ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД ГРУППЫ № 3
рабочая программа

Актуальность и новизна программы

Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей  к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.  

Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанниками того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания стать полноправным членом социума.

Целью воспитательной программы  является  создание условий для формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков успешной социализации в условиях, приближенных к семейным.

Задачи:

  1. Формировать основы нравственного самосознания личности – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
  2. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.
  3. Воспитывать мотивированное  отношение к труду и формирование соответствующих качеств личности.

Работа по достижению цели и воспитательных задач осуществляется через основные направления воспитательной программы:

  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение  через дополнительное образование, и внеурочную деятельность.
  • Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей.
  • Гражданское воспитание. Воспитание семейных ценностей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
  • Приобщение детей к культурному наследию.
  • Популяризация научных знаний.
  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
  • Экологическое воспитание.
  • Коррекционно-развивающая работа (выбор направления обусловлен спецификой деятельности МБОУ Купинской коррекционной школы-интерната).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_gr._2023-24_god.docx228.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 специальная (коррекционная) школа-интернат № 1

Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат № 1)

Рассмотрена на заседании

методического

совета «  ___»________202___г.,

протокол №   _________

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ

 Купинская школа-интернат №1

  _______________Кокарева О.В.

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГРУППЫ № 3

 

 

Составители:

Карбовская Ирина Алексеевна

воспитатель 1 категории,

Русакова Валентина Иванова

воспитатель

г. Купино, 2023

1. Пояснительная записка

            Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

2. Программа воспитательной работы

      2.1.Введение

   

Программа воспитательной работы разработана на основании нормативно правового обеспечения:

Международных документов:

- Всеобщая декларация прав человека.

- Конвенция о правах ребенка.

Федеральных документов:

- Конституция Российской Федерации.

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 01.05.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу).

- Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Федеральный закон от 21.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 года N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений".

- Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативных документов муниципального органа управления образования:

- рекомендации Управления образовательными учреждениями Купинского района.

Нормативных  документов  МКОУ Купинской школы-интерната:

- Программа воспитательной работы школы- интерната.

- Устав школы- интерната.

- Программа развития школы- интерната.

- Должностная инструкция воспитателя.

Актуальность и новизна программы

Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей  к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.  

Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанниками того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания стать полноправным членом социума.

Целью воспитательной программы  является  создание условий для формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков успешной социализации в условиях, приближенных к семейным. 

Задачи:

  1. Формировать основы нравственного самосознания личности – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
  2. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям.
  3. Воспитывать мотивированное  отношение к труду и формирование соответствующих качеств личности.

Работа по достижению цели и воспитательных задач осуществляется через основные направления воспитательной программы:

  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение  через дополнительное образование, и внеурочную деятельность.
  • Духовное и нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей.
  • Гражданское воспитание. Воспитание семейных ценностей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
  • Приобщение детей к культурному наследию.
  • Популяризация научных знаний.
  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
  • Экологическое воспитание.
  • Коррекционно-развивающая работа (выбор направления обусловлен спецификой деятельности МКОУ Купинской школы-интерната).

Выбор этих направлений обусловлен необходимостью развития творческой фантазии, разнообразия досуговой деятельности, введением новых видов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.  

                      Социальный паспорт группы

Воспитатели:  Карбовская И.А., Русакова В.И.

Социальные педагоги.,

  1. Группа: 3
  2. Кол-во учащихся: 10, из них девочек 4, мальчиков 6
  3. Состав учащихся:

 Характеристика группы.

На начало учебного года группа  11 человек, из них 6 девочек и 5 мальчика

 Все воспитанники 3-7 класса.

По результатам ПМПК все дети с ОВЗ,c диагнозом F 81,3 . По прохождению диспансеризации у воспитанников следующие заключения: Все учащиеся являются родительскими детьми, но проживающее в школе-интернате  из Купинского, Чистозёрского , Баганского,  Карасукского , Здвинского районов. По уровню социального благополучия выделяются: не полная, неблагополучная; не полная, многодетная; полная, многодетная; полная малообеспеченная; приемная семья. У большинства семей уровень доходов ниже реального прожиточного минимума.
         Коллектив группы  сформировался, существует 6 учебных года,.  Все воспитанники  адаптированы к условиям  проживания жизнедеятельности. Деление на группы не наблюдаются. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимовыручке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом. На протяжении всего учебного года ведется наблюдение за воспитанниками со стороны психолога, отслеживалась динамика, изменение недостатков, различных способностей и возможностей
(приложении № 7).Коррекционно-профилактическая работа с вомпитанниками строится на том, что бы каждый из детей чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать свою точку зрения, поддерживать друг друга в различных ситуациях, соблюдать традиции группы…(приложение №6)

Учебно-познавательные умения и навыки сформированы не в полном объеме. Мотивация учения положительно-неустойчивая. Общая успеваемость в группе средняя. Дети проявляют  любознательность, интерес к чтению.

Все воспитанники выполняют режим школы. Нарушения дисциплин не было. Однако следует заметить, что организованность поведения учащихся во многом обусловлена  наличием контроля и требовательности со стороны педагогов.
        . Наиболее предпочитаемые виды досуговой деятельности ребят: рисование, лепка, аппликация, игры (настольные, сюжетно-ролевые, подвижные) и спортивные, конструирование и пр..
(приложение №4)

Все дети группы занимаются в объединениях дополнительного образования (приложение №1)

С целью формирования дружного коллектива, включаем воспитанников в коллективную творческую деятельность, организовываем  самоуправление, каждому воспитаннику определено поручение и т.д..( приложение №2)

            Процесс обучения и воспитания воспитанников строится на основе деятельностного индивидуального  подхода.

  Дети  с ОВЗ – это дети с особыми потребностями, которые не всегда способствуют новым и необходимыми для них средствами социального взаимодействия. Мы идем навстречу каждому ребенку и стремимся раскрыть потенциальные возможности и способности детей, какими бы особенностями (недостатками) они не обладали. Необходимо раскрывать внутренние цели и желания, сделать их готовыми к успешному освоению социального опыта, развивать адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности. Поэтому планирование воспитательного процесса  несет определённые цели и задачи, исходящие из потребностей школы и особенности группы.

   Программа нашей воспитательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации, успешной адаптации в школе и в современном обществе, с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у ребят.

  У всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии,

воспитанникам присущи такие качества личности, как: бедность мотивационной сферы; неумение общаться; замедленное самоопределение,  «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.        

Наш подход к организации воспитательной работы направлен на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. На основе воспитательных средств дети должны сами сформировать свою жизненную позицию, быть способными на разумный выбор, т.е. личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.  В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской организации. Формирование и развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения  к участникам СВО, памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

МКОУ Купинская школа - интернат является коррекционным учреждением круглосуточного пребывания, в котором  имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.

        Основой  единого образовательного пространства в МКОУ Купинской школе- интернате является дополнительное образование, которое выявляет и развивает   способности детей с ОВЗ, способствует  успешной социализации, обеспечивает  полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В школе- интернате разработана и реализуется программа «Сервис- центр» , которая нацелена на выполнение выше обозначенных задач, обеспечивая комплексную подготовку подростков к профессиональной среде, помогая в выборе профессий, организуя взаимодействие с предприятиями, где молодые люди могут пройти обучение  и трудоустроиться.

Необходимость системного развития способностей детей и возможности сделать плавный переход первоначальных интересов к профессиональным навыкам привело к идее создания  школьного «Сервис-центра», как модели школьного образовательного дополнительного, допрофессионального и профессионального  образования.

Наша группа является участников созданной новой модели «Сервис- центр», которая позволяет реализовать трудовое воспитание и  выявить  интересы, склонности, способности воспитанников, сделать правильный  выбор кружков дополнительного образования.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

-  воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям;

-  формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

-  развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно;

- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

В рамках реализации программы «Сервис-центр», РДШ созданы  условия самореализации, жизнедеятельности воспитанников организуется по следующим направлениям:

Формирование российской идентичности предусматривает:

  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

предполагает:

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

  • содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей.

Приобщение детей к культурному наследию:

  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
  • создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
  • создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Работа по здоровьесбережению воспитанников:

  • формирует  у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни через физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
  • создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, младшие воспитанники посещают занятия ритмикой. В случае заболевания воспитанников, обращаемся к медицинским работникам школы, дети получают профессиональную помощь, проходят лечение в физиокабинете.
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
  • использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения.

Экологическое воспитание:

  • развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
  • формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

К этим направлениям добавлены разделы: индивидуальная работа, профилактика правонарушений и преступлений, работа с родителями (приложения№ 8, № 9, № 10),профилактика суицидальных проявлений.

Каждый из этих разделов имеет свои конкретные цели и задачи, которые могут реализоваться на трех уровнях: классном, школьном и по мере возможности родительском.

Воспитательная работа осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. В своей работе используем разнообразные формы, приемы и методы.  Пример, объяснение,

поощрение, одобрение, переубеждение, дискуссия,  индивидуальные консультации,  создание ситуации успеха, беседы,  рассказы, экскурсии, праздники,  конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование.

С 2020 года коллектив школы- интерната являются участниками национального проекта «Образование, федерального проекта «Современная школа», которая позволяет обеспечить оборудованием кабинеты «Технологии», кабинетов  дополнительного образования, что позволяет каждому воспитаннику получать новые знания и умения при использовании нового современного оборудования. Также оснащение коррекционного блока позволит каждому воспитаннику получить грамотную помощь, учителя- логопеда, педагога-психолога.

Ожидаемые результаты.

На основании выстроенной работы планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение социальной компетенции детей.
  • Сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью.
  • Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
  • Социализация личности, формирование у неё активной жизненной позиции.
  • Формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых.
  • Укрепление духовных связей между ребятами, развитие коллективизма.
  • Привлечение широкого круга учащихся школы к деятельности детской организации.
  • Формирование положительного имиджа детской организации.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Наличие материально-технической базы ( комната детских инициатив, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение)
  • Учебные пособия ( наглядный, дидактический и методический материал, стенды).
  • Кадровое обеспечение.

Список литературы:

1.Максимова Т.Н. Классные часы –  / Т.Н. Максимова. – 2011г. – 272 с.;

 2.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 312с.

                        Журналы и периодические сборники:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2023-2024

Воспитательная работа в СПО играет важную роль в формировании нравственных и социальных ценностей студентов. Каждый классный руководитель сталкивается с задачей создания эффективного плана воспитатель...

КТП плана воспитательной работы на 2023-2024 уч.год

КТП плана воспитательной работы на 2023-2024 уч.год, по модулям...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

Пояснительная запискаПлан воспитательной работы разработан согласно Программы воспитания Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общ...

Программа по воспитательной работе за 2023-2024 г.г.

Настоящая программа разработана в соответствии с положением  о воспитательной программе ГОУ РК «Школа-интернат №3»....

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год МБОУ СОШ № 10 г. Кемерово

В плане воспитательной работы на 2023-2024 уч. год  МБОУ СОШ № 10 г. Кемерово представлены основные разделы и направления воспитательной работы ОУ на текущий учебный год....

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год...