русский язык рабочая программа 5 класс
рабочая программа (5 класс)

 Цель– формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний, использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач и поднятие на более высокий уровень навык устной коммуникации, её применение в различных ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_russk.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык» 

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

5  «В» класс

на 2023 – 2024 учебный год

Учитель Исаева Е. С.

Смоленск 2023

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «русскому языку» для 5в класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
  • Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
  • СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ , 2014 год
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

 Цель– формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний, использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач и поднятие на более высокий уровень навык устной коммуникации, её применение в различных ситуациях общения.

 Задачи: 

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, правописания и развития речи;

 формирование элементарной коммуникативной компетенции; выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся, формирования навыка грамотного письма;

совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

осознание себя носителем языка, социально-адаптированной личности в плане общего развития и языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

Содержание учебного предмета.

Повторение. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.   \

Предложение. Текст. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Различие признаков, обозначаемых прилагательными. Изменение имен прилагательных по родам.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам.

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах.

Словарь: адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор, телефон. (25 слов).

 Планируемые предметные результаты.

 Личностные результаты: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Осознание эстетической ценности русского языка; осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, природоведения, и других).

Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные знания и умения:

Минимальный уровень:

Развитие устной и письменной коммуникации на соответствующем возрасту уровне. Решение орфографических задач, с опорой на схему (с помощью учителя).

Списывание или письмо под диктовку текстов с применением правил проверки написания слов (с помощью учителя).

Умение производить разбор слова по составу с опорой на образец, схему. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (с помощью учителя).

Представление о грамматических разрядах слов, умение различать части речи по вопросу и значению. Называние отдельных грамматических категорий с опорой на схему.

Составление предложений (с помощью учителя).

Составление простых предложений с опорой на картинку, схему. Составление рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений (с помощью учителя).

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни Написание изложений повествовательных и описательных текстов после животных, школьные дела, поступки учащихся).

Достаточный уровень

 Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач.

Определение и решение орфографических задач с опорой на правило.

Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами (45- 50 слов) с простым соблюдением знаков препинания.

Знание о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов.

Определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи по опорной схеме, вопросам учителя

Написание небольших текстов (40 – 50 слов) с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств.

Написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана.

 Оформление деловых бумаг.

 Пользование орфографическим словарём, справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета.

Учебно - методический комплекс

Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, -учебник «Русский язык» 5 класс, М. «Просвещение», 2019;

- Рабочая тетрадь по русскому языку №1 «Состав слова», - М. «Просвещение», 2005;

- Рабочая тетрадь по русскому языку №2 «Имя существительное», - М. «Просвещение», 2005;

- Рабочая тетрадь по русскому языку №3 «Имя прилагательное», - М. «Просвещение», 2005;

- Рабочая тетрадь по русскому языку №4 «Глагол», - М. «Просвещение», 2005.

 - Интернет ресурсы, таблицы, презентации, карточки

        

                          Календарно – тематическое планирование по учебному предмету

               «Русский язык» для 5 «В» класса на 2023 – 2024 учебный год

    Данная рабочая программа ориентирована  на использование учебно-методического комплекта:

    Русский язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.– 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.

   На изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 135 часов в год (34 учебные недели).

        

Содержание (раздел, тема)

Дата

план

факт

(1-я четверть)  Звуки и буквы. Текст.  15

1.

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

1

1.09

2.

Характеристика гласных и согласных. Несовпадение звука и буквы в слове.

1

4.09

3.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными.

1

5.09

4.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

7.09

5.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

8.09

6.

Текст. Различение текста и не текста.

1

11.09

7.

Парные звонкие и глухи согласные.

1

12.09

8.

Ударные и безударные в корне.

14.09

9.

Проверка безударных гласных путём изменения формы слова.

1

15.09

10

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

1

18.09

11.

Закрепление знаний по теме.

1

19.09

12.

Контрольный диктант.

1

21.09

13.

Работа над ошибками.

1

22.09

14.

Звуки и буквы. Урок – обобщение по теме.

1

25.09

15

Деловое письмо. Адрес на конверте.

1

26.09

Предложение. Текст. 18

16.

Актуализация знаний по теме.

28.09

17.

Распространение предложения.

1

29.09

18.

Порядок слов в предложении.

1

2.10

19.

Связь слов в предложении.

1

3.10

20.

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

5.10

21.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

6.10

22.

Второстепенные члены предложения.

1

9.10

23.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

1

10.10

24.

Наблюдения за знаками препинания в конце предложения.

1

12.10

25.

Вопросительные предложения.

13.10

26.

Восклицательные предложения.

1

16.10

27.

Предложения, разные по интонации.

1

17.10

28.

Предложение. Закрепление знаний.

1

19.10

29.

Контрольный диктант.

1

20.10

30.

Работа над ошибками.

1

23.10

31.

Деловое письмо. Записка.

1

24.10

32.

Коллективное составление рассказа. На тему «Осень»

1

26.10

33.

Урок  - обобщение по теме «Предложение».

1

27.10

2-я четверть.  Состав слова. Текст. 28

34.

Актуализация знаний по теме «Родственные слова».

1

7.11

35.

Корень и однокоренные слова.

1

9.11

36.

Общее и различия в значении однокоренных слов.

1

10.11

37.

Включение однокоренных слов в предложения.

1

13.11

38.

Окончание как изменяемая часть слова.

1

14.11

39.

Установление связи между словами с помощью окончания.

1

16.11

40.

Приставка как часть слова.

1

17.11

41.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

20.11

42.

Приставка и предлог.

1

21.11

43.

Суффикс как часть слова.

1

23.11

44.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

1

24.11

45.

Упражнения в разборе слов по составу. Самостоятельная работа.

1

27.11

46.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

1

28.11

47.

Единообразие написания гласных в корне однокоренных слов.

1

30.1

48.

Слово – корень с ударной гласной как проверочное слово.

1

1.12

49.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

4.12

50.

Проверка безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов.

1

5.12

51.

Проверка безударных гласных в корне. Самостоятельная работа.

1

7.12

52.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

1

8.12

53.

Единообразное написание  парных   звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

1

11.12

54.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

12.12

55.

Проверяемые гласные  и согласные в корне.

1

14.12

56.

Непроверяемые написания в корне.

1

15.12

57.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

1

18.12

58.

Состав слова. Закрепление знаний.

1

19.12

59.

Контрольный диктант.

1

21.12

60.

Работа над ошибками. Урок – обобщение по теме «Состав слова»

1

22.12

61.

Деловое письмо. Записка.

1

25.12

Части речи. 53

62.

Названия предметов, действий, признаков.

1

26.12

63.

Общее понятие о частях речи. Имя существительное.

1

28.12

64.

Глагол.

1

29.12

3-я четверть

65.

Имя прилагательное.

1

9.01

66.

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

11.01

67.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

1

12.01

68.

Урок – обобщение по теме «Части речи». Самостоятельная работа.

1

15.01

69.

Грамматическое определение имени существительного.

1

16.01

70.

Значение имён существительных в речи.

1

18.01

71.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

19.01

72.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

22.01

73.

Правописание имён собственных.

1

23.01

74.

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

25.01

75.

Понятие о единственном и множественном числе существительных.

1

26.01

76.

Употребление существительных в единственном и  множественном  числе.

1

28.01

77.

Изменение имён существительных по числам.

1

29.01

78.

Знакомство с понятием рода.

1

1.02

79.

Мужской род имён существительных.

1

2.02

80.

Женский род имён существительных.

1

5.02

81.

Средний род имён существительных.

1

6.02

82.

Различение имён существительных по родам.

1

8.02

83.

Существительное. Закрепление знаний по теме.

1

9.02

84.

Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

1

12.02

85.

Работа над ошибками. Урок – обобщение по теме «Существительное».

1

13.02

86.

Деловое письмо. Поздравительная открытка.

1

15.02

87.

Грамматическое определение имени прилагательного.

1

16.02

88.

Значение имени прилагательного в речи.

1

26.02

89.

Различение  признаков, обозначаемых прилагательными.

1

27.02

90.

Зависимость  рода имён прилагательных от рода имён существительных.

1

29.02

91.

Окончания прилагательных мужского рода.

1

1.03

92.

Окончания прилагательных женского рода.

1

4.03

93.

Окончания прилагательных среднего рода.

1

5.03

94.

Окончания прилагательных мужского, женского,  среднего  рода.

1

7.03

95.

Изменение прилагательных по родам.

1

11.03

96.

Прилагательное.  Закрепление.

1

12.03

97.

Прилагательное.  Закрепление.

14.33

98.

Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

1

15.30

99.

Работа над ошибками. Урок – обобщение по теме «Прилагательное»

1

18.03

100

Творческое письмо. Рассказ по сюжетной картине и плану.

1

19.03

101.

Работа над ошибками.

1

21.03

102.

Деловое письмо. Заметка.

1

22.03

4-я четверть.

103.

Грамматическое определение глагола.

1

1.04

104.

Значение глагола в речи.

1

2.04

105.

Настоящее время глаголов.

1

4.04

106.

Прошедшее время глаголов.

1

5.04

107.

Будущее время глаголов.

1

8.04

108.

Различение глаголов по временам.

1

9.04

109.

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли текста.

1

11.04

110.

Глагол. Закрепление знаний.

1

12.04

111.

Закрепление знаний по теме «Части речи».

1

15.04

112.

Диктант.

1

16.04

113.

Работа над ошибками. Урок – обобщение по теме «Части речи»

18.04

114

Деловое письмо. Поздравительная открытка. Записка.

1

19.04

Предложение. Текст.        12

115.

Главные члены предложения.

1

22.04

116.

Второстепенные члены предложения.

1

23.04

117.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.

1

25.04

118.

Различение нераспространённых и распространённых предложений.

1

26.04

119.

Распространение предложений.

1

27.04

120.

Знакомство с однородными членами предложения.

1

2

121

Дополнение предложения однородными членами

1

3

122

Предложение. Закрепление знаний.

1

6

123.

Предложение. Закрепление знаний.

1

7

124.

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

1

13

125.

Диктант.

1

14

126.

Работа над ошибками.  Урок – обобщение по теме «Предложение».

1

16

Повторение. 9

127.

Состав слова.

1

17

128.

Правописания в корне слова.

1

20

129.

Приставка и предлог.

1

21

130.

Деловое письмо. Письмо родным.

1

23

131.

Части речи.

1

24

132.

Предложение.

1

27

133.

Контрольный диктант.

1

28

134.

Работа над ошибками.

1

30

135

Творческое письмо. Рассказ по сюжетной картине.

1

31

Итого 135 часов.

Информация об используемых УМК.

        УМК предполагает использовать учебники, дополнительную литературу:

Русский язык 5 класс. Н. Г, Галунчикова, Э. В. Якубовская, М., «Просвещение» 2012.

Русский язык 7 класс. Э. В. Якубовская, Н. Г, Галунчикова, М., «Просвещение» 2011.

Рабочая тетрадь 1. Состав слова. Н. Г, Галунчикова, Э. В. Якубовская, М.,«Просвещение».

Рабочая тетрадь 2. Имя существительное. Н. Г, Галунчикова, Э. В. Якубовская, М.,«Просвещение».

Рабочая тетрадь 3. Имя прилагательное. Н. Г, Галунчикова, Э. В. Якубовская, М.,«Просвещение».

Рабочая тетрадь 4. Глагол. . Н. Г, Галунчикова, Э. В. Якубовская, М.,«Просвещение».

Рабочая тетрадь 5 класс. Э. В. Якубовская,  Н. Г, Галунчикова, Я. В. Коршунова. «Просвещение» 2010.

Рабочая тетрадь 6 класс. Э. В. Якубовская,  Н. Г, Галунчикова, Я. В. Коршунова. «Просвещение» 2010.

Рабочая тетрадь 7 класс. Э. В. Якубовская,  Н. Г, Галунчикова, Я. В. Коршунова. «Просвещение» 2010.

Методическая и учебная литература:

Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. – Москва. Просвещение: /под ред. И.М. Бгажноковой, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Программы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Рабочие программы по русскому языку.

Примерная  программа  по учебным предметам ФГОС Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

5 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС

5 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС...

7 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС

7 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС...

8 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС

8 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС...

8 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС

8 класс Русский язык Рабочая программа ФГОС...