Семинар-практикум «Обучение составлению загадок как один из методов развития речевого творчества»
методическая разработка

Теленченко Татьяна Анатольевна

В материале представлены алгоритмы составления загадок. Загадки развивают речь, смекалку, наблюдательность, воображение, мышление, учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка» д

дошкольное отделение № 7

Семинар-практикум

«Обучение составлению загадок

как один из методов

развития речевого творчества» 

Подготовили:

учителя-логопеды

Теленченко Т.А.,

Виноградова А.Н.


Семинар-практикум

«Обучение составлению загадок как один из методов

развития речевого творчества»

1. - Что такое загадка?

- Загадка – это краткое замысловатое выражение, которое характеризует, описывает какой-либо предмет или явление, но не называет его, и  которое нуждается в разгадке.

- Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.

- Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

- Зачем нужны загадки? Загадки учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Они развивают ум, смекалку, воображение, наблюдательность.

- В древности человек, знающий загадки, считался сильным, мудрым; знание загадок приносило человеку счастье и удачу.

Слайд 2 - Предварительная работа

          - Для того чтобы научить детей придумывать загадки, сначала работаем над характеристикой предметов по лексическим темам.

          = Играем в игры «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «Какой на ощупь?», «Где живет?», «Где растет?», «Что делает?» и т.д.

          2.   Символы-обозначения 

            Одновременно знакомим с обозначениями - символами

- Вспомним, какие используем символы, и что они означают.

Слайд 3,4  (Цвет, форма, размер, действие, какой на ощупь, вкус, детали и т.д.)

Слайд 5  - Работа с картинками.

Также при рассматривании картин закрепляем полученные знания

Вопросы: У кого есть рога, копыта, длинные уши?

Кто спит зимой?

Кто живет в норе, логове, дупле, берлоге?

Кто быстро бегает? Кто воет, рычит? И т.д. Слова: лиса, волк, зубр, белка, лось, заяц

Слайд 6   - Составим загадку, например, о лосе по модели № 1 «Какой? – Что (кто) бывает таким же» с помощью слов-признаков.

ЛИМОН

Какой?

Что (кто) бывает таким же?

желтый

Цыпленок, солнышко

Овальный

Банан

Кислый

Клюква, киви

ЛОСЬ

Какой?

Что (кто) бывает таким же?

Большой, могучий

Зубр, бык

Рогатый

Олень

длинноногий

Лошадь, аист

Слайд 7  - А теперь составим загадку о еже по модели № 2 «Что делает? – Что (кто) делает так же?» с помощью слов-действий.

ЕЖ

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Паровоз, самовар, чайник

Спит зимой

Медведь, барсук, бурундук

Собирает грибы

Белка

Слайд 8,9  - А сейчас все вместе попробуем составить загадку о мяче, о колобке.

Слайд 10  

           3. Дидактическая игра «Прочитай загадку» 

Давайте поиграем в игру «Прочитай загадку», я приготовила для вас загадки о дарах осени, о фруктах и овощах.

- В конверте спрятана картинка-отгадка.

- На конверте схема, надо прочитать ее и отгадать, изображение какого предмета в конверте.

В конвертах изображения объектов (4 шт.). На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» 

- Желтый, как банан, овальный, как киви, кислый, как клюква - лимон

- Оранжевая, но не тыква, треугольная, но не рожок мороженого, сладковатая, но не груша – морковь

- Фиолетовый, как слива, овальный, как кабачок, растет в огороде, но не огурец – баклажан

- Красный, как яблоко, круглый, как клубок, кисло-сладкий, но не апельсин - гранат

            2.6. Составление загадок по алгоритму с помощью пособия «Загадайка»

Лог. – Команды составляют загадки с помощью планшетов «Загадайка». Можно использовать и слова-признаки, и слова действия и добавляя слова-связки «как», «но не»

Н-р: Лиса 

Цвет – Рыжая, как белка.

Части тела – С пушистым хвостом, как у енота.

Действие – охотится на зайцев, но не волк.

Заяц

Цвет – Серый, но не мышь.

Размер – Маленький, но не бурундук.

Части тела – С длинными ушами, как у ослика.

Действие – Скачет, но не лягушка.

Звук – Плачет, но не маленький ребенок.

 

Медведь

Цвет – Коричневый, как шоколад.

Размер – Большой, могучий, как зубр.

Звук – Рычит, как лев.

Действие – Ходит неуклюже, как малыш.

Еж

На ощупь – Колючий, как кактус.

Размер – Маленький, как хомячок.

Звук – Пыхтит, как паровоз

Лог. Команды отлично справились с составлением загадок и отгадали их.

Загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей: обогащают словарный запас, развивают воображение и мышление, обогащают представления дошкольников об окружающем мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Обучение составлению загадок как один из методов развития речевого творчества» МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 7 Учителя-логопеды Теленченко Т.А., Виноградова А.Н.

Слайд 3

Обозначения цвет форма движение р азмер

Слайд 4

Обозначения в кус звук где растет ч асти тела

Слайд 6

Какой? Что (кто) бывает таким же?

Слайд 7

Что делает? Что (кто) делает так же?

Слайд 8

Мяч Как, но не Как, но не Как, но не

Слайд 9

Колобок как, но не как, но не как, но не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

как помочь  родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....

семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...

Семинар- практикум «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего возраста»

Семинар- практикум  «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей раннего  возраста»...

Семинар-практикум« Познавательно-речевое развитие дошкольников с помощью методов сказкотерапии »

Целью моей работы является повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ и знакомство с методами сказкотерапии....

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....