Рабочая программа занятий с учителем- дефектологом
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanyatiy_s_uchitelem-_defektologom_2022-_2023_uchebnyy_god.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА приказ № от «___»______2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ С УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Класс: 10А Объем – 68 занятий: Учитель-дефектолог: Багатова А.Ш. |
г. Нефтеюганск-2022
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся | 3 |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | 6 |
1.3. | Создание образовательной среды | 8 |
2. | Содержательный раздел | 10 |
2.1. | Содержание занятий с обучающимися | 10 |
2.2. | Календарно-тематическое планирование |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа занятий с учителем-дефектологом составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ППк).
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся 10а классов с легкой умственной отсталостью,
составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью:
- при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;
- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;
- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;
- замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;
- недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания;
-в эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Особенности овладения школьниками предметными знаниями.
Изучение математического материала представляет большие трудности. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задачи, которую они воспринимают не полностью, а фрагментарно. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости. Фрагментарность восприятия является причиной ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два и более действий. Слабая активность восприятия приводит к тому, что обучающиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в окружающей обстановке. Слабая дифференциации математических знаний кроется в отрыве терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов. Школьники не представляют себе реально такие единицы измерения как километр, и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.
Главной особенностью нарушений письма при умственной отсталости является их неизолированный характер, т.е. нарушения письменной речи не являются самостоятельными расстройствами. При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
По результатам психолого-педагогической диагностики и анализа работы за 2021-2022 учебный год ППКа определены индивидуальные образовательные траектории на текущий учебный год (см. Таблица 1).
Таблица 1
Коррекционные задачи для обучающихся 10 «А» класса на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Ф.И. обучающихся | Задачи |
1. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии. Коррекционно – развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. | |
2. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача: Сформировать готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности, способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку | |
3. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача: Коррекция умения принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, осуществлять самоконтроль | |
4. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача: Коррекция умения принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, осуществлять самоконтроль | |
5. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать знания о рабочих профессиях доступных для выпускника коррекционной школы Коррекционно– развивающая задача: Коррекция умения осуществлять самоконтроль в процессе деятельности и давать отчет о выполненной работе | |
6. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача: Коррекция целеполагания, самоконтроля. | |
7. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция умения вести себя адекватно ситуации в соответствии с социально принятыми нормами. Коррекционно – развивающая задача: Коррекция целеполагания, самоконтроля. | |
8. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача: Коррекция умения осуществлять самоконтроль в процессе деятельности и давать отчет о выполненной работе | |
9. | Образовательная задача: Сформировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать адекватные представления о собственных возможностях в выборе профессии Коррекционно – развивающая задача на: Коррекция целеполагания, самоконтроля. |
- Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий (см. Таблицу 2). Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Коммуникативные
Вступает и поддерживает коммуникацию.
Познавательные
Использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Регулятивные
осуществляет самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней деятельность.
Личностные
принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения.
Таблица 2
Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты | Предметные (коррекционные результаты) |
| Должен уметь:- делать обобщения и умозаключения самостоятельно и с помощью учителя; - классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно; - устранять логические ошибки; - хранить в памяти и использовать полученные инструкции; - составлять план своей деятельности, корректировать ошибки. Овладение основами грамотного письма; с пользование знаний в области русского языка и сформированных грамматико - орфографических умений для решения практических задач. Развитие способности использовать математические знания в жизни. |
Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом. Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
1.3.Создание образовательной среды
Программа учитывает индивидуальные образовательные потребности обучающихся, предполагает создание условий проведения коррекционной работы с учетом нозологии ребенка (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью |
|
|
2.Содержательный раздел
Содержание программы интегрировано с содержанием учебных предметов русский и математика , направлено на коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам, на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. При этом учитывается темп прохождения программы по основным и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Предпочтение в коррекционной работе отдается развитию у обучающихся приемов умственной деятельности и учебной деятельности обучающихся. Программа включает в себя 2 разделов.
Раздел 1. Коррекция пробелов в знаниях по русскому языку.
В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития обучающихся данного класса.
Раздел 2 Коррекция пробелов в знаниях по математике
Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Данный раздел включает также темы, направленные на коррекцию пространственных и временных представлений:
- Определение времени по часам, решение задач с понятием «Время». Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Решение математических задач с единицами времени. Решение жизненных задач с единицами времени.
При неблагоприятной эпидемиологической обстановке, во время актированных дней реализация программы будет осуществляться посредством дистанционных технологий. Обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий является одной из востребованных на текущий момент форм обучения. При реализации программы планируется использование электронных ресурсов, рекомендованных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики российской академии образования».
Занятия с учителем-дефектологом проводятся со всем классом, 2 раза в неделю по 20 минут .
Структура занятия:
1.Организационный момент.
Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
2.1. Содержание занятий с обучающимися
№ п/п | Раздел | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Коррекция пробелов в знаниях по русскому языку. | Личностные: - принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); Познавательные: -использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; | Развитие и коррекция восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука. Развитие и коррекция орфографической зоркости. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти. Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов. Тренировка в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке. Тренировка в описании предмета или явления только одними существительными. Подбор близких и противоположных по значению существительные и использование их в устной и письменной речи |
2 | Коррекция пробелов в знаниях по математике | Личностные: - принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); Познавательные: -использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Развитие и коррекция умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры. Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры. Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя Развитие логического мышления посредством решения задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат). Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Развитие и коррекция временных представлений |
2.2. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 четверть | |||
Виды устной и письменной речи. | 1 | ||
Присчитывание равными числовыми группами | 1 | ||
Диалог и монолог. | 1 | ||
Нумерация арабская и римская. | 1 | ||
Составление и запись различных видов записок в разговорном стиле. | 1 | ||
Понятие «дороже - дешевле», «больше на… - меньше на …», «выгодно невыгодно». | 1 | ||
Составление и запись различных видов записок в разговорном стиле | 1 | ||
Умножение на однозначные числа. | 1 | ||
Типы текстов. | 1 | ||
Определение времени по часам | 1 | ||
Деловое повествование речи: памятки, инструкции | 1 | ||
Умножение двузначные числа | 1 | ||
Деловое повествование речи: рецепты. | 1 | ||
Сравнение чисел. Понятие «больше в … раз - меньше в … раз». | 1 | ||
Деловое описание — объявление (о пропаже-находке животного). | 1 | ||
Решение математических задач с единицами массы, длины | 1 | ||
Художественное описание — загадки. | 1 | ||
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
2 четверть | |||
Слово и его значение. | 1 | ||
Решение задач на нахождение площади прямоугольника | 1 | ||
Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 | ||
Действия с обыкновенными дробями | 1 | ||
Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов (-оньк-, -еньк-, -оват-, -очк-, -ик, -к-). | 1 | ||
Геометрические тела. Шар, куб, конус , цилиндр. | 1 | ||
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов -ени-, -ани-, -ость, -ств- . | 1 | ||
Соотношение мер объема. Преобразование мер объема. | 1 | ||
Правописание сложных и сложносокращенных слов. | 1 | ||
Единицы измерения величины объема. Способы измерения объема в быту. | 1 | ||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
Объем параллелепипеда. | 1 | ||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
Составные арифметические задачи. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
3 четверть | |||
Имя существительное как часть речи | 1 | ||
Сравнение десятичных дробей | 1 | ||
Правописание имен собственных. Составление автобиографии | 1 | ||
Сравнение десятичных дробей. | 1 | ||
Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. и мн. ч | 1 | ||
Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Имя прилагательное как часть речи. | 1 | ||
Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Согласование прилагательных с именами существительными | 1 | ||
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 100. | 1 | ||
Правописание безударных окончаний прилагательных. | 1 | ||
Нахождение среднего арифметического | 1 | ||
Личное местоимение как часть речи. | 1 | ||
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 | 1 | ||
Правописание местоимений с предлогами. | 1 | ||
Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | 1 | ||
Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. | 1 | ||
Правописание мягкого знака на конце глаголов. | 1 | ||
Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | 1 | ||
Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
4 четверть |
| ||
Наречие как часть речи. Правописание наречий с О и А на конце. | 1 | ||
Проценты и дроби. | 1 | ||
Правописание числительных. | 1 | ||
Нахождение нескольких процентов от числа. | 1 | ||
Правописание числительных. | 1 | ||
Нахождение нескольких процентов от числа. Решение задач. | 1 | ||
Составление простых и сложных предложений. | 1 | ||
Нахождение нескольких процентов от числа. Решение задач.. | 1 | ||
Составление простых и сложных предложений. | 1 | ||
Составные арифметические задачи. | 1 | ||
Частица как часть речи. Отрицательные частицы не и ни | 1 | ||
Нахождение числа по его одному проценту. | 1 | ||
Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | ||
Нахождение числа по проценту. | 1 | ||
Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | ||
Решение задач на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога...
Профориентационная работа на коррекционных занятиях, проводимых учителем-дефектологом
Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является психическое и личностное развитие ребёнка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличи...
Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...
Занятие с учителем-дефектологом Приветливость, золотой ключик, открывающий сердца людей.
Конспект занятия по дефектологии...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...
Проект «Дидактическое пособие для коррекционных занятий у учителя-дефектолога»
Проект "Дидактическое пособие для коррекционных занятий у учителя-дефектолога"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...