"Дифференциация букв "ц" и "ч" на письме, с применением нейропсихологических методов.
план-конспект урока
"Дифференциация букв "ц" и "ч" на письме, с применением нейропсихологических методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_attestatsiya.docx | 115.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация букв «ц» и «ч» на письме, с применением нейропсихологических методов.
Цель занятия: использование нейропсихологии для совершенствования графо-моторных навыков, зрительного гнозиса, способствующих дифференциации букв «ц» и «ч» на уровне предложений.
Задачи.
Образовательные
- обучение дифференциации на письме графических знаков “ц” и “ч”;
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
- закрепление навыка составления предложений;
- формирование умения анализировать предложение и составлять его схему;
Воспитательные:
- воспитание культуры письма;
- воспитание внимания к слову;
Развивающие:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие координации и плавности движений;
- совершенствование графо-моторных навыков;
- развитие навыков саморелаксации и самоконтроля.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Разминка
- “Яблочко по блюдечку покатилось. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).
- “Качели”. Наклоны головы вперед—назад, как будто голова на качелях качается (кач-кач).
- “ Часы” Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают (тик-так).
- “Плечи прыгают”. Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: (прыг-скок).
II. Основная часть.
2.1. Формирование навыка узнавания букв “ц” и “ч”
Педагог напоминает детям, из каких элементов состоят буквы “ч” и “ц”, рассматривание, далее следуют задания:
- найдите на этом рисунке буквы “ц” и “ч” (в различных ракурсах) и обведите их:
- обведите в этих рядах синим цветом букву “ц”, а зелёным букву “ч”.
2.2. Различение букв “ч” и “ц” в слогах:
- запишите под диктовку слоги: цу, уч, чо, цо, оц, ач, ча, ца, ец, юч, яч, иц, чу, уц, ац;
- подчеркни букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами;
- придумай слова со звукосочетаниями: ча, еч, иц, уч. (Отхлапывание слогов)
2.3. Формирование слогового анализа слов.
Логопед просит детей из данного перечня слов на слух выбрать те, в которых встречается слог:
- ча: чаща, царевна, красавица, свеча;
- це: человек, цена, учебник, цепочка;
- цу: чудо, цунами, цукаты.
Правильные варианты дети записывают в тетрадь и подчеркивают букву “ч” одной чертой, а “ц” - двумя.
2.4. Динамическая пауза “Дельфины” (автор Ланина Т.Н.)
Рассказ педагога | Действия ребёнка |
Море играет, идёт волна, на встречу ей другая волна | Делаем волну сначала правой рукой, затем левой (по 3 раза) |
Плывут два дельфина | Две руки выполняют волны вперёд |
Один нырнул, другой вынырнул (4 раза) | Поочерёдно делаем волну вперёд то левой, то правой рукой |
За ними плывут два маленьких дельфинёнка | Выполняем волны кистями рук |
Один нырнул, другой вынырнул (4 раза) | Поочерёдно делаем волну кистью то правой, то левой руки |
Приплыли рыбки | Проводим руками сначала слева направо, затем справа налево сгибая ладони (локти согнуты) |
Рыбки стали разговаривать | Двигаем руками губки то вправо влево, то вверх вниз |
По дну морскому идут крабы | Переплетаем пальцы рук, начиная с указательного и двигаем “клешнями” справа налево |
Со дна морского поднимаются медузы | Сгибая фаланги пальцев, выполняем движения руками снизу вверх (ручки как бы прыгают) |
Море весело играет | Выполняем руками волны навстречу друг другу |
2.5. Формирование зрительного анализа слов.
Детям предлагается зачеркнуть лишнюю букву и прочитать слова:
2.6. Различение букв “ч” и “ц” в словах.
Детям предлагаются индивидуальные карточки со словами:
..епочка, ..ан, ..ена, с..епление, при..ел, ..еловек, с..ёт, тка.., с..ена, офи..ер, све..а, пала.., бое.., зая.., ..ирк, ..удо, те..ение, звездо..ёт.
От учеников требуется вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.
Затем логопед просит каждого ребенка придумать предложение с любым словом из его карточки на выбор.
2.7. Формирование навыков языкового анализа на уровне предложения.
От детей требуется составить из данных слов предложения, употребив слова в нужной форме. Записать получившиеся предложения в тетрадь и подчеркнуть в них букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами.
Ученый, книга, о, читать, цветы.
Учить, отец, Тёма, считать.
За, сачок, зацепиться, сучок.
Назначить, через, четыре, час, встреча, часовщик.
Дети меняются тетрадями и проверяют друг друга.
III. Заключительная часть занятия (самомассаж взят из книги А. В. Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте”)
- Сильно потереть (растереть) ладони и каждый палец рук.
- Обеими руками активно помассировать:
• лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам;
• области перед и за ушами, уши вниз и вверх;
• крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кончик носа;
• шею от основания до корней волос на затылке.
- упражнение “Обезьяна расчесывается”: правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой стороне затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой стороне затылка.
- закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10—20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.
` Упражнение “Домик”. Сложить пальцы “домиком” перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.
IV. Домашнее задание.
4.1. Обведите букву “ч” зеленым цветом, а букву ц синим:
4.2. Распространите предложения:
Звездочет считает.
Часовщик чинит.
Оценщик оценил.
Рекомендованная и использованная литература:
- Ланина, Т.Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа "Дельфины" / Т. Н. Ланина // Школьный логопед. - 2013. - № 3. - С. 48-64.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007. – 480 с.
- Семенович А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Изучение связного речевого высказывания с позиций междисциплинарного подхода. // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. - М., 2001. – С 397 - 405.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.
Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...
«Применение нейропсихологических методов и приемов для детей с ОВЗ»
Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Методы и приемы коррекционной работы на логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...
"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".
Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...
Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда
Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект логопедического досуга для воспитанников с ТНР и их родителей с применением нейропсихологических игр «Логопедический квест «В поисках сокровищ»
Конспект логопедического досуга для воспитанников с ТНР и их родителей с применением нейропсихологических игр «Логопедический квест «В поисках сокровищ»...