Статья "Методы, приёмы, методические рекомендации по развитию разговорной речи у детей с ОВЗ. Из опыта работы."
статья
В статье рассмотрены различные методы и приёмы по развитию разговорной речи у детей с ОВЗ на основе личного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_razgovornoy_rechi_u_detey_s_ovz.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. ПО СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ)
Ивенкова Галина Евгеньевна
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Яхромская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Дмитровского муниципального района Московской области»
Тел.8(916)733-58-68, Эл. почта Ivenkova69@mail.ru
"Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известные высказывания, сообщения- оно является основной единицей речи как орудие мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов.
Именно в предложении формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребёнка и состоит во всё большем усложнении в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразие взаимоотношений этих элементов между собой",- писал лингвист А.Н. Гвоздев. Связь значащих слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений-кульминационный процесс формирования речи при её недоразвитии.
Система логопедического воздействия, предлагаемая мною, опирается на поэтапность усвоения детьми родного русского языка при правильном формировании речевой функции.
Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровня речевого развития.
На занятиях применяю практический материал, который даётся с усложнением. Его можно использовать полностью, можно выбирать задания и упражнения в зависимости от уровня развития обучающихся.
В основу формирования правильный устной речи школьников положена такая единица речи, как предложение, с учётом закономерности его синтетического и аналитического развития.
Моя работа направлена на то, чтобы научить обучающихся составлять простые предложения разных типов из трёх-пяти слов и более. При этом необходимо научить выражать связь между словами с помощью «главенствующих» окончаний с правильным фонетическим их оформлением.
С помощью вопросов исправляю порядок слов в предложениях, слежу, чтобы ребёнок при составлении предложения не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласую в числе и лице существительным.
Дети обучаются словоизменению, которое продолжается далее. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается не только тем, что отрабатываются определённые формы слов, а, тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу.
Чем больше форм получает одно и то же слово, задаваемое в различных словосочетаниях, тем эффективнее происходит усвоение грамматических категорий и грамматического строя родного языка в целом. Однако для такого противопоставления необходимы определённый лексический запас и определённая последовательность грамматических противопоставлений.
Внимание детей надо обратить на концы слов. Требую от ученика обязательного проговаривания всего предложения с правильным его грамматическим оформлением. При этом надо помнить, что детям с ОНР труднее оформить грамматически правильно второе, зависимое от глагола слово, чем первое. Например: Девочка чистит дорогу лопатой.
Вывод: чем больше дети составят предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, развёрнуто ответят на вопросы, тем быстрее они усвоят грамматическую структуру простых предложений и скорее продвинутся в своем речевом развитии.
Советую использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: Кто?, Что это?, Что он делает? Чем?, Кому?, Где?, Куда?.
В активной речи детей уже имеются предлоги, прилагательные, наречия, местоимения. Внимание уделяется и формированию слоговой структуре слов и звукопроизношения. Работая по теме: «Зима» в игровой форме вводятся слова со стечением согласных звуков: мороз, солнце, снеговик, санки, коньки, художник, разгулялась, размокропогодилось.
Дети с трудом произносят такие слова. Тогда предлагаю повторить слоги определённым образом или вдумываемся в значение слова и повторим по слогам.
Предлагаются двустишия для заучивания. Дети с ОНР плохо заучивают стихи, поэтому начинаю с двух строк, например:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится…
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Заучивание сопровождается с опорой на предметные или сюжетные картинки. Необходимо убедиться, в понимании детьми их содержания.
Итак: дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и сюжетным картинкам, выучили двустишия, начнём обучать их элементом пересказа.
В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями. Предлагаемые маленькие рассказы и упражнения к ним помогут обучающимся овладеть необходимым для них минимумом речевых средств.
Читаю рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком, изображениями предметов на фланелеграфе.
Затем задаю вопросы и даю упражнения к тексту. Итог: вся логопедическая работа, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, то есть, речь их должна приобрести коммуникативную функцию.
Дети обучатся: словоизменению существительных мужского рода и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа, а также изменению отдельных глаголов по числам и лицам.
Должна быть усвоена слоговая структура слов (трёхсложных, четырёхсложных): снегопад, снеготаяние, снегоход, природа, ледоход.
Развитие творческих способностей на моих занятиях занимает особое место. Здесь – раскраска, рисунок по ситуации, вопросы и ответы, кроссворды на тему, игры со словами этой темы.
Считаю, что развитие творческих способностей детей с ОВЗ, имеющих ОНР - подразумевает развитие воображения и способность выражать чувства, представление о мире разными способами, мыслить более гибко, нестандартно.
Надо научить обучающихся видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.
Замечено, что в фантазии ребёнка больше чувства, он верит своему воображению, переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами - верит, что они существуют на самом деле.
Уровень развития фантазии тесно связан с уровнем мышления и речи, которые обобщает практический опыт обучающегося, способствует формированию представлений о предмете. У детей с нарушением речи и интеллекта творческие способности развиваются по-другому. Неточными и неполными оказываются их представления о предмете. Практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, поэтому и запаздывает формирование понятий. Отмечаю: - чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить своё творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Рисунки таких ребят бедны по содержанию, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если надо придумать что-то ещё -дорисовать, раскрасить или выполнить поделку.
На практике я вижу, что творческие задания этим детям недоступны: воспроизвести рассказ учителя, рассказать о событии из личного опыта. Отмечаю, что эти дети плохо понимают переносное значение слов, метафоры. Поэтому передо мной встала задача: - разработать программу развивающего обучения, использовать её на своих занятиях, а также и специальные задания, упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей таких детей.
Следует обратить внимание на сюжетно-ролевую игру. Это естественный вид творческой деятельности.
В процессе игры дети на основе знакомых им ситуаций из окружающей жизни создают воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие одному ему. Шаги к самостоятельному творчеству означают - научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами, игрушками, то есть овладеть игровым замещением.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре свой замысел. Поэтому только совместно с учителем и только учитель становится участником детских игр. Учитель – это направляющий.
По мере расширения предоставлений об окружающем мире возрастают возможности ребёнка отразить эти представления в игре. Необходимо создавать условия, чтобы дети разыгрывали разнообразные сюжеты, необходимо обогащать содержание детских игр. Творчество ребёнка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Но, дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движение скованные, дети мало уверены в себе. Учитывая вышесказанное, необходимо в работе с такими детьми использовать элементы: арт-терапии, театрализации, чаще обращаться к музыке, движению.
Вывод:
Первое направление работы по развитию творческих способностей детей - развитие воображения и обогащение эмоциональный сферы в сюжетно-ролевой игре.
Игра «Зимний баскетбол»
Играть можно в команде или по одному. Участники лепят снежки и стараются попасть «снежным мячиком» в «корзину» (ведро, старая корзинка без ручки или «ватрушка»). Выигрывает то, кто попадает большее количество раз.
Игра «Мороз и солнышко»
Выбираются «Мороз» и «Солнышко». Участники играют в догонялки: тот, кого коснулся «Мороз» должен замереть на месте, «Солнышко» должно коснуться застывшего игрока, чтобы он мог продолжить игру.
Второе направление. Использование специальных заданий в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию новых.
Так, на занятиях, связанных с рисованием, лепкой, аппликацией - предложить детям изменить поделку, добавив или убрав кое-какие части, дорисовать незаконченные изображения, внести что-то своё в работу.
Очень большие возможности для развития познавательных способностей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.
Третье направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Они являются самыми сложными заданиями для детей, и развивающими в целом.
Например:
Задание 1. Во время прогулки предлагаю поиграть в игру: «Сделаем вместе». Вместе лепим комки, снеговика, катаем комок друг за другом, играем в снежки или
Задание 2. Используются игра, где развивается диалог: «Покормите птиц»
Задание 3. Картинка с изображение ёлки. Перечисли игрушки, назови их. Формируем высказывание в предложение. (На ёлке разноцветные игрушки: шары, гирлянды, мишура)
Задание 4. Игра «Фланелеграф», где дети по изученной уже теме подбирают картинку и озвучивают её, составляя предложения.
Задание 5. Раздаточный материал: картинка с недорисованным предметом по теме «Зима». Задание: догадайся и дорисуй, расскажи, что ты сделал?
Задание 6. Предлагаются картинки с изображением зверей. Для каждого зверя подобрать нужные условия проживания в лесу зимой. Рассказать почему так?
Задание 7. Задание с раскраской: подбери нужный цвет. Не все умеют использовать пользоваться раскраской и дорисовывать рисунок до конца по ней.
Задание 8. Изготавливается комплект картинок по теме: «Зима». Нужно определить что, где находится - лес, город, распределить картинки. Дети сами отбирают картинки-вывески. Важно, чтобы ребёнок обосновал свой выбор.
Задание 9. Педагог рассказывает детям «зимнюю сказку» (о волшебной зиме). Самое главное волшебство - появление в речи новых слов (ярко окрашенных) со стороны речи и произношения. С использованием ярких прилагательных, разных глаголов. В данном случае роль слова велика.
Задание 10. Просмотр сказки «Снежная королева» (Высказываем своё мнение)
Задание 11. Рассматриваем картинки с изображением: снежинок, лыж, коньков, кормушки. После того, как уточнены представления ребят о назначении этих предметов, им предлагается изобразить новые предметы (для зимы) и рассказать о них, сделав выводы.
Задание 12. Раздаются карандаши и наборы карточек с незавершенными изображениями предметов. Нужно дорисовать картинки и рассказать Что получилось?. Эти изображения можно объединить в тему и расположить на одном большом листе, предложить детям изобразить волшебный лес, зимний город… Главное требование - рассказывать о своей работе.
Задание 13. На листе бумаги цветными карандашами, совместно с учеником, рисуем зиму. Он - одно, а учитель рядом-другое. Ученик-комки, учитель горку. Всё озвучиваем по ходу работы. Итак рисуем до создания полного законченного рисунка.
Задание 14. Свободное дорисовывание символических изображений. Основное требование-комментировать свои действия и словесно обозначать новый образ.
Задание 15. Детям предлагается задание: составить сложное предложение с союзом если бы - если бы зимой стала сильно греть солнце…, если бы летом выпал снег...
Задание 16. Словесные игра: что сначала, что потом
Задание 17. Игра: «Вопрос-ответ» плюс игры на развитие артистических способностей. «Звери в лесу»-изобразить используя мимику, жесты, звукоподражание. Изобразить предметы, используя мимику, жесты звукоподражание.
Задание 18. Скажи по образцу (С выделением окончания слов голосом)
Я... Катаюсь на коньках.
Ты... Катаешься на санках.
Он... Катается на санках.
Мы... Катаемся на санках.
Они... Катаются на санках.
Вы... Катаетесь на санках.
Аналогично со словосочетаниями: чищу снег, катаю снежный ком.
Задание 19. Подбери родственные слова к слову
Зима (какой?) - зимний.
Погода (какая?) – зимняя.
Скажи ласково - зимушка.
Пережить зиму-зимовать.
Сказочное место зимовки зверей - зимовье.
Задание 20. Закончи предложение
Петя и Катя катаются с горки на … (лыжах, санках, ледянках).
Задание 21. Образуй новое слово. Ходит на лыжах-лыжник, лыжница.
Задание 22. Назови зимние признаки
Мороз-... морозный
Лёд-... ледяной.
Снег- …снежный.
Задание 23. Что бывает зимой? Добавь по содержанию.
Кругом лежит... (снег)
Деревья стоят …. (голые)
Многие животные впадают в … (спячку), потому что тяжело найти … (пищу)
Задание 24. Назови-напиши: зимние слова. Зима, снег, снежинка, пороша, вьюга...
Задание 25. Предметы, связанные с зимним периодом. Салазки, санки, лыжи, коньки, вездеход, шапка, шар, ледянка, пуховик... (кто больше)
Задание 26. Составь словарь зимних слов (с использование картинок на тему «Зима»). Холод, пурга, снег, вихрь, мороз, Новый год, коньки, санки, снегокат, снежная баба, валенки.
Составляем словарь зимних слов. Работа: «А ну-ка посмотри в окно.»
Такие уроки важны для обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Важно помнить, что ученики слышат и говорят. Как и нормально развивающиеся дети, они общаются с окружающими, друг с другом- с помощью устной речи, которую усваивают самостоятельно, в живом процессе общения.
Положительные возможности обучающихся с умственной отсталостью - во владении родной речью без специально организованной педагогической помощи и в активном уместном пользовании ею. Но, хочу отметить, что вербальное развитие умственно отсталых школьников осуществляется аномально, характеризуется глубокими и своеобразными нарушениями и замедленным темпом. Грубые недостатки прослеживаются в понимании обращённой к ним речи, содержании и построении самостоятельных высказываний, словарном запасе, произношении звуков и целых слов.
Мои уроки носят элементарно-практический характер. Уроки направлены на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, которыми учащиеся уже располагают, способствовать развитию их речи.
Речь для умственно отсталых обучающихся на всех ступенях её развития очень важна. Она представляет собой одну из необходимых, главных условий развития ребёнка, находясь в сложном взаимодействии со всеми сторонами психологической деятельности. Важнейшие условия общего развития умственно отсталых обучающихся то, что они все больше начинают понимать чужую речь и адекватно пользоваться ею.
На моих уроках по развитию разговорной речи вся работа носит целенаправленный характер, по-разному осуществляясь на всех этапах обучения. Это и совершенствование устной речи учащихся, формирование у них письменной речи - сложной психической деятельности, которую представляет собой активное выражение мыслей и понимание того, что написано... (чтение).
Развивается и письменная речь. Под её воздействием совершенствуется мышление ученика, обогащается устная речь. Это развитие способствует социальной адаптации обучающихся. Речь, устная и письменная, - это база на которой строится воспитание и обучение этих обучающихся. Интересно отметить, что умственно отсталые школьники с трудом, а то и вовсе не понимают значение загадок и метафор. Но если этих детей пошагово готовить к такой работе, с использованием наглядности, подручного материала, экскурсий на природу, то эти трудности корригируются, рождается способность к доказательному мышлению.
На своих уроках я показываю это, с ребятами на улице, на картинках, рисуем, все объединяем в тему «Зима».
Мои уроки дали положительные результаты, сказались на расширении интеллектуальных и речевых возможностях учеников. В рассказах о зиме пользовались изученными и самостоятельно составленными образными сравнениями разных типов. Это позволило им выразить свои представления о знакомых предметах и явлениях природы богаче, точнее.
Список использованных источников
Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим знаниям Учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. — М. : Социал.-полит. журн., Ассоц. "Гуманитарий", 1994. — 94 с.
Времена года: учебное издание/авт.Т.В.Цветкова – Москва, 2023
Гусарова, Н.Н Беседы по картинкам: Времена года.- СПб: Детство-Пресс, 2002.- 24 с.
Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи: учебное пособие/ Н.С.Жукова. – Москва: Энергомаш, 1994. – 128 с.
Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи: учебное пособие. – Москва, 1994. – 96 с.
Соболева А.В. Загадки – смекалки. – М.: Гуманитарий, 1994. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах
В докладе рассказывается о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...
Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.
Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП
Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ТМНР...
Методические рекомендации при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) по русскому языку (из опыта работы)
Рекомендации учителям русского языка для подготоки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку...
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях разве...
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОВЗ.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь....
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников.
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью........