Формирование вокабулярия у слепых и слабовидящих обучающихся.
статья

В статье приводится особенность лингвистического восприятия слепыми и слабовидящими обучающимися, дается характеристика формирования речевой компетенции и система работы в зависимости от глубины нарушения зрения, говорится о подходах работы с обучающимися с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование вокабулярия у слепых и слабовидящих обучающихся.

Аннотация. В статье приводится особенность лингвистического восприятия слепыми и слабовидящими обучающимися, дается характеристика формирования речевой компетенции и система работы в зависимости от глубины нарушения зрения, говорится о подходах работы с обучающимися с нарушениями зрения.

This article gives features of linguistic perception by blind and visually impaired students. It also gives characteristic of formation of the speech competence and the system of work depending on the depth of visual impairment. This article tells about ways of working with students with visual impairment.

Ключевые слова. Речь, умение, вокабулярий, слепые, обучение, коммуникация, метоподходы.

Speech, skills, vocabulary, blind students, communication, training, linguistic approaches.

Исследования особенностей слепых и слабовидящих детей в конце XX – начале XXI веков опираются на теорию основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выгордского, М.И. Земцовой, А.Р. Лурия, и направлены на компенсаторное развитие детей в процессе их обучения.

Почему же человеку бывает трудно выразить свои мысли? По - мнению Ж. Хардинга, все предпосылки являются социальными:

- отсутствие уверенности, т.е. «боязнь ошибиться» [5], где обучающиеся не осознают важной и положительной динамики при исправлении и осознании своих ошибок;

- неточность и беглость речи;

- неумение точно выразить свое мнение.

Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая воздействие на такие процессы как наблюдательность, логическое и образное мышление, воображение, эмоции детей. Хорошо развитая речь – одно из неотъемлемых качеств выпускника современной школы. Поэтому одна из актуальных задач педагогического коллектива совершенствовать речевую культуру обучающихся, формировать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме (монологическая речь), учить воспринимать чужие мысли, овладевать умениями диалогической речи, правильно и уместно использовать языковые средства в соответствии с целью и условиями общения, однако эти процессы совершенно не возможны без систематического пополнения вокабулярия обучающегося и тесно с ними взаимосвязаны.

В школе для слабовидящих и слепых учащихся эта проблема (пополнения вокабулярия) приобретает особое значение, так как нарушение зрения влияет на развитие всех психических функций, речь для таких детей становится важным средством познания действительности, восполняя пробелы чувственного опыта. Значительную роль в познании играет мышление, предполагающее обобщенное отражение действительности. Овладевая речью, обучающийся, с одной стороны, усваивает значение слов, а с другой – познает окружающий мир. Именно через слово, обобщающее признаки предметов и действительности, слабовидящий выходит за пределы того, что дано в ощущениях и восприятиях.

Своеобразие речи слабовидящих обучающихся заключается в ее содержательности и логичности. В их речи может наблюдаться несоответствие между словом и образом, приводящее к формальному усвоению знаний. Неполнота зрительного восприятия создает сложности при формировании конкретного значения слов, затруднено овладение образными выражениями, нарушена эмоциональная окрашенность речи. Значительным фактором для выполнения творческих работ имеет воображение. На воображении лежит важная функция компенсации, поэтому развитие воображения тоже способствует восполнению тех пробелов восприятия, которые связаны с нарушением зрения. Таким образом, хорошо развитая речь как средство коммуникации приобретает для слабовидящих обучающихся важную компенсаторную роль в общении.

В зависимости от глубины нарушения зрения, а также от таких факторов как успешность обучения на уроках, природные способности речи обучающихся, уровень общего развития, влияние речевой среды в доме, обуславливаются различия в речевом развитии. Чтобы обучение было успешным для каждого необходимо использовать дифференцированный подход. На наш взгляд, именно использование дифференцированного подхода позволяет, выявив уровень развития, выстроить систему работы по развитию речи с каждым, путем подбора заданий определенной сложности, корректировать недостатки в речи.

Овладение «лингвистической компетенции» [4] способствует сформированности универсальных учебных действий (УУД), а именно познавательных, регулятивных. На базе формирования этих компетенций обучающиеся развивают навыки и умения осуществления самостоятельной деятельности: принятие решения, анализ текста, формулировки умозаключений и выводов. Формирование лингвистических компетенций у слабовидящих – «это система, состоящая из осуществляемых одновременно процессов восполнения чувственного опыта и развития слухового восприятия, усвоения лингвистических понятий и освоения практических учебных действий» [4]. «Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося» [3].

Возвращаясь к теме исследования, «именно лексический запас <…> отличает обучающихся с более высоким уровнем владения изучаемым языком» [5]. Эффективные методы приводит Т.Б. Вепрева в своей статье «Как расширить свой вокабуляр», выделенные в процессе педагогической деятельности, которые привели в ее практике к положительной динамике запоминания:

1. составление словарных паутинок или карт (при знакомстве с новым словом желательно запоминать не только его значения, но и его возможные сочетания с другими частями речи);

2. запоминание частей слов (знание заимствованных корней, приставок и суффиксов оказывает неоценимую роль в понимании значений незнакомых слов и позволяет в некоторых случаях обойтись без словаря);

3. образование однокоренных слов при помощи суффиксов (зная типичные суффиксы можно от одного слова образовать несколько новых слов и обогатить свой словарный запас);

4. запоминание синонимов (синонимы являются важным источником обогащения словарного запаса. Однако следует помнить, что каждый синоним, как правило, имеет свой оттенок и отличие, в противном случае невозможно объяснить его наличие в языке);

5. запоминание антонимов (антонимы, подобно синонимам, расширяют вокабуляр и способствуют перифразу);

6. запоминание слов целыми группами (каждое слово можно отнести к той или иной группе слов. Группы бывают открытые и закрытые. Времена года, стороны света-это все примеры закрытых словарных групп. Примерами открытых групп являются различные названия блюд, растений, словом, те предметы и понятия, количество которых не является фиксированным и их список может быть пополнен) [2].

В другой своей статье «Стратегии обучения профессионально-ориентированному вокабуляру» Т. Б. Вепрева говорит о важности самостоятельного пополнения вокабуляра, представляя рассмотрению основные стратегии:

1. Догадка по контексту.

Для формирования данной стратегии следует учить: а. определять члены предложения: сначала находить подлежащее и сказуемое, далее дополнение, определение, обстоятельства времени, места и образа действия (при наличии); б. правильно строить предложение; в. определять так называемые подсказки автора; г. находить отличительные признаки различных частей речи по их определенным маркерам; д. расшифровывать аббревиатуры.

2. Догадка по словообразовательным элементам.

Знание значение этих корней, а также значений приставок и суффиксов оказывают неоценимую роль в понимании значений незнакомых слов и позволяют в некоторых случаях обойтись без словаря, а также существует большое количество слов, образованных при помощи аффиксации. Запоминание приставок и суффиксов, характерных для различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов и пр.) не только поможет определить значение неизвестного ранее слова, но и облегчить его запоминание.

3. Обращение к словарю.

Здесь автор затрагивает тему времясбережения при подготовке, однако говорит о том, что в данной стратегии обучающийся учится правильно выбирать словарь, пользоваться словарем, быстро ориентироваться в словаре, правильно ориентироваться в словарной статье и определять и убирать изменяемые части слова.

4. Обращение за помощью.

В этом разделе Т. Б. Вепрева говорит о коммуникации, поскольку человеку невозможно знать абсолютно все и, порой, лучше обратиться за помощью.

При этом автор упоминает, что данные стратегии необходимо использовать комплексно, т.к. они связаны между собой и интегрированы друг в друга [1].

Вместе с этим главным принципом, которым мы руководствуемся при выборе заданий, является коммуникативная деятельность, где результат – это формирование методеятельности, заложенной в ряде методик, подходов и технологий: от простого к сложному, принцип креативности (творческий характер деятельности учащихся), опора на жизненный опыт и индивидуальное восприятие ученика.

«Сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал» [3].

Список литературы.

  1. Вепрева Т. Б. Стратегии обучения профессионально-ориентированному вокабуляру. / Т.Б. Вепрева // Lingua mobilis. - № 2 (53). -С. 83-90.
  2. Вепрева Т.Б. Как расширить свой вокабуляр. / Т.Б. Вепрева // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». #8470; 4. // [электронный ресурс].

URL: (дата обращения: )

  1. Львова О.В. Использование ситуативных вокабуляров для формирования метапредметных знаний и умений. / О.В. Львова // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - № 3. -С. 83-86.
  2. Полякова Н. П. О формировании лингвистических компетенций у подростков с глубокими нарушениями зрения. / Н.П. Полякова //Специальное образование. - № #1057;. 49-58.
  3. Хардинг Ж. Когда не хватает слов: почему важно расширять словарный запас. / Ж. Хардинг // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - № #1057;. 138-141.

Список интернет- ресурсов.

  1. URL: (дата обращения: )
  2. URL: (дата обращения: )
  3. URL: (дата обращения: )
  4. URL: (дата обращения: )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по информатике для слепых и слабовидящих обучающихся (7-9доп. класс)

Данная рабочая программа расчитана на пролонгированное обучение (4 года) детей с ОВЗ и ориентированна на учебник Л.Л. БосовоЙ Информатика 7-9 класс....

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....

Средства реабилитации и социализации детей с ОВЗ в школе-интернате для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка Челябинской области

Доклад в рамках Международных Алехинских чтений «Я вновь заклинаю живых: не забудьте!», посвященных творчеству незрячего курского писателя В.С. Алехина и 75-й годовщине Курской битвы, пров...

План работы ШМО Классных руководителей ГКОУ "ОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся" г. Троицка 2024-2025 уч.год

Овладение классными руководителями методами и приёмами воспитания, современных образовательных технологий и методик, создание условий для педагогического мастерства, для совершенствования и повышения ...