«Взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
статья по теме
В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: … «сотрудничества
Организации с семьей» (п. 1.4, стр. 3) . В основе стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников …. и детей
П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.
Одной из которых является:
… « обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей / в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,
В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:
… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
При организации совместной работы музыкального руководителя с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость для семьи (каждому желающему родителю предоставляется возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
- сотрудничество в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Цель – профессиональная помощь семье в музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей, развитие активной, компетентной позиции родителей в вопросах музыкально-эстетического развития детей.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
►содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и семьей, являются следующие:
►ориентация педагога на работу с детьми и родителями;
►изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;
►открытость детского сада семье;
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
- Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола с целью изучения их потребностей.
Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас. Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством
сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития ребенка, его контактности в общении с Вами и со сверстниками, достижениях . Ознакомление педагога с проблемами семьи .
3. Совместное с родителями формирование творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления, формы сотрудничества.
- Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом; выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога ,группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Основополагающей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Таким образом, «интерактив» - это специальная форма организации взаимодействия с комфортными условиями , при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Основные правила (характеристики) «интерактива»:
Все вышесказанное определяет правила интерактивных форм взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Интерактивное общение способствует развитию личности.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией /учебной, воспитательной/. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Успешность применения интерактивных форм предполагает умение применять полученные знания на практике..
Наиболее распространенные формы интерактивного взаимодействия :
►Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .
►Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
►Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
►Тематические акции помогают активизировать сотрудничество в решении актуальных вопросов развития и воспитания детей. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
►Совместные праздники и досуги ( тема отдельного семинара)
►Организация открытых занятий
►Интернетобщение ( сайт ДОУ, сайт музыкального руководителя, соцсети), использование ИКТ ( буклеты, брошюры, журналы, диски).
Что мы имеем в итоге ?
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в него ;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника решений; каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение ; формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
- показателем эффективности служит удовлетворенность совместной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников | 2.47 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей). Задача музыкального руководителя : раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Формы работы взаимодействия с семьёй: 1. открытые музыкальные занятия. Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области
2.День открытых дверей: 1) Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; 2) В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальных занятиях в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы. 1) приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика ...); 2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье. Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА»
«Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА»...
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Данный материал был презентован на Фестивале педагогических идей по теме "Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС&qu...
Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО
Инновационное образование - способ воспитания гармоничной личности....
Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек м...
Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья»
Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников«Музыкальная семья»...
"Формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"
laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педмини...
Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения по реализации задач воспитания и образования воспитанников, имеющих особенности здоровья
Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения в работе с воспитанниками, имеющими особенности здоровья...