"Дифференциация букв "ц" и "ч" на письме, с применением нейропсихологических методов.
план-конспект урока

Чуркина Алена Александровна

"Дифференциация букв "ц" и "ч" на письме, с применением нейропсихологических методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_attestatsiya.docx115.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв «ц» и «ч» на письме, с применением нейропсихологических методов.

Цель занятия: использование нейропсихологии для совершенствования графо-моторных навыков, зрительного гнозиса, способствующих дифференциации букв «ц» и «ч» на уровне предложений.

Задачи.

Образовательные

- обучение дифференциации на письме графических знаков “ц” и “ч”;

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- закрепление навыка составления предложений;

- формирование умения анализировать предложение и составлять его схему;

Воспитательные:

- воспитание культуры письма;

- воспитание внимания к слову;

Развивающие:

- развитие зрительного гнозиса;

- развитие координации и плавности движений;

- совершенствование графо-моторных навыков;

- развитие навыков саморелаксации и самоконтроля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Разминка

“Яблочко по блюдечку покатилось. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

“Качели”Наклоны головы вперед—назад, как будто голова на качелях качается (кач-кач).

- “ Часы” Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают (тик-так).

- “Плечи прыгают”. Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: (прыг-скок).

II. Основная часть.

2.1. Формирование навыка узнавания букв “ц” и “ч”

Педагог напоминает детям, из каких элементов состоят буквы “ч” и “ц”, рассматривание, далее следуют задания:

- найдите на этом рисунке буквы “ц” и “ч” (в различных ракурсах) и обведите их:

- обведите в этих рядах синим цветом букву “ц”, а зелёным букву “ч”.

2.2. Различение букв “ч” и “ц” в слогах:

- запишите под диктовку слоги: цу, уч, чо, цо, оц, ач, ча, ца, ец, юч, яч, иц, чу, уц, ац;

- подчеркни букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами;

- придумай слова со звукосочетаниями: ча, еч, иц, уч. (Отхлапывание слогов)

2.3. Формирование слогового анализа слов.

Логопед просит детей из данного перечня слов на слух выбрать те, в которых встречается слог:

- ча: чаща, царевна, красавица, свеча;

- це: человек, цена, учебник, цепочка;

- цу: чудо, цунами, цукаты.

Правильные варианты дети записывают в тетрадь и подчеркивают букву “ч” одной чертой, а “ц” - двумя.

2.4. Динамическая пауза “Дельфины” (автор Ланина Т.Н.)

Рассказ педагога

Действия ребёнка

Море играет, идёт волна, на встречу ей другая волна

Делаем волну сначала правой рукой, затем левой (по 3 раза)

Плывут два дельфина

Две руки выполняют волны вперёд

Один нырнул, другой вынырнул (4 раза)

Поочерёдно делаем волну вперёд то левой, то правой рукой

За ними плывут два маленьких дельфинёнка

Выполняем волны кистями рук

Один нырнул, другой вынырнул (4 раза)

Поочерёдно делаем волну кистью то правой, то левой руки

Приплыли рыбки

Проводим руками сначала слева направо, затем справа налево сгибая ладони (локти согнуты)

Рыбки стали разговаривать

Двигаем руками губки то вправо влево, то вверх вниз

По дну морскому идут крабы

Переплетаем пальцы рук, начиная с указательного и двигаем “клешнями” справа налево

Со дна морского поднимаются медузы

Сгибая фаланги пальцев, выполняем движения руками снизу вверх (ручки как бы прыгают)

Море весело играет

Выполняем руками волны навстречу друг другу

2.5. Формирование зрительного анализа слов.

Детям предлагается зачеркнуть лишнюю букву и прочитать слова:

2.6. Различение букв “ч” и “ц” в словах.

Детям предлагаются индивидуальные карточки со словами:

..епочка, ..ан, ..ена, с..епление, при..ел, ..еловек, с..ёт, тка.., с..ена, офи..ер, све..а, пала.., бое.., зая.., ..ирк, ..удо, те..ение, звездо..ёт.

От учеников требуется вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.

Затем логопед просит каждого ребенка придумать предложение с любым словом из его карточки на выбор.

2.7. Формирование навыков языкового анализа на уровне предложения.

От детей требуется составить из данных слов предложения, употребив слова в нужной форме. Записать получившиеся предложения в тетрадь и подчеркнуть в них букву “ч” одной чертой, а букву “ц” двумя чертами.

Ученый, книга, о, читать, цветы.

Учить, отец, Тёма, считать.

За, сачок, зацепиться, сучок.

Назначить, через, четыре, час, встреча, часовщик.

Дети меняются тетрадями и проверяют друг друга.

III. Заключительная часть занятия (самомассаж взят из книги А. В. Семенович “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте”)

- Сильно потереть (растереть) ладони и каждый палец рук.

- Обеими руками активно помассировать:

• лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам;

• области перед и за ушами, уши вниз и вверх;

• крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кончик носа;

• шею от основания до корней волос на затылке.

- упражнение “Обезьяна расчесывается”: правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой стороне затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой стороне затылка.

- закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10—20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.

Упражнение “Домик”. Сложить пальцы “домиком” перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.

IV. Домашнее задание.

4.1. Обведите букву “ч” зеленым цветом, а букву ц синим:

4.2. Распространите предложения:

Звездочет считает.

Часовщик чинит.

Оценщик оценил.

Рекомендованная и использованная литература:

  1. Ланина, Т.Н. Коррекция сенсомоторного уровня речи. Программа "Дельфины" / Т. Н. Ланина // Школьный логопед. - 2013. - № 3. - С. 48-64.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007. – 480 с.
  3. Семенович А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Изучение связного речевого высказывания с позиций междисциплинарного подхода. // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. - М., 2001. – С 397 - 405.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.

Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

«Применение нейропсихологических методов и приемов для детей с ОВЗ»

Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методы и приемы коррекционной работы на  логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...

"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...

Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда

Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект логопедического досуга для воспитанников с ТНР и их родителей с применением нейропсихологических игр «Логопедический квест «В поисках сокровищ»

Конспект логопедического досуга для воспитанников с ТНР и их родителей с применением нейропсихологических игр  «Логопедический квест «В поисках сокровищ»...