Конспект урока "Транспорт - наш помощник" в 11 классе "Особый ребенок"
план-конспект урока (11 класс)

Этот конспект можно использовать при изучении темы "Транспорт" в 11 классе "Особый ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_transport_-_nash_pomoshchnik_1_ch.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

на тему «Транспорт – наш помощник»

для обучающихся 11 А класса «Особый ребенок»

Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна

(Ф. И. О. педагога)

Учитель класса «Особый ребенок» высшей квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2024

Цель: закрепить представления о значении транспорта.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить представления о профессии водителя.
  2. Закрепить  знание правил дорожного движения.
  3. Упражнять в правильном произношении звука «р», шипящих звуков.
  4. Продолжить работу по закреплению понимания знакомых понятий и слов.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать память, внимание, мышление, фонетический слух.
  2. Развивать речь и обогащать словарный запас.
  3. Развивать крупную и мелкую моторику.
  4. Развивать любознательность, наблюдательность, усидчивость.

Воспитательные: воспитывать уважение к профессии водителя. 

Методическое оснащение урока: табличка с названием дня недели; картинки (А5) с изображением автомобиля, автобуса, грузовой машины, велосипеда, вертолета, лодки, метро, поезда, мотоцикла, самолета, корабля, эвакуатора, автомобиля и его частей, водителя, летчика (пилота), капитана, велосипедиста, мотоциклиста, машиниста, светофора, шофера (А4); карточка со стихотворением Курбана Чолиева «Шоферы»; маркер; кепка машиниста; мячик; разрезные картинки транспорта; смайлики по количеству детей;  круги: красный, желтый, зеленый; бубен, салфетки.

ЭОР: ноутбук; запись со звуками разного транспорта

Словарь: транспорт, автомобиль, автобус, грузовая машина, велосипед, вертолет, лодка, парус, метро, поезд, мотоцикл, самолет, корабль, эвакуатор, водитель (шофер), летчик (пилот), капитан, велосипедист, мотоциклист, машинист, колеса, фары, дверь, капот, багажник, салон, крыша, руль, сиденье, светофор, красный, желтый, зеленый, небо, воздух, реки, моря, океаны, вода, земля.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

1 ЧАСТЬ. ПРИВЕТСТВИЕ:

Ребята, какое сегодня замечательное утро! Давайте улыбнемся и поздороваемся.

Здравствуйте.

А сейчас дети выполним маленькую ЗАРЯДКУ: (Дети встают и выполняют движения за учителем)

Здравствуй, небо голубое! (тянем руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчиваем круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок!  (покачиваем руками над головой)

Здравствуй, маленький цветочек! (наклоняемся)

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень! (машем рукой)

Садитесь, дети. Надеюсь, настроение у вас радостное и работать мы будем сейчас дружно, активно. Мы будем с вами много говорить, рассуждать, делать. Чтобы нам было легче это делать, проведем разминку.

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА. ЧИСТОГОВОРКА:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап!

Молодцы! Создаем хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, начинаем наш урок.

Какое сегодня число?

Какой сегодня месяц?

(Учитель на доске записывает число и месяц)

           Какой день недели?

           Давайте повесим картинку с днем недели. (Выходит ученик и вешает на доску).

           Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

          Тема сегодняшнего нашего урока – «Транспорт – наш помощник».

II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ

БЕСЕДА:

         Ребята, а раньше не было транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли ... Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

         Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку - ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра - дыхания.

Сейчас трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. 

(Учитель развешивает картинки с изображением видов транспорта после называния его)

На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу.

БЕСЕДА О ПРОФЕССИИ ШОФЕРА:

         Мы также с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из

одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния. А о ком это, вы узнаете, отгадав загадку.

         Послушайте:

Все дороги мне знакомы.

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - ...       (дети - шофёр)

          Да, это шофёры. Шофер или. как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(акцент на таких качествах, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

            Но самое главное - шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

           Проблемная тема: Ребята, как вы думаете, если шофер едет по дороге и у него вдруг сломалась машина? Что он должен сделать? Как поступить?

(Дети предлагают свои варианты) (Учитель – ты согласен? Ты тоже так думаешь? Ты думаешь, как и Света? Ты хочешь это сказать?

        Остановить машину. Выйти из машины. Осмотреть машину, чтобы найти возможную поломку. Может водитель сам сможет отремонтировать свою машину. Если сам не сможет, то попросить помощи у проезжающих мимо. Может какой-то водитель проезжающей мимо машины сам захочет помочь? Если ничего не получается, то тогда нужно вызвать эвакуатор.

(Учитель показывает картинку с изображением эвакуатора).

         Эвакуатор – это такая специальная машина, которая помогает сломанным машинам добраться до места ремонта. В нее загружают сломанную машину и везут туда, где ее будут ремонтировать.

(Учитель вешает картинку машины с изображением ее частей и спрашивает детей):

          Ребята, давайте посмотрим, из каких крупных частей состоит автомобиль? (Дети – колеса, кузов, капот, багажник, двери, стекла, сиденья, фары, руль, мотор и другие).

           Чтение стихотворения "Шофёры ":

        А теперь Петя нам прочитает стихотворение, которое называется «Шоферы» и написал его Курбан Чолиев: (Петя читает стих по карточке)

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове - важные.

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

 

ФИЗМИНУТКА  «ПОЕЗД С ГРУЗОМ»)

          А теперь, ребята, давайте немного отдохнем. Встаем со своих мест и выходим ко мне. Дети, все встаем в круг.

         По сигналу (бубна) передаем мячик друг другу (грузим вагоны). После команды «Погрузка закончена» встаем друг за другом. Петя у нас – машинист.

         Наш поезд с грузом поехал вперед. Двигаемся по кругу друг за другом, на выдохе произносим «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ» (до 1 мин.).

         По сигналу (бубна) поезд останавливается, произносим на выдохе «Ш-Ш-Ш» как можно дольше. Выполняем глубокий вдох через нос –  вы набрались сил и приступаем к разгрузке вагонов (по сигналу бубна)

        Мяч передаем в другую сторону.

         По команде «Разгрузка закончена» встаем друг за другом.

         Наш поезд поехал обратно. Двигаемся по кругу друг за другом, на выдохе произносим «ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ» (до 1 мин.).

         По сигналу (бубна) поезд останавливается, произносим на выдохе «Ш-Ш-Ш» как можно дольше.

Игра «НАЙДИ ЛИШНИЕ СЛОВА»

          А теперь, садитесь на свои места. Немного отдохнули и продолжаем заниматься. Сейчас я буду называть слова. Если это транспорт, то вы хлопаете в ладоши. Если это слово не относится к транспорту, то не хлопаете, просто сидите. Все поняли? Хорошо, а я посмотрю, кто из вас окажется самым внимательным. Я начинаю:

          (слова) машина, апельсин, метро, самолет, книга, автобус, вертолет, корабль, цветок, трамвай, велосипед, карандаш, поезд.

Хорошо. Молодцы. Все старались.

Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

           Ребята, скажите мне ………………………………   Где? Какой по величине? Где? Что делает? Два

Поезд идет по рельсам, а автобус едет … (по земле).

Трамвай большой, а велосипед… (маленький). 

Самолет летит по небу, а корабль плывет …. (по воде).

Автобус едет, а самолет…. (летит).

У машины 4 колеса, а у велосипеда… (2).  Правильно.

Задание «СОБЕРИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ»

       А сейчас вам такое задание. Нужно будет собрать картинку из нескольких частей. Части можно передвигать по столу, крутить, менять местами. У вас должна получиться картинка с изображением вида транспорта, а какого, вы узнаете, когда ее соберете.

        (Учитель предлагает 2-3 варианта разрезных картинок).

        Что ты собрал? Как называется этот вид транспорта? Все постарались. Молодцы! Картинки можно отодвинуть в сторону. Глазки все на меня подняли и внимательно меня слушайте.

Дидактическая игра «ДА-НЕТ»

(Учитель задает вопрос в стихах, ученики должны ответить либо «Да», либо «Нет»).

     Ребята, я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы мне отвечаете только «ДА» или киваете головой вниз или «НЕТ или махаете головой в стороны». Все поняли, как нужно отвечать? Тогда начинаем:

     Быстрая в городе езда? - Да.

     Правила знаешь движения? - Да.

     Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? - Нет.

     Ну, а зелѐный горит, вот тогда. Можно идти через улицу? - Да.

     Сел в автобус, но не взял билет. Так поступать полагается? - Нет.

     Старушка, преклонные очень года, Ты место в маршрутке уступишь ей? – Да

Молодцы, все справились с заданием!

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

        Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

        Скажите мне, о чем мы сегодня разговаривали на уроке? (О транспорте, о его значении для человека).

         Еще мы с вами говорили о том, кто водит транспорт и как называются эти профессии (машинист, летчик, капитан, шофер).

          Скажите мне названия транспорта, которые  вы знаете? (Автобус, поезд, машина, велосипед, самолет, лодка, вертолет, корабль и др.).

          Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались!

        А сейчас, я подойду к каждому из вас и вы выберите себе  смайлик и всем покажите его.  Если урок вам не понравился, то берете себе грустный, печальный смайлик. А если урок вам понравился, было интересно, то берете смайлик с улыбкой, веселый.

       На этом наш урок закончен. Все могут отдыхать. Переменка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект собрания "Как правильно воспитывать ребенка"

Данный конспект поможет педагогу детского сада грамотно провести собрание для родителей по проблеме воспитания ребенка в зависимости от типа его темперамента. Правда, требуется предварительная работа ...

Конспект урока по теме "Права ребенка"

Урок обществознания по теме "Права ребенка"...

Конспект родительского собрания "Психологическая поддержка ребенка"

Родительское собрание для родителей младших школьников.Цель: ознакомление родителей необхоимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры....

Конспект родительского собрания "Как наказывать ребенка?"

Данный вопрос интересен для каждого родителя....