Народные промыслы «Матрёшка»
методическая разработка
Цель: Обогащать представление детей о народных промыслах России
Задачи:
- Дать представление детям о русской матрешке как об одном из старейших народных промыслов.
- Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества
- Корригировать внимание на основе упражнений в узнавании (различении, мелкую моторику руки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_matryoshka.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа - интернат»
Народные промыслы «Матрёшка»
Коррекционно-познавательное занятие в 5 классе
Составила: Поликарпова Е.И.
воспитатель 5 класса
р.п. Благовещенка
2024 г.
Народные промыслы «Матрёшка»
Коррекционно-познавательное занятие в 5 классе
Цель: Обогащать представление детей о народных промыслах России
Задачи:
- Дать представление детям о русской матрешке как об одном из старейших народных промыслов.
- Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества
- Корригировать внимание на основе упражнений в узнавании (различении, мелкую моторику руки).
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, матрешка, вырезанный силуэт матрешки, цветные карандаши.
СЛАЙД 1 титульный
Ход занятия
СЛАЙД 2
- Организационный момент
Задача: создать положительный настрой учащихся на занятии.
- Добрый день ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаши, тетрадки.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
- Введение в тему
Задача: уточнить представление детей по теме занятия.
СЛАЙД 3
Звучит народная музыка. Педагог достает расписной сундучок, приговаривая
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
СЛАЙД 4 – пустой
- Чтобы узнать, что находится в сундуке вы должны отгадать загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а в нутрии она пуста,
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка). СЛАЙД 4 +
- Сегодня мы поговорим о матрешке, откуда она к нам пришла, какие матрёшки бывают. Узнаем об особенностях изготовления и росписи матрешки. Выполним авторские матрешки.
- Основная часть
Задача: познакомить детей с историей создания матрешки.
- Вводная беседа
- Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше.
Матрешка – это старинная игрушка, которая изображает русскую крестьянскую девушку, внутри которой находятся такие же куклы, но меньшего размера. С ней любили играть дети с тех самых давних времён.
- Матрёшка – это очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Много лет Россия представляет матрёшек на разных международных ярмарках и выставках. Сначала мы привозили 6 – местные, а затем 20 – местные, 50 – местные и даже 70 – местные.
В Семенове есть 72 местная матрешка высота 1метр диаметр 0,5 метра, а самая маленькая всего пару миллиметров. В России созданы музеи русской матрешки в Сергиевом Посаде, в Москве. В Китае построили парк развлечений «Матрёшка». Благодаря таланту российских мастеров, матрешка стала символом России.
- Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она? (Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная).
СЛАЙД 5 – пустой
- Вы знаете, когда появилась матрешка у нас в России? (Нет.)
- А хотите, я расскажу вам историю, о ней? (Да!)
- История возникновения русской матрёшки
- Появилась первая матрешка давным-давно, более 100 лет назад.
- Точно не известно в какой стране впервые появилась игрушка с секретом, в Индии или в Китае, в Японии или России.
По легенде, а легенда это, не то сказка, не то правда наша русская матрешка родом из Японии.
СЛАЙД 6
А было это так: на японском острове обосновался неизвестный русский монах, который вырезал деревянную фигурку мудреца, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Всего их было – 5.
Однажды из Японии, на выставку в город Петербург, привезли эту игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ.
Игрушка очень понравилась нашим мастерам и решили они придумать свою такую игрушку.
СЛАЙД 7
Вот тогда мастера из г. Загорск Василий Звездочкин выточил свою русскую игрушку с секретом, а известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Последняя фигурка этого семейства младенец, завернутый в пелёнку.
Мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки.
СЛАЙД 8
Нарядили в красивый русский сарафан с передником (фартук), на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна, потому что имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя означает – мать. С годами Матрёна стала просто матрёшкой.
– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена? (Матрёшечка, Матрёнушка, Матронушка)
- Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки
-Как же появляется на свет матрёшка?
- Процесс этот достаточно сложный и требует немалого мастерства, умения и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.
СЛАЙД 9
- Делают матрешки из лиственницы, липы и осины. Срубленных обязательно ранней весной.
- Древесина выдерживается – сушиться два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается
- Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Опытный мастер по запаху определяет, когда древесина готова для дела. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
- Сначала точится самая маленькая, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…
- По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат.
СЛАЙД 10
- А затем другой мастер придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность. Работа художника называется – роспись. Опытные мастера расписывают матрёшек без предварительной основы рисунка. Для росписи используют гуашь, акварель или акрил. После росписи матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного лака краски становятся ярче.
- И начали по русским деревням да сёлам из дерева матрёшек вытачивать. В каждой местности свои правила росписи, свои цвета и свои формы.
СЛАЙД 11 – пустой
Задание «Что увидел – расскажи»
Давайте посмотрим на матрешку, что мы видим:
По размеру она какая... (большая).
По форме … (овальная).
По цвету... много цветов (разноцветная).
- Сейчас я вам дам потрогать матрешку и, передавая ее друг другу, ответьте какая она на ощупь и из чего сделана (гладкая, жесткая, блестящая, деревянная).
СЛАЙД 11 +
- Про матрёшек народ сочинил много потешек, которые до сих пор читают дети. Вот послушайте.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрёшечка.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке
Носят яркие одежки
Называются матрешки
- Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности
СЛАЙД 12
Матрёшки из Сергеева Посада
- Ребята я вам хочу рассказать, какие бывают матрешки
- Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде. Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку ил цветы. Одна из главных деталей – посадские матрёшки всегда держат что-то в руках.
СЛАЙД 13
Матрёшки из Полховского Майдана (Майдановская)
Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур.
Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда.
Женщины убирали волосы под кокошник, Девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри» - черные, завитые перышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Основным мотивом росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья. Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывали фигурку матрешки спереди.
СЛАЙД 14
Семеновская матрёшка
- Сочетание красителей – желтых, зелёных, фиолетовых, красных дают выразительный колорит.
- Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.
- Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты.
- Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.
СЛАЙД 15 – пустой
Задание «Собери матрешку»
- Необходимо собрать и назвать вид матрешки.
СЛАЙД 16
- Проверка задания
Современные авторские матрешки
СЛАЙД 17
- В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, выполненная художником по собственному замыслу. Появились различные варианты русской авторской матрёшки.
По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек.
- На фартуках изображены сюжеты народных сказок.
- Назовите сказки.
СЛАЙД 18
- На фартуках изображены живописные пейзажи. Часто используются известные картины русских художников – пейзажистов: А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова.
- Какое время изображено на матрёшках? Какого нехватает?
СЛАЙД 19
- На фартуках изображены памятники архитектуры. Такая кукла – матрешка представляла собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.
СЛАЙД 20
- Используются декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Приемы традиционной Хохломской росписи, «под Гжель», «под Жостово».
СЛАЙД 21
- Стилизованные изображения людей.
СЛАЙД 22
- Изображение животных.
- Кто изображён на матрёшках?
СЛАЙД 23
- Политическая матрешка, которая представляет целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей, образы популярных артистов и спортсменов.
- Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть автор, и живут они в разных городах, поэтому название матрёшки зависит от того места, где её расписывают. (Вятская, Семёновская, Посадская и т.д.)
- А теперь давайте отдохнем и поиграем.
СЛАЙД 24
IV Физкультминутка «Матрёшки»
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
СЛАЙД 25 – пустой
V Практическая работа
- Посмотрите какие Матрёшечки на столе. Как вы думаете, чем они отличаются от матрёшек на ваших листочках? (Они не раскрашены)
- Конечно. Матрёшкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды, а у них нет. Что же делать? (Давайте сделаем им их наряды)
- Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрёшкам, расписав их. Вы согласны? (Да, согласны)
- Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрёшек, и мы с вами создадим свою матрёшку не похожую на другие. Постарайтесь сделать красивые узоры на сарафанах. Создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия.
Звучит музыка «На полках, на прилавке матрёшечки стоят». Самостоятельная деятельность детей. Во время детской деятельности осуществляется индивидуальная работа.
СЛАЙД 26
VI Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Оформляется выставка рисунков детей.
- Давайте придумаем название нашей выставки и имя для каждой матрёшки.
Учащиеся называют имена своих матрёшек и название выставки.
- В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка.
Она желанная гостья в каждом доме.
- Что нового узнали?
- В чем секрет успеха матрешки?
- По вашему мнению, матрешка сувенир или игрушка?
- Скажите, почему, по мнению иностранных туристов, посетивших Россию, ярким воспоминанием о стране и ее традициях будет именно матрешка?
(Матрёшка – символ дружбы и любви. Дарим её - значит, желаем счастья и благополучия, большой и дружной семье).
СЛАЙД 27
Дети исполняют песню «Матрёшки»
СЛАЙД 28
- Спасибо за работу!
Список литературы:
- В. Берестов, «Матрешкины потешки», «Малыш» – 2000 г. М. Левина
- «365 кукол со всего света», «Айрис-пресс», М. –1982 г.
- С. В. Горожанина, «Интербук-бизнес», 2012 г.
- «Школа и производство», № 1, 2000 г., стр. 40-45
- Л. Н. Соловьева «Матрешка», «Интербук-бизнес», 1997 г.
- Н.Н. Алексахин «Матрешка», ООО "Издательство «Народное образование», 1998 г.
- Н.Н. Алексахин «Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки» М.: Народное образование, 1998.
Интернет источники:
- Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ г. Каменки Пензенской области
- https://ya.ru/images/search?lr=11238&source=serp&stype=image&text=матрёшки%20картинки%20для%20детей
- https://zvu4no.org/tracks/Матрешки%20минус?ysclid=m3fakaqd9x948149464
- https://rutube.ru/video/5723544e4459629a012b97ddbdd32568/?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=5723544e4459629a012b97ddbdd32568&utm_term=yastatic.net%2F&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D3045874401367179784
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.
Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....