ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУРДОПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ
статья по теме
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СУРДОПЕДАГОГА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samara_1.doc | 24 КБ |
samara_1.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектолог Варламова О. А.
статья(выступление)
Взаимодействие дефектолога с семьями детей, перенесшими кохлеарную имплантацию
В нашей стране существует сложившаяся система коррекционного образования. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха осуществляется на основе специальных (коррекционных) программ образовательных учреждений I, II видов. Эти программы были разработаны и успешно применялись на протяжении многих десятилетий прошлого века.
За последние пятнадцать лет формы привлечения родителей к участию в программах обучения детей с ОВЗ претерпели значительные изменения. До определенного времени родители непосредственного участия в процессе обучения не принимали. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществлялось до конца восьмидесятых годов ХХ века в системе школа-
-интернат. Однако, сейчас немаловажная роль отводится семье. Дефектологам хорошо известны мнения родителей о специальном образовании. Они не всегда однозначны, часто противоречивы. Практика показывает, что успех в специальном воспитании детей с нарушением слуха достигается в тех учреждениях где реализуется тесное сотрудничество с семьей воспитанника(Богданова Т. Г., 2002). Общество осознало, что учреждения образования лишь дополняют семейное воспитание и сегодня семье необходимо помочь и воспитать ребенка с ОВЗ.
Целью данной статьи является разработка системы мероприятий направленных на оптимизацию взаимодействия дефектолога и родителей детей, перенесшими кохлеарную имплантацию.
Семья — это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать окружающее, практически познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью(Доман Г.,1998).
Ребенок с нарушением слуха, если он воспитывается не в детском доме или интернате, обычно проводит в семье большую часть времени. Поэтому семья должна играть немаловажную роль в воспитании и обучении. Включение родителей и родственников в систему работы учреждения, установление деловых контактов с семьей, знакомство членов семьи с характером обучения и его перспективой определяет эффективность коррекционно-
-развивающего обучения и воспитания. Глухой ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни( П. А. Янн, 2003).
Много лишается человек, никогда не слышавший голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И все-таки потеря слуха не была бы таким бедствием для человека, если бы не приводила к немоте, и если бы в результате этих двух взаимосвязанных дефектов не нарушалось полноценное общение глухого человека с окружающими (Б. Д. Корсунская, 1970).
В проведенном нами педагогическом исследовании приняли участие родители и дети, посещающие кабинет речевой реабилитации, функционирующий на базе ГБОУ ЦДК (Сызрань). В данной группе возраст родителей 29-42 года. 34% родителей имеют высшее образование. Большинство мам непосредственно занимаются воспитанием(не работают). Данные получены из социальных карт и бесед родителей.
Следующим шагом в нашей работе было проведено анкетирование родителей (Осведомленность родителей о направлениях коррекционно-педагогической работы в учреждении). В результате проведенной анкеты мы выявили, что родители не совсем осознают суть проведения музыкально ритмических и общеразвивающих занятий. Так же данные анкеты показали что систематическое обучение началось только при поступлении в кабинет по реабилитации после кохлеарной имплантации или специальное(коррекционное) учреждение для детей с нарушением слуха. Исходя из результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
-родители знают причину нарушения слуха своего ребенка и согласны сотрудничать на основании Договора о сотрудничестве родителей и ЦСО;
-большинство родителей не знают о направлениях коррекционной работы, которая осуществляется в отношении их ребенка.
-большинство родителей мало уделяет внимания формированию произношения и развитию слухового восприятия дома, ссылаясь на нехватку времени;
-родители нерегулярно выполняют рекомендации специалистов.
Свою работу по взаимодействию с родителями представим в виде таблицы.
Таблица 1 Осуществление методической работы с родителями
№ | Этапы работы | Задачи | Содержание | Методы и приемы |
1 | Первичное ознакомление с обязательным минимум знаний в области сурдопедагогики и языкознания | -Вооружение родителей необходимым минимум знаний по сурдопедагогике и языкознанию -привлечение родителей к организации и проведению занятий, направленных на расширение полученных знаний | -Обеспечение родителей памятками и буклетами по специальной тематике -составление краткого опорного конспекта | -Первичная консультация семьи. -проведение родительского собрания по результатам первичной диагностики |
2 | Обеспечение родителей необходимым речевым материалом согласно этапу обучения ребенка | -ознакомление с содержанием программы обучения на определенном этапе речевой реабилитации -получение кратких тьюторских карт на каждые 2 недели занятий -ежедневная отработка речевого материала | -домашний просмотр материалов на цифровых носителях -работа в индивидуальной тетради -работа в тематическом альбоме | 1. Разработка кратких альбомов-презентаций 2. Интерпритация результатов работы |
3 | Обеспечение родителей комплексом необходимых упражнений при формировании голоса и правильного дыхания | 1. обучение элементарным приемам над голосом и дыханием. | - посещение родителям индивидуальных занятий сурдопедагога. - работа над содержанием этапов занятия | - индивидуальные беседы с родителями -консультации по запросу |
С определенного момента родители получают особый комплекс методической помощи сразу после проведения операции. Однако, не все умеют им правильно воспользоваться. А ведь комплекс состоящий из 4 тетрадий и специальных рекомендаций для родителей детей, перенесших кохлеарную имплантацию достаточно полно освещает вопросы речевой реабилитации и в методических рекомендациях четко прописано, что не стоит подменять занятия дефектологов, а нужно ежедневно заниматься необходимой работой для того, чтобы ребенок был включен в среду речевого семейного общения.
Литература
Богданова Т. Г. Сурдопсихолгия.- М., Академия, 2002
Доман Г. Как научить ребенка читать. - М., Аквариум, 1998
Корсунская Б. Д. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Просвещение,1970
Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Академия, 2003
Предварительный просмотр:
Дефектолог Варламова О. А.
статья(выступление)
Взаимодействие дефектолога с семьями детей, перенесшими кохлеарную имплантацию
В нашей стране существует сложившаяся система коррекционного образования. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха осуществляется на основе специальных (коррекционных) программ образовательных учреждений I, II видов. Эти программы были разработаны и успешно применялись на протяжении многих десятилетий прошлого века.
За последние пятнадцать лет формы привлечения родителей к участию в программах обучения детей с ОВЗ претерпели значительные изменения. До определенного времени родители непосредственного участия в процессе обучения не принимали. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществлялось до конца восьмидесятых годов ХХ века в системе школа-
-интернат. Однако, сейчас немаловажная роль отводится семье. Дефектологам хорошо известны мнения родителей о специальном образовании. Они не всегда однозначны, часто противоречивы. Практика показывает, что успех в специальном воспитании детей с нарушением слуха достигается в тех учреждениях где реализуется тесное сотрудничество с семьей воспитанника(Богданова Т. Г., 2002). Общество осознало, что учреждения образования лишь дополняют семейное воспитание и сегодня семье необходимо помочь и воспитать ребенка с ОВЗ.
Целью данной статьи является разработка системы мероприятий направленных на оптимизацию взаимодействия дефектолога и родителей детей, перенесшими кохлеарную имплантацию.
Семья — это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать окружающее, практически познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью(Доман Г.,1998).
Ребенок с нарушением слуха, если он воспитывается не в детском доме или интернате, обычно проводит в семье большую часть времени. Поэтому семья должна играть немаловажную роль в воспитании и обучении. Включение родителей и родственников в систему работы учреждения, установление деловых контактов с семьей, знакомство членов семьи с характером обучения и его перспективой определяет эффективность коррекционно-
-развивающего обучения и воспитания. Глухой ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни( П. А. Янн, 2003).
Много лишается человек, никогда не слышавший голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И все-таки потеря слуха не была бы таким бедствием для человека, если бы не приводила к немоте, и если бы в результате этих двух взаимосвязанных дефектов не нарушалось полноценное общение глухого человека с окружающими (Б. Д. Корсунская, 1970).
В проведенном нами педагогическом исследовании приняли участие родители и дети, посещающие кабинет речевой реабилитации, функционирующий на базе ГБОУ ЦДК (Сызрань). В данной группе возраст родителей 29-42 года. 34% родителей имеют высшее образование. Большинство мам непосредственно занимаются воспитанием(не работают). Данные получены из социальных карт и бесед родителей.
Следующим шагом в нашей работе было проведено анкетирование родителей (Осведомленность родителей о направлениях коррекционно-педагогической работы в учреждении). В результате проведенной анкеты мы выявили, что родители не совсем осознают суть проведения музыкально ритмических и общеразвивающих занятий. Так же данные анкеты показали что систематическое обучение началось только при поступлении в кабинет по реабилитации после кохлеарной имплантации или специальное(коррекционное) учреждение для детей с нарушением слуха. Исходя из результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
-родители знают причину нарушения слуха своего ребенка и согласны сотрудничать на основании Договора о сотрудничестве родителей и ЦСО;
-большинство родителей не знают о направлениях коррекционной работы, которая осуществляется в отношении их ребенка.
-большинство родителей мало уделяет внимания формированию произношения и развитию слухового восприятия дома, ссылаясь на нехватку времени;
-родители нерегулярно выполняют рекомендации специалистов.
Свою работу по взаимодействию с родителями представим в виде таблицы.
Таблица 1 Осуществление методической работы с родителями
№ | Этапы работы | Задачи | Содержание | Методы и приемы |
1 | Первичное ознакомление с обязательным минимум знаний в области сурдопедагогики и языкознания | -Вооружение родителей необходимым минимум знаний по сурдопедагогике и языкознанию -привлечение родителей к организации и проведению занятий, направленных на расширение полученных знаний | -Обеспечение родителей памятками и буклетами по специальной тематике -составление краткого опорного конспекта | -Первичная консультация семьи. -проведение родительского собрания по результатам первичной диагностики |
2 | Обеспечение родителей необходимым речевым материалом согласно этапу обучения ребенка | -ознакомление с содержанием программы обучения на определенном этапе речевой реабилитации -получение кратких тьюторских карт на каждые 2 недели занятий -ежедневная отработка речевого материала | -домашний просмотр материалов на цифровых носителях -работа в индивидуальной тетради -работа в тематическом альбоме | 1. Разработка кратких альбомов-презентаций 2. Интерпритация результатов работы |
3 | Обеспечение родителей комплексом необходимых упражнений при формировании голоса и правильного дыхания | 1. обучение элементарным приемам над голосом и дыханием. | - посещение родителям индивидуальных занятий сурдопедагога. - работа над содержанием этапов занятия | - индивидуальные беседы с родителями -консультации по запросу |
С определенного момента родители получают особый комплекс методической помощи сразу после проведения операции. Однако, не все умеют им правильно воспользоваться. А ведь комплекс состоящий из 4 тетрадий и специальных рекомендаций для родителей детей, перенесших кохлеарную имплантацию достаточно полно освещает вопросы речевой реабилитации и в методических рекомендациях четко прописано, что не стоит подменять занятия дефектологов, а нужно ежедневно заниматься необходимой работой для того, чтобы ребенок был включен в среду речевого семейного общения.
Литература
Богданова Т. Г. Сурдопсихолгия.- М., Академия, 2002
Доман Г. Как научить ребенка читать. - М., Аквариум, 1998
Корсунская Б. Д. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Просвещение,1970
Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Академия, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.
В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....
Психолого-педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Инновации в образовании....
Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью
Правила поведения при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.Памятка педагогу при псещении семьи ребёнка с ОВЗ.Соблюдение условий при посещении семьи ребёнка с ОВЗ...
Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Доклад и презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....
КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог
Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...
Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»
Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...
Доклад Динамическая и педагогическая классификация детей с кохлеарной имплантацией
Доклад Динамическая и педагогическая классификация детей с кохлеарной имплантацией...