Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
статья

Артемова Мария Владимировна

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики

    В своей логопедической практике при проведении артикуляционной гимнастики я активно использую метод биоэнергопластики.  Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, значимым полем деятельности является соединение движений органов артикуляционного аппарата и биоэнергопластики (плавных движений кистей рук). Суть биоэнергопластики состоит в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти руки. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой деятельности.  Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой повышает результативность и оптимизирует процесс коррекции; позволяет быстрее убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп. Метод биоэнергопластики  способствует повышению эффективности работы по коррекции звукопроизношения. Использование  биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

      Овладение детьми артикуляционной гимнастикой с биоэнергопластикой осуществляется поэтапно. Обучающиеся осваивают артикуляционные упражнения  традиционной гимнастики, и постепенно учатся выполнять их, сопровождая движением сначала одной, ведущей, руки, затем другой руки, и только потом движениями обеих рук вместе. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. На заключительном этапе - с синхронными движениями обеих рук без зрительной опоры. При этом используется счет, стихотворное сопровождение упражнений, чтобы сделать их выполнение ритмичным. Постепенно увеличивается темп.

     Мною разработана специальная картотека, где на каждой карточке с изображением артикуляционного упражнения указаны движения кистей и пальцев рук.

№ п/п

Название артикуля-ционного упражнения

Движения органов артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

«Бегемотик»

Рот широко раскрыть

Большой палец внизу, остальные, сомкнутые, вверху, слегка округлены, изображают пасть.

2

«Улыбка»

Губы растянуть в открытой улыбке

Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить большие и остальные пальцы обеих рук, между ними узкая щель

3

«Заборчик»

Губы растянуть в открытой улыбке, показать сомкнутые зубы

Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.

4

«Слоник»

Вытянуть губы трубочкой

Пальцы соединить вместе трубочкой.

5

«Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта.

Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки двигать одновременно с языком в одну сторону.

6

«Бублик»

Зубы сблизить, губы округлить и выдвинуть вперед

Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить большие и остальные пальцы обеих рук, образуя круг

7

«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок»)

Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя»; покусать язык зубами: «та-та-та-та»

Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами и покусывания зубами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

8

«Блинчик»

Широкий язык положить на нижнюю губу

Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.

9

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз

10

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, язык положить блинчиком, а потом кончик и боковые части языка загнуть вверх  в виде чашечки.

Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.

11

«Чищу зубы»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» за нижними зубами вправо-влево, а потом – за верхними

Ладонь с сомкнутыми пальцами опустить вниз и двигать  вправо-влево – «чистить нижние зубы».

Ладонь с сомкнутыми пальцами поднять вверх и двигать вправо-влево – «чистить верхние зубы».

12

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы и опустить кончик языка за нижние зубы

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вверх-вниз.

13

«Горка» («Киска сердится»)

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в виде горки

14

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.

15

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот, язык присосать к небу

Одну руку поставить на столе на локоть, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).

16

«Гармошка»

Сделать «грибок», нижнюю челюсть то опускать, то поднимать, не меняя положение языка

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

17

«Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх, «ударять» кончиком языка по верхним бугоркам и произносить звуки: «д-д-д-д-…»

Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально,

18

«Парус»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх, кончик языка поставить на верхние бугорки

Ладонь в вертикальном  положении, пальцы сомкнуты

19

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно

Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.

20

«Заведи мотор»

Улыбнуться, открыть рот, «ударять» кончиком языка по верхним бугоркам и произносить звуки: «дын-дын-дын»

Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально

     Когда дети достаточно хорошо осваивают артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, мы объединяем упражнения в комплексы. Чтобы было не скучно их выполнять, я стараюсь облекать их в интересную форму, охватывать единым сюжетом: экскурсия, прогулка, приключение, игра. Часто  сочиняю сказки. Вот некоторые из них.

Сказка «Про непослушного рысенка»

Комплекс упражнений для выработки артикуляционного уклада звука Р с биоэнергопластикой

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук

№ п/п

Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

Однажды утром маленький рысенок проснулся, открыл глаза и сладко зевнул.

Рот широко раскрыть

Большой палец внизу, остальные сомкнутые, вверху, слегка округлены, изображают пасть.

2

Мамы-рыси дома не было, и рысенок решил пойти погулять по лесу.

  На ветке дерева он увидел белку, она нанизывала на сучок грибок (упр.).

 – Что ты делаешь? – спросил рысенок.

- Делаю заготовку на зиму.

- А я гуляю, - сказал рысенок и пошел дальше.

«Грибок»

Одну руку поставить на столе на локоть, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).

3

Вдруг он услышал громкий стук. Поднял голову вверх и увидел дятла (упр.).

- Зачем ты стучишь по дереву? – спросил рысенок.

- Добываю себе корм:  жучков, червячков, личинок. Избавляю дерево от вредителей, - ответил дятел.

- А я гуляю, - сказал рысенок и пошел дальше.

«Дятел»

Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально, тыльной стороной вверх.

4

Всё дальше и дальше уходил рысенок от дома.

И вот перед ним широкая река. А по реке плывет лодка под парусом.

«Парус»

Ладонь в вертикальном  положении, пальцы сомкнуть .

5

А через реку перекинут мост. По мосту  едут большие машины.

«Заведи мотор»

Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать снизу по ладони другой руки, расположенной горизонтально, тыльной стороной вверх.

6

Испугался маленький рысенок. Куда идти дальше?

И вдруг услышал громкое рычание: р-р-р….

Это была мама-рысь. Она нашла рысенка и поругала его:

- Нельзя уходить из дома без разрешения!

И отнесла маленького рысенка домой.

Произнесение звука  [р] длительно, коротко

Ладонь в вертикальном  положении, пальцы сомкнуть в виде ложечки, двигать кончиками пальцев вперед-назад

Сказка «Вежливая Соня»

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков с биоэнергопластикой

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук

№ п/п

Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

Ранним летним утром Соня проснулась, вскочила с постели и побежала к окошку. На улице стояла хорошая погода, и можно было погулять. Соня улыбнулась

«Улыбка»

Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить боль шие и средние пальцы обеих рук, между ними узкая щель

2

И широко раскрыла окошко, впуская свежий ветерок в комнату.

Рот широко раскрыть

Сомкнутыми пальцами обеих ладоней изобразить, как распахиваем окно

3

Закрыла окно и побежала умываться и чистить зубы.

«Чищу зубы»

Ладонь опустить вниз и двигать сомкнутые пальцы вправо-влево – «чистить нижние зубы».

Ладонь поднять вверх и двигать сомкнутые пальцы вправо-влево – «чистить верхние зубы».

4

Затем Соня пошла на кухню.  Там мама готовила тесто для блинчиков (упр.). Соня приветливо улыбнулась ей и пожелала доброго утра.

«Месим тесто»

Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

5

Мама испекла вкусные блинчики (упр.). А Соня помогла ей накрыть стол к завтраку.

«Блинчик»

Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.

6

 Потом Соня позавтракала, поблагодарила маму и весело побежала гулять во двор.

  Там она с друзьями качалась на качелях (упр.),

«Качели»

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.

7

каталась с ребятами с высокой горки (упр.). Дети не ссорились, они играли дружно. Были взаимно вежливы.

«Горка»

Ладонь с сомкнутыми пальцами в виде горки

8

Неожиданно погода испортилась. Поднялся ветер, засвистел: с-с-с-с.

Надвигалась гроза, и все дети  побежали домой.

Произнесение звука  [с] длительно, коротко

Изобразить ладонями движение воздуха

Сказка «Про Лягушку-квакушку»

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков с биоэнергопластикой

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев рук

№ п/п

Содержание

Движения артикуляционного аппарата

Движения кистей и пальцев рук

1

В маленькой избушке на берегу речушки жила веселая Лягушка-квакушка.

«Улыбка»

Пальцы, кроме большого, сомкнуты; соединить боль шие и средние пальцы обеих рук, между ними узкая щель

2

У нашей лягушки

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

Рот широко раскрыть

Большой палец внизу, остальные сомкнутые, вверху, слегка округлены

3

Но больше всего Лягушка любила блинчики. Каждое утро она делала тесто

«Месим тесто»

Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

4

И пекла вкусные блинчики

«Блинчик»

Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.

5

Однажды в гости к Лягушке пришла Мышка-норушка. Она принесла с собой бублики к чаю.

«Бублик»

Пальцы соединены, образуя круг  

6

День был хорошим, и они решили пить чай на улице.

Они ели бублики и вкусные блинчики с грушевым вареньем.

«Вкусное варенье»

Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз

7

И  пили горячий чай из красивых чашек. Ароматный запах разносился по всему лесу

«Чашечка»

Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.

8

Вдруг они услышали шорох и увидели в траве змейку. «Ш-ш-ш-ш», - зашипела змея. Лягушка и Мышка испугались и спрятались от неё в избушке.

Произнесение звука  [ш] длительно, коротко

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед

 

   Использование сказки при проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений.

Литература:
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.

2. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

"Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики"

Презентация посвящена развитию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи при помощи использования здоровьесберегающей технологии - Биоэнергопластики....

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА, КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА,КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА  ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ....