Рабочая программа "Окружающий социальный мир" 11 класс "Особый ребенок"
рабочая программа (11 класс)
Представлена рабочая программа для обучения детей в школе 8-го вида 2-ой вариант обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl._okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir._rab._pr-ma.docx | 86.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 607
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по предмету «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 11 А класса «Особый ребенок»
Срок реализации 2024-2025
учебный год
Автор-разработчик: Петришена Светлана Николаевна
(Ф. И. О. педагога)
Учитель класса «Особый ребенок» высшей квалификационной категории.
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школа № 607
- Учебным планом ГБОУ школа № 607
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Общая характеристика предмета
Программа данного предмета представлена следующими разделами:
«Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Специфика работы по программе «Окружаюший социальный мир» заключается в том, что занятия могут проводиться классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и др.)
Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, представляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружаюших людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Цель обучения
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
-дальнейшее знакомство с явлениями социальной жизни: человек и его деятельность
-дальнейшее знакомство и выполнение общепринятых норм поведения
-совершенствование представлений о предметном мире, созданном человеком
-функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 607 на 2024-2025 учебный год рассчитана на 170 часов (исходя из 34 учебных недель в году), 5 часов в неделю. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни за счет уроков повторения.
Содержание учебного предмета
Школа.
Совершенствование способности поддерживать взаимодействие на различной психологической дистанции с участниками образовательного процесса. Дальнейшее развитие эмоциональной выносливости, способности понимать и выполнять инструкции взрослого, формирование элементов совладающего поведения, самоконтроля.
Совершенствование знаний о виде и функциях помещений школы, территории школьного участка, помещения класса. Дальнейшее развитие умения по назначению использовать предметы, окружающие ребенка.
Квартира, дом, двор
Закрепление представлений о собственной квартире (доме) как о месте жительства; о частях дома; о вещах в квартире (доме) и их функциональном назначении. Видах действий, совершаемых дома (уборка, приготовление пищи, отдых и т. д.). Повторение правил пользования лифтом. Ориентирование во дворе (детская площадка, газон, место для контейнеров с мусором и пр.). Правила поведения во дворе. Правила безопасности дома (в квартире): например, нельзя подходить к открытым окнам и открывать их, нельзя самостоятельно открывать входную дверь и выходить из помещения без сопровождения взрослых, самостоятельно включать электрическую или газовую плиту. Навыки поведения в чрезвычайной ситуации, способы сообщить окружающим свой домашний адрес в случае необходимости.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Функциональное использование окружающих предметов, материалов (бумага, клей, пластилин, краски, ткани, дерево, металлы и пр.), соблюдение правил безопасности при работе с материалами и при использовании предметов.
Город.
Совершенствование знаний ежедневных и регулярных маршрутов. Навыки безопасного поведения в городе.
Транспорт.
Закрепление представлений о транспорте. Различение общественного транспорта. Умение пользоваться общественным транспортом. Дальнейшее формирование представлений о профессиях водителя, кондуктора.
Традиции, обычаи.
Праздники. Закрепление представлений об основных атрибутах праздника – праздничной одежде, угощении, подарках, украшении дома, школы, участие в подготовке праздника.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Знание названия города, в котором мы живём.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- индивидуальное дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- развитие любознательности при выполнении заданий проблемного характера;
- развитие внимания, настойчивости, умения преодолевать трудности;
- развитие навыков сотрудничества работы со сверстниками
Планируемые предметные результаты по учебному предмету окружающий социальный мир:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- устанавливать видо-родовые отношения предметов
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны знать:
- типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения.
- назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей
- наземный транспорт
- правила перехода улицы
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять правила поведения в общественных местах,
- Различать помещения школы и школьной территории и части улицы
Тематическое планирование по предмету
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Школа | 8 |
2. | Квартира, дом, двор | 37 |
3. | Предметы быта. | 25 |
4. | Продукты питания | 35 |
5. | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 10 |
6. | Город | 10 |
7. | Транспорт | 13 |
8. | Традиции, обычаи | 5 |
9. | Страна | 14 |
10. | Повторение | 13 |
Итого | 170 |
Окружающий социальный мир
«Особый ребенок» - 11 класс
I полугодие
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
1. | Школа | 8 | ||||||||
1 2 | 02.09, 04.09 | Школа и ее территория. | 2 | Ознакомление со школой и ее территорией | Учитель, ученик, директор, завуч, школа, помещения, школьный участок | Рассматривание картинок с изображением школы и ее территории. Экскурсия по школе и ее территории. Просмотр видео про школу | https://www.youtube.com/watch?v=0VirlKjYLFo | Картинки с изображением школы и ее территории, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
3 4 5 | Помещения школы и их функции | 3 | Ознакомление с помещениями школы | Школа, помещения, класс, спортивный зал, столовая, туалет, актовый зал, раздевалка | Рассматривание картинок с изображением помещений школы.. Экскурсия по помещениям школы. Отгадывание загадок про школу. Просмотр видео про помещения школы | https://www.youtube.com/watch?v=yv0SRhXJ5x0 | Картинки с изображением школы и ее помещений, картинки на тему «школа», компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | ||
6 | 08.09 | Помещение класса. | 1 | Ознакомление с помещением класса | Школа, помещение, класс, мебель | Беседа о помещении класса. Отгадывание загадок про школу. Задание «Собери разрезную картинку парты» | https://www.youtube.com/watch?v=yv0SRhXJ5x0 | Картинки на тему «школа», разрезная картинка парты, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
7 8 | 11.09, 12.09 | Правила поведения в школе. Правила поведения в классе. | 2 | Закрепление правил поведения в школе и классе | Школа, помещение, класс, правила поведения | Рассматривание картинок с изображением школы. Беседа о правилах поведения в школе и классе. Просмотр видео. | https://www.youtube.com/watch?v=EfpmpIbaHKI https://www.youtube.com/watch?v=1RBMKJ8EKn0 | Картинки с изображением школы и ее помещений, пиктограммы, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
2. | Квартира, дом, двор | 37 | ||||||||
9 10 | 13.09, 14.09 | Дом и его части | 2 | Закрепление понятия «дом» и его частей | Дом, стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол | Рассматривание картинок с изображением типов домов, частей дома. Беседа. Задание «Раскрась дом» Просмотр развивающего мультфильма про дом | https://www.youtube.com/watch?v=MZH5jE_cfhk | Картинки с изображением типов домов, частей дома, раскраска, цветные карандаши, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
11 12 13 14 15 16 | 15.09, 18.09, 19.09, 20.09, 21.09, 22.09 | Квартира – как место жительства. | 6 | Закрепление понятия «квартира» | Квартира, комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон | Рассматривание картинок с изображением квартир. Рассматривание картинок с изображением помещений в квартире. Беседа. Дидактическая игра «Что находится на кухне?» | https://www.youtube.com/watch?v=hIqVtqWCUng | Картинки с изображением квартир, помещений в квартире, картинки мебели, посуды, бытовых электрических приборов, одежды, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
17 18 19 20 | 25.09, 26.09, 27.09, 28.09 | Уборка квартиры. | 4 | Ознакомление с уборкой квартиры | Веник, щетка, швабра, ведро, тряпки, моющие средства, пылесос. | Рассматривание картинок с изображением предметов уборки в помещении. Рассматривание сюжетных картинок с изображением уборки помещения. Задание «Собери разрезную картинку пылесоса» | В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида». https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%B5&stype=image&lr=10884&noreask=1&parent-reqid=1475182328968775-1185352041520547371713849-man1-4505&source=wiz | Картинки с изображением предметов уборки в помещении; сюжетные картинки с изображением уборки в помещении, разрезная картинка пылесоса, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
21 22 23 24 25 26 | 29.09, 02.10, 03.10, 04.10, 05.10, 06.10 | Приготовление пищи. | 6 | Ознакомление с приготовлением пищи | Пища, продукты, овощи, мясо, рыба, крупы, молоко, посуда, кастрюля, сковородаплита, | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с приготовлением пищи. Беседа о продуктах питания и посуде для приготовления пищи. Задание «Собери разрезную картинку кастрюли». | https://videouroki.net/video/23-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii-deleted.html | Предметные и сюжетные картинки с изображением приготовления пищи, разрезная картинка кастрюли, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Домоводство»
| |
27 28 29 30 31 | 09.10, 10.10, 11.10, 12.10, 13.10 | Уход за вещами. | 5 | Ознакомление с уходом за вещами | Одежда, домашняя, праздничная, школьная, летняя, зимняя, демисезонная, взрослая, детская, мужская, женская, чистить, стирать, сушить, гладить | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с одеждой. Виды одежды. Уход и хранение одежды. Дидактические игры; «Один – много», «Большой - маленький». Задание «Собери разрезную картинку футболки (брюк)» Раскраска. | И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников». https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20одежды&stype=image&lr=10884&source=wiz https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20ухода%20за%20одеждой&stype=image&lr=10884&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением одежды, ее видов, разрезная картинка рубашки, брюк; карточки с изображением одежды большого и маленького размера и в количестве один и много; раскраска, цветные карандаши, компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
32 33 34 35 | 16.10, 17.10, 18.10, 19.10 | Уход за собой в квартире. | 4 | Ознакомление с уходом за собой в квартире | Голова, лицо, тело, ноги, руки, волосы, | Узнавание, показ частей тела. Рассматривание иллюстраций по уходу за телом. Средства для мытья тела. Имитационные упражнения по уходу за телом. | https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B9&stype=image&lr=2&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением ухода за телом, принадлежности для ухода за телом, компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
36 | 20.10 | Отдых в квартире. | 1 | Ознакомление с отдыхом в квартире | Квартира, отдых, телевизор, музыка, книги, игры, спорт | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с видами отдыха в квартире. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку книги». | https://yandex.ru/images/search?lr=10884&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B5 | Предметные и сюжетные картинки с изображением видов отдыха в квартире, разрезная картинка книги | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
37 38 39 40 41 42 | 23.10, 24.10, 25.10, 26.10, 27.10, 07.11 | Правила безопасности в доме, в квартире. | 6 | Закрепление правил безопасности в доме, в квартире. | Дом, квартира, правила безопасности | Рассматривание картинок о правилах безопасного поведения в доме, в квартире. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку окна» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=G1Nk6cVp0TY https://www.youtube.com/watch?v=AnA10Ij2H14 | Картинки с изображением правил безопасного поведения в доме, в квартире, разрезная картинка окна, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
43 44 45 | 08.11, 09.11, 10.11 | Двор. Правила поведения во дворе. | 3 | Ознакомление с понятием «двор» и правилами поведения во дворе | Двор, место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон | Рассматривание картинок с изображением двора. Беседа о правилах поведения во дворе. Задание «Собери разрезную картинку машины» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=NDKumy5U7Fc | Картинки с изображением двора, разрезная картинка машины, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
3. | Предметы быта | 25 | ||||||||
46 47 48 49 50 51 | 13.11, 14.11, 15.11, 16.11, 17.11, 20.11 | Электробытовые приборы. Назначение и техника безопасности при их использовании. | 6 | Закрепление понятия «Электробытовые приборы» | Электричество, электрические бытовые приборы, утюг, чайник, пылесос, телевизор, микроволновая печь, стиральная машина | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением электрических бытовых приборов. Беседа о правилах безопасности при использовании бытовых технических приборов. Задание «Собери разрезную картинку». Пальчиковые игры | https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=2&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением электробытовых приборов и техники безопасности при их использовании, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
52 53 54 55 56 57 | 21.11, 22.11, 23.11, 24.11, 27.11, 28.11 | Мебель. Виды мебели и назначение. | 6 | Закрепление понятия «мебель» | Мебель, прихожая, кухня, гостиная, спальня, ванная комната, санузел. | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением жилых помещений. Виды мебели. Пальчиковые игры. Дидактические игры и упражнения на тему: «Мебель». Задание «Собери разрезную картинку дивана». | https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20мебели&stype=image&lr=10884&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением жилых помещений, видов мебели; картинки на тему: «Мебель»; разрезная картинка дивана, компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
58 59 60 61 62 | 29.11, 30.11, 01.12, 04.12, 05.12 | Посуда. Виды посуды и назначение | 5 | Закрепление понятия «посуда» | Посуда, пища, уход, тарелка, чашка, ложка, кастрюля, сковорода, сотейник, миска, уход, правила | Отгадывание загадок. Рассматривание предметных картинок и муляжей продуктов питания, требующих и не требующих обработку. Рассматривание предметных картинок с изображением посуды для приема и приготовления пищи. Пальчиковые игры. Правила ухода за посудой. Задание «Собери разрезную картинку кастрюли» | В. В. Гладкая «Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных общеобразовательных учреждений 8 вида». http://go.mail.ru/search?gp=800000&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F | Предметные картинки и муляжи продуктов питания, требующих и не требующих обработку, предметные картинки с изображением посуды для приема и приготовления пищи; разрезная картинка кастрюли, компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
63 64 | 06.12, 07.12 | Кухонный инвентарь. | 2 | Ознакомление с понятием «кухонный инвентарь» | Кухонный инвентарь, ложки, вилки, лопатки, половники, ножи, доски разделочные, терки, крышки | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением кухонного инвентаря. Беседа. Дидактическая игра «Найди кухонный инвентарь» | https://yandex.ru/images/search?lr=10884&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C | Предметные и сюжетные картинки с изображением кухонного инвентаря, картинки предметов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
65 66 | 08.12, 11.12 | Предметы интерьера. | 2 | Ознакомление с предметами интерьера и их назначением | Предметы, интерьер, светильник(люстра, бра, настольная лампа), компьютер, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением предметов интерьера. Беседа. Дидактическая игра «Украсим комнату». Задание «Раскрась вазу». | https://yandex.ru/images/search?lr=10884&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0 | Предметные и сюжетные картинки с изображением предметов интерьера, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
67 68 69 70 | 12.12, 13.12, 14.12, 15.12 | Часы и их виды. | 4 | Ознакомление с часами, их частями, видами, назначением | Часы наручные, настенные, механические, электронные, стрелки, циферблат, цифры | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением часов. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку часов». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=_WqNIdTIVRY | Предметные и сюжетные картинки с изображением часов, разрезная картинка часов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
4. | Продукты питания | 8 | ||||||||
71 72 73 74 75 | 18.12, 19.12, 20.12, 21.12, 22.12 | Напитки. | 5 | Ознакомление с понятием «напитки» | Напиток вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением напитков. Беседа. Задание «Раскрась стакан с соком». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=NRNkN0XCNZY | Предметные и сюжетные картинки с изображением напитков, раскраска, цветные карандаши, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
76 77 78 | 25.12, 26.12, 27.12 | Молочные продукты. Правила хранения молочных продуктов. | 3 | Закрепление понятия «молочные продукты» Ознакомление с правилами их хранения | Молочные продукты, молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением молочных продуктов. Беседа. Игра «Один-много». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=VGh-KgBwLFQ | Предметные и сюжетные картинки с изображением молочных продуктов, карточки с изображением молочных продуктов в количестве один-много, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» |
Окружающий социальный мир
«Особый ребенок» - 11 класс
II полугодие
№п/п | № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Предполагаемый результат | Словарь | Виды деятельности учащихся | УМК | Оборудование урока (ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
4. | Продукты питания | 27 | ||||||||
79 80 | 09.01, 10.01 | Молочные продукты. Правила хранения молочных продуктов. | 2 | Закрепление понятия «молочные продукты». Ознакомление с правилами их хранения | Молочные продукты, молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением молочных продуктов. Беседа. Игра «Один-много». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=VGh-KgBwLFQ | Предметные и сюжетные картинки с изображением молочных продуктов, карточки с изображением молочных продуктов в количестве один-много, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
81 82 83 84 85 | 11.01, 12.01, 15.01, 16.01, 17.01 | Мясные продукты: готовые к употреблению и требующие обработки. Правила хранения мясных продуктов. | 5 | Ознакомление с мясными продуктами | Мясные продукты, колбаса, ветчина, мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением мясных продуктов. Беседа. Дидактическая игра «Найди мясной продукт» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=7Bf9nEMd7xo | Предметные и сюжетные картинки с изображением мясных продуктов, карточки с изображением продуктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
86 87 88 89 90 | 18.01, 19.01, 22.01, 23.01, 24.01 | Рыбные продукты: готовые к употреблению и требующие обработки. Правила хранения рыбных продуктов. | 5 | Ознакомление с рыбными продуктами | Рыбные продукты, крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая),) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением рыбных продуктов. Беседа. Дидактическая игра «Найди рыбный продукт» Просмотр развивающего мультфильма | https://ok.ru/video/9286059405 | Предметные и сюжетные картинки с изображением рыбных продуктов, карточки с изображением продуктов, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
91 92 93 94 95 | 25.01, 26.01, 29.01, 30.01, 31.01 | Изделия из муки: готовые к употреблению и требующие обработки. Правила хранения мучных изделий. | 5 | Ознакомление с изделиями из муки | Изделия из муки, хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари макаронные изделия (макароны,вермишель, рожки) | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением изделий из муки. Беседа. Дидактическая игра «Найди изделие из муки». Дидактическая игра «Один-много» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=TSQFxFBAxSw | Предметные и сюжетные картинки с изображением изделий из муки , карточки с изображением продуктов, карточки с изображением изделий из муки в количестве один-много, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
96 97 98 99 100 | 01.02, 02.02, 05.02, 06.02, 07.02 | Крупы и бобовые: готовые к употреблению и требующие обработки. Правила хранения. | 5 | Ознакомление с крупами и бобовыми | Крупы, бобовые, консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох, греча, рис, пшено и др. крупы | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением круп и бобовых. Беседа. Задание «Нарисуй и раскрась горошек» Просмотр развивающего мультфильма | https://videouroki.net/video/23-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii-deleted.html | Предметные и сюжетные картинки с изображением круп и бобовых, лист бумаги, зеленый карандаш, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
101 102 103 104 105 | 08.02, 09.02, 12.02, 13.02, 14.02 | Кондитерские изделия. Правила хранения. | 5 | Ознакомление с кондитерскими изделиями | Кондитерские изделия, торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением кондитерских изделий. Беседа. Дидактическая игра «Найди кондитерское изделие». Дидактическая игра «Один-много» Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=fpI4T1G0YBc | Предметные и сюжетные картинки с изображением кондитерских изделий, карточки с изображением продуктов, карточки с изображением кондитерских изделий в количестве один-много, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
5. | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 10 | ||||||||
106 107 108 109 110 | 15.02, 16.02, 19.02, 20.02, 21.02 | Функциональное использование окружающих предметов. | 5 | Ознакомление с функциональным использованием окружающих предметов. | Предметы, мебель, посуда, бытовая техника, одежда | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением предметов мебели, посуды, бытовой техники, одежды. Беседа. Задание «Собери разрезную картинку кресла». Дидактическая игра «Найди такую же картинку». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=PK7FxVZQXnE | Предметные и сюжетные картинки с изображением предметов мебели, посуды, бытовой техники, одежды, разрезная картинка кресла, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
11 112 113 114 115 | 22.02, 26.02, 27.02, 28.02, 29.02 | Правила безопасности при работе с материалами использовании предметов. | 5 | Ознакомление с правилами безопасности | Предметы, мебель, посуда, бытовая техника, электрические приборы | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением предметов мебели, посуды, бытовой техники, электрических приборов. Дидактическая игра «Найди пару». Задание «Раскрась тарелку» | https://www.youtube.com/watch?v=dDaKNHnIv7E | Предметные и сюжетные картинки с изображением предметов мебели, посуды, бытовой техники, электрических приборов посуды, бытовой техники, карточки с изображением предметов, состоящие из двух частей, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
6. | Город | 10 | ||||||||
116 117 118 119 120 | 01.03, 04.03, 05.03, 06.03, 07.03 | Дорожные знаки. | 5 | Закрепление понятия «дорожные знаки» | Знаки дорожного движения, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, сервиса, приоритета | Рассматривание картинок с изображением дорожных знаков. Беседа. Дидактическая игра «Найди такой же знак». Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=yZ5mPxZPZiY | Предметные и сюжетные картинки с изображением дорожных знаков, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
121 122 123 124 125 | 11.03, 12.03, 13.03, 14.03, 15.03 | Правила безопасного поведения на улице. | 5 | Закрепление правил безопасного поведения на улице | Улица, незнакомец, собака, кошка, ядовитое растение | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением безопасного поведения на улице. Беседа о встрече с незнакомцами, с животными, незнакомыми предметами, растениями. | https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=2 | Предметные и сюжетные картинки с изображением безопасного поведения на улице, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
7. | Транспорт | 13 | ||||||||
126 127 128 129 130 131 | 18.03, 19.03, 20.03, 21.03, 22.03, 03.04 | Виды транспорта. | 6 | Закрепление понятия «транспорт» и его виды | Транспорт, легковые, грузовые машины, самолет, автобус, троллейбус, трамвай, метро, поезд, светофор, красный, желтый, зеленый. | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением транспорта. Отгадывание загадок. Пальчиковые игры. Игры: «Светофор». «Машины на дороге», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу». Задание «Собери разрезную картинку машины» | . А. Вдовиченко «Ребенок на улице». И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников». https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%BB&stype=image&lr=10884&noreask=1&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением транспорта; рули, изображение светофора, три круга: красный, желтый, зеленый, разрезная картинка машины, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
132 133 134 135 136 | 04.04, 05.04, 08.04, 09.04, 10.04 | Правила поведения в общественном транспорте. | 5 | Закрепление правил поведения в общественном транспорте | Светофор, сигнал, зеленый, желтый, красный, транспорт, правила, поведение, автобус, трамвай, троллейбус, метро, вход, выход, сиденье | Рассматривание предметных и сюжетных картинок на правила перехода улицы. Игра: «Перейди улицу». Правила поведения в транспорте. Задание «Собери разрезную картинку автобуса». | Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения». https://images.yandex.ru/yandsearch?text | Предметные и сюжетные картинки на правила перехода улицы, сюжетные картинки с изображением правил поведения в транспорте; светофор, рули, разрезная картинка автобуса, компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
137 138 | 11.04, 12.04 | Профессия водителя, кондуктора. | 2 | Расширение представлений о профессии водителя, кондуктора | Профессия, водитель, кондуктор, руль, билет, деньги | Рассматривание предметных и сюжетных картинок о водителе и кондукторе. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе». Просмотр развивающего мультфильма, видео | https://www.youtube.com/watch?v=Flk9YKG_eDA https://www.youtube.com/watch?v=q5L6w5_HhJU | Предметные и сюжетные картинки о профессии водителя и кондуктора, руль, билеты, деньги, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
8. | Традиции, обычаи | 5 | ||||||||
139 140 141 142 143 | 15.04, 16.04, 17.04, 18.04, 19.04 | Представления о праздниках и участии в них. | 5 | Ознакомление с украшением жилого помещения в праздник | Праздник, Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха украшение, гирлянда, огоньки, картинки, игрушки, шарики, цветы | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением проведения праздников. Рассматривание картинок с изображением украшений жилого помещения в праздник. Раскраска. | https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%83% D0%B8%D0%BA&stype=image&lr=2&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением проведения праздников; картинки с изображением украшений жилого помещения в праздник; раскраска; цветные карандаши; компьютер. | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
9. | Страна | 14 | ||||||||
144 145 146 147 148 | 22.04, 23.04, 24.04, 25.04, 26.04 | Россия – наше государство. | 5 | Ознакомление с Россией | Россия, города, реки, моря, природа, растения, животные, промышленность, | Рассматривания карты России. Беседа о России. Рассматривание картинок с изображением городов, природы, животных, промышленности. Просмотр развивающего мультфильма | https://www.youtube.com/watch?v=8dDjnt2lwPk | Карта России, картинки с изображением городов, природы, животных, промышленности, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
149 150 151 152 153 154 | 27.04, 02.05, 03.05, 06.05, 07.05, 08.05 | Санкт -Петербург – город, в котором мы живем. | 6 | Ознакомление с достопримечательностями Санкт-Петербурга | Санкт-Петербург, достопримечательности, мосты, музеи, парки, театры | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга. Просмотр видео | https://yandex.ru/search/?lr=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0&src=suggest_B https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0&stype=image&lr=2&source=wiz | Предметные и сюжетные картинки с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
155 156 157 | 13.05, 14.05, 15.05 | Государственная символика России (герб, флаг, гимн). | 3 | Знание (узнавание) государственной символики России | Россия, государственная символика, герб, флаг, гимн | Рассматривание предметных картинок с изображением государственной символики России. Беседа. Слушание гимна России. Задание «Раскрась флаг России» | https://www.youtube.com/watch?v=biQR3ktZ0K8 | Предметные картинки с изображением государственной символики России, раскраска, краски, кисть, стакан с водой, компьютер | Интеграция с уроками по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» | |
10. | 158 159 160 161 162 163 164 165-170 | 16.05, 17.05, 20.05, 21.05, 22.05, 23.05, 24.05 | Повторение. | 13 |
Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение:
Пособия для учителя:
- Г. Д. Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2013 г.
- Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
- Н. С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников». - Москва: «Скрипторий 2003», 2013 г.
- Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О. А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г..
- Т. В. Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012 г.
- А Л. Н. Калмыкова «Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр». - Волгоград: Учитель, 2014 г.
- Компьютер.
- Наглядно-демонстрационный материал: «Дом».
- Пиктограммы.
- О.Т. Поглазова «Окружающий мир 1 класс».
- Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
- А. Хилько «Преподавание социально – бытовой ориентировки». - СПб: «Просвещение», 2006 г.
- Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». - Москва: ТЦ Сфера, 2014 г.
Для учащихся:
- Бумага.
- Дорожные знаки.
- Карандаши (простые, цветные).
- Краски.
- Кисть.
- Лото: «Окружающий мир», «Подбери пару».
- Раскраски.
- Муляжи продуктов питания.
- Пальчиковый театр.
- Пиктограммы.
- Предметные и сюжетные картинки.
- Разрезные картинки.
- Раскраска «Демисезонная одежда».
- Рули.
- Светофор.
- Средства для уборки комнаты, тряпки, швабра
- Стакан.
- Столовые приборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ
Одним из направлений развития системы образования в рамках его модернизации является развитие различных форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом...
Влияние творческой деятельности на социальную реабилитацию «особого» ребенка
Педагогическая деятельность педагога предусматривает поэтапную систему социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует интеграции детей в среду зд...
Доклад на тему: "Социально - коммуникативная готовность ребенка к школе"
Очень часто родители, акцентируя свое внимание на интеллектуальном развитии ребенка, нередко упускают из виду социальную готовность ребенка к школе. А ведь умение общаться, осознание себя в роли учени...
Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка
Методические рекомендации использованиянастольных игр в общей практике образования Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка В современном мире первенство в удержании ...
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ОДНА ИЗ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Статья посвящена проблеме социально-личностного воспитания детей в ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное...
Социальная карта на ребенка ,состоящего в группе риска
1. Ф.И.О. ребенка2. Дата рождения...
Социально-креативное развитие ребенка в условиях дополнительного образования
Статья для дополнительного образования художественной направленности....