Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 1 дополнительный класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО АЛЬТЕРНОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1 ДОП. КЛАССС
(ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» для 1 доп. класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 1 доп. класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока, обозначены ЭОР. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Альтернативная коммуникация 1 доп.класс | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
1 дополнительный класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Цель обучения:
Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи обучения:
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
через:
Учёт воспитательного потенциала уроков.
Воспитательный потенциал предмета «Альтернативная коммуникация» реализуется
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Связь учебного предмета «Альтернативная коммуникация» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Альтернативная коммуникация», однако в наибольшей мере предмет «Альтернативная коммуникация» способствует формированию следующих учебных действий:
- Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Альтернативная коммуникация» изучается ежегодно с 1 доп. по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов):
- «Коммуникация с использованием невербальных средств»;
- «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»;
- «Чтение и письмо».
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Коммуникация с использованием невербальных средств включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами альтернативной коммуникации: мимикой, жестом, символом.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя мимику, жесты, символы. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.
Чтение и письмо.
Включает в себя работу по формированию предпосылок к осмысленному чтению и письму. Звуки речи.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I раздел. Коммуникация с использованием невербальных средств | |||
1 | Ознакомление со словом приветствия «здравствуйте» мимикой, жестом, символом. | 1 | |
2 | Упражнение в употреблении слов «привет», «здравствуйте» мимикой, жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
3 | Ознакомление со словом прощания «до свидания» мимикой, жестом, символом. | 1 | |
4 | Упражнение в употреблении слов «пока», «до свидания» мимикой, жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
5 | Ознакомление со словом «да», жестом и символом. | 1 | |
6 | Упражнение в употреблении слова «да» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
7 | Ознакомление со словом «нет», жестом и символом. | 1 | |
8 | Упражнение в употреблении слова «нет» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 |
9 | Ознакомление со словом «хорошо», жестом и символом. | 1 | |
10 | Упражнение в употреблении слова «хорошо» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
11 | Ознакомление со словом «плохо», жестом и символом. | 1 | |
12 | Упражнение в употреблении слова «плохо» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
13 | Ознакомление со словом «спасибо», жестом и символом. | 1 | |
14 | Упражнение в употреблении слова «спасибо» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
15 | Ознакомление со словом «пожалуйста», жестом и символом. | 1 | |
16 | Упражнение в употреблении слова «пожалуйста» жестом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | |
II раздел. Раздел- Развитие речи средствами невербальной коммуникации | |||
17 | Понимание названий предметов, связанных с ближайшим окружением, их назначение. Семья. | 1 | |
18 | Школа | 1 | |
19 | Игрушки | 1 | |
20 | Овощи | 1 | |
21 | Фрукты | 1 |
22 | Дикие животные | 1 | |
23 | Домашние животные | 1 | |
24 | Домашние птицы | 1 | |
25 | Времена года | 1 | |
26 | Одежда и обувь | 1 | |
27 | Мебель | 1 | |
28 | Посуда | 1 | |
29 | Продукты | 1 | |
30 | Транспорт | 1 | |
31 | Сказка «Репка» | 1 | |
32 | Сказка «Курочка Ряба» | 1 | |
III раздел Чтение и письмо | |||
33 | Неречевые звуки. Звуки вокруг нас. | 1 | |
34 | Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников). | 1 | |
35 | Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми | 1 |
36 | Упражнение в различении речевых и неречевых звуков | 1 | |
37 | Звук и буква Аа. | 1 | |
38 | Рисование вертикальных линий от начальной точки. | 1 | |
39 | Рисование горизонтальных линий от начальной точки. | 1 | |
40 | Рисование красками «Дорожка для машины» | 1 | |
41 | Звук и буква Уу. | 1 | |
42 | Праздник «Новый год» | 1 | |
43 | Повторение. Звук и буква А,У. | 1 | |
44 | Зрительные упражнения с картинками «Покажи». | 1 | |
45 | Рисование горизонтальных линий по начальной точке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца. | 1 | |
46 | Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. | 1 | |
47 | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | 1 | |
48 | Узнавание и различение образа буквы | 1 | |
Выделение буквы в начале слова | 1 |
49 | |||
50 | Время года. Зима. | 1 | |
51 | Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай». | 1 | |
52 | Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 | |
53 | Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. | 1 | |
54 | Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. | 1 | |
55 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам | 1 | |
56 | Печатание букв А, У. | 1 | |
57 | Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года». | 1 | |
58 | Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. | 1 | |
59 | Закрепление изученного материала | 1 | |
60 | Письмо линий по образцу. | 1 | |
61 | Печатание элементов изученных букв. Печатание изученных букв. | 1 | |
62 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Веселые ладошки" | 1 | |
63 | Дидактические игры, ситуативные упражнения | 1 |
64 | Дидактические игры, ситуативные упражнения: "Дорожки" | 1 | |
65 | Время года. Лето. | 1 | |
66 | Обобщение изученного материала. Повторение | 1 | |
67 | Закрепление пройденного материала | 1 | |
68 | Закрепление пройденного материала | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...