Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
картотека
Картотека упражнений по биоэнергопластике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnyh_uprazhneniy_s_ispolzovaniem_bioenergoplastiki.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Подготовила учитель-логопед Елисеева Т.К.
2020
Статические упражнения
Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Лягушка
Превратили нас в лягушек –
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз
На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Хоботок
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Лопатка.
Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки
Раз, два — потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. По-вторить 5—6 раз.
Парус
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
Чашечка
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Кошка сердится
Есть у нас в квартире кошка,
Любит пошипеть немножко.
Спинку выгнула дугой,
Сердится на нас с тобой.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз
Грибок
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Динамические упражнения
Цель упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Чистим зубы
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем ротик полоскать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» под нять кисть вверх и так же выполнять движения из сторо ны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущен ной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение язы ка. Затем вернуть кисть в исходное положение.
Качели
На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх—вниз, вверх —вниз,
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до
Часики
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.
Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Расческа
Наши зубки — гребешок,
Причесали язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения.
На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Лошадка
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем.
Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.
Индюк
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся, детвора!
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты.
Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Маляр
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты.
На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Язычок на прогулке
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта, на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Язычок наш — непоседа,
Не сидит на месте,
Вверх—вниз, вправо — влево,
Любит путешествовать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз.
На счет «один» поднять кисть вверх, на счет «два» опустить вниз, на счет «три» повернуть влево, затем на счет «четыре» повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Сладкое варенье
Цель: учить выполнять круговые движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Приготовили варенье
И пирог мы испекли.
Всех друзей на пир позвали
И вареньем угощали.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево — вверх — вправо — вниз. Выполнять круговые движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Блинчики
Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить «пя — пя — пя — пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу
На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Кролик
Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Любит грызть пушистый кролик
И капусту, и морковь.
Кролику морковку дали
И за ушки потрепали.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца.
Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики"
Презентация посвящена развитию артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи при помощи использования здоровьесберегающей технологии - Биоэнергопластики....
Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...
Картотека артикуляционной гимнастики
Атикуляционная гимнастика в стихах с картинками...
картотека артикуляционной гимнастики
1.«Улыбка» Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны – От краев и до десны....
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения
Биоэнергопластика- Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это ока...
Картотека артикуляционных упражнений
Каждое упражнение артикуляционной гимнастики дает очень эффективную работу для коррекции речи детей с тем или иным нарушением речи....
Картотека "Артикуляционная гимнастика "
Артикуляционная гимнастика в картинках....