Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО.
статья
Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_pri_realizatsii_fgos_do.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Борисевич, воспитатель
МКДОУ Агинский детский сад №1
«Солнышко»
И.А. Дьяченко, воспитатель
МКДОУ Агинский детский сад №1
«Солнышко»
Н.А. Сыроежко, учитель-логопед
МКДОУ Агинский детский сад №1
«Солнышко»
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО
Описание проблематики.
Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОО или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй. Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду.
Первая, когда современные родители в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают. Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, то там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги. В этой связи перед коллективом ДОО стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.
Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Поэтому на базе МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко» создан детско-родительский клуб «Развиваемся, растём» и разработана программа работы клуба.
Целевая аудитория: воспитатели, учитель-логопед, родители, воспитанники.
Цель: Формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Повышение уровня педагогической компетентности родителей, вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства.
Ключевые задачи:
- Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
- Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
- Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.
- Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
- Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.
Основная идея, суть практики:
– установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка.
Средства, через которые реализуется практика
Технологии:
-обучение в сотрудничестве;
-технология «дебаты»;
-коллективная система обучения;
-технология мастерских.
Методы:
- продуктивной деятельности;
- игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
- музыкальной терапии;
- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
- психомышечной тренировки;
- анализа педагогических ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Формы работы с родителями.
При взаимодействии с родителями наш коллектив использует традиционные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы с родителями, анкетирование, выставки совместного творчества, информационно-просветительские: уголок для родителей, папки-передвижки с актуальной информацией). Современные инновационные формы (мастер класс, презентация педагогического опыта, "Круглый стол" по любой теме, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, тематические выставки, соцобследование, опрос на любые темы, консультации специалистов, семейные спортивные встречи, почта доверия, телефон доверия; открытые занятия для просмотра родителей,
конкурс семейных талантов, день открытых дверей, семейные проекты, интеллектуальные ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на определенные темы, родительская гостиная, портфолио семейного успеха,
аукцион секретов воспитания, акции, сайт ДОУ, электронная почта, интернет-страница на сайте ДОУ).
Эффективные способы взаимодействия родителей и педагогов:
- Познавательные экскурсии, оздоровительные походы;
- Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада;
- Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы;
- Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции;
- Выставки коллективного творчества – это одна из наиболее интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей;
- Смотр-конкурс;
- Мини-музеи;
- Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения.
Результаты практики.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют уребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такогопроцесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценноеразвитие его задатков и талантов.
За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию. Тщательная подготовка к каждому мероприятию, чёткий отбор материала, не традиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приёмам работы с детьми- всё то способствовало заинтересованности родителей к посещению мероприятий.
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
- Высокая посещаемость родителями всех запланированных мероприятий.
- Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.
- Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом работы нашего клуба «Развиваемся, растём» является
сплочение родителей, детей, воспитателей в единый коллектив. Родители стали больше и внимательнее относиться к своим детям. Воспитанники стали дружнее, отзывчивее, добрее. Поэтому мы утверждаем, что детско-родительский клуб «Развиваемся, растём» - это перспективная и эффективная форма в работе с родителями.
Оценка возможности использования опыта в других учреждениях: Рекомендуем использовать опыт нашей работы на базе других ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...
«Взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В ...
Новые подходы к взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДОУ....
Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС
Отчёт о работе творческой группы "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представи...