Взаимодействие в развитии ЧК детей
статья
Вопрос преемственности и взаимодействия в обучении является важнейшей проблемой образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие в развитии читательской компетентности
у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего и среднего звена.
Представьте такую картину: ребёнок сидит у телевизора, с телефоном или за компьютером. Какая проблема может скрываться за этой привычной картиной из жизни? Здесь кроется серьёзное противоречие:
- с одной стороны, компьютерная грамотность, с другой, речевая безграмотность;
- умение быстро найти любую информацию и неспособность её проанализировать, выбрать важное, понять суть;
- желание общаться «виртуально» и трудности в организации живого диалога со сверстниками.
В чём причина такого противоречия? Причина кроется в следующем:
- отсутствие условий, требующих от детей речевой активности;
- снижение требований соблюдения грамматических норм;
- бедный словарный запас, низкий уровень читательской культуры.
Современная действительность диктует свои правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и правил, сколько получение обобщённых знаний и навыков, позволяющих эффективно решать конкретные жизненные проблемы. Основная идея образовательной программы в соответствии с ФГОС - переориентация учебного пространства от обучающегося «знающего» к «умеющему». Главное – не объём сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.
ФГОС определяет компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся и читательская компетентность (совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях) является одной из ключевых.
Чтение – базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры.
Проблема становления навыка чтения и полноценного понимания текста – одна из самых острых проблем обучения и её успешное решение во многом зависит от уровня овладения ими детьми. У обучающихся, страдающих нарушениями чтения и письма, имеются явные недостатки ориентирования во времени и пространстве, часто приводящие к возникновению трудностей в усвоении образовательной программы. Слабочитающие дети в младшем звене, перейдя в среднее звено школы, будут если не тонуть, то захлёбываться в потоке учебной информации. Отсюда проблемы в изучении предметов литература, история, география и т.д.
Что мешает младшим школьникам успешно овладеть начальными этапами чтения? Чаще всего это недостаточная сформированность высших психических функций (произвольная регуляция, воображение, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный и операционные компоненты, пространственные представления).
Среди детей с ОВЗ категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная и неоднородная по составу. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно с нормативными сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной коррекционной помощи.
Вопрос преемственности и взаимодействия в обучении является важнейшей проблемой образования. Основная цель дошкольного образования – всестороннее развитие детей, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями, обеспечивающее общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению. В начальной школе – продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. В среднем и старшем звене – расширение и углубление учебных знаний и навыков, подготовка к профессиональному обучению. Почему тогда возникает эта проблема?
Для успешной реализации принципа преемственности и взаимодействия младшего и среднего звена школы в вопросах развития читательской компетенции обучающихся с ОВЗ (ЗПР) необходимы следующие условия:
- знание учителями среднего звена методики и программы обучения, особенностей развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
- единые принципы и подходы при выполнении учебных заданий различного предметного содержания;
- владение учителями всех учебных предметов приёмами и методами текстовой деятельности;
- систематическое развитие и коррекция недостаточно сформированных умений и навыков, регулярное закрепление и систематизация знаний;
- формирования у обучающихся читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний;
- предупреждение возможных трудностей в обучении с помощью различных игровых приёмов и методов.
Современное качество образования в соответствии с ФГОС определяется уровнем овладения обучающимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-22373-1535884326.jpg)
статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"
статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-223650-1382532031.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУРДОПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СУРДОПЕДАГОГА...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466686-1406711852.jpg)
«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-221612-1473009781.gif)
«Взаимодействие специалистов в сопровождении детей с нарушениями речи».
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...
«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/18/picture-1484387-1695024571.jpg)
Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1004832-1517651628.jpg)
Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно ...