Главные вкладки
Консультационная помощь педагогам ОО, учителям-логопедам.
консультация
Рекомендации по создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультирование в ПМПК Это диалог между специалистами и родителями ребенка, основная цель которого – выяснить проблемы, беспокоящие родителей, дать достоверную информацию в доступной для них форме, убедить следовать необходимым рекомендациям.
Принципы эффективного консультирования: В основе эффективного консультирования лежат несколько общих принципов: каждый человек важен, ценен как таковой и заслуживает уважения; каждый человек в состоянии отвечать за свои поступки; каждый человек имеет право принимать самостоятельные решения; каждый человек имеет право выбирать ценности и цели .
Основные вопросы, возникающие во время консультирования: Как правильно строить консультативный процесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями? Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса? Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу специалистов», характерный для многих родителей проблемных детей? Как вовлечь в консультативный процесс не одного родителя, а всю семью, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии? Как работать с родителями, не принимающими проблемы своего ребенка?
Консультативная работа учителя-логопеда ПМПК направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка с речевыми нарушениями в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Процесс консультирования заключается в следующих моментах: -выявить уровень понимания родителями характера трудностей речевого нарушения ребенка; -уровень адаптации семьи и решение проблемы; -обсуждение и выявление причин речевого нарушения у ребенка.
Консультирование осуществляется в два этапа: На первом этапе работы необходимо сформировать у родителей (законных представителей) адекватный взгляд на проблемы ребенка. Правильное понимание проблемы позволяет родителям: -правильно понять и оценить возможности своего ребенка, -адекватно прогнозировать и планировать будущее ребенка, - устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. На втором этапе начинается работа по вовлечению семьи в активное партнерское участие во всем коррекционном процессе, по выработке единой линии работы (то есть обеспечивается единство в использовании мероприятий коррекционного воздействия).
Формы и приемы работы с семьей : • консультации, беседы учителя-логопеда по результатам обследования, по направлениям и последовательности работы с ребенком, по результатам работы; • демонстрация ребенка с целью раскрытия особенностей его развития, показ наиболее эффективных приемов работы; • рекомендации методической литературы, которой могут воспользоваться родители; • рекомендации по подбору коррекционно-развивающих игр, игрушек; • демонстрация приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска совместно со специалистами медицинского профиля и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; -получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы ; -создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; -координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; -постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта ; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; -психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
АООП ТНР Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи ( дислалия ; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия ), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Сроки освоения АООП ООО по варианту 5.2 составляют 5 лет (5-9 классы) либо 6 лет (5-10 классы). Пролонгированные сроки обучения предусматриваются для обучающихся, у которых имеется выраженная дефицитарность речевого развития, коммуникативных навыков или/и когнитивных функций, что требует дальнейшей организации коррекционно-развивающего обучения и реализации коррекционно-развивающих курсов.
Периодичность и длительность логопедических занятий Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией обучения по АООП с ТНР проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность логопедических занятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями составляет: во 2- 4 классах – групповое занятие 40-45 минут, индивидуальное 20 -45 минут. - 1 класс «Произношение» - 33 часа, «Развитие речи» - 33 часа (по 1 часу в неделю); - 2-4 классы «Развитие речи» - 68 часов ( 2 часа в неделю). - 5-9 классы- Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (13 часов); Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы (12 часов ); Для коррекционно - развивающих логопедических занятий в 5-9 классах программой предусмотрено по 68 часа (2 часа в неделю в каждой параллели классов).Продолжительность занятий от 20 до 40 минут. Занятия проводятся индивидуально или в малых группах.
Вся рабочая программа рассчитана на год. Состоит из трех модулей: - I модуль : Диагностико -проектировочная деятельность /1-15 сентября, 15 -31мая/. - II модуль : Консультативно-методическая работа /в течение учебного года/. - III модуль : Коррекционно-логопедическая деятельность /с 16 сентября по 15 мая/ - предупреждение нарушения письма и чтения (1 класс) - коррекция нарушения письма и чтения (2-9 класс)
Содержание коррекционной-логопедической программы тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся. Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно -уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: к оррекционная работа на фонетическом уровне : - коррекция дефектов произношения; -формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: - у точнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов . Коррекционная работа на синтаксическом уровне: - уточнение , развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь: - различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные; - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); -формулировать несложные выводы, основываясь на тексте . По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь: -различать предложение, словосочетание, слово; -анализировать слова по звуковому составу; -составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; -подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); -писать под диктовку предложения и тексты; -правильно читать вслух целыми словами; -соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; -отвечать на вопросы по прочитанному; -высказывать своё отношение к поступку героя, событию; -пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –самостоятельно. -устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: - производить звукобуквенный анализ и синтез слов; -дифференцировать звуки по акустическому сходству; -подбирать к слову родственные слова; -владеть навыками словообразования и словоизменения; -подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи; -дифференцировать предлоги и приставки; -составлять распространенные предложения; -определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте; -составлять план связного высказывания . По окончании 4 класса: -должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных); -учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; -учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; -учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс; -учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; -учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); -учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
По окончании 5-9 классов Предметными результатами прохождения данной программы является устранение нарушений устной речи, преодоление нарушений чтения и письма: -правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; -умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; -умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз , логического ударения, интонационной интенсивности; - минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно -акустическим признакам); - умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; -практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; - сформированность лексической системности; - умение правильно употреблять грамматические формы слов; - овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; - владение связной речью; - сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; - владение письменной формой коммуникации; - позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; - понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Личностные результаты: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях , о насущно необходимом жизнеобеспечении; - умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации ; написать при необходимости SMS-сообщение; - умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,точно описать возникшую проблему; - выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; - умение принимать решения в области жизнеобеспечения; - владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; -положительное отношение к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей учебной деятельности; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - способность адекватно оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении ; - готовность к дальнейшему профессиональному выбору, соответствующему интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД: - прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; - представления об устройстве домашней и школьной жизни; - умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; - умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; - умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; - стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника ; - владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;
Коммуникативные УУД: - умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения , просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие ; - умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации ; - умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; - прогресс в развитии информативной функции речи; -умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - умение излагать свое мнение и аргументировать его; - умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; - прогресс в развитии коммуникативной функции речи; - дифференциацию и осмысление картины мира; адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности ) для себя и окружающих; -способность прогнозировать последствия своих поступков ; -понимание значения символов, фраз, определений, обозначающих опасность и умение действовать в условиях окружающего мира, своего места в нем; -умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; -наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
Познавательные УУД : - о риентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; - анализировать , сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию и представлять её; - составлять план текста; - уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде.
Коррекционно-развивающие занятия способствуют выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачами организации по оказанию логопедической помощи являются: • организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений; • организация проведения логопедических занятий; • организация подготовительной логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; • консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 детей. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года.
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР ) направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития .
На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, получающие образование на дому или в медицинских организациях.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Во время занятий дети занимаются: Артикуляционной , пальчиковой и дыхательной гимнастикой. Постановкой звуков. Закреплением полученных навыков. Работа над словарным запасом. Работа по развитию связной устной речи, т.е умение правильно строить предложения, правильно согласовывать окончания по родам, числам, пересказывать тексты, составлять рассказы по картинкам и т.д.
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости. Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения , обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Первичными нарушениями в структуре дефекта при ринолалии являются: -нарушение звукопроизношения ( деформализация зубочелюстной системы , паталогическая поза языка, нарушение артикуляционной моторики, нарушение речевого дыхания, синкенезии и тики, сопутствующие дефекты строения губ); -акустико-артикуляционные особенности фонем ( недеференцирование артикуляции гласных и согласных звуков); -нарушение тембра голоса ( гиперназализация , гортанный характер речи , расстройство мелодико-интонационной стороны речи); -астенический синдром (нарушение тонуса); - снижение физического слуха (извращенное восприятие слуха ).
Вторичными являются: - нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия; - задержка развития речи; - снижение познавательной деятельности; - особенности развития игровой деятельности; - задержка психического развития; - общее недоразвитие речи.
Ринолалия -тяжелое речевое расстройство, при котором отмечается тотальное нарушение звукопроизношения специфического характера и открытый носовой оттенок голоса, вследствие п атологии небно-глоточного затвора. Тотальное нарушение – это нарушение всех звуков речи (и гласных и согласных). Специфический характер - образование звуков происходит не в переднем отделе, а в заднем отделе ротовой полости и артикулемы образуются путем смычек и щелей на уровне задней части спинки языка, корня языка, глотки и даже гортани.
При открытой органической ринолалии имеются анатомические дефекты твердого и мягкого нёба. Чаще всего это следствие врождённого дефекта – расщелины (сквозные, скрытые), врожденная небно-глоточная недостаточность, укорочение мягкого неба, расщепление и укорочение маленького язычка, а также приобретенные – рубцовых деформаций , травматической перфорации нѐба , параличей и парезов мягкого нѐба , обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов, параличей , парезов, аденотомии ; -нарушаются переплетение мышц нёба по средней линии и необходимое физиологическое натяжение; изменяется взаимодействие мышц артикуляционного аппарата, мимических, дыхательных мышц, мышц глотки, гортани, расщелины способствуют утечке значительной части воздуха в носовую полость;
-утечка воздуха во время речевого выдоха в носовую полость влечет за собою падение внутриротового давления, формирование патологической позы языка, нарушение звукопроизношения, появляются атипичные компенсаторные артикуляции: -звуки нарушаются тотально и специфически: и согласные, и гласные; -ротовые звуки приобретают носовой оттенок звучания – открытая назальность , гиперназальность (от лат. cavum nasi –полость носа).
При открытой функциональной ринолалии функция мышц велофарингеального кольца недостаточна, и тогда мягкое нёбо при произнесении звуков речи не смыкается с задней стенкой глотки, оставляя щель. Причинами функциональной открытой ринолалии могут быть: частые заболевания носоглотки, общей мышечной вялости, привычно опущенное мягкое нёбо (например, после постдифтерийного пареза, аденотомии , операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, дефекты слухового контроля. данная форма встречается редко.
При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица: ранняя пластика губы - хейлопластика - после рождения 1-2неделя; ( уранопластика - должна быть закончена в дошкольном возрасте, пластика мягкого нёба – велопластика , аденотомия , полипотомия носа , септопластика , удаление новообразований глотки и пр . Внедрение новых методов лечения, проведение оперативного лечения в более ранние сроки (до трёх лет) делает возможным более раннее начало реабилитации Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии.
При закрытой форме ринолалии характерно снижение физиологического носового резонанса при произношении носовых звуков [м], [м`], [н], [н`]. О на тоже может быть органической и функциональной. При органической форме речевое нарушение обусловлено анатомическими дефектами областей зева, носа , носоглотки : искривление носовой перегородки, узкие носовые ходы, аденоидные разрастания, опухоли глотки, носа, что приводит к недостаточному резонированию носовой полости и к закрытой назальности . При функциональной форме наблюдаются гиперфункция мягкого нёба, нарушение дыхательных процессов.
Логопедическое обследование ребенка с ринолалией имеет ту же структуру, что и логопедическое обследование детей с другими нарушениями звукопроизношения, но имеются и специфические особенности в содержании разделов обследования.
Обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой -индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения . Углубленное, часто многократное обследование в условиях логопедического кабинета, использование и сопоставление результатов обследования , полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.
Методика обследования детей с ринолалией базируется на принципе комплексности, который предполагает участие в обследовании разных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога , педиатра, оториноларинголога , невропатолога, врача ЛФК, физиотерапевта , психолога , логопеда, ортодонта , педагога.
1. АНАМНЕЗ И РАННЕЕ РАЗВИТИЕ изучение документации - характеристика воспитателя детского сада, классного руководителя, педагога-психолога, изучение подробного анамнеза (медицинская карта), со слов матери, ознакомление с медицинскими выписками, с заключениями специалистов ; количество и сроки операций, носит ли обтуратор, с какого возраста носит; семейное положение и состав семьи, уровень образования и род занятий, возраст родителей; (один из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции- участие родителей и их стиль поведения). от какой по счету беременности родился ребенок, не принимались ли меры для ликвидации этой беременности? течение беременности, особое внимание уделяется первому триместру беременности, (с 3 недели начинается закладка СКЕЛЕТА лицевой области; с 5 НЕДЕЛИ – образуются срединные и боковые носовые отростки; с 6 – формируются первичное ротовое отверстие, нёбно-назальная мембрана, образуется вторичное нёбо, которое разделяет носовую и ротовую полости ; с 7 недели образуются зачатки резцовой кости , перегородка носа, средний отдел верхней губы)
-как проходили роды, (самостоятельные, оперативные, недоношенность), как происходило кормление (грудное, искусственные смеси или через зонд) как брал грудь, не срыгивал ли, не захлебывался ли часто, не выделялось ли молоко через носовые ходы во время кормления ; -экзогенные причины обусловлены физическим, химическим факторами : радиоактивным облучением кого-либо из родителей , принимали ли противосудорожные , антипаразитарные препараты, гормоны, избыток витамина А, гормона кортизона в критические сроки беременности). -биологические факторы: переносили ли грипп, краснуху и т. д., воздействие химических веществ: алкоголь, никотин, наркотики, кислоты, фенолы, бензин, а также психические потрясения беременной женщины в критические периоды.
-наследственный характер (эндогенный) рождения ребёнка с расщелиной губы и нёба достаточно низкий – 0,002 %, однако при наличии этой патологии у одного из родителей или предшествующего ребёнка риск рождения второго малыша с данным заболеванием составляет 2–5 %, риск повторения патологии значительно возрастает до 13–14 %, если расщелина верхней губы и нёба диагностирована у двух членов семьи (обоих родителей или одного родителя и одного ребёнка) и составляет 20–50 % в том редком случае, когда данный дефект имел место у обоих родителей малыша и одного из их детей. -когда начал держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить, какие заболевания были у ребенка на первом году жизни, часто ли болели уши; -когда появился лепет, какова была его активность, когда начали формироваться первые слова, когда появилась фразовая речь, знает ли ребенок стихи и сказки, какие трудности в речевом развитии могут отметить родители, есть ли в близком окружении люди с речевой патологией. А кустические качества голоса детей с расщелинами нёба на первом году жизни не отличаются от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса — открытый носовой резонанс — проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.
сформированы ли навыки самообслуживания: умеет ли одеваться, принимать пищу, санитарно-гигиенические навыки и т. д; к ак близкие относятся к дефекту ребенка, как сам ребенок относится к дефекту; чем интересуется ребенок, любимые сказки, книги, фильмы, увлечения ребенка- секции, кружки и т.д , особенности поведения; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика;
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ обследование ребенка начинается с установления контакта. У детей с открытой ринолалией , чаще всего нарушена эмоционально – волевая сфера, страдает коммуникативная функция. Такой ребенок очень избирателен в своем общении, наблюдается замкнутость , неконтактность, раздражительность, нежелание общаться с окружающими людьми; во время беседы на близкую ребенку тему задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь, его коммуникативные навыки, понаблюдать за дыханием ребенка в свободной обстановке, есть ли компенсаторные мимические движения, гримасы, тики; носогубные складки выражены, сглажены , симметричны, асимметричны; рот открыт, слюнотечение (саливация) есть, нет;
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА : наличие расщелин, послеоперационных рубцов на губе, нёбе; (односторонняя, двусторонняя, частичная, полная, сквозная, скрытая (подслизистая, субмукозная ); длину и подвижность мягкого нёба (небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм); оценить подвижность и плотность нёбно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки -произнести звук (а) при твердой атаке (при дополнительном освещении – ручной фонарик); отметить есть активное сокращение или неподвижное, симметричность движений. состояние глоточного рефлекса; (отсутствует , сохранный, повышенный или сниженный); патологическую позу языка; (сдвиг языка в заднюю зону ротовой полости, высокий подъем корня языка, несформированный и малоактивный кончик языка); аномалии зубов и прикуса (открытый прикус, прогения , прогнатия , боковой открытый прикус, дефекты альвеолярного отростка , При недостаточной жевательной нагруженности отмечается сужение челюстных костей, которое деформирует зубные дуги. И з-за нехватки места зубы располагаются атипично, вне зубного ряда , могут быть повернуты вокруг своей оси, стоят скученно).
Субмукозная (скрытая, подслизистая) расщелина П ри произнесении звука [А] слизистая втягивается в образование в виде крошечного треугольника, уголок которого обращён к верхнему зубному ряду. Расщелина может быть тонкой, как волосок, поэтому её можно не увидеть, обращаем внимание на звучание – оно в нос и на то, что слизистая втягивается в этот треугольничек . И в анамнезе- частые отиты.
Важно отграничивать парез мягкого нёба от функционального нарушения : – ребенок открывает рот, при этом логопед нажимает шпателем на корень языка. если мягкое нёбо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной назальности , если же нёбо остается неподвижным, то назальность органического происхождения вследствие пареза мягкого нёба ; – ребенок лежит на спине и говорит в таком положении. Если назальность исчезает, значит, можно предполагать парез мягкого нёба ( назальность исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое нёбо пассивно падает к задней стенке глотки).
Ф ункция ( моторика) артикуляционного аппарата: - статика и динамика артикуляционных движений языка, губ. О тмечается характер выполнения движений (сила, объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение удержать позу, высокий подъем корня языка , сдвиг языка в заднюю зону ротовой полости, несформированный и малоактивный кончик языка, не участвующий в артикуляции, истощаемость движений, наличие синкинезий , тремор); – активность губ (недостаточный подъем губ), нижней челюсти - при выполнении упражнений оценивается мимика (живая, вялая); Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д. - отмечаются компенсаторные движения мимической мускулатуры, сжатие крыльев носа, поднимание или нахмуривание бровей, непроизвольное сокращение мышц вокруг глаз, щек, гримасы и т . д Детям предлагается выполнить упражнения по словесной инструкции и по подражанию.
СОСТОЯНИЕ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ : отмечаются состояние голосовой функции (голос глухой, сдавленный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым резонансом, отмечается смазанность звучания, нет звонкости и полетности голоса); степень назализации (легкая, средняя, гиперназализация ) определяют: -на слух; -проба Гутцмана : ребенка просим попеременно произносить гласные звуки А и И , при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно можно почувствовать сильную вибрацию на крыльях носа. по запотеванию зеркала (зеркало подносится к носу, если при произнесении слов без носовых звуков М и Н -зеркало запотевает – открытая назальность ; при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает – закрытая).
н аличие охриплости или осиплости голоса. Охриплость - скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения. Осиплость - неупорядоченные изменения частоты основного тона в сторону повышения. б) Наличие глухости голоса. в) Наличие напряжённости фонации. г) Уровень изменения громкости голоса. д) Уровень изменения высоты голоса. Все нарушенные качества голоса определяются на слух по степеням выраженности: лёгкая; умеренная; выраженная. Напряжённость фонации определяется путём пальпации шейного отдела, для установления напряжённости мышц при произношении и так же оценивается в степенях выраженности от лёгкой до выраженной. Уровни изменения громкости и высоты оцениваются по критериям: способность к изменению отсутствует; способность к изменению нарушена (отмечается в какой степени) интонационная выразительность речи; (монотонность , невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, нарушение интонирования сложных предложений, потеря целостности сообщения, затруднения в выделении интонационного центра и логических ударений).
Для обследования данных качеств используют такие упражнения как: -«Как гудят теплоходы: большие, средние и маленькие»; -подражание голосам животных (например, низкий голос медведя или мычание коровы и значительно более высокий - мяуканье кошки или лай собаки), что позволяет исследовать высоту и силу голоса; а так же «укачивание куклы» (« АаАаАа » « УуУуУу » и др.); -упражнения на произношение звуков, слогов и слов шёпотной и громкой речью, что позволяет исследовать громкость и модуляцию голоса. -
Разборчивость речи: Показатель разборчивости речи будет отражать динамику развития произносительной стороны речи ребенка, эффективность логопедического воздействия . Применение слоговых таблиц, не несущих семантической информации, дает объективную количественную оценку качества речи. В качестве словесных таблиц можно воспользоваться фонетически сбалансированными списками слов по 50 слов . Эти списки идентичны по фонетической характеристике входящих в их состав слов. Произнесенные ребенком слова, слоги необходимо записывать на магнитную пленку, затем предъявлять ее для прослушивания аудиторам. В качестве аудиторов приглашают логопедов, воспитателей логопедических групп. При прослушивании записей аудиторы должны находиться на расстоянии 1,5 м от магнитофона. они фиксируют в протоколе только то, что понимают, а не то, что слышат. Если слово совсем не понято, аудиторы ставят прочерк около номера, под которым должно было значиться произнесенное слово. На основе записей аудиторов определяется средний показатель разборчивости речи для каждого ребенка, который рассчитывается из соотношения правильно воспринятых слов к их общему количеству.
Список 1 будущий значить темный слеза живой выйти прибор судно недавно третий мотор вещь встреча упасть понимать солдат служить клетка туман честный краска светлый комсомол легкий схватить съезд подай беда час крыло чистый воля вместе слушай шапка платье бумага сигнал вскочить вверх давно дальше шестой автор польза убрать черта лечь буква порог Список 2 конец палец камень взрослый малый решать смена закрыть сложный вчера простой яркий мера студент вступить знание нога район назад спрашивай страшно вновь урок война станок душа отец свет двенадцать карта форма близкий крепкий память сцена три прочесть прости пей друг тринадцать спорить называть ехать послать белый станок светлый дом шапка
ТИП ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ: определяются тип и характер физиологического дыхания: ключичное, грудное или диафрагмальное (определяется в процессе спокойного дыхания через нос и рот). Руки логопеда располагаются: одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, живот втягивается-то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное дыхание. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания. частота и ритм дыхания (в норме в 1 год – 30–35 (цикл вдох-выдох); 2- 5 лет – 25; 6- 10 лет – 20; старше 12 лет – 20–16), его ритмичность и сила; Частота дыхания (учащенное, норма); ритмичность дыхания (аритмичное, норма); носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует); ротовой выдох (сформирован/не сформирован); направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована); отсутствие или слабое дифференцирование ротового и носового выдоха ( ребенку предлагается показать, как он умеет дышать: вдыхать и выдыхать); речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное; эмиссия воздуха в носовую полость (с помощью зеркала), экономность расходования воздуха.
длительность речевого выдоха (укорочение фонационного (речевого) выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость (объём утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30–60 %.). Р ечевое дыхание обследуется при произнесении слогов, фраз, чтении стихотворных текстов: -воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.( Ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение. Дошкольники- от 3-6 слов. -воспроизведение на одном выдохе чистоговорок . Ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку ; -воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда. Ребенку предлагается посчитать от одного до десяти на одном выдохе; -воспроизведение короткого стихотворения. При прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания (набор воздуха в середине предложения).
Определение носовой эмиссии. Берем зеркало, просим подышать носом, подышать через рот, чтобы увидеть площадь, симметричность запотевания. Просим произнести гласные звуки- А,Э, О, У, И Просим произнести фрикативные звуки- Ф,С,Ш Слоги –па-па-па, пи-пи-пи; та-та-та, ти – ти-ти ; Просим ребенка произнести фрикативный звук Ф и маркером обводим площадь запотевания -это будет контрольное зеркало.
Звукопроизношение. Порядок обследования гласных: а, э, о, ы, у, и, я, е, ѐ, ю, й Порядок обследования согласных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, к, г, х, п, б, т, д, ф, в, м, н (их мягкие пары )
Звук А- язык оттянут в глубину рта; напряженный, кончик языка расположен на дне рта, на уровне пятого зуба. При попытке произнесения слышится приближенное к А звучание с сильной утечкой воздушной струи в нос, вялая губная артикуляция. Звук Э – носовой оттенок, нечеткая артикуляцией. Звук О - возникает повышенное напряжение губ с одновременным втягиванием крыльев носа, язык находится в положении, аналогичном для описанного выше звука А. При реализации артикулемы звучание приближается к звуку О , с сильной утечкой воздуха в нос. З вук У - отмечается еще большее расслабление пучков верхней продольной мышцы; кончик языка располагается на дне рта у четвертого зуба, губы вытянуты и почти сомкнуты; звучание, приближенное к норме, но с сильным носовым оттенком; сильно втягиваются крылья носа. Звука Ы - нет, он замещается стоном при сжатых губах с носовым звучанием.
Звук И - с носовым оттенком, с призвуком, который образуется при соприкосновении мышц языка с небным сводом. Звуки Я, Е, Ё, Ю - по артикуляции приближены к норме, но с носовым оттенком. Согласные звуки Ф и В- артикулируются внешне правильно, но невидимые уклады артикуляции нарушены: у языка излишне приподнят корень, при произнесении звука сильно втягиваются крылья носа, появляются складки на переносице. Произнесение этих звуков напряженное, слышится носовой оттенок . Сильная носовая эмиссия. Звук С- образуется за счет подъема середины корня языка с западением в расщелину по ее форме. Вследствие сильного выдоха через носовые ходы образуется характерный хрип. Желобка на языке нет, кончик его прижат ко дну рта. звук З- положение органов артикуляции такое же, как при звуке С . На слух это произношение воспринимается как «озвученный храп», несколько напоминающий украинский звук Г с носовым оттенком . звуке Ш- сохраняется положение языка для артикуляции звука С , но артикуляция дополняется подъемом левой стороны края языка вверх. На слух звук воспринимается так же, как звук С. звук Ж - та же дефектная артикуляция . звук Щ- артикуляция близка к артикуляции звука С.
Звуки П и Б -происходит сильная утечка воздушной струи в нос, отмечается большое напряжение всех лицевых мышц и губ; крылья носа втягиваются. По звучанию эти звуки приближаются к звуку М лишь с небольшим участием голоса при их произношении. Звук Х - произносятся с утечкой воздуха через нос. Звук Х заменяется простым выдохом. Звук Г - корень языка напряжен, кончик его лежит на дне рта. Отмечается повышенное напряжение во всех лицевых мышцах, что вызывает нахмуривание бровей. Звук Г заменяется на переднеязычный звук Д. Звук К - артикулируется правильно, но выдох производится через нос, в результате чего слышится лишь короткий носовой выдох . Звук Т и Д-язычно-зубные звуки заменяются на взрывные заднеязычные [к], [г], на фрикативный заднеязычный (южно-русский [г]), на носовые [м], [н]; звуки Ц, Ч -язык находится на дне рта, аналогично звуку С (см. выше), звуки расщепляются , произносит один из этих расщеплённых звуков (либо первую, либо вторую часть аффрикаты, так как нет быстрой смены положения кончика языка . Звук Л -замещается стоном, как при звуке Ы. Звук Р - нет; он замещается дефектным звуком Л . Одноударное или двугубное произношение или горловый звук Г.
Обследование фонематического слуха: При исследовании фонематического слуха у детей с ринолалией также выявляются определенные особенности. Развитию слуховых дифференцировок у детей с ринолалией препятствуют патологические стереотипные артикуляции, которые порождают одинаковые кинестезии даже акустически контрастных фонем. Уровень слуховых дифференцировок прямо связан с глубиной поражения фонетической стороны экспрессивной речи.
Нарушения фонематического слуха у детей с открытой ринолалией проявляются в разной степени. В легких случаях нарушения фонематического слуха прослеживаются в заменах и смешениях артикуляторно близких звуков (например, смешения звуков Ш и С, С и Т, Х и К) или звуков, близких по одному смыслоразличительному признаку (по способу образования, месту образования, месту резонирования ). В случаях более грубого нарушения фонематического слуха дети не различают звуки по нескольким смыслоразличительным признакам и звуки, контрастные по артикуляторным признакам (С и Х, Т и К, П и К). Нарушения фонематического восприятия с открытой ринолалией являются: нарушение дифференциации звуков на слух; нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков); нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков); нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).
Неумение воспроизвести артикуляционно-фонологические противопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют четкому различению звуков не только в устной речи, но и на письме. Отсутствие кинестетической опоры лишает учащихся возможности опереться на артикуляционные различия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает замены букв . Смешения , которые отражают и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям письменной речи в том числе. Например, вместо слова «дорога» - дети могут написать дорода , дорона , дорока , дорота ; вместо слова «щенка» — ченка , сенка , хенка , тенка Отсутствует одна из предпосылок письма — проговаривание звукового состава записываемого слова, которое помогает не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в четкие речевые звуки — в фонемы.
Особенности связной устной речи: При ринолалии речь развивается с опозданием: первые слова появляются к двум годам или значительно позднее. Некоторые слова из словарного запаса детей употребляются не по назначению, имеются неточности. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений. У детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно сформированы эталоны словообразования и словоизменения. Имеется значительное количество ненормативных словообразований, неологизмов, неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической сочетаемости слов и выражений , отражающих следственные, временные, пространственные и другие отношения. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а вот качественные особенности проявляются в экспрессивной речи .
Психологическая основа речи: Неполноценность речи сказывается на становлении личности. В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения. Часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, отсутствие веры в успех, нежелание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
невнятность речи затрудняет нормальное общение ребенка с коллективом. Поэтому появляются такие черты, как замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности . р ечевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к заторможенности процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено. Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала. в нимание может быть неустойчивым и рассеянным, при этом его объем, и точность почти не страдают. Часто встречается дефицит внимания. Более низкий уровень произвольного внимания, сложности в планировании своих действий, Соответственно, затрудняется процесс познавательной деятельности. у детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена, за исключением запоминания геометрических фигур. Низкий уровень произвольности и контроля слуховой памяти, нарушения узнавания слов. р азвитие воображения происходит по тем же психическим законам, что и у детей с нормой.
игровая деятельность также имеет свои особенности. Предпочитают пассивную роль в игре, часто просто наблюдают за действиями других детей со стороны. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников. о собенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за особенностей развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям. Гиперопека способствует проявлению эгоизма. Могут возникать неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации. в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо -губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови. Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.
Аналитический этап Предполагает анализ и интерпретацию данных ориентировочного и диагностического этапов, формулировку заключения, фиксацию основных дефицитных или спорных разделов языковой или речевой системы, обсуждение результатов обследования с участниками психолого-педагогического сопровождения, определение путей коррекции недостатков речевого развития ребёнка, его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте, а также профилактической работы по предупреждению рисков возникновения вторичных нарушений.
По структуре речевого дефекта детей с ринолалией можно подразделить на 4 группы: 1 группа: нарушена только голосовая функция. Имеется только назальность . 2 группа: дети, у которых нарушена голосовая функция и имеются дефекты звукопроизношения (как при дислалии ). Это дети с фонетическим недоразвитием речи. 3 группа: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отмечается слабость распознавания звуков и признаки второй группы. 4 группа: дети с общим недоразвитием речи. У детей 3 и 4 группы грубо страдают чтение и письмо.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О ткрытая органическая (врожденная) ринолалия , расщелина сквозная (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба). ОНР 3 уровень. Открытая органическая (врожденная) ринолалия . Частичная расщелина твердого неба, ФФНР. Нарушение чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием неполноценности звуковой стороны речи. Ринолалия (состояние после хейлопластики ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Концепция модернизации российского образования, предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть обеспечены медико - социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах». Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании»
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здор овья.
В ФЗ от 29.12.2012 № 273 закреплены обязанности руководителя образовательной организации «...обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся» (ст. 28, п.п.1 п.6, п.7); педагогических работников «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» (п.1.6 ст. 48).
При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на: Организационное обеспечение; Кадровое обеспечение Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации; Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение; Финансовые условия реализации основной образовательной программы Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
1.Организационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение : Локальные акты образовательной организации (устав, положение, приказ и др.) Организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребенка узкими специалистами по основному заболеванию) Организация питания (без особенностей, по основному меню образовательной организации.) Организация психолого - педагогического сопровождения ребенка; договор о взаимодействии с родителями (на основе договора о предоставлении образования школой); договор о сотрудничестве с ППМС-центра, договор о сотрудничестве с СКОУ (по необходимости), взаимодействие с МСЭ (по необходимости), взаимодействия с ПМПК (может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ), организация взаимодействия с органами социальной защиты может осуществляться по необходимости)
2. Кадровое обеспечение образовательного процесса: наличие в образовательном учреждении таких специалистов, как: учителя по общеобразовательным программам и Адаптированным основным образовательным программам для детей с I-VIII вида; учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог ) на 6–12 учащихся с ОВЗ ; Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков; педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ОВЗ; Занятия (индивидуальные или подгрупповые) по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.
учитель-логопед ; на 6–12 учащихся с ОВЗ; Занятия с логопедом (индивидуальные или групповые) работа по развитию речи, по формированию и коррекции произношения, по формированию и совершенствованию коммуникативных компетенций, по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи; тьютор ; на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ. Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы. Тьютор выполняет функции: педагога сопровождения, воспитателя, который: о казывает помощь; в ыполняет рекомендации ПМПК; в едет педагогическую т воспитательную работу; в ключает ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах; о рганизует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ
Ассистенты оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам: п ереносят инвалидные коляски; о казывает обучающимся помощь при посещении туалетных помещений, столовой; о риентируют ребенка в здании образовательной организации координатор по инклюзии; социальные педагоги; врач узкой специализации. Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей. Необходимо чтобы все специалисты прошли профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования.
3. Материально-техническое условия должны обеспечивать: -санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении ( требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т . д.); - санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении ( наличие оборудованных гардеробов, санузлов , мест личной гигиены и т. д.); - социально-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности, площадь, инсоляция, освещение , размещение, высота и архитектура здания необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование.
-пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении; - своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении; - возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. - помещениям библиотек с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (площадь, размещение рабочих зон, наличие специально оборудованных читального зала, читательских мест, специализированных медиатек , специального фонда библиотеки для родителей детей с ОВЗ с целью повышения их компетентности в области воспитания и образования таких детей и др.);
- помещениям для питания, а также для хранения и приготовления пищи, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, обеспечение возможности организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; - помещениям , предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством , естественнонаучными исследованиями, иностранными языками , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении; - актовому залу, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении; - спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении; - помещениям для медицинского персонала; - мебели с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю ;
-расходным материалам и канцелярским принадлежностям с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске ), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации ). Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса детей с ОВЗ на ступени начального общего образования .
4. Финансовые условия реализации основной образовательной программы: обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта; - обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; - отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование реализации основной образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет: - предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг; - добровольных пожертвований и целевых взносов физических и ( или) юридических лиц.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. -Образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. -Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ и размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
-библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана , а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. -библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических » знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.
Таким образом, формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них беспрепятственной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и обеспечение для них необходимой поддержки в целях совместного обучения (воспитания) детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих таких ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...
Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.
Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...
Рекомендации педагогам от учителя-логопеда при работе с детьми с ОВЗ.
Методическая разработка...