Конспект группового занятия "В поисках Красной Шапочки"
план-конспект

Саая Сливана Шораановна

Цель: дифференциация [с] - [ш].

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах и словах.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. Формировать познавательные процессы.

4. Развивать мелкую моторику.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Определение темы и цели занятия.

4. Определение различий звуков [с] и [ш].

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

6. Физминутка.

7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

8. Итог занятия.

Оборудование: корзинка, зеркала, бумажные конверты, картинки пирожков с заданиями с обратной стороны, разрезная картинка «Красная Шапочка», напечатанные слоги, картинки со звуками [с] и [ш], изображения правильной артикуляции звуков [с] и [ш].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekto_otkrytogo_uroka.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия

Тема: «В поисках Красной Шапочки»

Цель: дифференциация [с] - [ш].

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах и словах.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. Формировать познавательные процессы.

4. Развивать мелкую моторику.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Определение темы и цели занятия.

4. Определение различий звуков [с] и [ш].

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

6. Физминутка.

7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

8. Итог занятия.

Оборудование: корзинка, зеркала, бумажные конверты, картинки пирожков с заданиями с обратной стороны, разрезная картинка «Красная Шапочка», напечатанные слоги, картинки со звуками [с] и [ш], изображения правильной артикуляции звуков [с] и [ш].

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня занятие необычное, его пришло посмотреть много гостей. Давайте им улыбнемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

- Представляете, когда я сегодня утром шла к вам на занятие, то увидела, как Серый волк побежал в лес с каким – то мешком. Я хотела его догнать, но у меня не получилось. И тут, под кустом, я увидела вот эту корзинку (На стол ставится корзинка). Давайте посмотрим, что в ней (Из корзинки достается конверт с разрезной картинкой).

- Сейчас вам нужно будет собрать картинку из частей, и тогда мы сможем понять, кого похитил Серый волк. (Собирается картинка Красной Шапочки).

- Кто это? Скажите. (Красная Шапочка).

- Так вот кого похитил Серый волк!!

2. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, что Красная Шапочка хотела отнести своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла).

- Молодцы. Смотрите, в нашей корзинке тоже есть пирожки.

- Долаан, достань пожалуйста пирожок. (1 пирожок)

- Только это не простые пирожки, а пирожки с подсказками. С их помощью мы сможем узнать, что же случилось с Красной Шапочной?

- Давайте перевернем картинку с пирожком и прочитаем подсказку.

«Я сегодня проснулась рано. Умылась, почистила зубки.

-Возьмите зеркальце. Давайте тоже с вами почистим наши зубки (Упражнение «Чистим зубки»). Затем, попила чай с блинами (Упражнение «Блинчики») и вкусным вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Потом взяла корзинку и вышла во двор. Покачалась на качелях (Упражнение «Качели»), помогла соседскому мальчику покрасить забор (Упражнение «Маляр»). А в благодарность он дал мне покататься на своей маленькой лошадке (Упражнение «Лошадка») и угостил кедровыми орешками (Упражнение «Орешки»). Я посмотрела на часы и поняла, что нужно спешить к бабушке (Упражнение «Часики»). Пошла я длинною дорогой через лес, и, вдруг, увидела Серого волка. Он спросил: «Как тебя зовут, девочка?». «КрашнаяСапочка», - отвечаю я.»

3. Определение темы и цели занятия.

- Скажите, пожалуйста, правильно ли произнесла свое имя девочка? (Нет)

- А как нужно? (Красная Шапочка).

Волку стало смешно, и он сказал Красной Шапочке: «Пока не научишься правильно произносить свое имя – не отпущу».

- Давайте с вами поможем Красной Шапочке?

- Сегодня мы вместе с ней будем учиться различать звуки [с] и [ш].

4. Определение различий звуков [с] и [ш].

- Артыш, достань следующий пирожок из корзинки. Что же там написано? Сейчас вам прочту. «Найдите различия звуков [с] и [ш].» (2 пирожок)

- Давайте определим, чем же различаются данные звуки. (Достаются картинки с изображением правильной артикуляции данных звуков).

При произнесении [ш] губы слегка округлены, а при произнесении [с] – растянуты в улыбке. При произнесении [ш] кончик языка поднят вверх, а при произнесении [с] – упирается в нижние зубы.

- Молодцы, а теперь давайте произнесем [с]. Какой воздух выходит? (Холодный).

- Теперь звук [ш]. Какой воздух выходит? (Теплый).

Работа с песком.

- Ребята, перед вам тарелочки с песком, поближе себе поставьте, давайте с указательным пальцем напишем буквы эС, и букву Ша.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.  

- Алдар следующий пирожок. Что там написано? «Поиграем со слогами» (3пирожок).

- Перед вами есть корзиночки, посмотрите, у вас в корзиночках даны слоги. Разделите их на две кучки: в одну - все слоги со звуком [с], в другую – со звуком [ш].

- Правильно. Вы хорошо справилась с этим заданием.

- Молодцы. 

6.  Физминутка Красная шапочка

7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

- Диана, достань следующий пирожок. «Поиграем со словами».

- Разложите картинки в две кучки: в названиях которых есть звук [ш] в одну кучку, а со звуком [с] – в другую. Назовите эти слова.

Стол, сумка, карандаш, шарф, сундук, шапка, сапоги, сыр, матрёшка, картошка, капуста, редиска, шоколадка, шторы, свинья, чеснок, стакан, кошка, лист, штаны, мышка, салют, скамейка, камыш.

8. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали на занятии? Учились вместе с Красной Шапочкой различать звуки [с] и [ш].

- Как ты думаешь: Красная Шапочка теперь сможет правильно произнести свое имя, чтобы Серый волк отпустил её?

- Конечно, сможет.

- Вы сегодня хорошо занимались, справилась со всеми заданиями. И Красная Шапочка благодарит вас, за то что вы научили его правильно произнести свое имя и дарит вам сладкие шоколадки. Молодцы, до свидания и спасибо вам за занятие.

Самоанализ  открытого логопедического занятия.

Тема: Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах.

Логопедическое занятие проводилось с детьми 1 класса, имеющими заключение ОНР (третьего уровня). У данных детей отмечается недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, связной речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов.

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: дифференциация [с] - [ш] в слогах и словах на материале темы «В поисках Красной шапочки».

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах и словах.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. Формировать познавательные процессы.

4. Развивать мелкую моторику.

Цель и задачи  соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве задачах. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Планировались результаты:        

Предметные: Уметь дифференцировать фонемы [С] — [Ш] в словах и слогах.

 Личностные: формировать умение применять знания на практике (в связной  речи).

Познавательные: Развивать познавательную активность.

Регулятивные: Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

На занятии использовалось  ИКТ, что помогало предотвратить утомление детей, повышая эффективность работы.

Занятие проходило в несколько этапов.

  1. Вводно–организационный этап. В начале занятия был создан положительный психологический настрой, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, друг друга,  что создало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом,  которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.
  2. Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: корзина, собирали картину из частей. Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность.
  3. Во время основного этапа дети повторили правильную артикуляцию звуков,  различение понятий звук и буква, выполнили задание на развитие мелкой моторики с песком.
  4. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети отвечали на вопросы.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Все этапы занятия были выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому.

Речевой материал подбирался  в соответствии с принципом от простого к сложному, а также в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей.

На занятии учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Во время занятия формировались навыки сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия.

Несмотря на насыщенность занятия заданиями, оно продолжалось  25-30 минут.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

ВВЕДЕНИЕ

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
        В связи с тем, что характер речевых патологий у школьников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно, обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у школьников.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в школе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

 

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дети с общим недоразвитием речи III уровня быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И, как мы понимаем, именно такая работа является основой коррекции речевых расстройств у детей с общим недоразвитием речи III уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"

Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся  пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...

Конспект группового занятия в1классе по коррекции письменной речи. Предложение

На уроке используется слайд-программа. Идет работа  над развитием всех видов памяти: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной. Используются все анализаторы. Все формы работы на уроке а...

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Конспект группового занятия по РСВ и ФП 9 класс I вид.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения  с глухими старшеклассниками построено в соответствии с классической методикой, тесно связано с изучением общеобразовательных ...

Конспект группового занятия с применением технологии театрализованной деятельности для уч-ся 1 классов, НОНР.

Предлагаю Вашему вниманию коррекционное занятие с применением технологии логосказка и театрализованной деятельности для младших школьников 1 класса (НОНР), на материале сказки "Теремок". Цель занятия:...

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 7 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Хлебные крошки»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над ор...

Конспект открытого занятия "Поиски пропавших нот"

Открытое занятие для подготовительной группы...