Социально - бытовая ориентировка
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной политики Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания
«Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».
Рекомендован методическим советом КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» Протокол №_____________ от «___»__________2023г. | Утверждаю Директор КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» _____________Т.И.Черноусова от «___»__________2023г. |
Рабочая программа
«Хочу все знать»
Раздел "Социально - бытовая ориентировка"
Ответственный исполнитель:
Дутлова О.В.
Красноярск, 2023
Данная рабочая программа разработана на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы и нацелена на создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала воспитанника, формирование его позитивных личностных качеств, привития навыков самообслуживания, формирование элементарных навыков трудовой деятельности.
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования групповых занятий, индивидуальных программ развития на каждого воспитанника отделения «Светлячки».
Групповые занятия проводятся со всеми воспитанниками отделения (по группам, подгруппам).
Учитывая особенности психофизического развития и возможности каждого ребёнка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, на каждого ребенка составлена индивидуальная программа развития, которая направлена на общее развитие ребенка, коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ребенка.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Хочу все знать» предназначена для проведения коррекционно – педагогической работы с воспитанниками в возрасте от 8-17 лет, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, постоянно проживающих в условиях психоневрологического интерната.
В программе представлено инновационное содержание и современные педагогические технологии обучения и воспитания детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.
Решаются следующие задачи:
1. Диагностические задачи – организовать комплексное изучение ребенка при динамическом наблюдении в коррекционно – воспитательном процессе, а также оценить эффективность реализации данной программы.
2. Воспитательные задачи – направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении детей, а также воспитание у них положительных качеств.
3. Коррекционные задачи – направлены на формирование способов усвоения детьми с умеренной умственной отсталостью социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
4. Образовательные задачи – направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Все перечисленные задачи решаются с учетом физических и личностных особенностей воспитанников данного возраста.
Особенности развития детей данной категории в возрасте 8-17 лет проявляются в следующем:
- недоразвитие речевых функций (недоразвитие речи проявляется в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении. Отсутствует или резко ограничен словарный запас, недоступно речевое подражание.
- недоразвитие навыков самообслуживания (недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой и пр.).
- недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания); снижение познавательной активности (у детей снижена познавательная активность, они не могут сосредотачиваться, концентрироваться, переключаться).
- недоразвитие предметно-практической деятельности (предметная деятельность развита недостаточно, ребенок долго задерживается на уровне простых манипуляций. При переходе к предметным действиям пользуется преимущественно практическими способами ориентировки в признаках и свойствах предметов, использует многочисленные практические пробы и примеривания, что снижает продуктивность его действий).
Формы проведения коррекционно-развивающих занятий
Формы проведения учебных занятий в интернате подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач дополнительной общеобразовательной программы (раздела):
- классно-урочная система;
- индивидуальная работа
- подгрупповые занятия
Методы обучения:
- беседа с игровыми элементами;
- сказка;
- игра-путешествие;
- игра-имитация;
- тематические задания по подгруппам;
- практические занятия;
- презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).
Целевые ориентиры освоения данной рабочей программы:
- Принимать и оказывать помощь.
- Ухаживает за комнатными растениями.
- Обследует предметы с использованием зрительно – тактильного и зрительно – двигательного анализатора.
- Замечает непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устраняет его;
- Воспроизводит практические действия, необходимые для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде, а также в уходе за растениями;
- Планирует свои практические действия при выполнении трудовых поручений;
- Дает словесный отчет о проделанной работе по вопросам взрослого;
- Взаимодействует со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
- Различает и называет предметы, необходимые для приема пищи.
- Различает и называет части тела.
- Знает предметы санитарии и гигиены.
- Умеет заправлять за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку.
- Различает и называет предметы одежды и обуви.
- Умеет за столом вести себя спокойно и вежливо.
- Умеет вежливо поздороваться и попрощаться с друзьями и взрослыми.
На занятиях создаются специальные условия:
-соблюдение охранительно-педагогического режима (максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня для воспитанников отделения «Светлячки» не более 1ч.30 минут);
-соблюдение офтальмо-гигиенического режима (дозирование зрительных нагрузок);
-демонстрация наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии.
Особенности реализации общепедагогических принципов
- Поэтапное предъявление заданий Особенностью детей данной категории является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
- Смена видов деятельности. Высокая степень истощаемости воспитанников приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды деятельности в процессе совместной деятельности.
- Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы.
Контроль каждого этапа работы
У детей с умеренной и тяжелей умственной отсталостью нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместной деятельности, последовательно руководить детской деятельностью.
- Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с воспитанником. При общении с детьми и подростками с проблемами в интеллектуальном развитии педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.
- Совместное действие с ребенком в начале обучения. На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога, опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.
- Доступность изложения материала ребенку. Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.
- Систематичность и последовательность предлагаемого материала. При работе с детьми с умственной отсталостью необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно, начинать формировать знания детей необходимо от простого к сложному, от ближайшего окружения ребенка.
- Использование многократного возврата к теме. Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с умеренной и тяжелей умственной отсталостью. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед)
- Четкость, краткость инструкции. Педагогу, работающему с детьми с проблемами развития, необходимо уметь грамотно задавать вопросы – это является одним из важных условий стимулирования и поддержания активности детей. Вопрос должен быть четким, коротким, составлен таким образом, чтобы в структуре вопроса содержался ответ.
- Использование приемов, активизирующих память. Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть развитие причинно – следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями.
Социально бытовая ориентировка (практические умения)
Среда
Тема | № | Направление работы | Дата |
1 | Диагностика. | ||
Личная гигиена | 2 | Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека | |
3 | Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. | ||
4 | Содержание в чистоте и порядке личных вещей. | ||
5 | Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. | ||
6 | Форма контроля: практическая деятельность «утренний и вечерний туалет» «уборка в тумбочках», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
Одежда и обувь | 7 | Значение одежды для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за одеждой. | |
8 | Значение головных уборов для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за головными уборами. | ||
9 | Значение обуви для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за обувью. | ||
10 | Форма контроля: практическая деятельность «моем обувь, чистим кремом», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок». | ||
Культура поведения | 11 | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя. Формы исправления осанки. | |
12 | Правила поведения за столом. | ||
13 | Правила последовательного приема пищи. | ||
14 | Правила поведения в столовой. | ||
15 | Форма контроля: практическая деятельность «посещение столовой», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
Личная гигиена | 16 | Значение закаливания организма для общего состояния здоровья. Способы и правила закаливания. | |
17 | Уход за руками, ногами. Профилактика грибковых заболеваний. | ||
18 | Форма контроля: практическая деятельность «покажи как надо закалятся, моем правильно руки и ноги», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
19 | Диагностика | ||
1Одежда | 20 | Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц. | |
21 | Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания вешалок и крючков. | ||
22 | Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания зашивание распоровшегося шва. | ||
23 | Форма контроля: практическая деятельность «пришиваем и зашиваем вещи самостоятельно», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок». | ||
Одежда | 24 | Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. | |
25 | Глаженье фартуков, косынок и носовых платков. | ||
Форма контроля: практическая деятельность «стираем, гладим», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок». | |||
Жилище | 26 | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | |
27 | Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. | ||
28 | Уход за полом. Средства по уходу за полом. | ||
29 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | ||
30 | Форма контроля: практическая деятельность «уборка в спальне и игровой, приведи цветок в порядок», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
Личная гигиена | 31 | Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. | |
32 | Особенности личной гигиены в жизни подростка. Особенности ухода за кожей лица и волосами. | ||
33 | Уход за кожей лица. Косметические средства. | ||
34 | Уход за кожей лица. Техника безопасности при работе с бритвой, использование бритвы на практике. | ||
35 | Форма контроля: практическая деятельность «последовательность гигиенических процедур частей тела», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
36 | Диагностика | ||
Одежда, | 37 | Гигиена одежды. | |
38 | Гигиена нательного и постельного белья. | ||
39 | Значение продления срока службы одежды. | ||
40 | Применение ручной и машинной стирки для белья из х/б ткани. | ||
41 | Форма контроля: практическая деятельность «стирка нательного белья, футболок, застилаем постель последовательно», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
Одежда | 42 | Правила и приемы глаженья белья. | |
43 | Правила и приемы глаженья спортивной одежды. | ||
44 | Правила и приемы глаженья брюк. | ||
45 | Правила и приемы глаженья рубашек. | ||
46 | Форма контроля: практическая деятельность «гладим вещи для школы», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок». | ||
Жилище | 47 | Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. | |
48 | Подготовка жилья к лету и зиме. | ||
49 | Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. | ||
50 | Животные дома. Уход за ними. | ||
51 | Форма контроля: практическая деятельность «сезонная уборка, генеральная уборка», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
52 | Диагностика | ||
Одежда | 53 | Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. | |
54 | Правила и приемы глаженья блузок, рубашек. | ||
55 | Прачечная — знакомство с правилами пользования. Прачечная самообслуживания. | ||
56 | Форма контроля: практическая деятельность «деликатная стирка и сушка, глажка», онлайн-экскурсия в прачечную. | ||
Жилище | 57 | Уборка санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке ванны и санузла. | |
58 | Рациональная расстановка мебели в комнате. | ||
59 | Интерьер. | ||
60 | Форма контроля: практическая деятельность «генеральная уборка санузла, ванной», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. | ||
Одежда | 61 | Стиль одежды, мода, обновление одежды. | |
62 | Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. | ||
63 | Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Техника безопасности. | ||
64 | Форма контроля: практическая деятельность «застирываем, выводим пятна на личных вещах», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу. |
Коррекция проблемного поведения.
Виды проблемного поведения в группе:
- стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
- неадекватный крик
- неадекватный плач
- неадекватный смех
- физическое сопротивление
- невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
- агрессия
- самоагрессия
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):
- замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением
- поощрение при отсутствии проблемного поведения
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта
- разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо
Способы коррекции неадекватного крика:
- формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации
- отсутствие подкрепления нежелательного поведения
- поощрение при отсутствии проблемного поведения
- тайм-аут
Способы коррекции неадекватного плача:
- прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции неадекватного смеха:
- предотвращение утомления и психологического дискомфорт
- тайм-аут и переключение
Способы коррекции физического сопротивления:
- предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
- формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации
Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:
- отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации
- поощрение выполнения инструкций
- тайм-аут
Способы коррекции агрессии:
- переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
- обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания
- предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии
Способы коррекции самоагрессии:
- прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение
- предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
Методическая работа "Роль уроков социально-бытовой ориентировки в социальной интеграции учащихся".
Методическая разработка для учителей школ 8 вида...

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....