Тяжёлая уо
классный час

Красильникова София Алексеевна

Автор - Тохтар Земине Ленуровна,учитель русскргр языка и литературы МБОУ 'Крымская школа - гимназия'

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тяжёлая УО42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение СФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и разработка на их основе индивидуально-ориентированной образовательной программы с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

Тяжелая умственность отсталость у детей

1)Цель программы

обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение

Задачи программы:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать её процесс, доводить до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм получения образования обучающимися с учётом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учётом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью.

Характеристика контингента содержит следующие разделы:

  • цели реализации программы;
  • принципы и подходы к её формированию;
  • общую характеристику программы;
  • психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • описание структуры и общей характеристики специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации программы: 3-5 лет

2) Характеристика условий (созданных в настоящее время и планируемых) для реализации программы в конкретном ОУ осуществляется по следующим направлениям:

  • Пространственная и временная организация общеобразовательной среды;
  • Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира;
  • Стимуляция познавательной активности;
  • Выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков;
  • Учёт образовательных потребностей;
  • Расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся;
  • Участие педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности;
  • Эффективное использование времени.

Например: Характеристика условий для реализации программы в ОУ для детей с тяжелой умственной отсталостью должна быть комплексной и учитывать все аспекты — от материально-технического обеспечения до кадрового потенциала и социального взаимодействия. Создание таких условий обеспечивает возможность успешного обучения и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раскрыть содержание направлений

1. Образовательные цели и задачи

- Основные образовательные цели: Формирование у обучающихся навыков, необходимых для повседневной жизни, создание условий для развития их индивидуальных возможностей с учетом особых образовательных потребностей;

- Задачи образования: Развитие базовых знаний и умений в области чтения, счёта, понимания окружающего мира и социальных навыков.

2. Содержание образования

- Адаптированные учебные планы и программы: Разработка и реализация программ, учитывающих индивидуальные особенности детей с тяжелой умственной отсталостью. Обучение должно быть ориентировано на получение конкретных, практических навыков и знаний;

- Интеграция различных образовательных областей: Образование должно включать различные предметные области, такие как математика, русский язык, окружающий мир, а также коррекционные занятия по развитию речи, моторики и других навыков.

#1052;етоды и формы обучения

- Индивидуализированный подход: Каждому ребенку разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает его индивидуальные особенности, темпы и стили обучения;

- Интерактивные и практические методы: Применение игровых технологий, наглядных пособий, сенсорной и практической терапии для улучшения усвоения материала;

- Групповая работа: Формирование и развитие социальных навыков через совместные занятия и проекты.

4. Коррекционно-развивающая работа

- Коррекционные занятия: Организация специальных занятий, направленных на коррекцию развития (речь, моторика, сенсорные нарушения), а также психолого-педагогическую поддержку;

- Динамическое наблюдение: Постоянный мониторинг прогресса обучающегося, который позволяет своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.

5. Социальная адаптация и интеграция

- Формирование социальных навыков: Упражнения и задания, направленные на развитие умения взаимодействовать с окружающими, социализацию, развитие дружеских отношений;

- Инклюзия: Создание условий для взаимодействия с другими любыми детьми, что помогает в социализации и профилактике социальной изоляции.

6. Оценка и мониторинг образовательных результатов

- Адаптированные критерии оценки: Разработка критериев и методов оценки, которые учитывают индивидуальные возможности и достижения детей;

- Результаты мониторинга: Периодический анализ и корректировка образовательных программ и маршрутов.

7. Партнерство с семьей - Работа с родителями: Обсуждение с семьями детей их особенностей, вовлечение родителей в образовательный процесс, предоставление рекомендаций по поддержанию и развитию навыков у детей в домашних условиях;

- Совместные мероприятия: Проведение мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия между школой и семьей.

3)Проведение коррекционных мероприятий в процессе учебной деятельности.

Например:

1. Индивидуализация обучения

- Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) на основе анализа возможностей и потребностей каждого ребенка.

- Учет темпа усвоения материала: Применение гибких подходов к обучению с учетом индивидуальных темпов восприятия и усвоения информации.

2. Коррекционная работа по основным образовательным областям

- Коррекция речевых нарушений:

- Занятия с логопедом, направленные на развитие артикуляции, правильного произношения звуков и расширение словарного запаса;

- Игровые и практические упражнения, направленные на развитие связной речи.

- Коррекция социально-коммуникативных навыков:

- Проведение групповых занятий, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивая навыки общения и разрешения конфликтов;

- Использование ролевых игр для моделирования различных социальных ситуаций.

- Коррекция познавательных функций:

- Применение дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления и восприятия;

- Использование визуальных и тактильных материалов для улучшения понимания учебного материала.

3. Активные методы обучения

- Игровые технологии: Внедрение игрофикации в учебный процесс для повышения интереса к обучению и мотивации;

- Интерактивные методы: Использование групповых заданий, проектной деятельности и мозговых штурмов для вовлечения детей в процесс.

4. Коррекционно-развивающие занятия

- Терапевтические группы: Создание специальных групп, где дети могут работать над конкретными навыками под руководством специалистов (психологов, дефектологов;

- Арт-терапия: Использование художественной деятельности для выражения эмоций и развития творческих способностей.

5. Психолого-педагогическое сопровождение

- Динамическое наблюдение: Регулярное отслеживание прогресса детей, позволяющее вовремя корректировать индивидуальные образовательные маршруты;

- Систематическая обратная связь: Обсуждение успехов и трудностей детей с родителями и педагогами, что позволяет обеспечить комплексный подход.

6. Создание благоприятной образовательной среды

- Адаптация учебного пространства: Создание комфортных условий для обучения, включая организацию учебного класса и использование специализированного оборудования;

- Поддержка со стороны педагогического коллектива: Формирование команды, состоящей из специалистов (педагоги, психологи, логопеды), работающих на благо ребенка

Учебный план

Например; Учебный план для детей с тяжелой умственной отсталостью в рамках ФГОС НОО должен быть гибким и адаптированным, чтобы обеспечить максимальные возможности для обучения и развития. Важно, чтобы план включал как учебные, так и коррекционные занятия, способствующие всестороннему развитию ребенка.

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I доп.

I

II

III

IV

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

3

2

2

16

Математика

Математические представления

2

2

2

2

2

2

12

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

2

12

Человек

3

3

3

3

3

3

18

Домоводство

-

-

-

-

2

2

4

Окружающий социальный мир

1

1

1

1

2

2

8

Искусство

Музыка и движение

2

2

2

2

2

2

12

Изобразительная деятельность

3

3

3

3

2

2

16

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

2

12

Технологии

Труд (технология)

-

-

-

2

3

3

8

Итого

18

18

18

20

22

22

118

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

3

3

3

1

1

14

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

21

23

23

23

132

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Коррекционные курсы, из них:

9

9

9

9

9

9

54

эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

2

2

2

2

2

2

12

сенсорное развитие

1

1

1

1

1

1

6

двигательное развитие

2

2

2

2

2

2

12

предметно-практические действия

2

2

2

2

2

2

12

коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

2

12

Другие направление внеурочной деятельности

1

1

1

1

1

1

6

Всего часов

31

31

31

33

33

33

192

5. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм взаимодействия

Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которые должны быть отражены в программе, являются:

-Диагностическая работа обеспечивает: выявление индивидуальных особенностей развития детей, определение уровня их познавательных, речевых и социальных навыков, а также диагностику эмоционального состояния и психического здоровья. Это позволяет создать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированные программы.

- Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает: коррекцию нарушений развития, формирование необходимых навыков и умений, а также развитие социальных и коммуникативных компетенций. Это включает в себя занятия с логопедами, психологами и другими специалистами, направленные на улучшение общего состояния ребенка.

Консультативная работа обеспечивает: поддержку родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ, предоставление рекомендаций по организации образовательного процесса и коррекционной работы. Консультации помогают родителям лучше понять потребности своих детей и способы их поддержки.

- Информационно-просветительская работа направлена: на повышение осведомленности педагогов, родителей и общества о специфике работы с детьми с ОВЗ, методах и подходах к обучению, а также на формирование позитивного отношения к инклюзии и социальной интеграции таких детей.

  • В программе это может выглядеть следующим образом:

В целях комплексной помощи детям с ОВЗ в школе функционирует ПМПк. В состав консилиума входят специалисты:

. Задачами ПМПк являются

1. Диагностика: Проведение комплексной диагностики состояния здоровья и развития детей с ОВЗ для определения их образовательных потребностей.

2. Разработка индивидуальных программ: Создание индивидуальных образовательных программ (ИОП) и специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для каждого ребенка с учетом его особенностей.

3. Коррекционно-развивающая работа: Организация и проведение коррекционных занятий, направленных на развитие познавательных, речевых и социальных навыков.

4. Консультирование: Проведение консультаций для родителей и педагогов по вопросам воспитания, обучения и коррекции развития детей с ОВЗ.

5. Обучение и повышение квалификации: Организация семинаров и тренингов для педагогов по работе с детьми с ОВЗ, обмен опытом и методиками.

6. Мониторинг и оценка: Регулярный мониторинг динамики развития детей, оценка эффективности коррекционных мероприятий и корректировка программ в зависимости от полученных результатов.

Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследование учащихся с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ученика, условия, которые созданы ему в семье. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами - членами консилиума вырабатываются рекомендации по индивидуальным образовательным программам (ИОП), включающим коррекционные и развивающие мероприятия, а также рекомендации для родителей по поддержке развития ребенка в домашних условиях.

Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее один раз в месяц в четверть. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются итоги образовательного и коррекционного процесса, динамика развития и достижения каждого ребенка, а также планируются задачи на следующий учебный год и возможные изменения в индивидуальных образовательных программах.

#1055;лан реализации коррекционных мероприятий конкретизирует всю проводимую ОУ работу с обучающимися с ОВЗ.

№ п/п

Перечень мероприятий

Содержание

Сроки

Цели, задачи

Диагностическая работа

Проведение комплексной диагностики (психологической, педагогической, медицинской) для выявления индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Обследование устной и письменной речи обучающихся 1 класса.

Сентябрь - Октябрь

| Выявление уровня развития, определение образовательных потребностей, составление индивидуальных образовательных программ (ИОП).

Проведение диагностического обследования обучающихся с ОВЗ для определения уровня их развития и потребностей.

Проведение диагностики уровня знаний и умений обучающихся с ОВЗ

Сентябрь - Октябрь

Выявить особенности развития и уровень образовательных потребностей каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая работа

Организация индивидуальных и групповых занятий по коррекции речевых, познавательных и социальных навыков. Использование игровых и практических методов.

Коррекционные занятия обучающихся с психологом

В течение учебного года

Развитие речевых навыков, коррекция нарушений, формирование социальных умений.

Индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Групповые занятия для социальной адаптации.

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речевых и когнитивных навыков.

Октябрь - май

Развитие необходимых навыков, коррекция нарушений, социльная адаптация и интеграция в коллектив.

Методическая работа и работа с педагогами

Организация семинара по теме «Современные подходы к обучению детей с ОВЗ»

Обсуждение методов и технологий, применяемых в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью.

Ноябрь

Повышение квалификации педагогов, обмен опытом, внедрение новых методов работы.

Консультативная работа

Родительские собрания по актуальным темам

Проведение родительских собраний по актуальным темам, связанным с воспитанием и обучением детей с ОВЗ. Темы могут включать «Как поддержать ребенка в обучении», «Психологические аспекты воспитания».

Октябрь, Февраль

Информирование родителей, поддержка в вопросах воспитания, создание партнерства между школой и семьей.

7. Планируемые результаты коррекционной работы

В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:

1. Улучшение академической успеваемости: Повышение уровня знаний и навыков у обучающихся с ОВЗ через использование адаптированных учебных программ и индивидуальных подходов;

2. Социальная адаптация: Развитие навыков взаимодействия и коммуникации в группе, что способствует более комфортному нахождению в социальном окружении и улучшению межличностных отношений;

3. Коррекция поведенческих реакций: Снижение уровня тревожности, агрессии или других поведенческих нарушений обучающегося через психокоррекционные мероприятия и эмоциональное сопровождение;

4. Развитие функциональных навыков: Овладение базовыми жизненными навыками (например, самообслуживание, навыки общения и работы в команде), что способствуют повышению независимости обучающегося;

5. Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР): создание документа, содержащего индивидуальные цели, задачи и средства, которые помогут обучающемуся с ОВЗ развивать свои способности и компенсировать существующие нарушения.

Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

В соответствии с текстом методических рекомендаций разработать СИПР для обучающегося с ОВЗ.

Пример разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Обучающийся: Иванов Иван, 10 лет

Категория ОВЗ: Тяжелая умственная отсталость

1. Цели СИПР:

- Развитие простых академических навыков (чтение, счет).

- Формирование навыков самообслуживания.

- Повышение уровня социальной адаптации и взаимопонимания в социальной среде.

2. Задачи:

- Обеспечить минимальные знания в области чтения и счета к концу учебного года.

- Развивать навыки коммуникации и взаимодействия с другими детьми.

- Обучить основам самообслуживания (одевание, уход за собой).

3. Коррекционные мероприятия:

- Индивидуальные занятия с дефектологом 2 раза в неделю.

- Групповые занятия по социальным навыкам 1 раз в неделю.

- Логопедические занятия 1 раз в неделю для улучшения речи.

4. Ожидаемые результаты:

- Успешное ознакомление с простыми текстами и выполнение простых математических операций.

- Устойчивый интерес к общению и взаимодействию со сверстниками.

- Повышение уровня самостоятельности в повседневной жизни.

5. Оценка эффективности:

- Периодическая диагностика уровня знаний и навыков (раз в квартал).

- Опрос педагогов и родителей о социальном поведении и адаптации Иванова.

6. Корректировка СИПР:

- При необходимости проводить корректировку программы по итогам диагностики для более эффективного достижения поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...