Конспект родительского собрания " "Трудности адаптации ребенка в 5 классе""
материал (5 класс) по теме

Погосян Лили Андрониковна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_5_klass.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Ход родительского собрания.

1. Вводное слово учителя.

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на первом нашем родительском собрании. Сегодня нам предстоит познакомиться друг с другом, узнать о вас и ваших детях много хорошего и спланировать нашу работу на ближайший год. Я очень надеюсь, что наши встречи будут носить доброжелательный характер, потому, что мы преследуем одну цель- помочь детям вырасти достойными и успешными людьми.

Меня зовут... Я окончила..... Выпустила...

Теперь вы немного знаете обо мне. В ваших анкетах вы рассказали о себе. Будем считать, что мы познакомились.

Тема нашего сегодняшнего собрания- ....

Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.  
  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
  • характерны перепады самочувствия.
  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.  

Не секрет, что если у человека есть дети, значит, у него есть заботы. Самые разные. Общение с детьми составляет большую часть личной жизни каждого родителя. Мы заботимся обо всем, что связано с нашим ребёнком: здоровье, воспитании, учёбе. И это правильно, потому что от того, какими вырастут наши дети зависит наше будущее.

До недавнего времени считалось, что главную роль в воспитании детей играет школа. Однако на сегодняшний день учёные и психологи доказали, что школа в воспитании детей стоит лишь на третьем месте, на втором - телевидение и друзья, а на первом месте - семья!

Всё лучшее в ребёнке закладывается в семье с самого детства: дети впитывают все жизненные впечатления и получают жизненный опыт вместе с любовью матери и её поддержкой, с отцовским уважением.

И чтобы результат воспитания нас порадовал, нам необходимо работать в одном направлении и по одним принципам: любви, уважения, доверия и, безусловно, строгости.

Я работаю классным руководителем в 7 б классе всего полтора месяца. Дети произвели на меня очень хорошее впечатление. Но мне хотелось бы узнать ваших детей ближе, поэтому я прошу вас мне помочь. Расскажите мне что-нибудь хорошее о своём ребёнке и начните словами «Мне хочется, чтобы вы знали, что моя дочь (мой сын)…»

Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка: 

  1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  2. повышенная утомляемость;
  3. стремление обзавестись верным другом;
  4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  5. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  7. отсутствие авторитета возраста;
  8. отвращение к необоснованным запретам;
  9. восприимчивость к промахам учителей;
  10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  11. отсутствие адаптации к неудачам;
  12. отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  13. тенденция предаваться мечтаниям;
  14. боязнь осквернения мечты;
  15. ярко выраженная эмоциональность;
  16. требовательность к соответствию слова делу;
  17. повышенный интерес к спорту;
  18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Встает вопрос — Что такое адантация?

Адапта́ция ( adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

   Выделяют три уровня адаптации: 

  • психофизиологическая адаптация, 
  • психологическая адаптация, 
  • социальная адаптация. 

Психофизиологическая адаптация -это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Социальная адаптация, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Для успешной адаптации ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. Обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня. Основное внимание уделять развитию учебной  деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса к средней школе"

Материал содержит презентацию и печатные материалы, которые помогут в подготовке и проведении собрания...

Родительское собрание "Адаптация в 5 классе"

выступление психолога по вопросу адаптации в 5 классе...

Родительское собрание "Адаптация ребенка к детскому саду".

Конспект родительского собрания для родителей группы раннего возраста. К конспекту прилагается презентация и рекомендации для родителей....

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Родительское собрание. "Адаптация учащихся 5 класса"

Родительское собрание. "Адаптация учащихся 5 класса"...

Родительское собрание "Адаптация ребенка в детском саду"

При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, е...