Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 дополнительный класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
РЕЧЬ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
(ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 дополнительного класса разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей, обучающихся 1 дополнительного класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речь-и-АК-1доп.кл-ФГОС2 | 53.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
1 дополнительный класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 дополнительного класса разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей, обучающихся 1 дополнительного класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей). У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах для обучающегося. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная коммуникация» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Краткая характеристика содержания учебного предмета
Раздел | Краткое содержание |
Раздел 1. Коммуникация. | Первичное знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Запоминание имени отчества учителя. Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания. Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Рассмотрение и обсуждениефотографий, рисунков, иллюстраций о зимних явлениях, побуждение детей к вербальным высказываниям. Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнятьигровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний. |
Импрессивная речь. | Использование средств невербальной коммуникации для обозначения предметов и объектов. Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь,). Участие в играх- имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. |
Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. | |
Экспрессивная речь. | Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (мама, папа, дети, класс, учитель). Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь). Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. |
Раздел 3. Чтение и письмо. | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметныеизображения, в названии которых имеется или не имеется звук А. Формирование зрительных эталонов буквы А: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание буквы из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. |
Связь учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Речь и альтернативная коммуникация», однако в наибольшей мере предмет способствует формированию следующих учебных действий:
Требования Стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся |
|
2. Формирование учебного поведения: | – направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) - фиксирует взгляд на звучащей игрушке
|
| - понимает жестовую инструкцию
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) – выполняет одноступенчатую инструкцию |
материалов |
|
образцу и по подражанию |
помощью педагога |
3. Формирование умения выполнять задание: – в течение определенного периода времени | – способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
| – при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца |
параметрами | – ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | – ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога – выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога |
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» изучается ежегодно, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрично и включает в себя следующие разделы:
- "Коммуникация",
- "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации",
-"Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
- Коммуникация с использованием вербальных средств.
Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
- Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
- Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
- Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Раздел «Чтение и письмо».
- Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
- Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 дополнительном классе формируются следующие личностные результаты:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта, обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Умение выражать благодарность (словом, предложением).
- Умение отвечать на вопросы словом (предложением).
- Умение задавать вопросы предложением.
- Умение поддерживать зрительный контакт с собеседником, соблюдать дистанцию (очередность) в разговоре.
- Умение прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание).
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью.
Импрессивная речь.
- Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.).
Экспрессивная речь.
- Умение называть (употреблять) слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.).
- Умение называть (употреблять) слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Умение называть (употреблять) слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро и др.).
- Умение называть (употреблять) слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Умение называть (употреблять) слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
- Умение сообщать собственное имя посредством напечатанного слова.
- Умение сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова.
- Умение использовать напечатанные слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
- Умение использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
- Умение выполнять графические действия с использованием элементов графем: печатание буквы А.
Начальные навыки чтения и письма.
- Умение выполнять написание буквы (А).
- Умение штриховать, обводить предметы по контуру.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- игровые методы;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение упражнений;
- наблюдение;
- работа с учебником, раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах, группах;
- оценивание своих учебных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Раздел 1. Коммуникация 6 ч. | ||||
1 | Установление контакта с собеседником, приветствие. | 1 | ||
2 | Меня зовут…. Реагирование на собственное имя | 1 | ||
3 | Урок-игра: «Это кто?» | 1 | ||
4 | Сказка про имена. | 1 | ||
5-6 | Привлечение к себе вниманиязвуком (словом, предложением). | 2 | ||
Раздел 2. Импрессивная речь | 9 ч. | |||
7 | Развитие словаря по теме «Семья». | 1 | ||
8-9 | Узнавание (различение) имёнчленов семьи. | 2 | ||
10- 11 | Узнавание учащихся класса. | 2 | ||
12- 13 | Узнавание и называние» слов категории «Семья». | 2 | ||
14- 15 | Узнавание (различение) школьных принадлежностей. | 2 | ||
Раздел 3. Экспрессивная речь | 6 ч. | |||
16 | Игра: «Повтори за мной» | 1 | ||
17- 18 | «Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | 2 | ||
19 | «Называние» простых позвуковому составу слов. | 1 | ||
20 | «Называние» своего имени. | 1 | ||
21 | Узнавание и называние» слов категории «Школа». | 1 | ||
Раздел 4. Чтение и письмо | 1 ч. | |||
22 | Развитие зрительного восприятия (конструирование). | 1 | ||
Раздел 5.Коммуникация 7 ч. | ||||
23- | Выражение своих желанийзвуком | 2 |
24 | (словом, предложением). | |||
25- 26 | Узнавание игрушек. | 2 | ||
27- 28 | Рассматривание сюжетныхкартинок «Зима», «Зимниезабавы». | 2 | ||
29 | Игра: «Общение» | 1 | ||
Раздел 6. Импрессивная речь | 3ч. | |||
30 | Обобщающая категория: «Игрушки» | 1 | ||
31 | Обобщающая категория: «Одежда. Обувь» | 1 | ||
32 | Сказка «Курочка Ряба». | 1 | ||
Раздел 7. Экспрессивная речь | 4ч. | |||
33 | Игра: «Послушай и повтори» | 1 | ||
34 | «Называние» слов категории «Игрушки». | 1 | ||
35 | «Называние» слов категории «Одежда. Обувь». | 1 | ||
36 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | ||
Раздел 8.Чтение и письмо. | 15 ч. | |||
37- 38 | Звук и буква Аа. | 2 | ||
39 | Рисование вертикальных линий от начальной точки. | 1 | ||
40 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки. | 1 | ||
41 | Рисование красками «Дорожкадля машины» | 1 | ||
42- 43 | Проведение горизонтальных и вертикальных линий. | 2 | ||
44- 45 | Праздник «Новый год» | 2 | ||
46- 47 | Повторение. Звук и буква А. | 2 | ||
48 | Зрительные упражнения с картинками «Покажи». | 1 | ||
49 | Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца. | 1 | ||
50 | Рисование вертикальных и горизонтальных линий подвум точкам. | 1 | ||
51 | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | 1 | ||
Раздел 9. Коммуникация 3 ч. | ||||
52 | Использование в речи этикетных выражений. | 1 | ||
53 | Поддержание диалога на заданную тему: поддержаниезрительного контакта с | 1 |
собеседником. | |||
54 | Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 1 | |
52 | Использование в речи этикетных выражений. | 1 | |
Раздел 10. Импрессивная речь 2 ч. | |||
55 | Обобщающая категория: «Животные» | 1 | |
56 | Обобщающая категория: «Птицы» | 1 | |
Раздел 11. Экспрессивная речь 3 ч. | |||
57 | «Называние» слов категории «Животные» | 1 | |
58 | «Называние» слов категории «Птицы» | 1 | |
59 | Игра: «Угадай кто?» | 1 | |
Раздел 12. Чтение и письмо 16 ч. | |||
60- 61 | Время года. Зима. | 2 | |
62- 63 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай». | 2 | |
64- 65 | Весна. Составление рассказапо сюжетным картинкам | 2 | |
66 | Рисование прямых наклонных линий в разных направленияхиз одной начальной точки. | 1 | |
67 | Рисование прямых наклонныхлиний в разных направлениях из одной начальной точки. | 1 | |
68 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам | 1 | |
69- 70 | Печатание букв А, У. | 2 | |
71 | Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года». | 1 | |
72 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. | 1 | |
73- 75 | Закрепление изученного материала. | 3 | |
Раздел 13. Импрессивная речь 6 | |||
76- 77 | Понимание слов, обозначающих действияпредмета. | 2 | |
78- 79 | Понимание слов, обозначающих признакпредмета. | 2 | |
80- 81 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. | 2 | |
Раздел 14. Экспрессивная речь 6 | |||
82- 84 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным | 3 | |
85- 87 | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | 3 |
Раздел 15. Чтение и письмо 12 | |||
88 | Повторение изученных буквы А. | 1 | |
89- 90 | Письмо линий по образцу. | 2 | |
91- 92 | Печатание элементов изученных букв. Печатание изученных букв. | 2 | |
93 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки" | 1 | |
94 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки" | 1 | |
95- 96 | Время года. Лето. | 2 | |
97- 99 | Обобщение изученного материала. Повторение | 3 | |
Итого: 99 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Музыка» 3-9 класс вариант II учебного плана Срок реализации: 7 лет
Рабочая программапо учебной дисциплине«Музыка» 3-9 классвариант II учебного планаСрок реализации: 7 лет...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общ...
Рабочая программа по по предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс для школы 8 типа
Рабочая программа по по предмету" Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс для школы 8 типа надомное обучение...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с УО Вариант 2
Основные задачи обучения грамматике и правописанию: -развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; -коррекция активно...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована педагогам, работающим с обучающимися с ТМНР (5-9 классы)
Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик детей с ТМНР, обучающихся по II варианту учебного плана. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» явл...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" с КТП для обучающихся индивидуально на дому...