Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО.
статья

Сыроежко Надежда Алексеевна

Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_pri_realizatsii_fgos_do.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Борисевич, воспитатель

МКДОУ Агинский детский сад №1

«Солнышко»

И.А. Дьяченко, воспитатель

МКДОУ Агинский детский сад №1

«Солнышко»

Н.А. Сыроежко, учитель-логопед

МКДОУ Агинский детский сад №1

«Солнышко»

Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Описание проблематики.

Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОО или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй. Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Сегодня родители демонстрируют две полярные позиции по отношению к детскому саду.

Первая, когда современные родители в большинстве своем люди образованные, осведомленные и, знающие, как им надо воспитывать своих детей. Такие родители не хотят прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, они ведь и так все знают. Другая позиция заключается в полной отстраненности от воспитания детей, когда родители считают, если ребенок посещает детский сад, то там его пусть и воспитывают, развивают, обучают специалисты, которым за это платят деньги. В этой связи перед коллективом ДОО стоит непростая задача по обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, охраны жизни и здоровья детей.

Характерной тенденцией современного периода в развитии дошкольного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Поэтому на базе МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко» создан детско-родительский клуб «Развиваемся, растём» и разработана программа работы клуба.

Целевая аудитория: воспитатели, учитель-логопед, родители, воспитанники.

Цель: Формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Повышение уровня педагогической компетентности родителей, вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства.

Ключевые задачи:

  1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
  2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
  3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
  5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
  6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.
  7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
  8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

Основная идея, суть практики:

– установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка.

Средства, через которые реализуется практика

Технологии:

-обучение в сотрудничестве;

-технология «дебаты»;

-коллективная система обучения;

-технология мастерских.

Методы:

- продуктивной деятельности;

 - игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);

- музыкальной терапии;

- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

- психомышечной тренировки;

- анализа педагогических ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Формы работы с родителями.

При взаимодействии с родителями наш коллектив использует традиционные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы с родителями, анкетирование, выставки совместного творчества, информационно-просветительские: уголок для родителей, папки-передвижки с актуальной информацией). Современные инновационные формы (мастер класс, презентация педагогического опыта, "Круглый стол" по любой теме, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, тематические выставки, соцобследование, опрос на любые темы, консультации специалистов,        семейные        спортивные        встречи, почта доверия, телефон        доверия;        открытые занятия для просмотра родителей,
конкурс        семейных        талантов, день открытых дверей, семейные проекты, интеллектуальные ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на определенные темы, родительская гостиная, портфолио семейного успеха,

аукцион секретов воспитания, акции, сайт ДОУ, электронная почта, интернет-страница на сайте ДОУ).

Эффективные способы взаимодействия родителей и педагогов:

  • Познавательные экскурсии, оздоровительные походы;
  • Активно развивается благотворительная деятельность. Родители проводят акции по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования для пошива костюмов, украшения сцены, оформления помещений детского сада;
  • Регулярно проводятся фотовыставки. Их тематика отражается в ежегодном общем плане учебно-воспитательной работы;
  • Интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи воспитанников остается одна из разновидностей выставок – это выставки-коллекции;
  • Выставки коллективного творчества – это одна из наиболее интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей;
  • Смотр-конкурс;
  • Мини-музеи;
  • Совместные торжества и досуг. Педагоги и родители совместными усилиями организуют праздники и развлечения.

Результаты практики.

Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют уребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такогопроцесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценноеразвитие его задатков и талантов.

За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию. Тщательная подготовка к каждому мероприятию, чёткий отбор материала, не традиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приёмам работы с детьми- всё то способствовало заинтересованности родителей к посещению мероприятий.

Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

  • Высокая посещаемость родителями всех запланированных мероприятий.
  • Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.
  • Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом работы нашего клуба «Развиваемся, растём» является

сплочение         родителей,         детей,        воспитателей в единый коллектив. Родители стали больше и внимательнее относиться к своим детям. Воспитанники стали дружнее, отзывчивее, добрее. Поэтому мы утверждаем, что детско-родительский клуб «Развиваемся, растём» - это перспективная и эффективная форма в работе с родителями.

Оценка возможности использования опыта в других учреждениях: Рекомендуем  использовать  опыт  нашей  работы на базе других  ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...

«Взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»

В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В ...

Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС

Отчёт о работе творческой группы  "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представи...