«Коррекционная работа, направленная на профилактику процессов письма и чтения у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка и чтения в старших классах».
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_disgrafiya_2023_na_seminare_logopedov.docx | 55.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Пушкино «Школа-интернат».
Доклад на муниципальном теоретическом семинаре в рамках Центра методического сопровождения учителей-логопедов общеобразовательных организаций
«Коррекционная работа, направленная на профилактику процессов письма и чтения у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка и чтения в старших классах».
Учитель: Лобозева Н.А.
02.12.2022-2023 уч.г.
Коррекционная работа, направленная на профилактику процессов письма и чтения у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка и чтения в старших классах.
Преподаванию русского языка письма, чтения и развития речи принадлежит исключительно важное место в общей системе учебно - воспитательной работы в школе .
Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Нарушения письменной речи сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться :
-нарушения устной речи;
-недоразвитие фонетико-фонематических и лексико- грамматических компонентов;
-оптико-пространственная организация письма обучающихся;
-рассогласование в работе слухового , зрительного анализаторов и артикуляции;
-отставание в развитии психических процессов( памяти, внимания, мышления).
Поэтому нужна специально организованная систематическая помощь специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии для коррекции данных нарушений.
Паталогию письма и чтения обозначают следующими терминами (медицинские) ДИСГРАФИЯ– специфическое нарушение письма; стойкое нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ.
Обусловлены они комплексом причин, наиболее серьёзными из которых являются:
Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)
Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)
Психогенные причины - эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)
Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
При коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают своей нормы.
Следует различать такие две группы ошибок, как орфографические и дисграфические. Орфографические ошибки связаны с тем, что ребёнок не может усвоить и применить на практике правила русского языка. В этом случае применим термин дизорфография, и это тоже является нарушением речи. Но следует различать причины не усвоения данных правил: либо ребёнок не хочет их учить, либо не может в силу своих психофизических возможностей. По-другому обстоят дела с дисграфическими ошибками, которые ребёнок допускает, в данном случае он не может опираться на какие-либо правила.
Как нам известно, за процессы письма отвечает сохранность нескольких анализаторов: двигательный, зрительный, слуховой. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому или иному виду дисграфии. Бывает так, что у одного ребёнка нарушено сразу несколько анализаторов, тогда это сложный вид дисграфии.
Виды дисграфии.И так, к каким видам дисграфии приводят эти нарушения. Если у ребёнка поражён отдел речедвигательного анализатора и имеется нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, другими словами нарушено звукопроизношение, то писать он будет так, как говорит. В этом случае мы говорим о артикуляторно-акустической дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак – лак; стол – штол ;жук – зук ; ковёр – ковёл; кожа – коза; бублик – пуплик).
Бывает так, что ребёнок правильно произносит схожие по звучанию или артикуляции звуки, но на письме заменяет буквы, обозначающие эти звуки. Многих это удивляет. А это как раз показатель того, что у него нарушен речеслуховой анализатор, иными словами фонематических слух. В данном случае это акустическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
Механизмом дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
Приведем пример таких ошибок:
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, л - м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м - ш ).
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
ДИСЛЕКСИЯ. У обучающихся наблюдаются следующие виды дислексий: таблица)
1. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ дислексия Нарушения чтения, связаны с надоразвитием слуховой дифференциации – фонем, т.е. с неточным различением звуков речи; с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажение звуков структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков).
2. Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем. Основываясь на нечётких представлениях о грамматических связях слов, на неверной смысловой догадке. Школьники часто искажают в процессе чтения окончания, суффиксы, префексы) перебижал – «прибежал».
3. Сематическая дислексия (механическое чтение) – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. У учащихся с сематическим нарушением чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении разделённые на слоги слова.
Трудности понимания читаемого определяются и нечёткостью представлений о синтаксических связях между словами в предложении. В этом случае понимание читаемого предложения неточно, оно не соответствует содержанию прочитанного. 4. 4.Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико - пространственных представлений. У этих уч-ся наблюдаются неточности срисовывания и конструирования: а) упрощение фигур, уменьшение количества элементов; б) неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом В процессе овладения чтением у этих учащихся отмечаются трудности в усвоении грамматически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г, д-л, в-з, р-ь, х-к, ж-к )
5. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Уч-ся не запоминают, какая буква соответствует тому или иному звуку. Мнестическая дислексия наблюдается у уч-ся с более сложным диагнозом .
Нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это обучающиеся с полиморфным нарушением звукопроизношения, с нарушением процессов формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированности связной речи. Уроки русского языка, чтения построены с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия с опорой на сохранные психические функции. На своих уроках осуществляю работу по развитию психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов, т.е. коррекционную работу осуществляю над речевой системой в целом, согласую с программой по русскому языку, чтению по классам в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития.
Основными симптомами нарушения письма и чтения являются специфические ( не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые можно выделить так:
1.Ошибки на уровне буквы и слога. В первую очередь, отражающие трудности формирования фонематического анализа.
Затем- фонематического восприятия, далее- ошибки иной природы.
2.Ошибки на уровне слова. Неумение уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы.
3.Ошибки на уровне предложения.
Для коррекции дисграфии, дислексии у обучающихся необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного времени и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного речевого материала.. Исходя из имеющихся нарушений, мы можем выделить несколько направлений работы:
1. Развитие фонематических процессов.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
3. Развитие зрительных и зрительно пространственных функций.
4. Коррекция звукопроизношения, обогащение словаря.
Далее я расскажу о коррекционных приёмах работы по этим направлениям, которые я использую на уроках русского языка и чтения.
.При подборе игр, упражнений для уроков русского языка,чтения. я выделяю в них содержание (словарные, речевые, грамматические игры) и форму (вопросно-ответные, графические), учитываю, что участвовать в игре будет весь класс. Любая словесная игра имеет целью помочь ученикам овладеть знаниями, умением самостоятельно подбирать речевой материал и свободно пользоваться грамматическими терминами. Игры и игровые упражнения провожу на разных этапах уроков языка: при проверке домашних заданий, при повторении, углублении знаний по изученной теме.
Использование интересных форм дает возможность развивать, обогащать речь учеников, активизировать ее, углублять и закреплять знания, полученные на уроках русского языка и чтения.
Работая над звуками, большое внимание уделяю дифференцировке таких понятий, как гласный-согласный, твёрдый –мягкий, звонкий – глухой, при закреплении поставленных звуков ещё добавляем свистящий – шипящий, всегда делаем акцент на разграничение понятий звук –буква.
Работая над звуками, большое внимание уделяю дифференцировке таких понятий, как гласный-согласный, твёрдый –мягкий, звонкий – глухой, при закреплении поставленных звуков ещё добавляем свистящий – шипящий, всегда делаем акцент на разграничение понятий звук –буква.
- Работа на фонетическом уровне (формирование фонематического анализа)
1 Выборочный устный диктант.
Вычленение согласного звука на слух. Поднять руку или хлопнуть в ладоши на слово, в котором звук стоит в нужной ( загаданной) позиции
а) Начальный звук в слове:
М– парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза,соловей, монета, мороз, журавли, сено …
П– крошки, машина, просьба, трактор, письмо, знамя, пламя, ножницы …
Ф– груша, фигура, кровля, новость, берёза, фрукт, фартук…
Н– ноты, заботы, ножницы, пакет, назад, ладонь, табурет…
.Очень любят дети игру по стихотворению Л.Куклина ( Из слова в начальной позиции). Провожу беседу по тексту.
«Вот сколько на «К» я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать, корова, квартира, картина, ковер, кладовка, калитка, комод, коридор…
-Ой, хватит! И звук тоже может устать!»
А вот что на «Т»ты сумеешь назвать?
-Топор, табуретка, тарелка и ложка…
-Ты, кажется , напутал немножко.
-Ну , ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай , на «С»назову я посуду:
-стакан, сковородка, солонка и…кошка
-А кошка откуда?
-Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку-откуда пришла, и вся ли посуда на кухне цела?
Обучающиеся продолжают подбор слов на заданный учителем звук, а, если была заранее дана установка запомнить слова с определенным звуком называют их.
б) Согласный в середине:
П– слива, липа, крупа, топор, черепаха, кисель, капля, трава….
М– рябина, комната, труба, лампа, трамвай, костюм, вымпел, кофта…
Ф – корка, муфта, зонтик, туфли, просьба, профессия, салфетка, таблетка, лифт, самовар, крот, кофта ...
в) Согласный на конце слова:
Ф– трудный, крепость, шкаф, жираф, ракета, старик, телеграф…
Т–кот, сапог, торф, сорт, акробат, компас, торт…
К– дом, фартук, помидор, воротник, парус, овёс, порошок
2) Игра «Любопытный». Учитель задаёт вопросы – учащиеся в ответ придумывают предложение, в котором все слова начинаются на один звук:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пряник
Ваня вынес Вите воду
Далее можно усложнить задачу и предложить составить небольшой текст ( 1-2предложения), слова в котором будут начинаться на один звук.
- Различение букв, имеющих кинетическое сходство
- Упражнение "Корректурная правка"
- Дается текст с крупным шрифтом. Обучающийся работает над следующим заданием: зачеркивает в заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Потом переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Дифференциация б-д:
2) Записать под диктовку слова в два столбика ( по наличию б-д в словах):
дорога, забота, прибежал, загадал, ребро, дбрый, рубль, денёк, дважды, бант, баклажан, двор…
3) От данных слов образовать новые с помощью приставки до- :
бежал– добежал белил–… брёл–… брал–… бил – … брил– …
Различение о–а
4) Различение гласных на слух , поднимая карточки с буквами о-а ( только в ударной позиции):
лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, весна, море, скорый.
5) Запись слов под диктовку в две колонки ( по наличию ударных о-а) :
сок, сказка, лампа, указка, галки, плакса, кошки, ломтик, чайки, сахар, просьба, срочный, ломтик, ранка…
6) Упражнение «Звуковой анализ в «технике сканирования». ( Такую игу использую при прохождении , например, тем: « Правописание безударной гласной в корне слова» «Правописание парных согласных в корне слова».
Посмотрите на слово ( Лодка);
- посмотрите на среднюю букву в этом слове д в слове «лодка»);
- посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);
- продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;
- назовите слово.
- А затем назвать гласные, согласные. Подобрать проверочное слово –лодочка. 7) Дописать недостающие буквы.
- Игра «Цепочка слов»
Записать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например:мост, телефон, носки ит.д. Игра , которая развивает и внимание, и память, и речь
«Составь слова». Вот из слова гастроном получился астроном, гном ит.д.
Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию . Дом-том. Удочка-уточка.Душ-тушь. И т.д.
Игра «Закончи предложения, выбери подходящие по смыслу слова. Например, Ветер …последние листья. Придвинь гостю …. (Стул-сдул) Использую для закрепления правописания парных согласных.
8)Упражнение "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Дифференциация звуков при акустико- артикуляционном сходстве
В работе используются распределительные диктанты ( на два столбика по наличию нужных букв); слуховые диктанты ( поднять карточку на нужный звук); графические ( записать только нужные буквы, например: Б и П).
Чаще всего дети путают лабилизованные гласные (о-у, ё-ю), парные звонкие и глухие согласнее.
Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых мест.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми местами" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка. Приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.
Ударение. При прохожениии темы « Ударные и безударные гласные в корне слова»
очень важно научить обучающихся проговаривать слова, выделяя голосом ударный гласный: по подражанию, самостоятельно, воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога, определять ударные , безударные гласные, подбирать проверочные слова.
Использую такие приемы, игры:
/ /
1.Рассматриваем пары слов: замок-замок . Составить предложения. Выделить ударный гласный.
2. Записать слова соответственно схемам.
3.Записать слова в два столбика ( Ударные гласные, безударные)
4.Важно дать опыт наблюдений в группах однокоренных слов перемещения ударения.
Снег, подснежник, снегурочка, снеговик.
Работая на уровне слога важно применять следующие упражнения:
- последовательно называть звуки в слоге, в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук,
- составлять схему слога, слова,
- делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.
- выделять гласные звуки,
определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
На своих уроках часто использую следующие игры:
1.«Много-один»
.Гуси гусь. Сопоставляем количество гласных и слогов в словах.
2.Игра « Собери слова». Необходимо сгруппировать слова по количеству слогов и т.д. А потом определить , какой частью речи выражены слова, назвать их грамматические признаки…
3.Игра «Волшебники». Превращаем односложные слова в двусложные. (Ключ-ключик)
4. Игра»Поэты».
Подскажи словечко. «…Как хороший мальчик послушен каждый … пальчик».
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Основные задачи:
1.оличественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
2.Качественное обогащение словаря(путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
3.Очищение словаря от искаженных просторечных…слов.
Для этого тренирую обучающихся в слоговом и морфемном анализе и синтезе При прохождении темы «Части речи» использую приемы и игры:
Назвать действия. Метель(Что делает?)
Назвать предмет с тем же признаком.
Мел белый. Снег белый.
Сравнить: по вкусу-лимон, мед.
По цвету-грушу, сливу.
Отгадать загадку, выделив глаголы. Например, про эхо. ( лаю,…,пою…,реву,).
Угадать предмет по его признакам.
Исключить»лишнее слово».
Подобрать слова парами. (Близкие по значению…) Подобрать антонимы .
Объяснить, какое слово чаще всего используется в разговорной речи, какое – в книжной.,какие слова имеют неодобрительный оттенок.
Приехал, прибыл, прикатил.
Отскочил, отпрянул, шарахнулся.
Из данных словосочетаний составить предложения.
Прозрачный ключ. Скрипичный ключ.
Объяснить значение выделенных слов. Часы стоят.
Прошу найти «потерявшийся» слог. Это упражнение выглядит так: ...чина (мужчина), ... женер (инженер), ... монавт (космонавт), ... шина (женщина).
Предлагаю собрать слоги: ти, сан, метр (сантиметр) та, пла, не (планета) си, ве, пед, ло (велосипед)
С целью закрепления правописания словарных слов и развития зрительного восприятия провожу игру «Кто как голос подает?» На доске в столбик укрепляются таблички с названием животных, в которых пропущены безударные гласные (к.р.ва, с.бака, п.тух, с.рока, в.р.бей). Дети прочитывают несколько раз эти слова, объясняют их правописание, запоминают, в каком порядке они записаны. Затем слова закрываются, остаются видны только порядковые номера. На отдельных карточках записаны слова- действия (мычит, лает, кукарекает, стрекочет, чирикает). По вызову учителя ученик берет карточку с написанным на ней словом, обозначающим действие и укрепляет её рядом с соответствующим словом, обозначающим предмет. Эту игру использую при прохождении тем «Нераспространенные предложения», «Части речи».
Для использования на моих уроках в 5 – 9 классах обучающихся с ОВЗ я отобрала игры по темам из разделов «Фонетика» и «Морфология»: «Алфавит», «Двойные согласные», «Безударные гласные», «Состав слова» и «Части речи» и другие.
Приведу несколько фрагментов уроков с использованием игровых ситуаций при изучении грамматического материала.
При повторении темы «Двойные согласные» я использовала на уроке игру «Пропущенные буквы». На доске вывешиваю таблицу со словами, в которых пропущены двойные согласные. Детям предстояло их вставить. Для более сильных учеников задания несколько усложняю: даю слова, в которых двойные согласные занимали не совсем привычное место в словах:
ва а гру а
кла то а
су а дро и
ка а мета
Вставляющие слова: ванна, тонна, сумма, касса, группа, класс, дрожжи, металл.
Вызванные к доске ученики заполняли таблицу, объясняя какие буквы в данном слове удваиваются.
Все использованные мною игры включали грамматические задания, и, кроме того, обязательно требовалось объяснение выполненного действия. Проводились же они как соревнование.
Кроме описанных выше игр я вводила в уроки языка шарады. Эти сложные игровые упражнения развивают внимание, память.
Шарада 1. Из первых слогов данных слов составить слово (Работа проводится под руководством учителя).
Десять, резеда, вода, (дерево);
Банан, работа, банка (барабан).
Когда ученики научились составлять новые слова из начальных слогов других слов, я проводила эту же игру, но с наборами карточек, которые давала каждому ученику. Чтобы облегчить самостоятельное выполнение задания, я предложила детям сначала заключать нужный слог в квадратик. Например, квадратиками обводились первые слоги в следующих словах: долина, рога, гараж. При выполнении задания, ребята проговаривали обведенные слоги, а потом зачитывали полученные слова. Выполнив задание по словообразованию, ученики раскрывали лексическое значение исходного слова и вновь полученного. Шарады, неверно составленные учениками, анализировались.
Обучающимся я давала простые ребусы, объясняла, что ребус- это загадка, в котором значение слова представлено в виде рисунков, при этом могут быть использованы слоги, цифры.
7 я (семья)
100 ляр (столяр)
Сева 100 поль (Севастополь)
Ще. (щеточка)
- Игра «Третий лишний».
-Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки).
- Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).
К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы задуматься, найти ответ и удивиться.
Например, к теме «Имена числительные»:
-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его.
5ь – 20ь, 30ь
5ь0 – 8ь0
5ь00 – 9ь00
-Какие слова зашифрованы в ребусах?
Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.
-Попробуйте сами придумать подобные слова.
В практике моей работы были случаи, что учащиеся заинтересовались этим видом грамматических игр и с моей помощью составляли их сами.
Как я провожу работу по составу слова. Работа по составу слова начинается с определения корня слова. Любое грамматическое понятие и орфографическое правило об этой части слова отвлечённо и не вызывает у школьника интереса. Даже заучив правило, ученик далеко не всегда способен применить его на практике. Следовательно, только наглядное обучение поможет побудить учащихся к умственной активности.
При закреплении понятия «корень слова» учащимся помогает такой рассказ: «Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть».
Рассказ дополняется рисунком на доске или бумаге, каждый росток надписывается родственными словами: отлёт, перелёт, полёт и другие.
После того, как учащимся дано четкое представление о понятии «корень слова», дается последовательный переход к объяснению понятия об окончании, приставке, суффиксе.
В закреплении всех этих понятий использую карточки для индивидуальной работы с учащимися.
Состав слова.
3 14 2
1-корень 2-окончание 3-приставка 4-суффикс
Такая очередность способствует лучшему восприятию, изучаемого материала и дает положительные результаты.
Работе над словом уделяю самое пристальное внимание,, так как именно слово является важнейшим элементом письма и развития речи.
Когда я на уроке использую поэтические примеры, то интерес к изучаемой теме значительно повышается. Яркое представление о родственных словах создает у школьников прослушивание стихотворения Е.Измайлова:
«Как растут слова?
Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым—
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно Гулять в саду словесном.
Такие стихи стараюсь подобрать к каждой изучаемой теме. Для самостоятельной работы учащихся использую карточки с заготовкой основой-заданием.
Мир
Подбор родственных слов
Сад
Стол
Свет
Такие же заготовки составлены к темам: перенос слов, анализ слов. Всё заготавливаю по количеству учащихся в классе, по вариантам, что позволяет многократно использовать данный вид задания.
Коррекционная рабата на на синтаксическом уровне .
Основные задачи работы : 1.Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи обучающихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений. 2. Обогащение фразовой речи обучающихся путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимами, омонимами, синтаксических конструкций.
Например, при закреплении главных членов предложения в 5-а классе
демонстрирую сюжетные картинки:
«Мальчик читает книгу. « Девочка смотрит телевизор» . « Снег укутал деревья в лесу». Дети записывают предложения ,определяют количество слов в каждом предложении, ищут по схеме определенное слово. Читают предложения по схеме, выделяют подлежащее и сказуемое.
2. Работа с деформированным текстом.
3.Работа над предложением, проводимая на протяжении всего обучения в коррекционной школе способствует формированию связной письменной речи.
а) Распространение рассказа по вопросам с помощью готовых ответов.
б) Распространение рассказа по вопросам с помощью опорных слов и словосочетаний.
в) Распространение рассказа по вопросам без опорных слов.
г) Распространение рассказа без опорных слов и вопросов.
3.Выделить в тексте законченные смысловые единицы- предложения. Расставить знаки препинания. Объяснить их.
4. Из двух предложений составить одно.
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня пасмурный и дождливый день.
5.Испрвить ошибки в предложениях.
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди…
6.При прохождении темы «Числительное» важно учить согласованию слов с числом.
7. Согласование в роде.
Вместо точек напишите местоимения :он, она,оно.
На столе яблоко. …сладкое.
7.Спиши предложения. Ответь на вопросы по каждому предложению. Разбери по членам предложения.
4) Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог:
С; ИЗ
Приехал …Москвы;;…Кавказа;…Алтая;…Сибири.
В;НА
Работать …школе; … музее;… почте;… оогроде;…биоблиотеке;.. саду;…театре.
ИЗ; С (СО)
Упал …дерева; … дупла;… кармана;… ветки;… гнезда.
Вернулся …школы;…магазина;…концерта;… завода;…переулка.
8.Основными видами развития связной письменной речи являются изложения и сочинения. Они помогают развивать логическое мышление, способность осмысленно воспринимать окружающую действительность, выделять из общего частное, синтезировать явления, выделять главное, выражать суждения. Работа над изложением дисциплинирует мышление и речь ученика.
Для динамической паузы использую игры.
1.С мячом. Поймай, дай правильный ответ.
:
«Один-много». «Много-один.
Белая лента- Сочные арбузы-
2. По теме «Предлоги»:
Выполни различные действия: Положи книги на стол.
Построимся по указанию учителя: Миша за Дашей, Андрей перед Владиславом…
4) Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог:
С; ИЗ
Приехал …Москвы;;…Кавказа;…Алтая;…Сибири.
В;НА
Работать …школе; … музее;… почте;… огороде;…биоблиотеке;.. саду;…театре.
ИЗ; С (СО)
Упал …дерева; … дупла;… кармана;… ветки;… гнезда.
Вернулся …школы;…магазина;…концерта;… завода;…переулка.
Использование наглядного материала как средство коррекции памяти и мышления, восприятия.
Руководствуясь рекомендациями программы, содержанием материала учебника, при составлении тематических планов по классам, я предусматриваю применение наглядных средств обучения на уроках по каждой теме с учетом коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. Урок будет эффективным и достигает цели лишь в том случае, если планируя его, педагог приготовит для применения наглядный материал. Каждое наглядное пособие стараюсь оформить ярко, красочно, в цвете.
«Проблемная ситуация на уроке».
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
На каждом уроке привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Создание проектов
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект знания, творчество и большой труд. Это могут быть и инд
ивидуальные работы, и групповые, и коллективные.
Информационные технологии
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе школу.
Использование ИКТ на моих уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
• обеспечивает наглядность
• привлекает большое количество дидактического материала
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
3. Поэтическая минутка.
Это выразительное чтение мной стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.
Варианты применения.
- Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».
- На этапе закрепления темы «Изменение имён существительных по падежам» (5-ый класс) было бы уместно послушать стихотворение-шутку Г.Граубина «Ленительный падеж».
- Эмоциональная зарядка.
Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).
5. Двигательная минутка.
Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.
Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.
По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.
- Музыкальная встреча.
На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы я широко использую образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.
Варианты применения.
- При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.
- К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
- А к «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.
- При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.
- Минутка прикладного творчества.
Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).
2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.
4.Рисование музыки.
- Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).
-Какое время года изображает музыка?
-Придумайте для неё название.
-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.
- «Утро» (Э.Григ).
-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?
- «Марш Черномора» (М.Глинка).
-Представьте себе колдуна Черномора.
-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы.
-Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?
5.Обрывная аппликация.
Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.
6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.
Задания:
-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина.
Выводы.
1.Развивая речь учащихся, мы развиваем мышление ребёнка, обогащаем его словарь, осуществляем коррекцию недостатков.
2. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.
3. Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи на уроках письма, чтения значительно повышает продуктивность обучения данному предмету, развивает творческие способности учащихся, повышает качество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»
В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 6,8 класса
С использованием программы И.М. Бгажноковой...
Развитие навыков грамотного письма обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка.
Статья о формировании функционалной грамотноти обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на уроках русского языка....
"Развитие творческой активности обучающих с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) на уроках столярного дела".
Сообщение на МО учителей трудового обучения. 2018-2019 учебный год....
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....
АООП по учебному предмету "Чтение" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы
АООП по учебному предмету "Чтение" для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы...
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....