Сбалансированный ребенок залог успеха в школе
проект

Сорокина Майя Николаевна

Выступление в рамках проекта "Предшкола - стандарт детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сбалансированный ребенок – залог успеха в школе

(выступление в рамках проекта «Предшкола – стандарт детского сада»)

Сорокина М. Н., учитель-дефектолог

Долгих А. Р., учитель-дефектолог

Начать наш мастер класс хотелось бы со слов В. А. Сухомлинского: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее».

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Конечно, наше тело контролируется мозгом, но и самому мозгу есть чему поучиться у тела.

Это также наглядно видно на Пирамиде обучения, где сенсомоторное обучение и перцептивно-моторная интеграция лежат у основания и запускают процессы формирования ВПФ. Несформированность данной области ведет к моторной незрелости, а в последствии и к школьной неуспеваемости, нарушения чтения, письма и счета, а также различные расстройства.

Поэтому, одним из важнейших направлений готовности ребенка к школе является физическая готовность, развитие нейромоторной зрелости.   Это и есть – баланс тела и мозга, который лежит в основе гармоничного развития ребенка.

Поэтому, сегодня мы ответим на главные вопросы: на что мы смотрим и где видим? Зачем корректируем и как исправить?

Перед вами варианты дисгармоничного развития детей подготовительной группы в разных локациях (комментируются: спортивный, музыкальный залы, улица).

Задавая себе вопрос, зачем и как, мы опирались на авторскую методику Салли Годдарт Блайт, где представлена диагностика нейромоторного статуса ребенка, которая позволяет выявить недостатки моторного развития, а также коррекционная программа для детей, которая помогает их скорректировать.

Комментарии к видео:

  1. Ползанье

На занятии физкультурой мы видим, как ребенок ползет, опираясь только на руки, в основном подтягивается на них одновременно, не переставляет поочередно. Сами движения тела без опоры на ноги, которые не сгибает. Не опирается на колени, не задействует голеностоп. В данном варианте, все тело опирается только на руки, а корпус тела работает неравномерно, с огромной нагрузкой, ноги же выступают в роли балласта.

  1. Построение

Стоя в строю, также можем выявить нейромоторную незрелость. В норме ребенок должен стоять спокойно, опустив руки вдоль тела не менее 8 секунд. Как видим на представленных кадрах, не все дети выдерживают паузу, кто-то раскачивается для удержания баланса, кто-то размахивает руками. Один из детей перебирает ногами, так как в статичном положении испытывает дискомфорт и дисбаланс.

  1. Танец

Танцы прививают культуру движения, координацию, владение телом. На кадрах четыре ребенка, и у трех из них мы можем увидеть нарушение не только ритма, но и координации. Дети путаются при смене движений рук и ног, хаотично пробуя восполнить их, успеть за ритмом. Один из ребят теряет равновесие, не удерживает баланс. Если в первые полминуты дети стараются соблюдать синхронизацию, то уже чуть позже, ребята теряют концентрацию и далее не удерживают равновесие, движения становятся хаотичными, отсутствует ритм.

  1. Повороты

Глядя на повороты, мы с вами должны обратить внимание, как после нескольких вращений вокруг своей оси, ребенок возвращается в исходное положение и продолжает выполнять заданные движения. А что же у нас на видео: один ребенок не может вовремя остановится. Опора при вращении только на одну ногу, вторая же отставлена очень широко в сторону, так как тело нуждается в более широком шаге для удержания баланса. Один ребенок теряется в движениях. а другой теряет точку опоры, теряет координацию и выпадает из круга. Ребенок пытается быстрыми, не точными движениями влиться в танец.

  1. Спуск по лестнице

Отправляясь на прогулку, обратите внимание, как ребенок спускается по лестнице. В нашем случае, показан неправильный спуск. Ребенок изначально делает правильные шаги, шагая по ступенькам с поочередной перестановкой ног, но уже через две ступени, он переходит на прыжки двумя ногами одновременно, как бы соскальзывая. Не отрывается от поверхности ступеней, при этом правой рукой не просто держится за перила, а скользит по ним рукой.

  1. Бордюр

Координацию движений и баланс тела мы проверяем также на улице, предлагая детям пройти приставным шагом по бордюру. На экране ребенок с трудом, удерживает равновесие, расставляет руки для удержания равновесия, но при этом все равно теряет его. Приставной шаг дается ребенку с трудом, ногу он ставит неправильно - носком внутрь. Все зрительное внимание направлено не перед собой, а под ноги, для большего самоконтроля.

 Для реализации коррекционной программы были пройдены курсы повышения квалификации – это обязательное условие.

Упражнения выполняются по методике, в порядке естественного развития ребенка.

Первое знакомство с упражнениями можно сопровождать сказками, которые также представлены в книге. Продемонстрируем несколько примерных упражнений.

  1. «Ветряная мельница»

Показ упражнения под рассказ сказки. Ведущие показывают, а добровольцы повторяют.

Сказка:

Недалеко от пруда в поле стояла мельница. Она была похожа на причудливый домик с крыльями. Когда поднимался ветер, мельница оживала. Крылья начинали двигаться, медленно описывая круги и тихо перешептываясь. Когда ветер усиливался и сильно гнул деревья, мельница начинала крутиться быстрее – и тихий шепот сменял гул, а затем и свист крыльев, рассекавших воздух.

Инструкция: Встаньте прямо. Прямые руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Медленно поворачивайтесь кругом, пока не вернетесь в исходное положение, описав полный круг. Стойте неподвижно, ноги вместе. Закройте глаза и опустите руки по бокам. Стойте неподвижно 15 секунд, глаза закрыты. Откройте глаза, вытяните руки в стороны, медленно поворачивайтесь кругом, описав полный круг, в другую сторону. Закройте глаза, стойте неподвижно, ноги вместе; опустите руки к бокам; стойте неподвижно еще 15 секунд.

По мере того, как у детей будет улучшаться чувство равновесия, когда они стоят неподвижно с закрытыми глазами, можно увеличивать количество поворотов в каждом направлении.

  1. «Гусеница»

Инструкция: Исходное положение – лежа на животе, ноги прямые, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, ладони лежат на полу, большие пальцы отведены. Медленно поднимите голову так, чтобы затылок оказался на одном уровне с позвоночником. Здесь может понадобиться помощь педагога – ему нужно положить руку на позвоночник ребенка, выполняющего упражнение, чтобы ребенок почувствовал, в какой момент затылок окажется на уровне с позвоночником. Не откидывайте голову в таком положении 3-5 секунд. Медленно опустите голову в исходное положение. Сделайте паузу 3-5 секунд.

  1. «Рыбка»

Инструкция: Исходное положение – лежа на животе, ноги, прямые, руки в положении как для «Гусеницы», лоб касается пола. Поднимите одно бедро, чтобы нога согнулась в колене на той же стороне. Другая нога должна оставаться прямой, а голова на средней линии. Задержитесь на 3 секунды. Вернитесь в исходное положение. Задержитесь на 3 секунды. Повторите движение другим бедром. Задержитесь на 3 секунды. Повторите упражнение по очереди поднимая то одно бедро, то другое. При этом следите, чтобы нога сгибалась только в той ноге, где поднимается бедро.

  1. «Осьминог»

Инструкция: Исходное положение – лежа на спине, согните ноги в коленях и поставьте стопы на пол; прямые руки вдоль тела; ладони прижаты к полу, глаза открыты. Медленно согните одну руку так, чтобы предплечье и ладонь были направлены вверх. Задержитесь на 3 секунды, затем отведите руку еще дальше назад за голову и вытяните ее, чтобы рука была максимально прямой, на одной прямой с телом, пальцы выпрямлены. Задержитесь в этом положении на 3 секунды. Медленно верните руку в исходное положение. Повторите с другой рукой. Следуйте следующему плану выполнения упражнения:

  1. Согните одну руку так, чтобы предплечье и ладонь были направлены вверх.
  2. Задержитесь 3 секунды.
  3. Распрямите руку и отведите ее назад, за голову, чтобы ладонь была направлена вверх, пальцы выпрямлены.
  4. Задержитесь на 3 секунды.

  1. «Кавычки»

Инструкция: Исходное положение – лежа на спине, руки и ноги прямые. Медленно поверните голову направо, согните правую руку и левую ногу. Задержитесь на 2-3 секунды. Вернитесь в исходное положение к срединной линии. Медленно поверните голову налево, согните левую руку и правую ногу. Задержитесь на 2-3 секунды. Вернитесь в исходное положение к срединной линии и повторите еще раз все упражнения целиком.

Выполнение упражнения считается успешным, когда движения ребенка становятся плавными. Ребенок должен хорошо контролировать свое тело и в равной мере качественно выполнять упражнения в быстром и в замедленном темпе. Только после того, как первые упражнения будут освоены, можно переходить к следующим.

На данный момент эта программа апробируется на старших группах. Занятия проводятся ежедневно, коррекционный блок внедрен в утреннюю зарядку. Уже сейчас можно говорить о положительной динамике развития детей.  

В заключение хотелось бы отметить, что разнообразная и обширная работа, направленная на физическое развитие ребенка, несомненно даст хороший результат к началу школьного обучения, потому что «Ничто не происходит, пока не начинается движение» (А. Эйнштейн).

Литературу по данной теме вы можете найти по QR коду, представленному на экране.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК – ЗАЛОГ УСПЕХА В ШКОЛЕ Майя Николаевна Сорокина , учитель-дефектолог МБДОУ д / с №8, Амина Равильевна Долгих, учитель-дефектолог МБДОУ д / с №8

Слайд 3

ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ, ДИСКАЛЬКУЛИЯ ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ (СДВГ, тревожные и аффективные расстройства и т.д.)

Слайд 5

ЧТО? и ГДЕ? Демонстрация видео с вариантами дисгармоничного развития (видео по QR коду в приложении)

Слайд 6

«Хорошо сбалансированный ребенок. Движение и раннее развитие» Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа» Салли Годдард Блайт ЗАЧЕМ ? и КАК ?

Слайд 7

КАК ДЕЛАЕМ ЭТО МЫ?

Слайд 8

КУАР КОД



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТЫ

ДИСГАРМОНИЧНОГО

РАЗВИТИЯ

Внимание! Видео содержит цензуру!

C:\Users\754\Pictures\qr-code на виде к МК.gif



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ МАСТЕР-КЛАССА

«СБАЛАНСИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК – ЗАЛОГ УСПЕХА В ШКОЛЕ»

Салли Годдард Блайт.C:\Users\User\Downloads\IMG-20241020-WA0021.jpg

Сбалансированный ребенок

Как помочь ребенку, испытывающему трудности в обучении и поведении? Почему движение имеет столь важное значение в развитии ребенка? Как музыка влияет на развитие мозга детей? Какова роль сбалансированного питания в жизни ребенка? Ответы на эти и другие вопросы, волнующие сегодня и родителей, и педагогов, вы найдете в этом издании. В книге, блестяще написанной профессионалом, с научной точки зрения анализируется смысл древней мудрости «В здоровом теле – здоровый дух» и объясняется, почему двигательная активность в первые годы жизни ребенка необходима для развития чувства равновесия, формирования речи, способности к обучению, познавательной активности и эмоциональных реакций. Издание содержит комплекс упражнений для детей 3-6 лет, выполнение которых вместе с персонажами сказки доставит удовольствие и детям, и взрослым. Для педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.

Салли Годдард Блайт.C:\Users\User\Downloads\IMG-20241020-WA0022.jpg

Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа

Первое в России издание на русском языке известного автора-исследователя Салли Годдард-Блайт – психолога, директора Института Нейрофизиологической Психологии (Великобритания). Уникальность этой книги состоит в том, что в ней описывается методика, результативность которой подтверждена 40-летним исследовательским и практическим опытом автора, а также многолетним применением во многих школах Великобритании, Европы, США и других стран. В книге предоставлены диагностические тесты и развивающая двигательная программа, позволяющие выявить и скорректировать признаки нейромоторной незрелости у детей и взрослых, которые, в свою очередь, могут быть причиной многочисленных трудностей при обучении, а также тревожных и панических расстройств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческого пространства - залог успеха современной школы

В статье раскрываются  формы работы с одарёнными детьми, создание творческого пространства для подрастающего поколения....

Доклад на тему "Качественное образование - залог успеха школы"

Размышления на тему "Как же повысить качество образования?" Содержит мониторинг качества образования по классам за 1 и 2 четврти....

Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....

Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия

Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия.В данной статье рассказывается об основных принципах рационально (сбалансированного питания), наборе витаминов и полезных веществ в продукт...

Выступление на родительском собрании. Беседа с родителями на тему _ Воспитание в семье как залог успеха развития ребенка с ОВЗ

Большую часть своей жизни ребенок проводит со своими родными и близкими.  Правильное воспитание и благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья -залог...