Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
статья
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki_s_ispolzovaniem_bioenergoplastiki.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
В своей логопедической практике при проведении артикуляционной гимнастики я активно использую метод биоэнергопластики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, значимым полем деятельности является соединение движений органов артикуляционного аппарата и биоэнергопластики (плавных движений кистей рук). Суть биоэнергопластики состоит в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти руки. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой деятельности. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой повышает результативность и оптимизирует процесс коррекции; позволяет быстрее убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп. Метод биоэнергопластики способствует повышению эффективности работы по коррекции звукопроизношения. Использование биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Овладение детьми артикуляционной гимнастикой с биоэнергопластикой осуществляется поэтапно. Обучающиеся осваивают артикуляционные упражнения традиционной гимнастики, и постепенно учатся выполнять их, сопровождая движением сначала одной, ведущей, руки, затем другой руки, и только потом движениями обеих рук вместе. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. На заключительном этапе - с синхронными движениями обеих рук без зрительной опоры. При этом используется счет, стихотворное сопровождение упражнений, чтобы сделать их выполнение ритмичным. Постепенно увеличивается темп.
Мною разработана специальная картотека, где на каждой карточке с изображением артикуляционного упражнения указаны движения кистей и пальцев рук.
№ п/п | Название артикуля-ционного упражнения | Движения органов артикуляционного аппарата | Движения кистей и пальцев рук |
1 | «Бегемотик» | Рот широко раскрыть | Большой палец внизу, остальные, сомкнутые, вверху, слегка округлены, изображают пасть. |
2 | «Улыбка» | Губы растянуть в открытой улыбке | Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить большие и остальные пальцы обеих рук, между ними узкая щель |
3 | «Заборчик» | Губы растянуть в открытой улыбке, показать сомкнутые зубы | Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть. |
4 | «Слоник» | Вытянуть губы трубочкой | Пальцы соединить вместе трубочкой. |
5 | «Часики» | Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. | Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки двигать одновременно с языком в одну сторону. |
6 | «Бублик» | Зубы сблизить, губы округлить и выдвинуть вперед | Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить большие и остальные пальцы обеих рук, образуя круг |
7 | «Месим тесто» («Накажем непослушный язычок») | Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя»; покусать язык зубами: «та-та-та-та» | Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами и покусывания зубами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. |
8 | «Блинчик» | Широкий язык положить на нижнюю губу | Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. |
9 | «Вкусное варенье» | Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. | Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз |
10 | «Чашечка» | Улыбнуться, открыть рот, язык положить блинчиком, а потом кончик и боковые части языка загнуть вверх в виде чашечки. | Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать. |
11 | «Чищу зубы» | Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» за нижними зубами вправо-влево, а потом – за верхними | Ладонь с сомкнутыми пальцами опустить вниз и двигать вправо-влево – «чистить нижние зубы». Ладонь с сомкнутыми пальцами поднять вверх и двигать вправо-влево – «чистить верхние зубы». |
12 | «Качели» | Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить кончик языка за нижние зубы | Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вверх-вниз. |
13 | «Горка» («Киска сердится») | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. | Ладонь с сомкнутыми пальцами в виде горки |
14 | «Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. | Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу. |
15 | «Грибок» | Улыбнуться, открыть рот, язык присосать к небу | Одну руку поставить на столе на локоть, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»). |
16 | «Гармошка» | Сделать «грибок», нижнюю челюсть то опускать, то поднимать, не меняя положение языка | Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. |
17 | «Дятел» | Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх, «ударять» кончиком языка по верхним бугоркам и произносить звуки: «д-д-д-д-…» | Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально, |
18 | «Парус» | Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх, кончик языка поставить на верхние бугорки | Ладонь в вертикальном положении, пальцы сомкнуты |
19 | «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно | Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад. |
20 | «Заведи мотор» | Улыбнуться, открыть рот, «ударять» кончиком языка по верхним бугоркам и произносить звуки: «дын-дын-дын» | Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально |
Когда дети достаточно хорошо осваивают артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, мы объединяем упражнения в комплексы. Чтобы было не скучно их выполнять, я стараюсь облекать их в интересную форму, охватывать единым сюжетом: экскурсия, прогулка, приключение, игра. Часто сочиняю сказки. Вот некоторые из них.
Сказка «Про непослушного рысенка»
Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука Р с биоэнергопластикой
Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук | |||
№ п/п | Содержание | Движения артикуляционного аппарата | Движения кистей и пальцев рук |
1 | Однажды утром маленький рысенок проснулся, открыл глаза и сладко зевнул. | Рот широко раскрыть | Большой палец внизу, остальные сомкнутые, вверху, слегка округлены, изображают пасть. |
2 | Мамы-рыси дома не было, и рысенок решил пойти погулять по лесу. На ветке дерева он увидел белку, она нанизывала на сучок грибок (упр.). – Что ты делаешь? – спросил рысенок. - Делаю заготовку на зиму. - А я гуляю, - сказал рысенок и пошел дальше. | «Грибок» | Одну руку поставить на столе на локоть, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»). |
3 | Вдруг он услышал громкий стук. Поднял голову вверх и увидел дятла (упр.). - Зачем ты стучишь по дереву? – спросил рысенок. - Добываю себе корм: жучков, червячков, личинок. Избавляю дерево от вредителей, - ответил дятел. - А я гуляю, - сказал рысенок и пошел дальше. | «Дятел» | Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально, тыльной стороной вверх. |
4 | Всё дальше и дальше уходил рысенок от дома. И вот перед ним широкая река. А по реке плывет лодка под парусом. | «Парус» | Ладонь в вертикальном положении, пальцы сомкнуть . |
5 | А через реку перекинут мост. По мосту едут большие машины. | «Заведи мотор» | Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально, тыльной стороной вверх. |
6 | Испугался маленький рысенок. Куда идти дальше? И вдруг услышал громкое рычание: р-р-р…. Это была мама-рысь. Она нашла рысенка и поругала его: - Нельзя уходить из дома без разрешения! И отнесла маленького рысенка домой. | Произнесение звука [р] длительно, коротко | Ладонь в вертикальном положении, пальцы сомкнуть в виде ложечки, двигать кончиками пальцев вперед-назад |
Сказка «Вежливая Соня»
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков с биоэнергопластикой
Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук | |||
№ п/п | Содержание | Движения артикуляционного аппарата | Движения кистей и пальцев рук |
1 | Ранним летним утром Соня проснулась, вскочила с постели и побежала к окошку. На улице стояла хорошая погода, и можно было погулять. Соня улыбнулась | «Улыбка» | Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить боль шие и средние пальцы обеих рук, между ними узкая щель |
2 | И широко раскрыла окошко, впуская свежий ветерок в комнату. | Рот широко раскрыть | Сомкнутыми пальцами обеих ладоней изобразить, как распахиваем окно |
3 | Закрыла окно и побежала умываться и чистить зубы. | «Чищу зубы» | Ладонь опустить вниз и двигать сомкнутые пальцы вправо-влево – «чистить нижние зубы». Ладонь поднять вверх и двигать сомкнутые пальцы вправо-влево – «чистить верхние зубы». |
4 | Затем Соня пошла на кухню. Там мама готовила тесто для блинчиков (упр.). Соня приветливо улыбнулась ей и пожелала доброго утра. | «Месим тесто» | Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. |
5 | Мама испекла вкусные блинчики (упр.). А Соня помогла ей накрыть стол к завтраку. | «Блинчик» | Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. |
6 | Потом Соня позавтракала, поблагодарила маму и весело побежала гулять во двор. Там она с друзьями качалась на качелях (упр.), | «Качели» | Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх. |
7 | каталась с ребятами с высокой горки (упр.). Дети не ссорились, они играли дружно. Были взаимно вежливы. | «Горка» | Ладонь с сомкнутыми пальцами в виде горки |
8 | Неожиданно погода испортилась. Поднялся ветер, засвистел: с-с-с-с. Надвигалась гроза, и все дети побежали домой. | Произнесение звука [с] длительно, коротко | Изобразить ладонями движение воздуха |
Сказка «Про Лягушку-квакушку»
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков с биоэнергопластикой
Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук | |||
№ п/п | Содержание | Движения артикуляционного аппарата | Движения кистей и пальцев рук |
1 | В маленькой избушке на берегу речушки жила веселая Лягушка-квакушка. | «Улыбка» | Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить боль шие и средние пальцы обеих рук, между ними узкая щель |
2 | У нашей лягушки Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка | Рот широко раскрыть | Большой палец внизу, остальные сомкнутые, вверху, слегка округлены |
3 | Но больше всего Лягушка любила блинчики. Каждое утро она делала тесто | «Месим тесто» | Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. |
4 | И пекла вкусные блинчики | «Блинчик» | Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. |
5 | Однажды в гости к Лягушке пришла Мышка-норушка. Она принесла с собой бублики к чаю. | «Бублик» | Пальцы соединены, образуя круг |
6 | День был хорошим, и они решили пить чай на улице. Они ели бублики и вкусные блинчики с грушевым вареньем. | «Вкусное варенье» | Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз |
7 | И пили горячий чай из красивых чашек. Ароматный запах разносился по всему лесу | «Чашечка» | Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать. |
8 | Вдруг они услышали шорох и увидели в траве змейку. «Ш-ш-ш-ш», - зашипела змея. Лягушка и Мышка испугались и спрятались от неё в избушке. | Произнесение звука [ш] длительно, коротко | Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед |
Использование сказки при проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений.
Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.
Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....
"Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики"
Презентация посвящена развитию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи при помощи использования здоровьесберегающей технологии - Биоэнергопластики....
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА, КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА,КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ....
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Картотека упражнений по биоэнергопластике...