Ежедневные планы по бытовому труду (34 часа)
календарно-тематическое планирование

Инна Викторовна Филатова

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

Цель   программы   по предмету  «Хозяйственно-бытовой труд» направлена на формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

В рамках поставленной цели решается следующая задача: формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания).

Кроме того, в ходе умелой организации обучения бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления  навыков  коммуникации; воспитания волевых качеств,   желания трудиться, веры в свои и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytovoy_trud.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ежедневные планы занятий по бытовому труду (34ч)

1.

Тема. Уход за спальным местом

Цель: познакомить детей с гигиеническими правилами ухода за спальным местом. формирование знаний о культурно-гигиенических правилах содержания спального места и закрепление полученных знаний на практике;

Оборудование: кровати, постельные принадлежности, комплекты чистого постельного белья.

Скрипнув для порядка,

Кровать сказала кратко:

- Что может быть милее сна?

Где можно отдохнуть сполна?

Конечно на кровати.

А если жить с мною дружно

То в кино ходить не нужно!

Лёг, заснул, смотри кино.

Тебе ведь нравится оно?!

  1. Стандарты по СанПину по содержанию кровати.
  2. Разобрать алгоритм по заправке кровати
  3. Практическая работа

Конкурс «Самая уютная кровать»

2.

Тема. Протирание пыли.

Цель: формирование умения находить нужный инструмент, приспособления, средства для уборки помещения

Оборудование: ведро, салфетки для вытирания пыли, средства для уборки

Ребята, сегодня случилась беда! Злая Пыль напала на наши полки!

- Нашим полкам с игрушками нужна помощь иначе игрушки будут кашлять от пыли на полках

-Вы ведь не хотите, чтобы они ушли от нас?! Поможем им ребята?

  1. Инструменты и средства для уборки
  2. Последовательность этапов уборки.
  3. Практическая деятельность

Конкурс «Наведи порядок на своей полке»

Пыль летит на всю квартиру,

Собираясь в облака -

Нынче праздник Мойдодыра,

Праздник тряпки и совка!

Подметаются бумажки

Из-под нашего стола,

Паучки-жучки-букашки,

Марш из дальнего угла!

А теперь чихнуть желаем:

"Пчихи!", - чихнули восемь раз,

"Пчихи!" - и снова пометаем...

Чем? Ответь-ка мне сейчас...

3.

Тема. Подметание пола.

Цель: формирование умения находить нужный инструмент, приспособления, средства для уборки помещения

Оборудование: веник, совок, пылесос, средства для уборки

Трали-вали, тили-тили,

Мы за веником ходили

И смотрели, чтобы он

Аккуратно вымел сор.

Тили-тили, трали-вали,

Тряпки мы в ведре купали

И возили по квартире

Как свои автомобили.

А проворные ладошки

Сполоснули чашки, ложки...

В результате чистота

К нам домой пришла. Вот так!

  1. Презентация «Уборка помещения. Подметание пола.
  2. Беседа «Причины болезней, связанных с пылью»
  3. Инструменты и средства для уборки
  4. Алгоритм подметания пола.
  5. Практическая деятельность

Конкурс «Подметем свою веранду»

4.

Тема. Мытье пола.

Цель: формирование умения находить нужный инструмент, приспособления, средства для уборки помещения

Оборудование: ведро, салфетки для мытья пола, средства для уборки, швабра.

Эмоциональный настрой

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!

  1. Презентация «Виды покрытия пола»
  2. Инструменты и средства для мытья полов.
  3. Ознакомление с инструкциями моющих средств.
  4. Практическая работа «Мытье пола, покрытого линолеумом»

 Конкурс «Моем чисто пол»

5 -6

Тема. Ежедневная уборка помещения.

Цель: формирование и отработка последовательности выполнения ежедневной уборки помещения

Оборудование: ведро, салфетки для пыли и пола, веник, совок, швабра, пылесос, моющие средства.

Скажите, правильно ли поступают люди:

Когда в ботинках вся семья

Гуляет по паркету? (Нет)

И в квартире мыли пол

Только прошлым летом? (Нет)

Когда игрушки на полу

Лежат горой огромной (Нет)

Когда одежду перед сном

Бросают в угол тёмный (Нет)

Когда никто не моет рук

Без пятен нет рубашек (Нет)

И ловит вялых мух паук

Среди кастрюль и чашек (Нет)

Если мусор из кармана

Прямо на пол выгребать (Нет)

Если кожуру банана

Мимо мусора бросать (Нет)

  1. Повторение алгоритмов уборки.
  2. Практическая работа

Несколько советов:

Каждый день чистые вещи убирай в шкаф, а грязные – в корзину для белья, которые надо стирать.

Книжки, дискеты, кассеты ставь на полку, игрушки убирай в коробку.

Для мелкого мусора заведи специальную коробочку, и каждый вечер высыпай его в общее мусорное ведро.

Приучи себя ставить все предметы на привычное место.

Уборку комнаты начинай с вытирания пыли. Это лучше делать специальной салфеткой.

Почистить кресла, диван, стулья пылесосом или влажной щеткой.

Пропылесось в комнате и протри полы влажной салфеткой.

7-8

Тема. Генеральная уборка помещения

Цель: формирование и отработка последовательности выполнения генеральной уборки помещения

Оборудование: ведро, салфетки для пыли и пола, веник, совок, швабра, пылесос, моющие средства

Грязно в доме, много пыли,

Паутина по углам.

Молоко на пол разлили,

Запустенье – стыд и срам!

 

Срочно нужно взять метёлку,

Тряпку и ведро воды,

Протереть с цветами полку,

И затем полить цветы.

Мусор весь собрать в корзину,

Хлам ненужный унести.

И конечно, обязательно –

Пол на кухне подмести.

Разобрать скорей завалы,

Чтобы свет в свой дом впустить,

Чтобы было все красиво,

Просто надо все помыть!

  1. Презентация «Генеральная уборка»
  2. Наши помощники (инструменты и приспособления для уборки)
  3. Алгоритм действий по генеральной уборке.
  4. Уборка группы

Конкурс «Вопросы и ответы»

Наведем порядок в группе.

9 -10

Тема. Чистка одежды

Цель: знакомство с инструментами, приспособлениями, техникой, средствами для ухода за вещами.

Оборудование: щетка,

Загадки об одежде

1. Презентация "Одежда. Уход за одеждой"

2.Уход за брюками и рубашками (юбки, платья)

3. Уход за одеждой – стирка.

4. Хранение вещей.

Игра «Одевайся правильно».  

11,12

Тема. Ручная стирка одежды

Цель: 

Оборудование: Моющие средства для стирки белья. (Мыло, порошок)

В. Лифшиц «Неряха»

Тротуар ему не нужен:

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно –

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином И расстегнут воротник?

Кто он – этот ученик?

  1. Моющие средства для стирки белья. (Мыло, порошок)
  2. Стирка мелких вещей (носки, кухонное полотенце, кухонная прихватка).
  3. Практическая работа.

Стирка носков, носовых платков.

13-15

Тема. Машинная стирка

Цель: 

Оборудование: Моющие средства для стирки белья. (Мыло, порошок)

Логоритмическое упражнение «Стирка»

  1. Презентация «Машинная стирка»
  2. Алгоритм действий по работе со стиральной машинкой.
  3. Моющие средства для стирки белья. (Мыло, порошок)
  4. Знакомство с профессией прачки.

Экскурсия в прачечную

16-18

Тема. Глажение одежды

Цель: формирование умения находить нужный инструмент, технику для ухода за вещами.

Оборудование: утюг, отпариватель ручной, гладильная доска, пулевизатор

Утюг — самый добрый электроприбор,

На гладкой ладошке его есть узор.

Легко он с помятостью сладит —

Возьмет и ладошкой погладит,

Скользя по одежде проворно и ловко.

Утюг не погладит детей по головке,

Ведь слишком горячая эта ладошка,

Пускай себе ласково гладит одёжку!

Шемякина Н.

  1. Презентация «Утюг. Правила пользования утюгом.»
  2. Правила техники безопасности при работе с утюгом.
  3. Глажение небольших вещей из хлопчатобумажных тканей (носовой платок, косынка, фартук, полотенце).

Экскурсия в прачечную

Работа по сюжетным картинкам.

19.

Тема. Уход за обувью

Цель: формирование отдельных действий по уходу за обувью

Оборудование: обувные щетки, губки для обуви, салфетки для обуви, крем для обуви

Считалка про обувь.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

  1. Презентация «Обувь и ее виды»
  2. Сезонная обувь.
  3. Игра «Найди пару»
  4. Алгоритм ухода за обувью.

Экскурсия в обувную мастерскую

20

Тема. Хранение одежды и обуви

Цель: формирование отдельных действий по уходу за вещами.

Оборудование: сюжетные картинки, картинки разных видов одежды, бумажные куклы с одеждой, трафареты одежды, мяч, таблички со словами.

Рассказ «Как одежда разбежалась по комнате»

  1. Беседа «Как появилась одежда»
  2. Алгоритм хранения одежды.
  3. Алгоритм хранения обуви.
  4. Складывание и размещение одежды в платяной шкаф.

Работа по сюжетным картинкам.

Игра «Разложи одежду по полкам».

21.

Тема. Сервировка стола

Цель: формирование и отработка специфических навыков при сервировке стола

Оборудование: скатерть, салфетки, столовый набор, презентация

К. Нефедова "Для чего нужна посуда"

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут!

  1. Презентация «Сервировка стола»
  2. Беседа «Культура поведения за столом»
  3. Практическая работа

Игра «Накрываем стол к празднику»

22,23

Тема. Уборка посуды

Цель: Формирование и отработка специфических навыков, необходимых для мытья посуды

Оборудование: посуда, средства для мытья, губка

К.Чуковский «Федорино горе»

  1. Просмотр презентации «Виды посуды».
  2. Этапы мытья посуды
  3. Практическая деятельность.

Игра «Рассортируй посуду для мытья»

24,25

Тема. Мытье посуды

Цель: формирование и отработка последовательного мытья посуды

Оборудование: картинки по теме, карточки с ответами, губка, чистящее средство (сода)

Игровая ситуация «К нам гости пришли»

  1. Этапы мытья посуды.
  2. Практическая деятельность.

Игра «Моем посуду»

26-28

Тема. Пользование кухонными инструментами

Цель: знакомство с кухонными инструментами, приспособлениями, техникой; формирование и отработка специфических навыков, необходимых для использования кухонных инструментов, приспособлений, техники.

Оборудование: образцы столовой посуды и кухонной утвари.

Загадки о посуде, кухонной утвари

  1. Презентация «Виды посуды»
  2. Разновидность кухонной утвари.
  3. Техника безопасности при использовании кухонными приспособлениями

Игра «Разбери посуду по полкам»

29-31

Тема. Пользование кухонными электроприборами

Цель: формирование и отработка специфических навыков, находить нужный кухонный инструмент, приспособление, технику

Оборудование: предметные карточки с изображением кухонных электроприборов.

Загадки о кухонной технике, электроприборах

  1. Последовательное использование кухонных приспособлений
  2. Техника безопасности при работе с электроприборами.
  3. Практическое занятие

 Игра «Сделай коктейль, смузи»

 Готовим бутерброд

32-34

Тема. Приготовление блюд

Цель: формирование и отработка последовательности приготовления блюда

Оборудование: мультиварка, столовые приборы, овощи

Загадки о блюдах

  1. Приготовление первых блюд
  2. Приготовление вторых блюд
  3. Приготовление компота
  4. Приготовление салата.
  5. Техника безопасности при работе

Салат «Винегрет»

Борщ, гороховый суп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневный план работы социального педагога

В помощь начинающим социальным педагогам, удобная форма для заполнения. Позволяет сыкономить время и расписать план мероприятий на весь учебный год. Вполне может заменить ежедневник....

ежедневный план

В помощь воспитателю. План составлен в соответствии режимных моментов, можно использовать как образец....

Ежедневный план работы администратора

Очень удобная форма, попробуйте....

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»

Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...

Ежедневный план работы

ежедневный план работы рекомендован воспитателям, работающим с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ.(9 класс)...

Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» «Бытовая самостоятельность»

Материалы предназначены для коррекционно-развивающей работы  с детьми с нарушениями интеллекта...

Ежедневные планы занятий по ИГРЕ 2 го уровня (68 часов)

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является вед...