Конспект занятия на тему "Осень"
план-конспект
Конспект фронтального логопедического занятия в детском саду на тему "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Осень»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игра «Катины подарки».
Ход занятия
Деятельность логопеда | Деятельность детей | |||||||||||
Организационный момент | ||||||||||||
- Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая? - Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно? - Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. - По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, какого они цвета. - Скажите, а почему листья стали желтыми и красными? - Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Начался листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки. | - Солнечная. - Нет. Тепло. У меня желтый лист У меня красный лист и т.д. Дети. Наступила осень. | |||||||||||
Дыхательная гимнастика | ||||||||||||
Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи. | Выполняют упражнение | |||||||||||
Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме. | ||||||||||||
Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. Логопед организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь. - Давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке? - На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли? - Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре? - Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик? - Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек? - Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Обламывать ветки с деревьев нельзя. Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками? - Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение. Рассматривание картины «Осень в городе» - Кого вы видите на картине? - Куда идет мальчик? - Куда идет девочка с мамой? - Какая погода на улице? Как вы это поняли? - Как одеты дети и мама? - Почему они так тепло оделись? | - Детей - В лес - Ежика - На белочку - Листья, ветки - Корзинка - Мальчика и девочку с мамой - В школу - В садик - Дождливая - На улице холодно | |||||||||||
Координация речи с движением. Ритмическая пауза. | ||||||||||||
Упражнение «Осенью Логопед приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.
|
| |||||||||||
Формирование лексико-грамматических категорий | ||||||||||||
Игра «Какая погода?» - Если пошел дождь, значит погода какая? - Если на улице холодно, значит погода какая? - Если дует сильный ветер, значит погода какая? - Если выглянуло солнышко, значит погода какая? Игра «Большой-маленький» Лист - … Гриб - … Ягода - … Дерево - … Солнце - … Дождь - … Ветер - … Туча - … Игра «Скажи наоборот» - Летом солнце яркое, а осенью - … - Летом небо светлое, а осенью - … - Летом день длинный, а осенью - … - Летом тучки ходят высоко, а осенью - … - Летом листья на деревьях – зеленые, а осенью - … | - Дождливая - Холодная - Ветренная - Солнечная - Листик, листочек - Грибок, грибочек - Ягодка - Деревце - Солнце - Дождь - Ветерок - Тучка - Тусклое - Темное - Короткий - Низко - Желтые | |||||||||||
Развитие речевого слуха | ||||||||||||
Рассказ по картине «Ранняя осень» Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми. Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу. - Как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес? - Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке. | - Понравилась - Они увидели белочку. - А еще — ежика. - Они набрали много грибов. - А девочки собрали красивый букет. | |||||||||||
Упражнение в передаче ритмического рисунка слов. | ||||||||||||
Упражнение «Прохлопай слова». - А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты. - Рябина - Туча - Дуб - Ветер - Дерево | - Кус-ты - Ря-би-на - Ту-ча - Дуб - Ве-тер - Де-ре-во | |||||||||||
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. | ||||||||||||
Игра «Что перепутал художник?» Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки. - Посмотрите внимательно на картину, которую составил художник. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно? Дети находят допущенные художником ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна. - Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг. Упражнение «Четвертый лишний». - Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени. Спасательный круг, резиновые сапоги, плащ, зонт; Красные и желтые листья, зеленый лист Яблоко, груша, апельсин, морковь Дети в школе, собирают урожай, купаются в реке, прыгают по лужам | - Нет. Осенью нет снега. - Осенью нет клубники. - Медведь не спит в берлоге. - Зайчик не носит белую шубку. | |||||||||||
Итог занятия | ||||||||||||
- О чем разговаривали на занятии? - Что понравилось? - Что было трудным? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....