Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.
методическая разработка
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях развертывания высказывания, низкую речевую активность, ограниченность словаря, примитивность грамматических конструкций, трудности в понимании и употреблении ряда лексем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_shkoly.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.
Чтобы научить школьников с ОНР созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:
– анализ текстов (устных и письменных);
– составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
– редактирование текстов;
– установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания);
– обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и др.
Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана – и прием обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется при создании своего речевого произведения). Вторая особенность этих приемов – в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как текст.
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях развертывания высказывания, низкую речевую активность, ограниченность словаря, примитивность грамматических конструкций, трудности в понимании и употреблении ряда лексем.
При анализе продуктивных текстов учащихся с ОНР рекомендуется использовать критерии, количественно и качественно отражающие структурную и содержательную стороны работ младших школьников: цельность, связность, использование языковых средств.
На цельность текстового сообщения указывает:
1. Объем высказывания:
– общее число слов в тексте с учетом всех лексических единиц. Этот показатель, по мнению исследователей, свидетельствует о степени развития письменной речи в ее цельности;
– общее число предложений в высказывании;
– средняя протяженность фразы (данный показатель наглядно иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением суммы всех слов текста к количеству предложений).
2. Последовательность изложения – показатель умения учащихся устанавливать смысловую связь микротем (соблюдение последовательности микротем, отсутствие привнесений, пропусков информации, повторов) и причинно-следственные связи.
3. Достоверность высказывания – адекватное описание зрительно представленного сюжета, фактов, субъектов и объектов, изображенных на картинах.
4. Количество микротем, выделенных учеником и раскрытых в сочинении. Раскрытие микротем определяется адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой. Здесь учитывается и определение основной мысли как микротемы, так и всего рассказа, составленного по наглядно представленной ситуации.
На связность текстового сообщения указывает композиционная структура продуктивных работ – сочинений: наличие зачина, основной части, заключения.
Правильность языкового оформления (лексико-грамматического) сочинений проявляется в точном отборе слов и их адекватной замене, в синтаксически правильном оформлении предложений.
Условием формирования письменной речи у младших школьников с ОНР является полноценное состояние устно-речевых, психологических и лингвистических предпосылок письменно – речевой деятельности.
С целью повышения эффективности работы по развитию связной речи учащихся с ОНР можно использовать методику формирования элементарных лингвистических знаний и речевых умений, обеспечивающих связность речи, на основе графического моделирования высказывания.
Усвоение элементарных лингвистических знаний и формирование речевых умений и навыков учащихся, согласно методики, описанной Е.А. Лапп, следует осуществлять в несколько этапов:
1-й этап – формирование умений анализировать готовые образцы текстовых сообщений и операций кодирования вербального материала;
2-й этап – формирование первоначального навыка продуцирования текстового сообщения с использованием средств графического моделирования, овладение умениями кодировать и декодировать текстовые сообщения с опорой на наглядный материал;
3-й этап – формирование умений конструирования и письменного воспроизведения текста по самостоятельно созданным графическим моделям, развитие процессов кодирования и декодирования текстового сообщения.
Обучение строится с обязательным использованием в качестве невербальных опор серий сюжетных картин, которые наглядно отражают сюжетную линию. Вербальными опорами служат названия основных структурных компонентов сообщения, определяемые с помощью вопросов: С (субъект) – «О чем или о ком будем говорить в тексте в данной части?»; П (предикат) – «Что будем говорить об этом в данной части?» (А.А. Смирнов, З.М. Истомина, К.П. Мальцева, и др.). Подобная формулировка нацеливает внимание учащихся на структурные компоненты мысли.
На 1этапе в качестве ключевых ставятся следующие задачи:
– формирование навыков определения единого предмета сообщения и главной темы, соотнесения их с заголовком на основе анализа содержания текстов и картин;
– деления текста на части, выделения тематических предложений в каждой из них;
– определения микротем каждой части при помощи невербальной опоры, их анализ и составление плана.
Для их решения учащимся даются специальные задания.
Определение главной темы с помощью анализа текста.
1. Определить, о чем повествуется в тексте, соотнести его с заголовком.
2. Выбрать из ряда предложенных заголовок, отражающий тему текста.
3. Выбрать к данному тексту один из трех заголовков.
4. Определить заголовок словами текста. Для этого задания подбираются такие тексты, в которых определенные слова или словосочетания входят в заголовок.
5. Придумать собственный заголовок к тексту.
6. Выбрать одну из данных главных мыслей, подходящую к приведенному тексту.
Деление текста на части, выделение тематических предложений
– определение адекватной вводной части текста;
– определение заключительной части;
– определение вводной и заключительной частей;
– самостоятельное создание недостающих частей текста.
Таким образом, в ходе целенаправленного коррекционного обучения на 1 этапе дети получают элементарные лингвистические знания и умения: понятие о тексте и его структурной организации, о теме высказывания и его главной мысли, о роли зачинного предложения, порядке следования смысловых частей в связном текстовом сообщении.
Основная задача второго этапа – формирование в сознании учащихся модели текста, развитие гибкости речемыслительных механизмов. Задания по воспроизведению текста по опорным конструкциям создают мотивационную базу для предстоящей речевой деятельности при создании собственных текстовых сообщений (устных и письменных).
На 2 этапе обучающая работа включает в себя:
– определение темы и главной мысли создаваемого текста на основе анализа содержания серии картин;
– обозначение микротем в ходе обсуждения содержания картин;
– выделение основных структурных компонентов сообщения;
– создание графической модели текста;
– конструирование письменного текстового сообщения на основе графической модели.
Самостоятельная работа начинается с составления графической модели части текста с использованием подробной инструкции:
– определи тему данной части, сформулируй и запиши;
– рассмотри картинку и определи микротемы;
– подумай, о каких предметах нужно сообщить и что ты хочешь сказать о них;
– мысленно расположи предметы в графической модели;
– подумай, сколько предложений ты хочешь составить;
– используй разные средства связи между предложениями.
На 3 этапе обучения умение конструировать текст формируется по самостоятельно созданным моделям на основе взаимосвязи его содержательной и операционной сторон.
На данном этапе осуществлялась инвентаризация навыков, полученных при коллективном конструировании письменного текста. Учащиеся самостоятельно определяют тему, главную мысль, выделяют микротемы и составляют графический план текста. Учитель оказывает им помощь: дает подробный инструктаж, показывает способ действия, консультирует в соответствии с индивидуальными особенностями каждого школьника, помогает в оценке совершаемых действий, подсказывает (скрытая помощь), поощряет для создания ситуации успеха, словесно побуждает к дальнейшей работе. Активность учителя постепенно снижается.
Специальные уроки, посвященные работе над сочинением, включают в себя следующие этапы:
– подготовка к написанию;
– написание и самопроверка;
– анализ и совершенствование готовых работ (редактирование текста или создание второго варианта).
Обучение самоконтролю проходит с соблюдением требований дидактики: систематично с постепенным увеличением объема проверки, а также доли самостоятельности школьника. Используется система проверки с различными целевыми установками и коллективное редактирование текста.
Проверка и оценка письменных текстовых сообщений школьников касается, во-первых, содержательной стороны (речевое оформление учителя в соответствии с нормами оценок); во-вторых, разбора сочинений в классе и работы над ошибками.
На уроках, посвященных анализу сочинений, дети должны научиться оценивать свое текстовое сообщение по заданным критериям: соответствию содержания теме, раскрытию основной мысли, последовательности передачи содержания, использованию речевых средств. Необходимо также организовать коллективную деятельность по исправлению типичных недочетов и тем самым подготовить учащихся к работе над новым текстовым сообщением. Следует руководствоваться следующими общими требованиями:
– разбор должен быть обучающим;
–анализу следует подвергать как содержание письменной работы, так и использованные языковые средства;
– обсуждать нужно не только недостатки, но и достоинства сочинения.
Системное и целенаправленное выполнение заданий с постепенным их усложнением, увеличением степени активности и самостоятельности, в совокупности с неизменным наличием речевой ситуации способствует созданию младшими школьниками с ОНР текстовых сообщений в естественных условиях коммуникации, обеспечивая усвоение языка как средства общения.
В условиях специально организованного обучения младшие школьники с ОНР способны овладеть основными действиями, входящими в состав графического моделирования текстовых сообщений: умениями выделять главный смысловой субъект, определять зависимые от основного субъекты, выделять предикаты, графически представлять информацию; конструировать письменное текстовое сообщение с учетом оценки содержательного и структурного единства.
Применение графического моделирования при конструировании письменных текстов с опорой на серию картин позволяет обогатить содержательную сторону сочинений с точки зрения цельности, связности и языкового оформления.
Психолого-педагогическая технология обучения таких детей конструированию текста оказывает положительное влияние на формирование мотивационного аспекта учения, развитие связной письменной речи, познавательных интересов и когнитивных процессов, что в свою очередь благотворно влияет на социализацию учащихся.
Таким образом, развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОВЗ.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь....
Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников.
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью........