Мастер-класс: «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях». Шпаргалки для родителей.
план-конспект
Мастер-класс: «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях». Шпаргалки для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 226.55 КБ |
![]() | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
Районный методический семинар
«Формирование функциональной грамотности у дошкольников
через взаимодействие с родителями»
Мастер-класс:
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях».
Шпаргалки для родителей.
Подготовила: Алина Геннадьевна Горенская,
учитель-логопед 1 кв. категории
МКОУ Квитокской СОШ №1
08.11.2024 г.
«Не внушайте чего-либо вашим детям.
Научите их думать самостоятельно,
тому, как оценивать доказательства
и как не соглашаться с вами».
Ричард Докинз.
Цель мастер-класса: познакомить с примами формирования читательской грамотности дошкольников на логопедических занятиях
Задачи:
1) познакомить с историей появления понятия «читательская грамотность»;
2) познакомить участников мастер-класса с технологиями и приемами формирования читательской грамотности дошкольников;
3) описать и представить некоторые приемы технологии критического мышления, типы вопросов к детям дошкольного возраста.
Столы и стулья расставлены для работы в группах по 3-4 человека.
Материалы для работы: таблицы-шпаргалки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши.
Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход мастер-класса
Слайд 1. Тема моего мастер-класса: «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях». Шпаргалки для родителей.
В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать читательскую грамотность, как способность человека (обучающегося) вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть, в воспитательной деятельности и в общении с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками).
Другими словами, формирование предпосылок читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребенка правильных речевых навыков и в выработке способности у дошкольника эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности и в общении с окружающим.
В данном случае речь идет о двух уровнях формирования грамотности:
1. Уровень элементарной грамотности.
Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения.
Противоположный термин – неграмотность в традиционном понимании.
С точки зрения заявленного основания данной классификации, элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие предложения.
2. Уровень читательской грамотности.
Для реализации второго уровня – уровня формирования предпосылок читательской грамотности на логопедических занятиях нужно использовать дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей, то есть, используем на занятиях диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребенка со сверстниками, родителями и взрослыми, вопросы и задания, требующие от ребенка самостоятельного ответа.
В этом году мы используем на занятиях технологию критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.
Слайд 2. Для начала разберем, что значит читательская грамотность. «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании РISA, по данным которого, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность. Россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, больше всех сейчас читают индийцы, жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
Слайд 3. Компоненты читательской грамотности:
- нахождение и извлечение информации,
- интегрирование и интерпретирование информации,
- осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Обратите внимание, что компоненты очень схожи с составом критического мышления:
- Наблюдательность и способность к анализу,
- Способность к оценке,
- Ценности и эмоциональность.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Из чего можно сделать вывод: при формировании читательской грамотности у дошкольников целесообразно использовать технологии критического мышления.
Слайд 4. Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников: зачитать составляющие схемы слайда с указкой.
Слайд 5. Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
- Верные и неверные утверждения.
- Прием «Кластер».
- Синквейн.
- Дерево предсказаний.
- Чтение с остановками.
- Толстые и тонкие вопросы.
- Перемешанные события.
Вы, несомненно, все их знаете. Я сегодня хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые используются в начальной школе с детьми, умеющими читать. Но дети в детском саду не все умеют читать, скажете вы, и будете правы. Я хочу показать вам, как можно использовать эти приемы с не читающими детьми, адаптировав их под дошкольников. Что я и делаю на своей подготовительной группе.
Практикум:
- Итак, мы с вами рассмотрим приемы «ассоциации», «письмо с дырками» и «уголки».
Слайд 6-9. «Ассоциации». Так как дети в детском саду не пишут и не читают, первый этап – научиться изображать слова символами, то есть схематично. Я попрошу вас подобрать ассоциации к словам, сначала устно, а потом попробуйте нарисовать их, время на работу - 3 мин. (приложение 1).
- Замечательно, посмотрите, какое у нас с вами воображение.
Слайд 10. Следующий прием «Письмо с дырками или пробелами».
Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, как мы с вами говорили, не умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы.
Итак, стихотворение «Осень», автор И. Винокуров.
Внимательно слушаем:
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.
А теперь в карточках символично изобразите недостающие слова (приложение 2). Время работы 2 мин.
Слайд 11. И последний прием, который я хотела вам сегодня показать – «уголки».
По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные. Мы с вами делиться на группы не будем.
В левой колонке таблицы я попрошу вас изобразить, опять же схематично, отрицательные качества, а в правой положительные качества героя, опираясь на всем известную сказку. Время работы – 3 мин. (приложение 3).
Слайд 12. Вы сегодня познакомились с некоторыми приемами формирования читательской грамотности у дошкольников. Чтобы не допускать ошибок, хочу предложить несколько рекомендаций:
1. Необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
2. В беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
3. Содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
4. Следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.
У всех на столах лежат брошюры с подробным описанием приемов формирования читательской грамотности дошкольников, буду очень рада, если мой материал вам пригодится в работе.
Мой мастер-класс окончен. Спасибо всем за внимание!!!
Приложение 1
ОСЕНЬ | |
КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА | |
ЗАРДЕЛИСЬ КЛЕНЫ | |
ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ | |
УТЕШАЕТ |
Приложение 2
Ходит | осень | в нашем парке. |
Дарит | осень | всем подарки. |
Бусы красные - | рябине, | фартук розовый - |
осине, | зонтик желтый - | тополям, |
фрукты | осень | дарит нам. |
Любую из картинок в ряду закрыть (стереть) и т.д., для того, чтобы участники нарисовали.
Приложение 3
отрицательные | положительные |
отрицательные | положительные |
отрицательные | положительные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность Это – способность человека понимать и использовать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Навыки читательской грамотности СОСТАВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников
Приемы критического мышления для формирования читательской грамотности
Прием «АССОЦИАЦИИ» Так как дети в детском саду не пишут и не читают, первый этап – научиться изображать слова символами, то есть схематично. Необходимо подобрать ассоциации к словам.
ОСЕНЬ КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА ЗАРДЕЛИСЬ КЛЕНЫ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ УТЕШАЕТ
Прием «Письмо с дырками или пробелами» Для детей, умеющих читать и писать, в этом задании нужно вставить пропущенные слова. Дошкольники, не умеют ни то ни другое, поэтому здесь целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы. Итак, стихотворение «Осень», автор И. Винокуров. Внимательно слушаем: Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные - рябине, Фартук розовый - осине, Зонтик желтый - тополям, Фрукты осень дарит нам. А теперь в карточках символично изобразите недостающие слова
Прием «уголки» По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть – описывает положительные стороны героя, другая часть – отрицательные. В левой колонке таблицы необходимо изобразить, схематично, отрицательные качества, а в правой положительные качества героя, опираясь на всем известную сказку
Рекомендации родителям по формированию читательской грамотности у дошкольников – необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали; – в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок; – содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста; – следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Цветы. Насекомые"
Уточнение и расширение знаний о цветах и насекомых; обогащение словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от с...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
Консультация для воспитателей...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (по сказке «Колобок»)
Занятие по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Мастер- класс для педагогов « Су- Джок терапия для детей дошкольного возраста»
Для использования в работе...

Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".
quot;Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник". Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалис...