Конспект занятия на тему "Осень"
план-конспект

Толокнова Анастасия Владимировна

Конспект фронтального логопедического занятия в детском саду на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Осень»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игра «Катины подарки».

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

- Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

- Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

- Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает.

- По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, какого они цвета.

- Скажите, а почему листья стали желтыми и красными?

- Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Начался листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

- Солнечная.

- Нет. Тепло.

У меня желтый лист

У меня красный лист и т.д.

Дети. Наступила осень.

Дыхательная гимнастика

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

Выполняют упражнение

Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

Логопед организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь.

- Давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?

- На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

- Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

- Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

- Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

- Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Обламывать ветки с деревьев нельзя. Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

- Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение.

Рассматривание картины «Осень в городе»

- Кого вы видите на картине?

- Куда идет мальчик?

- Куда идет девочка с мамой?

- Какая погода на улице? Как вы это поняли?

- Как одеты дети и мама?

- Почему они так тепло оделись?

- Детей

- В лес

- Ежика

- На белочку

- Листья, ветки

- Корзинка

- Мальчика и девочку с мамой

- В школу

- В садик

- Дождливая

- На улице холодно

Координация речи с движением. Ритмическая пауза.

Упражнение «Осенью 

Логопед приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Поднимаются на носочки, поднимают перекрещенные руки

Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Приседают, держат руки на поясе.

Идут по кругу, высоко поднимая коле-ни

Формирование лексико-грамматических категорий

Игра «Какая погода?»

- Если пошел дождь, значит погода какая?

- Если на улице холодно, значит погода какая?

- Если дует сильный ветер, значит погода какая?

- Если выглянуло солнышко, значит погода какая?

Игра «Большой-маленький»

Лист - …

Гриб - …

Ягода - …

Дерево - …

Солнце - …

Дождь - …

Ветер - …

Туча - …

Игра «Скажи наоборот»

- Летом солнце яркое, а осенью - …

- Летом небо светлое, а осенью - …

- Летом день длинный, а осенью - …

- Летом тучки ходят высоко, а осенью - …

- Летом листья на деревьях – зеленые, а осенью - …

- Дождливая

- Холодная

- Ветренная

- Солнечная

- Листик, листочек

- Грибок, грибочек

- Ягодка

- Деревце

- Солнце

- Дождь

- Ветерок

- Тучка

- Тусклое

- Темное

- Короткий

- Низко

- Желтые

Развитие речевого слуха

Рассказ по картине «Ранняя осень»

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

- Как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?

- Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

- Понравилась

- Они увидели белочку.

- А еще — ежика.

- Они набрали много грибов.

- А девочки собрали красивый букет.

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

Упражнение «Прохлопай слова».

-  А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты.

- Рябина

- Туча

- Дуб

- Ветер

- Дерево

- Кус-ты

- Ря-би-на

- Ту-ча

- Дуб

- Ве-тер

- Де-ре-во

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Игра «Что перепутал художник?»

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

- Посмотрите внимательно на картину, которую составил художник. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные художником ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна.

- Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

Упражнение «Четвертый лишний».

- Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

Спасательный круг, резиновые сапоги, плащ, зонт;

Красные и желтые листья, зеленый лист

Яблоко, груша, апельсин, морковь

Дети в школе, собирают урожай, купаются в реке, прыгают по лужам

- Нет. Осенью нет снега.

- Осенью нет клубники.

- Медведь не спит в берлоге.

- Зайчик не носит белую шубку.

Итог занятия

- О чем разговаривали на занятии?

- Что понравилось?

- Что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....