Консультация "Дыхательная гимнастика как средство речевого развития дошкольника"
консультация

Консультация для родителей, студентов и педагогов о пользе правильного речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дыхание – основа жизни.

Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия».

К. С. Станиславский.

    Дыхание является очень важной функцией в жизнедеятельности человеческого организма. Это одна из актуальных проблем, которая должна быть принята к сведению всех педагогов, работающих с дошкольниками и младшими школьниками. Правильное дыхание это один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей, независимо от вида их речевого дефекта.

     Нарушения речевого дыхания – следствия не только общей ослабленности организма, но и   аденоидных разращений, различных вирусных заболеваний и т.д. Неумение рационально использовать выдох, речь на выдохе, отрицательно влияет на развитие речи.

    У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. У детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, так или иначе нарушено звукопроизношение.

    У 85% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база речевой системы.  Наше дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому правильное речевое дыхание нужно развивать. Правильное речевое дыхание насыщает организм кислородом, улучшает обмен веществ, стимулирует работу желудка, органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, повышает иммунитет. С помощью правильного дыхания можно нормализовать эмоциональное состояние, расслабиться, восстановиться при стрессовых ситуациях.

    Дышать необходимо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха, пыли, хорошо вентилирует легкие, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Нужно обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- Более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- Значительным увеличением дыхательного объема;

-Преимущественно ротовым типом дыхания;

-Максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Параметры правильного выдоха:

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»
  • Выдох происходит плавно, а не толчками.
  • Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос.
  • Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; выдыхать следует, пока не закончиться воздух.

Условия проведения дыхательной гимнастики:

- Помещение проветренное, не пыльное, не сырое;

- Одежда не должна стеснять движений;

- Не заниматься сразу после приема пищи, на голодный желудок;

- Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

- Во время игр ориентироваться на хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

     Лучший способ – это игра в дошкольном возрасте. Очень важно в речевых играх, веселых упражнениях, которые способствуют развитию силы и длительности выдоха, следить, чтобы дети выполняли правильно:

Воздух набираем через нос. Делаем длительный выдох. Щеки не надуваем. Плечи не поднимаем, стоим прямо. Выдыхаем плавно, не толчкообразно. Выдыхать нужно до тех пор, пока не закончится воздух. Выдыхаем плавно, не толчкообразно.

Продолжительность игровых упражнений

  • 5 минут в проветриваемом помещении.
  • Упражнение повторяется 3-5 раз.
  • Дуть можно не долее 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
  • При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендуется начать с произвольных для ребенка игровых упражнений:

  • Дуть через трубочку в стакан с водой.
  • Надувание воздушных шаров.
  • Дуть на разноцветные вертушки.
  • Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
  • Пускание мыльных пузырей.
  • Дуть на одуванчики.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Картотека игр, направленных на формирование речевого дыхания:

Упражнение «Задуй свечу»

Необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.

Упражнение «Бабочка лети»

Бабочка сидит на цветке и не может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

Дидактические игры: «Пчелка собирает нектар», «Листопад», «Сдуй капельки росы», «Танец листиков» вызывают интерес у детей, где играя, ребенок развивает речевое дыхание.

Упражнение «Рыбка пускает пузыри»

Простая и веселая забава. На пластиковом стакане рисуем рыбку.  Сбоку делаем отверстие и вставляем трубочку. Наливаем раствор для мыльных пузырей и все. Можно веселиться. Но следите, чтобы ребенок не пил жидкость в стакане.

Упражнение «Плыви, кораблик»

Наполните тазик с водой и научите детей дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблик. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

Упражнения «Загони мяч в ворота», «Прогони тучку», «Чья птичка дальше улетит?»- эти и другие упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.

Упражнение «Жуки».

 «Дети сидят на стульях, воспитатель произносит:

«Ж-ж-ж»,                       

- сказал крылатый жук,

 - посиж-ж-жу».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-ж-у». дети разводят руки в стороны и летают по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж» (2-3мин.)

 

     Систематическое использование дыхательных упражнений показывает положительную динамику у часто болеющих детей. Таким образом используемые дыхательные упражнения помогают предупредить возникновения простудных заболеваний, повысить жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, развитие творческого воображения и фантазию детей. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.

«Правильное дыхание – основа Здоровья!» 

«Основа здорового образа жизни – это стиль жизни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников

В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

Речевое развитие дошкольников в оформлении предметно-развивающей среды группы.

В связи с тем, что дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, работа с ними ведется в течение всего дня не только логопедом, но и воспитателями. И для этой цели в группе имеется уголок для логопе...

Речевое развитие дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.

Статья раскрывает  возможности пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии дошкольников....

«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».

Метода проектов позволяет:·         развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;&midd...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников. (консультация для воспитателей) «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател...