ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУРДОПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ
статья по теме

Варламова Оксана Анатольевна

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СУРДОПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samara_1.doc24 КБ
Microsoft Office document icon samara_1.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектолог Варламова О. А.

статья(выступление)

Взаимодействие  дефектолога с семьями  детей, перенесшими кохлеарную имплантацию

      В нашей стране существует сложившаяся система коррекционного  образования. Воспитание и обучение детей с нарушением  слуха осуществляется на основе  специальных (коррекционных) программ образовательных  учреждений I, II  видов. Эти программы  были разработаны и успешно применялись  на протяжении  многих   десятилетий  прошлого века.

         За последние пятнадцать лет формы привлечения  родителей к участию в программах обучения детей с ОВЗ претерпели значительные изменения. До определенного времени  родители непосредственного участия в процессе обучения не принимали. Обучение и воспитание  детей с нарушением  слуха осуществлялось до конца  восьмидесятых годов ХХ века  в системе школа-

-интернат. Однако, сейчас  немаловажная роль  отводится  семье. Дефектологам  хорошо известны  мнения родителей о специальном образовании. Они не всегда однозначны, часто противоречивы. Практика показывает, что успех  в специальном  воспитании детей  с нарушением  слуха достигается  в тех учреждениях  где реализуется тесное сотрудничество  с семьей воспитанника(Богданова Т. Г., 2002). Общество осознало, что учреждения образования лишь дополняют семейное воспитание и сегодня семье необходимо помочь и воспитать ребенка с ОВЗ.

    Целью данной статьи  является разработка системы мероприятий направленных на оптимизацию  взаимодействия  дефектолога и родителей  детей, перенесшими кохлеарную имплантацию.

         Семья — это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать окружающее, практически  познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью(Доман Г.,1998).

Ребенок с нарушением слуха, если он воспитывается не в детском доме или интернате, обычно проводит  в семье большую часть времени. Поэтому семья должна играть немаловажную роль  в воспитании и обучении.  Включение  родителей  и родственников   в систему  работы учреждения, установление  деловых  контактов  с семьей,  знакомство  членов семьи  с характером  обучения и его перспективой  определяет  эффективность  коррекционно-

-развивающего  обучения и воспитания. Глухой ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое   миру, которому  необходимо воспитание  как помощь в жизни( П. А.  Янн, 2003).

       Много лишается человек, никогда  не слышавший голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И все-таки  потеря слуха  не была бы таким бедствием для человека, если бы не приводила к немоте, и если бы  в результате  этих  двух взаимосвязанных дефектов  не нарушалось  полноценное общение глухого человека с окружающими (Б. Д. Корсунская, 1970).

          В проведенном нами  педагогическом исследовании приняли участие  родители и дети, посещающие кабинет речевой реабилитации, функционирующий на базе ГБОУ ЦДК (Сызрань). В данной группе  возраст родителей 29-42 года. 34% родителей имеют высшее образование. Большинство мам непосредственно занимаются воспитанием(не работают). Данные получены из социальных карт и бесед родителей.

         Следующим шагом в нашей работе было проведено анкетирование родителей (Осведомленность родителей о направлениях коррекционно-педагогической  работы в учреждении). В результате проведенной  анкеты  мы выявили, что родители не совсем осознают суть проведения музыкально ритмических  и общеразвивающих занятий. Так же данные анкеты показали  что систематическое обучение  началось только при поступлении в кабинет по реабилитации после кохлеарной имплантации или специальное(коррекционное) учреждение  для детей с нарушением слуха. Исходя из результатов проведенного  исследования были  сформулированы  следующие выводы:

-родители знают причину нарушения слуха своего ребенка и согласны  сотрудничать  на основании Договора о сотрудничестве родителей и ЦСО;

-большинство родителей  не знают о направлениях  коррекционной  работы, которая  осуществляется  в отношении их ребенка.

-большинство  родителей мало уделяет  внимания формированию  произношения и развитию слухового  восприятия дома, ссылаясь на нехватку времени;

-родители нерегулярно  выполняют рекомендации специалистов.

Свою работу по взаимодействию   с родителями  представим в виде таблицы.

Таблица 1                                               Осуществление  методической работы с родителями

Этапы работы

Задачи

Содержание

Методы и приемы

1

Первичное ознакомление  с обязательным минимум знаний в области сурдопедагогики  и языкознания

-Вооружение родителей необходимым минимум знаний по сурдопедагогике и языкознанию

-привлечение родителей к организации и проведению занятий, направленных на расширение полученных знаний

-Обеспечение родителей памятками и буклетами по специальной тематике

-составление краткого опорного конспекта

-Первичная консультация  семьи.

-проведение родительского собрания по результатам первичной диагностики

2

Обеспечение родителей необходимым речевым материалом  согласно этапу  обучения ребенка

-ознакомление с содержанием программы обучения на определенном этапе речевой реабилитации

-получение кратких тьюторских карт на каждые 2 недели занятий

-ежедневная отработка речевого материала

-домашний просмотр материалов  на цифровых носителях

-работа в индивидуальной тетради

-работа в тематическом альбоме

1. Разработка кратких альбомов-презентаций

2. Интерпритация результатов работы

3

Обеспечение родителей комплексом необходимых упражнений  при формировании  голоса и правильного дыхания

1. обучение элементарным  приемам над голосом и дыханием.

- посещение родителям индивидуальных занятий сурдопедагога.

- работа над содержанием этапов занятия

- индивидуальные беседы с родителями

-консультации по запросу

С определенного момента родители  получают особый комплекс методической помощи  сразу после проведения операции. Однако, не все умеют им правильно воспользоваться. А ведь комплекс состоящий из 4 тетрадий  и специальных рекомендаций для родителей детей, перенесших кохлеарную имплантацию  достаточно полно освещает вопросы речевой реабилитации и в методических рекомендациях четко прописано, что не стоит подменять занятия дефектологов, а нужно ежедневно заниматься необходимой работой для того, чтобы ребенок был включен  в среду речевого семейного общения.

Литература

Богданова Т. Г. Сурдопсихолгия.- М., Академия, 2002

Доман Г. Как научить  ребенка  читать. - М., Аквариум, 1998

Корсунская Б. Д. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Просвещение,1970

Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Академия, 2003



Предварительный просмотр:

Дефектолог Варламова О. А.

статья(выступление)

Взаимодействие  дефектолога с семьями  детей, перенесшими кохлеарную имплантацию

      В нашей стране существует сложившаяся система коррекционного  образования. Воспитание и обучение детей с нарушением  слуха осуществляется на основе  специальных (коррекционных) программ образовательных  учреждений I, II  видов. Эти программы  были разработаны и успешно применялись  на протяжении  многих   десятилетий  прошлого века.

         За последние пятнадцать лет формы привлечения  родителей к участию в программах обучения детей с ОВЗ претерпели значительные изменения. До определенного времени  родители непосредственного участия в процессе обучения не принимали. Обучение и воспитание  детей с нарушением  слуха осуществлялось до конца  восьмидесятых годов ХХ века  в системе школа-

-интернат. Однако, сейчас  немаловажная роль  отводится  семье. Дефектологам  хорошо известны  мнения родителей о специальном образовании. Они не всегда однозначны, часто противоречивы. Практика показывает, что успех  в специальном  воспитании детей  с нарушением  слуха достигается  в тех учреждениях  где реализуется тесное сотрудничество  с семьей воспитанника(Богданова Т. Г., 2002). Общество осознало, что учреждения образования лишь дополняют семейное воспитание и сегодня семье необходимо помочь и воспитать ребенка с ОВЗ.

    Целью данной статьи  является разработка системы мероприятий направленных на оптимизацию  взаимодействия  дефектолога и родителей  детей, перенесшими кохлеарную имплантацию.

         Семья — это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать окружающее, практически  познает, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью(Доман Г.,1998).

Ребенок с нарушением слуха, если он воспитывается не в детском доме или интернате, обычно проводит  в семье большую часть времени. Поэтому семья должна играть немаловажную роль  в воспитании и обучении.  Включение  родителей  и родственников   в систему  работы учреждения, установление  деловых  контактов  с семьей,  знакомство  членов семьи  с характером  обучения и его перспективой  определяет  эффективность  коррекционно-

-развивающего  обучения и воспитания. Глухой ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое   миру, которому  необходимо воспитание  как помощь в жизни( П. А.  Янн, 2003).

       Много лишается человек, никогда  не слышавший голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И все-таки  потеря слуха  не была бы таким бедствием для человека, если бы не приводила к немоте, и если бы  в результате  этих  двух взаимосвязанных дефектов  не нарушалось  полноценное общение глухого человека с окружающими (Б. Д. Корсунская, 1970).

          В проведенном нами  педагогическом исследовании приняли участие  родители и дети, посещающие кабинет речевой реабилитации, функционирующий на базе ГБОУ ЦДК (Сызрань). В данной группе  возраст родителей 29-42 года. 34% родителей имеют высшее образование. Большинство мам непосредственно занимаются воспитанием(не работают). Данные получены из социальных карт и бесед родителей.

         Следующим шагом в нашей работе было проведено анкетирование родителей (Осведомленность родителей о направлениях коррекционно-педагогической  работы в учреждении). В результате проведенной  анкеты  мы выявили, что родители не совсем осознают суть проведения музыкально ритмических  и общеразвивающих занятий. Так же данные анкеты показали  что систематическое обучение  началось только при поступлении в кабинет по реабилитации после кохлеарной имплантации или специальное(коррекционное) учреждение  для детей с нарушением слуха. Исходя из результатов проведенного  исследования были  сформулированы  следующие выводы:

-родители знают причину нарушения слуха своего ребенка и согласны  сотрудничать  на основании Договора о сотрудничестве родителей и ЦСО;

-большинство родителей  не знают о направлениях  коррекционной  работы, которая  осуществляется  в отношении их ребенка.

-большинство  родителей мало уделяет  внимания формированию  произношения и развитию слухового  восприятия дома, ссылаясь на нехватку времени;

-родители нерегулярно  выполняют рекомендации специалистов.

Свою работу по взаимодействию   с родителями  представим в виде таблицы.

Таблица 1                                               Осуществление  методической работы с родителями

Этапы работы

Задачи

Содержание

Методы и приемы

1

Первичное ознакомление  с обязательным минимум знаний в области сурдопедагогики  и языкознания

-Вооружение родителей необходимым минимум знаний по сурдопедагогике и языкознанию

-привлечение родителей к организации и проведению занятий, направленных на расширение полученных знаний

-Обеспечение родителей памятками и буклетами по специальной тематике

-составление краткого опорного конспекта

-Первичная консультация  семьи.

-проведение родительского собрания по результатам первичной диагностики

2

Обеспечение родителей необходимым речевым материалом  согласно этапу  обучения ребенка

-ознакомление с содержанием программы обучения на определенном этапе речевой реабилитации

-получение кратких тьюторских карт на каждые 2 недели занятий

-ежедневная отработка речевого материала

-домашний просмотр материалов  на цифровых носителях

-работа в индивидуальной тетради

-работа в тематическом альбоме

1. Разработка кратких альбомов-презентаций

2. Интерпритация результатов работы

3

Обеспечение родителей комплексом необходимых упражнений  при формировании  голоса и правильного дыхания

1. обучение элементарным  приемам над голосом и дыханием.

- посещение родителям индивидуальных занятий сурдопедагога.

- работа над содержанием этапов занятия

- индивидуальные беседы с родителями

-консультации по запросу

С определенного момента родители  получают особый комплекс методической помощи  сразу после проведения операции. Однако, не все умеют им правильно воспользоваться. А ведь комплекс состоящий из 4 тетрадий  и специальных рекомендаций для родителей детей, перенесших кохлеарную имплантацию  достаточно полно освещает вопросы речевой реабилитации и в методических рекомендациях четко прописано, что не стоит подменять занятия дефектологов, а нужно ежедневно заниматься необходимой работой для того, чтобы ребенок был включен  в среду речевого семейного общения.

Литература

Богданова Т. Г. Сурдопсихолгия.- М., Академия, 2002

Доман Г. Как научить  ребенка  читать. - М., Аквариум, 1998

Корсунская Б. Д. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Просвещение,1970

Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. - М., Академия, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью

Правила поведения при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.Памятка педагогу при псещении семьи ребёнка с ОВЗ.Соблюдение условий при посещении семьи ребёнка с ОВЗ...

Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации

Доклад и  презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог

Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Доклад Динамическая и педагогическая классификация детей с кохлеарной имплантацией

Доклад Динамическая и педагогическая классификация детей с кохлеарной имплантацией...