Социально-креативное развитие ребенка в условиях дополнительного образования
статья (5 класс)
Статья для дополнительного образования художественной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-_kreativnoe_razvitie_v_dop.obr_.docx | 31.76 КБ |
prilozhenietvorcheskaya_masterskaya_-_rodnichok.docx | 56.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Введение
Значение программы- Творческая мастерская « Родничок»- в социально-творческом развитии ребенка.
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни других людей. И эта ответственная задача в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает эту жизнь интереснее и насыщеннее. Ситуация требует улучшения нравов подрастающего поколения как гаранта полноценной жизни. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей.
В решении этих задач неоспоримое преимущество у дополнительного образования. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, занятия в кружках дают детям широкие и нетрадиционные возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.
Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности.
2. Дополнительное образование как средство социально- креативного развития ребенка .
В условиях развития постиндустриальной цивилизации государства и общество сталкиваются с новыми многообразными вызовами, успешный ответ на которые позволит выйти на качественно новый уровень жизни и развития человека, а несвоевременное или неадекватное реагирование может привести на грань катастрофы.
Проблема социализации личности сегодня стоит столь же остро, как и много десятилетий назад, ввиду постоянных изменений социальных норм, ценностей и установок.
На протяжении длительного времени она остается центральной для ряда областей.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. Социализация – это усвоение, накопление и воспроизведение социального и индивидуального опыта.
Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей.
Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.
Социализация личности интересна тем, что усвоенный социальный опыт становится регулятором социального поведения личности.
В современном мире одним из важнейших факторов социализации детей школьного возраста становится дополнительное образование.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительным образованием называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.
Сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков . В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.
Дополнительное образование - механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.
Многие дети не могут проявить себя в общем образовании, в классе. Они чувствуют себя скованно, зажато, стесняются отвечать при одноклассниках, боясь ошибиться. Но у этих же детей много увлечений и талантов, не касающихся основных предметов. Кто-то очень хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то очень спортивный. И такие дети проявляют себя в дополнительном образовании, учавствуя в различных конкурсах и соревнованиях. Получая, за такие конкурсы дипломы, сертификаты и грамоты, такой ребенок составляет портфолио. При этом у ребенка повышается самооценка, а вследствие этого у некоторых детей повышается авторитет в классе. Ребенок становится более уверенным в себе, у него появляется опыт, который поможет в дальнейшем приспособиться в нашем изменяющемся обществе.Таким образом, при помощи дополнительного образования у подростков развивается мотивация, самореализиция и социализация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа -Творческая мастерская « Родничок»-представляет собой выстроенную, тематически и содержательно обоснованную единую последовательность образовательных событий , позволяет получить опыт вхождения в общество как в систему новых социальных связей и отношений возникающих в результате совместной творческой деятельности в школе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская- Родничок» является программой декоративно-прикладного творчества, которое раскрывает учащимся мир прекрасного, воздействует на чувства, эмоции, формирует духовный мир, позволяет учащимся открыть свои внутренние эстетические возможности, заглянуть внутрь себя и пристальней взглянуть на окружающий мир с его богатством и разнообразием. Народное искусство – это источник прекрасного, который оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях мастеров. Приобщение детей к народно- национальным традициям в декоративно-прикладных промыслах воспитывает любовь к Родине, формирует патриотические и гражданские качества у младших школьников.
Наш кружок « Творческая мастерская –Родничок» - это такие занятия, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. В кружке происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию;
Чем глубже ребенок узнает историю декоративно- прикладного искусства , осваивает разнообразные техники художественного мастерства , тем сильнее станет его любовь к родным истокам , которые он принесет с собой через всю жизнь. Тем самым , преобразуя и осознавая любовь к Родине, переносит ее из прошлого в будущее , обогощая и трансформируя ее новыми идеями и творческим подходом.
Любой творческий подход к любой деятельности является креативным и развивает творчество.
Итак , рассмотрим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу –«Творческая мастерская « Родничок»- как инструмент развития социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования.
Характеристики социальной креативности в призме кружка «Творческая мастерская -« Родничок»
1.Социальная мотивация
Интерес к познанию социального мира (социальный интерес)
Прежде всего – наш кружок-коллективная работа в группе ,соответственно идет взоимодействие .
Стремление к социальной творческой деятельности
Занимаясь общим проектом , ребята понимают ,что в группе результат их работы будет более весомым и значительным.
Легкость установления социальных контактов.
В процессе работы над темой или проектом дети находят общие интересы и завязывается дружба .
Диапазон (многосторонность) социальных контактов
Результат работы зависит от слаженной работы в команде, взоимодействие с преподавателем, исследованием ( индивидуальные темы и разработки ребят) в которое включены различные действия- экскурсии по музеям, выставкам и т.д.,
Мотивация перспективы (стремление к дальнейшему продолжению
социально-значимой деятельности).
Участие в конкурсах , выставках, получая различные награды и одобрения, поднимается личнаясамооценка и мотивация к дальнейшему совершенствованию.
2.Социальные ценности(Социальная толерантность):
Личностная (уважение к другим и самоуважение )
Творческие результаты дают ощущение удовлетворения и повышение самооценки, соответственно- самоуважение и уважение к труду ребят в группе.
Этническая(уважительное отношение к людям разных национальностей)
Творческая деятельность в кружке « Творческая мастерская –Родничок» способствует стиранию межнациональных границ в связи с тем , что программа кружка направлена на изучение и изготовлении предметов национальных промыслов России.
Интеллектуальная(свобода от стереотипов, уважительное
отношение к достижениям других)
Креативный, творческий подход к работе в команде делает школьников сплоченными и развивает уважительное отношение к работе других .
3.Социальный интеллект
Адекватность понимания социальных проблем
В процессе творчества ребята соотносят тему работы над той или иной поделкой в народном стиле с действительностью , которая их окружает ,делая нить связи прошлого и будущего явной.
Социальная гибкость (Способность выдвигать большое количество
различных идей, вариантов решения социальных проблем)
Креативность в программе «Творческая мастерская « Родничок»-это умение преобразовать традиционное творчество в новые идеи в окружающую среду( использование народных тем в более широком применении( гжель- в кухонном гарнитуре, чехол для телефона в стиле хохломы)
Оригинальность,нестандартностьм идей, способов решения
социальных проблем
Художественное творчество само по себе подразумевает оригинальность и нестандарность идей. Любая работа в коллективе требует прислушиваться не только к себе, но и к мнению ближнего.
Эмпатия(адекватность понимания эмоциональных состояний других)
Рисуя и занимаясь лепкой ребенок , работая в коллективе, в обстановке более расслабленной ,чем на уроке ,естественен и искренен. А в процессе развития творческих способностей формирует свое , личное, адекватное отношение к окружающим, среде .
Социальное воображение (созидание образов новых моделей
социального мира)
Творческая деятельность в кружке « Творческая мастерская –Родничок» развивает свое , свободное видение современного мира путем преобразования традиций прикладного творчества в новые формы и модели.
4.Социальная компетентность
Актуальные знания о социуме
Совместное творчество ребят в кружке дает близкий контакт между собой . А общая тема работы в свободной обстановке адаптирует к социуму .
Опыт сотрудничества и взаимодействия с другими
Работа в кружке « Творческая мастерская – Родничок»- творческий процесс в группе из 15 детей, которые создают индивидуальную работу, по общей теме. Поэтапное тестирование- это выставка, на которой каждый может сравнить свой труд с остальными.
Опыт социального творчества
Руководствуясь основной темой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская « Родничок»-через познание истории ремесел прямой дорогой в будущее, через создание художественных изделий в народном стиле к патриотизму, любви к родному краю , Родине.
5.Социальная активность
Самостоятельность
Самостоятельность при занятии в кружке ребят проявляется как выбор цвета, формы и размера той работы которую они выберают.
Активность, инициативность в процессе взаимодействия
Творческий процесс . в который погружены учащиеся, сам по себе активен, т.к. заставляет быть креативщиком ,разработчиком , исполнителем .И конечно, коллективный творческий процесс этому способствует.
Ответственность
Любая сделанная работы своими руками –это личное изобретение, хотя порой сделанное по той или иной модели. Каждый несет ответственность за свою работу.
Достижения (участие в социально-значимых мероприятиях)
Участие в конкурсах, выставках, мероприятиях на патриотическую тему проводятся постоянно, ведутся конкурсы декоративно-прикладных поделок и участие в них закономерно. Ребенок , получивший проощрение , награду, диплом в конкурсе или выставке еще более мотивирован к работе над новым проектом.
Участие в разработке и реализации социальных проектов.
Творческая деятельность в кружке « Творческая мастерская –Родничок» предусматривает разработку проектов направленных на развитие интереса к народным промыслам , которые являются национальным достоянием . Эти проекты могут быть предложены на оценку как узкой среды- учащиеся кружка, так и на оценку в масштабе школы , района, города.
3. Заключение
Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно-образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием.
Таким образом, цель дополнительного образования на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных задач: постоянное развитие творческого потенциала детей; выявление и раскрытие общественно-полезных интересов ребят, максимальное способствование их реализации в самых различных сферах жизнедеятельности; творческих навыков и умений, дополнительное образование способно решать вопросы, которые по своей значимости и масштабу выходят за рамки возможностей других воспитательных структур. Занимаясь в кружке, оригинально сочетающим коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей, способностей, интересов; повышения уровня культурного, интеллектуального и нравственного развития молодых людей.
Предоставляя ребенку право приобретения дополнительных знаний, способности к самостоятельности, в программировании и организации будущего самообучения.
Важнейшим отличием дополнительного образования от общего школьного заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Такой подход требует от дополнительного образования рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. А результатом творческой деятельности может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.
4.Приложение(программа « Творческая мастерская – Родничок»)
Предварительный просмотр:
Приложение - Программа кружка ОДОД « Творческая мастерская -Родничок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» является программой декоративно-прикладного творчества, которое раскрывает учащимся мир прекрасного, воздействует на чувства, эмоции, формирует духовный мир, позволяет учащимся открыть свои внутренние эстетические возможности, заглянуть внутрь себя и пристальней взглянуть на окружающий мир с его богатством и разнообразием. Народное искусство – это источник прекрасного, который оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях мастеров. Приобщение детей к народно- национальным традициям в декоративно-прикладных промыслах воспитывает любовь к Родине, формирует патриотические и гражданские качества у младших школьников.
Направленность: программа «Творческая мастерская» относится к художественной направленности отделения дополнительного образования детей.
Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; что открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей. Ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка. Происходит обучение «искусству через искусство», способствуя гармоничному развитию личности в целом, приобщая учащихся к изучению практических основ национальной культуры народов России.
Отличительной особенностью является то, что учащиеся постепенно овладевая различными техниками и приемами декоративно-прикладного искусства (композиция, рисунок, аппликация, роспись, лепка, рукоделие и др.) развивают творческий потенциал, расширяют кругозор, изучают историю родного края. В процессе обучения происходит приобщение к национальной культуре нашей страны.
Адресат программы: программа рассчитана для работы с детьми 7-11 лет, вне зависимости от пола, у которых сформировался устойчивый интерес и мотивация к художественной направленности.
Цель:
- Формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций исконно русской национальной культуры и синтез полученных навыков в современный мир;
- Развитие у детей умения проектировать, разрабатывать и реализовывать на практике свои художественные замыслы;
- Формирование общей культуры учащихся;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей в культурном, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- Продуктивная организация свободного времени учащихся.
Задачи программы
1) Воспитательные:
- Воспитание уважения к культурному наследию и истории своего народа.
- Воспитание интереса и любви к традиционным видам декоративно-прикладного творчества.
- Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств.
- Воспитание трудолюбия и усидчивости.
2) Обучающие:
- Ознакомление учащихся с основами национальной культуры в декоративно- прикладном искусстве.
- Обучение работы в разных техниках декоративно – прикладного искусства.
- Знакомство с основами знаний в области композиции, художественного конструирования.
- Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.
- Обучение практическому ремеслу декоративной росписи, лепки, вышивки и другими видами декоративно- прикладного творчества.
- Постановка руки для правильного выполнения мазка, умение работать с пластичными материалами – пластилин, глина.
- Овладение языком кистевого декоративного письма.
3) Развивающие:
- Развитие творческого потенциала, как основы творчества детей.
- Развитие чувства прекрасного, умения понимать и ценить русское народное искусство на основе знакомства с декоративно- прикладным творчеством.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие чувства цвета и гармонии.
- Развитие творческого, индивидуального начала ребенка.
- Развитие коммуникативных способностей ребенка.
Условия реализации программы.
Условия приема учащихся:
Набор производится среди учащихся с 7 до 11 лет. Заниматься по этой программе могут и девочки и мальчики независимо от уровня подготовленности.
Учащиеся, успешно прошедшие обучение по программе первого года переводятся на второй год обучения, не занимавшиеся на первом году обучения могут быть зачислены на второй год по итогам собеседования, анализа творческих работ учащихся, выявления уровня креативности.
Количество детей в группе: по 15 человек на первом году обучения, по 12 человек на втором году обучения.
Срок реализации программы: 2 года.
Объем реализации программы: 288 учебных часов (по 144 часа в год).
Формы и режим занятий: на первом и втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Занятия проводятся в групповой и фронтальной форме.
Кадровое обеспечение программы: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования» художественной направленности.
Материально-техническое обеспечение программы:
Учебное помещение, оборудование кабинета:
-экран
- мультимедиа установка
- компьютер
-СD диски
- магнитофон
Обязательным является умывальник для смены воды, мытья рук после работы с красками.
Расходные материалы: наборы цветной бумаги «Вивальди», цветной картон формат А4, бумага для рисования, заготовки из дерева, декоративные камешки, линейки, рабочие тетради, ленты атласные, природный материал, кусочки ткани, цветные нитки, бусы, бисер.
Техническое оснащение: ножницы - 15-20 шт., шило - 5 шт., пистолеты с силиконовым клеем - 15 шт.. зубочистки, гуашь темперная - 10-15 наборов, набор кисточек «белка», карандаши простые - 15 шт., фломастеры набор - 15 шт., набор для вышивки - 15 шт.
Планируемые результаты освоения программы
По результатам освоения программы учащиеся должны
Предметные результаты:
- освоить технику объемной и плоскостной аппликации;
- ознакомиться с основными направлениями и особенностями народных промыслов России (Федоскинская миниатюра, Тагильская и Жостовская роспись, Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Ростовская финифть, Палехская миниатюра, Крестецкая строчка, Дымковская игрушка, Вятское кружево, Абашевская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Тульское оружейное дело, Кубачинская обработка металла и др.;
- знать основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая, Мезенская, Полхов-Майданская, Пермогорская, Хохломская, Уфтюжская);
- уметь использовать приемы кистевой росписи элементов Городецкой, Мезенской, Хохломской, Уфтюжской Полхов-Майданской, Пермогорской росписей;
- знать технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка);
- знатьтехнику изготовления игрушек из глины (Дымковская, Абашевская игрушка);
-знать основы техники вышивки и декорирования бисером и бусами;
- знать технику безопасности работы с различными материалами.
- научиться владеть необходимыми навыками умениями по изготовлению аппликации;
- уметь анализировать цветовые сочетания;
- освоить графическое изображение фломастерами и составлять композиции;
- создавать тематические эскизы декорирования и росписи различных изделий народных промыслов;
- приобрести навыки росписи по дереву, глине.
Метапредметные результаты:
- развить художественно- образное,эстетическое мышление,сформировать целосное восприятие мира.
-развить художественный вкус, фантазию
Учебный план 1-го года обучения
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие: Техника безопасности №1 | 2 | 2 | Беседа, опрос | |
2 | Работа с бумагой Плоскостная аппликация: Рыбки в аквариуме | 4 | 1 | 3 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
Осеннее дерево | 4 | 1 | 3 | ||
Ваза с цветами | 8 | 1 | 7 | ||
Аппликация из самоклеющейся бумаги | 2 | 1 | 1 | ||
« Мои любимые животные» | 2 | 2 | |||
Изделие белка | 2 | 2 | |||
Изделие зайчик | 2 | 2 | |||
3. | Работа с разными материалами | 4 | 1 | 3 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
Новогодние сувениры | 10 | 1 | 9 | ||
Сувениры украшения | 10 | 1 | 9 | ||
Поздравительные открытки | 4 | 1 | 3 | ||
4. | Основные разделы народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства | 4 | 1 | 3 | Опрос, учебное тестирование, анализ творческих работ |
5 | Графические и кистевые росписи | 4 | 1 | 3 | |
6 | Виды орнаментов | 4 | 1 | 3 | |
7 | Законы композиции | 2 | 1 | 1 | |
8 | Основы цветоведения | 2 | 1 | 1 | |
9 | Подготовка деревянных поверхностей | 4 | 1 | 3 | |
10 | Народные росписи России Хохломская, Городецкая росписи | 24 | 12 | 12 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
11 | Мезенская роспись | 12 | 6 | 6 | |
12 | Народная русская игрушка- особенности промысла. Дымковская, Каргопольская игрушка | 14 | 4 | 10 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
13 | Изготовление сувениров к празднику | 4 | 1 | 3 | |
14 | Посещение музеев выставок | 6 | 6 | ||
15 | Подготовка к мероприятиям, итоговым выставкам | 6 | 1 | 5 | |
16 | Итоговое занятие | 4 | 1 | 3 | Выставка |
Итого | 144 | 41 | 103 |
Учебный план 2-го года обучения
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие: Техника безопасности №1. | 2 | 2 | Беседа, опрос | |
2. | Повторение. Народные росписи России-Хохломская, Городецкая, Мезенская | 6 | 2 | 4 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
3. | Работа с бумагой Плоскостная аппликация: Основные приемы работы с бумагой и картоном | 4 | 1 | 3 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
Осень в парке | 4 | 1 | 3 | ||
Натюрморт: «Ваза фруктами и цветами» | 8 | 1 | 7 | ||
Аппликация из гофрированной бумаги | 4 | 1 | 3 | ||
Изделие «Гофрированные цветы» | 2 | 2 | |||
Составление композиции из гофрированных цветов | 2 | 2 | |||
Изделие «Сказочное дерево» | 6 | 1 | 5 | ||
4. | Папье – маше. Освоение техники, изготовление изделий- основ для росписи (тарелок, мисок и т. д.) | 16 | 2 | 14 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
5. | Работа с разными материалами: пластилин, соленое тесто, природный материал, нитки, ткань | 10 | 1 | 9 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
Новогодние сувениры | 2 | 1 | 1 | ||
Сувениры, украшения | 16 | 1 | 15 | ||
Поздравительные открытки | 2 | - | 2 | ||
6. | Повторение разделов народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства | 2 | 1 | 1 | Опрос, учебное тестирование, анализ творческих работ |
7. | Повторение видов орнаментов | 2 | 1 | 1 | |
8. | Законы композиции (повторение) | 2 | 1 | 1 | |
9. | Основы цветоведения (повторение) | 2 | 1 | 1 | |
10. | Народные росписи России: Гжель, Устюжская роспись, Полхов-майданская роспись, Пермогорская роспись. История и особенности | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос |
11. | Элементы народной росписи-Гжель. Роспись чашки | 6 | 1 | 4 | |
12. | Элементы народной росписи-Устюжская. Роспись деревянной солонки | 6 | 1 | 5 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
13. | Элементы народной росписи-Плохов-майданская. Роспись деревянной доски | 6 | 1 | 5 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
14. | Народный русский костюм- головной убор, сарафан, украшение. Элементы вышивки | 6 | 1 | 4 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
15. | Изготовление кокошника, украшений, серег из бисера, бус, лент | 6 | 1 | 5 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
16. | Народное творчество – куклы -обереги. Изготовление из ткани, ниток | 6 | 1 | 5 | Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка |
17. | Посещение музеев выставок | 6 | 6 | ||
18. | Подготовка к мероприятиям, итоговым выставкам | 6 | 1 | 5 | |
19. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Выставка |
20. | Итого | 144 | 42 | 102 | |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи и планируемые результаты 1-го года обучения
Задачи:
Воспитательные
Воспитание уважения к культурному наследию и истории своего народа.
Воспитание интереса и любви к традиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия и усидчивости.
Развивающие
Развитие творческого потенциала, как основы творчества детей.
Развитие чувства прекрасного, умения понимать и ценить русское народное искусство на основе знакомства с декоративно- прикладным творчеством.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие чувства цвета и гармонии.
Развитие творческого, индивидуального начала ребенка.
Развитие коммуникативных способностей ребенка.
Обучающие:
Ознакомление учащихся с основами национальной культуры в декоративно- прикладном искусстве.
Обучение работы в разных техниках декоративно – прикладного искусства.
Знакомство с основами знаний в области композиции, художественного конструирования.
Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.
Обучение практическому ремеслу декоративной росписи, лепки, вышивки и другими видами декоративно- прикладного творчества.
Постановка руки для правильного выполнения мазка, умение работать с пластичными материалами – пластилин, глина.
Овладение языком кистевого декоративного письма.
Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
По результатам освоения программы 1-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- плоскостную аппликации;
- основные направления и особенности народных промыслов России ( общее представление)
- основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая, Мезенская, Майданская, Хохломская, );
- приемы кистевой росписи элементов Городецкой, Мезенской, Хохломской, росписей;
- технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка);
- технику изготовления игрушек из глины (Дымковская, Каргопольская игрушка);
- технику безопасности работы с различными материалами.
Уметь:
- владеть необходимыми навыками умениями по изготовлению аппликации;
- анализировать цветовые сочетания;
- освоить графическое изображение фломастерами и составлять композиции;
- создавать тематические эскизы росписи различных изделий народных промыслов;
- приобрести навыки росписи по дереву, глине;
Содержание общеобразовательной программы
1 года обучения
1. Вводное занятие: Техника безопасности №1.
Теория: Знакомство с программой « Творческая мастерская». Техника безопасности №1
2. Работа с бумагой. Плоскостная аппликация:
«Рыбки в аквариуме»
Теория: Беседа о видах рыб, живущих дома в аквариуме
Практика: Создание коллективного эскиза на бумаге. Вырезание деталей. Создание композиции. Изготовление работы.
«Осеннее дерево»
Теория: Беседа – дискуссия об особенностях природы, времени года-осени.
Практика: Создание эскиза. Работа с трафаретами. Составление композиции. Выполнение и оформление аппликационной работы
«Ваза с цветами»
Теория: Беседа – дискуссия.
Практика: Создание эскиза. Работа с трафаретами. Составление композиции. Выполнение и оформление аппликационной работы.
Аппликация из самоклеющейся бумаги.
Теория: Беседа о животных
Практика: « Мои любимые животные». «Изделие белка». «Изделие зайчик»
3. Работа с разными материалами:
Теория: Беседа о работе с различными материалами. Беседа о Новом годе, новогодней елке.
Практика: Изготовление сувенира елочка из шишек.
Изготовление сувенира елочка из ткани.
Изготовление сувенира елочка из бумаги.
Изготовление сувенира Дед Мороз.
Изготовление сувенира Снегурочка.
Изготовление сувенира снежинки.
Изготовление сувенира звезда.
Изготовление сувенира шар - Д-20 мм.
Изготовление сувенира шар - Д-30 мм.
Изготовление сувенира шар - Д-40 мм.
Сборка снеговика из шаров.
Сувениры- украшения:
Теория: Беседа о сувенирах, служащих для украшения интерьера.
Практика: Изготовление сувенира – фонарик.
Поздравительные открытки:
Теория: Рассказ об истории создания поздравительных открыток.
Практика: Открытка-сапожок. Создание эскиза открытки. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление.
Практика: открытка-варежка. Создание эскиза. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление.
4. Основные разделы народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства.
Теория: беседа - история возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Демонстрация образцов, выполненных педагогом и учащимися.
Практика: творческая работа на тему « Русские напевы»
5. Графические и кистевые росписи
Теория: Знакомство с приемами рисования. Кистевые и графические элементы росписи, прорисовка их. Правила подбора кистей для выполнения практических работ.
Практика: Прорисовка полос различной толщины, кругов, спиралей, точек, волнистых линий, штрихов, капелек на листе бумаги. Работа над элементами росписей (листья, капли, веточки, завитки, окружность, и т.д.)
6. Виды орнаментов.
Теория: Беседа - орнаменты народов севера России, Среднего Поволжья, Центральной России. Семантика орнаментов: знак неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки.
Практика: Составление Традиционных орнаментов в круге, квадрате, полосе.
7. Законы композиции.
Теория: Беседа - стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия , ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.
Практика: Составление простейших композиций из элементов росписи в круге и полосе.
8.Основы цветоведения.
Теория: Беседа – сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Архоматические и хроматические цвета.
Практика: Составление световой полосы от светлого к темному.
9. Подготовка деревянных поверхностей.
Теория: Беседа- увлажнение, сушка, шлифовка, тонирование, приготовление краски для
фона и покрытие поверхности краской. Лакировка готового росписного изделия.
Практика: Подготовка изделия к лакировке
10. Народные росписи России: Хохломская, Городецкая росписи.
Хохломская роспись.
Теория: Беседа о мастерах росписи деревянной посуды в технике «Хохлома». Знакомство с элементами хохломской росписи.
Практика:
Упражнения в выполнении элементов хохломской росписи: травка, ягодки.
Знакомство с элементами хохломской росписи – усики, завитки, осочка.
Обработка навыка росписи элемента усики в квадрате.
Обработка навыка росписи элемента усики в круге.
Обработка навыка росписи элемента усики в прямоугольнике.
Обработка навыка росписи элемента завитки в квадрате.
Обработка навыка росписи элемента завитки в круге.
Обработка навыка росписи элемента завитки в прямоугольнике.
Создание эскиза на бумаге.
Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.
Самостоятельная работа «Золотая Хохлома». Роспись шкатулки.
Создание эскиза на бумаги, роспись изделия.
Городецкая роспись
Теория: Беседа о мастерах Городецкой росписи. Сравнение с хохломской росписью
Практика:
Знакомство и обработка письма элементов Городецкой росписи (розан и купавка).
Знакомство и обработка письма элементов Городецкой росписи (листья).
Знакомство и обработка письма элементов Городецкой росписи (птицы).
Знакомство и обработка письма элементов Городецкой росписи (лошади).
Роспись круга в Городецкой технике.
Роспись прямоугольника в Городецкой технике.
Роспись праздничного блюда.
Создание эскиза на бумаги.
Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.
Работа в цвете.
11. Мезенская роспись.
Теория: Беседа о мезенской росписи. Рассматривание изделий, которые выполнены в технике Мезенской росписи.
Практика:
Знакомство и обработка росписи элементов мезенской росписи (лошадка).
Знакомство и обработка росписи элементов мезенской росписи (птицы).
Знакомство и обработка росписи элементов мезенской росписи (рыбки).
Знакомство и обработка росписи элементов мезенской росписи (деревья).
Роспись круга Мезенской росписью. Роспись разделочной доски.
Создание эскиза на бумаге.
Обработка и подготовка деревянного изделия к работе. Работа в цвете.
12. Народная русская игрушка - особенности промысла. Дымковская, Каргопольская игрушка.
Теория: Беседа русской народной игрушки из глины. Общие понятия, особенности росписи игрушек. Дымковская и Каргопольская игрушки - чем похожи и в чем различия.
Практика: Основные приемы лепки, росписи глиняной игрушки. Изготовление детской посуды из шариков: «Ваза», «Чаша», Лепка по образцу коллективного панно «Цветы». Роспись изделий, оформление работы. Создание эскиза на бумаге. Изготовление игрушек из соленого теста. Обработка и грунтовка изделия. Роспись игрушки. Сушка и покрытие .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Задачи и планируемые результаты 2-го года обучения
Задачи:
Воспитательные
Воспитание уважения к культурному наследию и истории своего народа.
Воспитание интереса и любви к традиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия и усидчивости.
Развивающие
Развитие творческого потенциала, как основы творчества детей.
Развитие чувства прекрасного, умения понимать и ценить русское народное искусство на основе знакомства с декоративно- прикладным творчеством.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие чувства цвета и гармонии.
Развитие творческого, индивидуального начала ребенка.
Развитие коммуникативных способностей ребенка.
Обучающие:
Ознакомление учащихся с основами национальной культуры в декоративно- прикладном искусстве.
Обучение работы в разных техниках декоративно – прикладного искусства.
Знакомство с основами знаний в области композиции, художественного конструирования.
Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.
Обучение практическому ремеслу декоративной росписи, лепки, вышивки и другими видами декоративно- прикладного творчества.
Постановка руки для правильного выполнения мазка, умение работать с пластичными материалами – пластилин, глина.
Овладение языком кистевого декоративного письма.
Планируемые результаты освоения программы
По результатам освоения программы 2-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- плоскостную аппликации;
- основные направления и особенности народных промыслов России (Федоскинская миниатюра, Тагильская и Жостовская роспись, Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Ростовская финифть, Палехская миниатюра, Крестецкая строчка, Дымковская игрушка, Вятское кружево, Абашевская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Тульское оружейное дело, Кубачинская обработка металла и др.;
- основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая, Мезенская, Полхов-Майданская, Пермогорская, Хохломская, Уфтюжская);
- приемы кистевой росписи элементов Городецкой, Мезенской, Хохломской, Уфтюжской Полхов-Майданской, Пермогорской росписей;
- технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка);
- технику изготовления игрушек из глины (Дымковская, Абашевская игрушка);
- основы техники вышивки и декорирования бисером и бусами;
- технику безопасности работы с различными материалами.
Уметь:
- владеть необходимыми навыками умениями по изготовлению аппликации;
- анализировать цветовые сочетания;
- освоить графическое изображение фломастерами и составлять композиции;
- создавать тематические эскизы декорирования и росписи различных изделий народных промыслов;
- приобрести навыки росписи по дереву, глине;
Содержание рабочей программы
2 года обучения
1. Вводное занятие: Техника безопасности №1.
Теория: Знакомство с программой « Творческая мастерская». Техника безопасности №1
2. Повторение. Народные росписи России- Хохломская, Городецкая, Мезенская.
Теория: Беседа - краткое повторение истории возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Демонстрация образцов, выполненных педагогом и учащимися.
Практика: творческая работа на тему « Русские матрешки».
3. Работа с бумагой. Плоскостная аппликация: Основные приемы работы с бумагой и картоном.
Теория: Беседа о природе, о временах года, об осени.
Практика: «Осень в парке»
Натюрморт: «Ваза с фруктами и цветами»
Теория: Знакомство с понятием натюрморт
Практика: Изготовление и сборка элементов для работы панно. Оформление работы.
Аппликация из гофрированной бумаги.
Изделие « Гофрированные цветы»
Составление композиции из гофрированных цветов.
Изделие «Сказочное дерево».
Теория: Какие бывают деревья.
Практика: Изготовление элементов дерева.
Сборка элементов на панно. Оформление работы.
4. Папье-маше. Освоение техники, изготовление изделий-основ для росписи (тарелок, мисок и т.д.)
Теория: Общине сведения о технике папье-маше. Техника работы с мокрой бумагой.
Практика: Подготовка материалов. Создание форм. Техника изготовления тарелок, мисок, сушка изделия. Покрытие цветом.
5. Работа с разными материалами: пластилин, соленое тесто, природный материал, нитки, ткань.
Теория: Беседа о различных материалах, которые используются в декоративном творчестве.
Практика: Изделия из пластилина. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.
Изделия из соленого теста. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.
Изделия из природного материала. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.
Изделия из ниток. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.
Изделия из ткани. Создание эскиза. Изготовление элементов. Сборка и оформление работы.
Новогодние сувениры.
Теория: Беседа о Новом годе, новогодней елке.
Практика: Изготовление сувенира елочка из бумаги.
Изготовление сувенира Дед Мороз.
Изготовление сувенира Снегурочка.
Изготовление сувенира снежинки.
Изготовление сувенира звезда.
Сувениры- украшения:
Теория: Беседа о сувенирах, служащих для украшения интерьера.
Практика: Изготовление сувенира – фонарик.
Поздравительные открытки:
Теория: Рассказ об истории создания поздравительных открыток.
Практика: Открытка-сапожок. Создание эскиза открытки. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление.
Практика: открытка-варежка. Создание эскиза. Подбор материала. Изготовление элементов. Сборка и оформление
6. Повторение разделов народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства.
7. Повторение видов орнаментов.
Теория: Беседа - орнаменты народов севера России, Среднего Поволжья, Центральной России. Семантика орнаментов: знак неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки.
Практика: Составление традиционных орнаментов в круге, квадрате, полосе.
8. Законы композиции(повторение).
Теория: Беседа - стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.
Практика: Составление простейших композиций из элементов росписи в круге и полосе.
9. Основы цветоведения (повторение).
Теория: Беседа – сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Архоматические и хроматические цвета.
Практика: Составление световой полосы от светлого к темному.
10. Народные росписи России: Гжель, Устюжская роспись, Полхов-майданская роспись, Пермогорская роспись. История и особенности.
Теория: Знакомство с наглядными пособиями, с работами народных мастеров. Виды росписи северных областей России. Использование росписи в быту: фарфор, керамика, посуда, орудия труда, предметы интерьера.
Практика: Творческая работа на тему: «Разнообразие народных промыслов моей Родины».
11. Элементы народной росписи - Гжель. Роспись чашки.
Теория: Отличительные особенности росписи Гжель. Цвет и полутона синего. Характерный рисунок определяющий стиль « Гжель». Элементы росписи.
Практика: Знакомство и обработка письма элементов росписи Гжель.
Роспись круга в технике Гжель.
Роспись чашки.
Создание эскиза на бумаги.
Обработка и подготовка изделия из глины или соленого теста к работе.
Работа в цвете.
12. Элементы народной росписи -Устюжская. Роспись деревянной солонки.
Теория: Отличительные особенности Устюжской росписи. Цвет и характерный рисунок определяющий стиль Устюжской росписи. Элементы росписи.
Практика: Знакомство и обработка письма элементов Устюжской росписи.
Роспись в технике Устюжской росписи.
Создание эскиза солонки на бумаге.
Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.
Работа в цвете.
Роспись изделия и покрытие лаком.
13. Элементы народной росписи – Плохов-майданская. Роспись деревянной доски.
Теория: Беседа - ознакомление с художественными и техническими приемами Полхов- майданской росписи.
Практика: Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (листья и веточки).
Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (Майданская роза).
Знакомство и обработка росписи элементов полхов-майданской росписи (птички – невелички, чудо-петушок).
Создание эскиза деревянной доски на бумаге.
Обработка и подготовка деревянного изделия к работе.
Работа в цвете.
Роспись изделия и покрытие лаком.
14. Народный русский костюм- головной убор, сарафан, украшение.
Элементы вышивки.
Теория: Общее понятие о народном русском костюме, отличительные особенности женского головного убора: кокошника. Символы. Украшения. Вышивки.
Практика: Изучение элементов вышивки. Вышивка крестом. Работа с тканью.
15. Изготовление кокошника, украшений, серег из бисера, бус, лент.
Теория: Знакомство с наглядными пособиями, с работами народных мастеров. Виды украшений разных областей России. Использование в народном костюме вышивки и украшений росписи. Ознакомление с техникой работы с бисером.
Практика: Создание и проработка эскиза кокошника и украшений. Изготовление выкройки кокошника. Обработка его тканью. Разработка и изготовление к кокошнику украшений из бисера, бус, лент.
16.Народное творчество куклы – обереги. Изготовление из ткани, ниток.
Теория: История возникновения вида народного творчества- куклы - обереги.
Особенности изготовления.
Практика: Изготовление куклы «Кубышка-травница». Подготовка материала, сборка, оформление работы.
Изготовление куклы «Солнечный конь». Подготовка материала, сборка, оформление работы.
Изготовление куклы «Купеничка». Подготовка материала, сборка, оформление работы.
Изготовление куклы «Неразлучники». Подготовка материала, сборка, оформление работы.
Изготовление куклы «Подорожница». Подготовка материала, сборка, оформление работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования
Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида. Школа образована в 1951 году и в 2011...
Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.
В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...
«Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования»
laquo;Социализация ребенка в условиях спортивно-оздоровительного лагеря»...
Развитие социальной креативности учащихся в условиях дополнительного образования (на примере деятельности студии ДПИ)
В статье рассматривается ряд компонентов, составляющих структуру социальной креативности, и описываются способы развития социальной креативности учащихся на занятиях по программе студии ДПИ в системе ...
Семинар на тему: "Развитие одаренности в условиях дополнительного образования"
Данный материал содержит сценарий семинара на тему "Развитие одаренности в условиях дополнительного образования" ....
Статья "Влияние занятий по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования"
В данной статье анализируется как влияют занятия по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования....
Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования
Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта...