Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» 1 дополнительный класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
"ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР"
1 ДОП. КЛАСС
(ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для 1 доп. класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ
«Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 доп. класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий-природный-мир-1-доп.кл-ФГОС2 | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
1 дополнительный класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для 1 доп. класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 доп. класса.
Важным аспектом обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой и неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Объекты неживой природы", "Временные представления".
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Окружающий природный мир» реализуется
через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений;
- включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" представлено следующими разделами:
- «Растительный мир»;
-«Животный мир»;
-«Объекты неживой природы»;
-«Временные представления».
Раздел «Растительный мир»:
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, банан, лимон) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание (различение) овощей (лук, морковь, капуста, помидор, огурец, картофель) по внешнему виду.
Раздел «Животный мир»:
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, кот, собака). Знание питания домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Раздел «Объекты неживой природы»:
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Раздел «Временные представления»:
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Узнавание (различение) дней недели. Узнавание (различение) месяцев. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад).
Связь учебного предмета «Окружающий природный мир» с базовыми учебными действиями
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению предмета «Окружающий природный мир» и включает следующие задачи:
Требования Стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию сгруппой обучающихся |
|
2. Формирование учебного поведения: | – направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
|
- умение выполнять инструкции педагога | - понимает жестовую инструкцию;
|
- использование по назначению учебных материалов |
|
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию |
помощью педагога. |
3. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени | – способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
- от начала до конца | – при организующей, направляющей помощи способен |
выполнить посильное задание от начала до конца. | |
- с заданными качественными параметрами | – ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
(словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Окружающий природный мир» изучается ежегодно с 1 доп. класса по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы:
- «Растительный мир»;
-«Животный мир»;
-«Объекты неживой природы»;
-«Временные представления».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, школьники учатся выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках окружающего природного мира в 1 доп. классе формируются следующие личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Элементарные представления о течении времени.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
- слушание учителя;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение упражнений, дидактических игр;
- наблюдение;
- работа с учебником, раздаточным материалом;
- прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Особенности развития детей с ТМНР не всегда позволяют этим детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении с другими людьми. Но, как и любые дети, они любят и хотят мастерить. Проявить себя творчески им трудно, потому что, встречаясь, дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают действовать индивидуально. Существует много различных классификаций проектов, но при обучении детей с ТМНР возможно использовать только творческий проект. Обучающиеся с ТМНР не могут самостоятельно выполнить творческий проект, поэтому ведущая роль отводится учителю. Учитель определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы. Учитель направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, тщательно продумывает задания. Важно, что бы они были не слишком трудными и выполнялись легко. А защита заключается в демонстрации продукта. Проект преследует конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. По мере выполнения работы интерес возрастает. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся и помогает повысить самооценку и веры в свои силы. При реализации проекта в обучении детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать их психолого-физиологические особенности.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 модуль. Золотая осень. | |||
1. | Человек и природа. | 1 | |
2. | «Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин. | 2 | |
3. | Одежда и обувь человека осенью. Одень куклу на прогулку. | 2 | |
4. | «Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Грибы | 3 | |
2 модуль. Природа осенью. | |||
5. | Какие бывают растения? Части дерева. (лист) (рисование, аппликации) | 2 | |
6. | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 2 | |
7. | А кто такие птички? (домашние и дикие) | 2 | |
8. | Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | |
9. | Занятия и труд людей осенью. | 2 | |
10 | Обобщающий урок "В гости к осени". | 1 | |
11. | В мире животных. | 1 | |
3 модуль. Зимушка-зима. | |||
12. | Сравнение зверей и птиц. | 1 |
13. | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 2 | |
14. | Одежда и обувь человека зимой. | 2 | |
15. | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | |
16. | Зимние забавы. | 2 | |
17. | Что делают растения зимой? Елка. | 1 | |
18. | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 3 | |
19. | Животные и птицы зимой | 1 | |
20. | Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | |
21. | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | |
22. | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | |
4 модуль. Природа и человек. | |||
23. | Природа и рукотворный мир. | 1 | |
24. | Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | |
25. | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | |
5 модуль. Весна, пришла! | |||
26. | Явления природы: солнце, ветер | 1 | |
27. | Оживает все кругом! | 1 | |
28. | Одежда и обувь весной. | 1 | |
29. | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 | |
30. | Жизнь птиц весной. | 2 | |
31. | Животные весной. | 2 | |
32. | В гости к Мухе-Цокотухе | 1 | |
33. | Труд людей весной. | 1 | |
34. | В саду и в огороде. | 1 | |
6 модуль. Повторение. | |||
35. | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | |
36. | Части суток. День-ночь. | 1 |
37. | Закрепление по теме "Животные". | 1 | |
38. | Закрепление по теме "Птицы". | 1 | |
39. | Закрепление по теме "Растения". | 1 | |
40. | Закрепление по теме "Явления природы". | 1 | |
41. | Скоро лето! | 2 | |
42. | Повторение материала | 2 | |
Итого: 66 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы &laqu...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС общего образования для обучающихся с уме...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий социальный мир" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающих...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" с КТП для обучающихся индивидуально на дому 5 класс...
Рабочая программа по учебному предмету Окружающий социальный мир с КТП
Рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету "Окружающий социальный мир" с КТП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 , 5 класс...