Социально - бытовая ориентировка
рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы  и нацелена на создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала воспитанника, формирование его позитивных личностных качеств, привития навыков самообслуживания, формирование элементарных навыков трудовой деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.odt39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Красноярского края

Краевое государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания

«Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».

Рекомендован

методическим советом

КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»

Протокол _____________

от «___»__________2023г.

Утверждаю

Директор

КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»

_____________Т.И.Черноусова

от «___»__________2023г.

Рабочая программа

«Хочу все знать»

Раздел "Социально - бытовая ориентировка"

Ответственный исполнитель:

Дутлова О.В.

Красноярск, 2023

Данная рабочая программа разработана на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы и нацелена на создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала воспитанника, формирование его позитивных личностных качеств, привития навыков самообслуживания, формирование элементарных навыков трудовой деятельности.

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования групповых занятий, индивидуальных программ развития на каждого воспитанника отделения «Светлячки».

Групповые занятия проводятся со всеми воспитанниками отделения (по группам, подгруппам).

Учитывая особенности психофизического развития и возможности каждого ребёнка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, на каждого ребенка составлена индивидуальная программа развития, которая направлена на общее развитие ребенка, коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ребенка.

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Хочу все знать» предназначена для проведения коррекционно – педагогической работы с воспитанниками в возрасте от 8-17 лет, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, постоянно проживающих в условиях психоневрологического интерната.

В программе представлено инновационное содержание и современные педагогические технологии обучения и воспитания детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.

Решаются следующие задачи:

1. Диагностические задачи – организовать комплексное изучение ребенка при динамическом наблюдении в коррекционно – воспитательном процессе, а также оценить эффективность реализации данной программы.

2. Воспитательные задачи – направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении детей, а также воспитание у них положительных качеств.

3. Коррекционные задачи – направлены на формирование способов усвоения детьми с умеренной умственной отсталостью социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

4. Образовательные задачи – направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Все перечисленные задачи решаются с учетом физических и личностных особенностей воспитанников данного возраста.

Особенности развития детей данной категории в возрасте 8-17 лет проявляются в следующем:

  • недоразвитие речевых функций (недоразвитие речи проявляется в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении. Отсутствует или резко ограничен словарный запас, недоступно речевое подражание.
  • недоразвитие навыков самообслуживания (недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой и пр.).
  • недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания); снижение познавательной активности (у детей снижена познавательная активность, они не могут сосредотачиваться, концентрироваться, переключаться).
  • недоразвитие предметно-практической деятельности (предметная деятельность развита недостаточно, ребенок долго задерживается на уровне простых манипуляций. При переходе к предметным действиям пользуется преимущественно практическими способами ориентировки в признаках и свойствах предметов, использует многочисленные практические пробы и примеривания, что снижает продуктивность его действий).

Формы проведения коррекционно-развивающих занятий

Формы проведения учебных занятий в интернате подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач дополнительной общеобразовательной программы (раздела):

  • классно-урочная система;
  • индивидуальная работа
  • подгрупповые занятия

Методы обучения:

  • беседа с игровыми элементами;
  • сказка;
  • игра-путешествие;
  • игра-имитация;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практические занятия;
  • презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Целевые ориентиры освоения данной рабочей программы:

  • Принимать и оказывать помощь.
  • Ухаживает за комнатными растениями.
  • Обследует предметы с использованием зрительно – тактильного и зрительно – двигательного анализатора.
  • Замечает непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устраняет его;
  • Воспроизводит практические действия, необходимые для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде, а также в уходе за растениями;
  • Планирует свои практические действия при выполнении трудовых поручений;
  • Дает словесный отчет о проделанной работе по вопросам взрослого;
  • Взаимодействует со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
  • Различает и называет предметы, необходимые для приема пищи.
  • Различает и называет части тела.
  • Знает предметы санитарии и гигиены.
  • Умеет заправлять за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку.
  • Различает и называет предметы одежды и обуви.
  • Умеет за столом вести себя спокойно и вежливо.
  • Умеет вежливо поздороваться и попрощаться с друзьями и взрослыми.

На занятиях создаются специальные условия:

-соблюдение охранительно-педагогического режима (максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня для воспитанников отделения «Светлячки» не более 1ч.30 минут);

-соблюдение офтальмо-гигиенического режима (дозирование зрительных нагрузок);

-демонстрация наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии.

Особенности реализации общепедагогических принципов

  • Поэтапное предъявление заданий Особенностью детей данной категории является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
  • Смена видов деятельности. Высокая степень истощаемости воспитанников приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды деятельности в процессе совместной деятельности.
  • Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы.

Контроль каждого этапа работы

У детей с умеренной и тяжелей умственной отсталостью нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместной деятельности, последовательно руководить детской деятельностью.

  • Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с воспитанником. При общении с детьми и подростками с проблемами в интеллектуальном развитии педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.
  • Совместное действие с ребенком в начале обучения. На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога, опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.
  • Доступность изложения материала ребенку. Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.
  • Систематичность и последовательность предлагаемого материала. При работе с детьми с умственной отсталостью необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно, начинать формировать знания детей необходимо от простого к сложному, от ближайшего окружения ребенка.
  • Использование многократного возврата к теме. Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с умеренной и тяжелей умственной отсталостью. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед)
  • Четкость, краткость инструкции. Педагогу, работающему с детьми с проблемами развития, необходимо уметь грамотно задавать вопросы – это является одним из важных условий стимулирования и поддержания активности детей. Вопрос должен быть четким, коротким, составлен таким образом, чтобы в структуре вопроса содержался ответ.
  • Использование приемов, активизирующих память. Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть развитие причинно – следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями.

Социально бытовая ориентировка (практические умения)

Среда

Тема

Направление работы

Дата

1

Диагностика.

Личная гигиена

2

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека

3

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.

4

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

5

Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению.

6

Форма контроля: практическая деятельность «утренний и вечерний туалет» «уборка в тумбочках», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Одежда и обувь

7

Значение одежды для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за одеждой.

8

Значение головных уборов для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за головными уборами.

9

Значение обуви для здоровья человека, их виды, правила и приемы повседневного ухода за обувью.

10

Форма контроля: практическая деятельность «моем обувь, чистим кремом», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок».

Культура поведения

11

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя. Формы исправления осанки.

12

Правила поведения за столом.

13

Правила последовательного приема пищи.

14

Правила поведения в столовой.

15

Форма контроля: практическая деятельность «посещение столовой», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Личная гигиена

16

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья. Способы и правила закаливания.

17

Уход за руками, ногами. Профилактика грибковых заболеваний.

18

Форма контроля: практическая деятельность «покажи как надо закалятся, моем правильно руки и ноги», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

19

Диагностика

1Одежда

20

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц.

21

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания вешалок и крючков.

22

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания зашивание распоровшегося шва.

23

Форма контроля: практическая деятельность «пришиваем и зашиваем вещи самостоятельно», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок».

Одежда

24

Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей.

25

Глаженье фартуков, косынок и носовых платков.

Форма контроля: практическая деятельность «стираем, гладим», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок».

Жилище

26

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

27

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения.

28

Уход за полом. Средства по уходу за полом.

29

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

30

Форма контроля: практическая деятельность «уборка в спальне и игровой, приведи цветок в порядок», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Личная гигиена

31

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.

32

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Особенности ухода за кожей лица и волосами.

33

Уход за кожей лица. Косметические средства.

34

Уход за кожей лица. Техника безопасности при работе с бритвой, использование бритвы на практике.

35

Форма контроля: практическая деятельность «последовательность гигиенических процедур частей тела», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

36

Диагностика

Одежда,

37

Гигиена одежды.

38

Гигиена нательного и постельного белья.

39

Значение продления срока службы одежды.

40

Применение ручной и машинной стирки для белья из х/б ткани.

41

Форма контроля: практическая деятельность «стирка нательного белья, футболок, застилаем постель последовательно», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Одежда

42

Правила и приемы глаженья белья.

43

Правила и приемы глаженья спортивной одежды.

44

Правила и приемы глаженья брюк.

45

Правила и приемы глаженья рубашек.

46

Форма контроля: практическая деятельность «гладим вещи для школы», викторина «выбери вещь и приведи ее в порядок».

Жилище

47

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

48

Подготовка жилья к лету и зиме.

49

Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия.

50

Животные дома. Уход за ними.

51

Форма контроля: практическая деятельность «сезонная уборка, генеральная уборка», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

52

Диагностика

Одежда

53

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях.

54

Правила и приемы глаженья блузок, рубашек.

55

Прачечная — знакомство с правилами пользования. Прачечная самообслуживания.

56

Форма контроля: практическая деятельность «деликатная стирка и сушка, глажка», онлайн-экскурсия в прачечную.

Жилище

57

Уборка санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке ванны и санузла.

58

Рациональная расстановка мебели в комнате.

59

Интерьер.

60

Форма контроля: практическая деятельность «генеральная уборка санузла, ванной», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Одежда

61

Стиль одежды, мода, обновление одежды.

62

Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением.

63

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Техника безопасности.

64

Форма контроля: практическая деятельность «застирываем, выводим пятна на личных вещах», карточки-задания с решением ситуационных задач по пройденному материалу.

Коррекция проблемного поведения.

Виды проблемного поведения в группе:

  • стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
  • неадекватный крик
  • неадекватный плач
  • неадекватный смех
  • физическое сопротивление
  • невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
  • агрессия
  • самоагрессия

Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):

  • замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением
  • поощрение при отсутствии проблемного поведения
  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта
  • разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо

Способы коррекции неадекватного крика:

  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации
  • отсутствие подкрепления нежелательного поведения
  • поощрение при отсутствии проблемного поведения
  • тайм-аут

Способы коррекции неадекватного плача:

  • прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта

Способы коррекции неадекватного смеха:

  • предотвращение утомления и психологического дискомфорт
  • тайм-аут и переключение

Способы коррекции физического сопротивления:

  • предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации

Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:

  • отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации
  • поощрение выполнения инструкций
  • тайм-аут

Способы коррекции агрессии:

  • переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
  • обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания
  • предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии

Способы коррекции самоагрессии:

  • прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение
  • предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....