Теперь медвежонок вырос. Он ест из миски и выступает в цирке.

Запиши ответы на вопросы. Подчеркните в словах буквы с которыми мы работали на уроке.

1.Как зовут друга Иры?

2.Как кормила девочка медвежонка?

3.Как ест Илка теперь?

-  Вставляли пропущенные буквы в словах.

Читают, называют буквы в начале слов.

Гласные.

-Их можно петь, тянуть.

Буквы стоят в начале слова.

Выполняют работу у доски.

Выполняют задание, предложенное учителем.

Работа с текстом.

Обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность выполненного задания.

- Отвечать на вопросы педагога

- Активно участвовать в процессе урока

- Умение выполнять инструкцию педагога

6

Домашнее задание

1 мин

Выполнение заданий по карточкам: списать,  подчеркнуть буквы е, ё, и в словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира, жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Получают информацию по выполнению домашнего задания

- Умение слушать и слышать педагога

7

Итог урока.

Цель: Подведение итогов урока, словесное оценивание обучающихся.

5 мин.

-  Наш урок подходит к концу. Закройте тетради и отодвиньте их на край стола, всё внимание на меня.

- Напомните мне и нашим гостям, тему урока (если обучающиеся затрудняются, учитель помогает)

- В выполнении, каких заданий мы сегодня с вами тренировались?

- Ребята, что вы можете рассказать про буквы: и, е, ё?

- Какое задание было самое интересное?

- Какое самым сложным?

-  Ребята предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

 - Посмотрите на доску, сейчас каждый из вас поставит смайлик- магнитик на ту ступеньку, на которой, по его мнению, он находится после выполнения всей работы на уроке

(учитель комментирует каждую ступеньку: если у вас всё на уроке получилось вы с правились со всеми заданиями, то ставите свой смайлик на самую высокую ступень лестнице, если вы испытывали трудности в выполнении заданий и вам требовалась небольшая помощь одноклассника или моя, но вы старались, то ставите свой смайлик на 2 ступеньку лестнице и, наконец,  если вы считаете, что у вас ни чего не получилось на уроке, что все задания были сложными и вы с ними не справились, но вы старались ставите свой смайлик на последнюю ступеньку лестницы).

C:\Users\Я\Desktop\img13.jpg

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, мы у меня молодцы! Спасибо Вам за урок. Урок окончен!

Работали с буквами- находили и вставляли буквы е, ё, и в словах)

Принимают участие в подведении итогов. Осуществляют самооценку своей деятельности при помощи смайлика -магнита.

Выставляют своё имя на лестнице «успеха»

- Отвечать на вопросы педагога

                                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                     ЛЕС

                                                                                                       

                ЕЛИ

                             ЁЖ

                                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      ЛЕС

      ЕЛИ

       ЁЖ

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

Задание1: вставить пропущенные букву в словах.

З…ма,  д..р..во,  сн..г, в..т..р, Л..ша, ..голка, ..жик.

Задание2: записать слова с буквами «Е», «Ё», «И», в три столбика.

- Ель, Еда, Енот, Ёлочка, Ёжик, Ёрш; Ира, Игрушка, Иголка
       Ель                           Ёлочка                Ира

       Еда                           Ёжик                   Игрушка

       Енот                         Ёрш                     Иголка

Дополнительное задание для Романа, Алексея.

Прочитай текст.

У Иры есть друг. Это медвежонок Илка. Медвежонка привёз отец Иры. Девочка кормила Илку из соски. Теперь медвежонок вырос. Он ест из миски и выступает в цирке.

Запиши ответы на вопросы.

1.Как зовут друга Иры?  

2.Как кормила девочка медвежонка?

3.Как ест Илка теперь?

Прочитай текст.

У Иры есть друг. Это медвежонок Илка. Медвежонка привёз отец Иры. Девочка кормила Илку из соски. Теперь медвежонок вырос. Он ест из миски и выступает в цирке.

Запиши ответы на вопросы.

1.Как зовут друга Иры?  

2.Как кормила девочка медвежонка?

3.Как ест Илка теперь?

                                                                         

Домашнее задание.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.

Задание: 1. Спиши слова.

Еда, ежи, ёрш, ельник, телёнок, ведро, Стёпа, Ира,

жеребёнок, игрушка, единица, Иркутск.

2.Отметь гласные буквы е, ё, и во всех словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему: "Знакомство с буквой П".

Конспект урока для детей, обучающихся в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариан 8.4)...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему« Пишем буквы. Буква Ш»

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 4 классе....

Сценарий урока по предмету " Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Знакомство со звуками [в] и [в`] и буквами В, в."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Знакомство со звуками [в]  и [в`] и  буквами В, в."...

Сценарий урока по предмету " Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Закрепление звука [в] и [в`] и буквы В, в."

Сценарий урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН)  на тему  "Закрепление звука [в]  и [в`] и буквы В, в."...

Конспект к открытому уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс 8.2 тема: " Изучение сказки Репка".

В конспекте  урока, представленного  технологической картой, подробно описаны этапы изучения сказки. Обозначены цель и задачи. На последнем этапе дети самостоятельно проигрывали сказку...