Технология развивающего обучения детей с нарушениями слуха
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шитик Ольга Николаевна

 Современной школе требуется не одна педагогическая технология, а целый комплекс. Это необходимо как ученику, так и педагогу. Понятие «технология» универсально: в отличие от конкретной методики технология может быть применима на самых разных учебных уроках и занятиях.

Я представлю вам технологии, применяемые при развития речи и слуха для обучающихся основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения детей

с нарушениями слуха

Подготовила: учитель-дефектолог, Шитик О.Н.

 Современной школе требуется не одна педагогическая технология, а целый комплекс. Это необходимо как ученику, так и педагогу. Понятие «технология» универсально: в отличие от конкретной методики технология может быть применима на самых разных учебных уроках и занятиях.

Я представлю вам технологии, применяемые при развития речи и слуха для обучающихся основного общего образования.

Очень эффективны и пока не устаревшие – это информационно-коммуникационные технологии. Которые мы используем и модернизируем постоянно. Эта технология обновляется (усовременивается) параллельно с введением новых программ. Они позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности.

Заинтересовавшись темой ментальной арифметики, её возможностями я  поняла, что такой подход в обучении является эффективным. Двигаясь далее, по ментальному руслу я обнаружила новую современная технологию, которую я представлю вам сегодня - Ментальные карты (mind maps) и майндмэппинг (технология работы с ментальными картами) Авторами этого метода являются Тони Бьюзен , Хорст Мюллер.

Данная технология сегодня всё чаще рассматривается в аспекте развития креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности. В связи с этим представляет интерес потенциал использования ментальных карт в учебном процессе и выработка оптимальной методики майндмэппинга на учебных занятиях.

Слайд 3

Говоря о развитии мышления, нельзя обойти стороной  физиологию и тему развития ощущений. Понятие ощущений, которые участвуют в процессе интеллектуального развития, которые вы видите на слайде, дал  физиолог: Р. Шеррингтон. Я представляю 2 вида: Проприоцептивные и экстероцептивные.

Проприоцептивные – ощущения, возникающие при действии на рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах. Они отражают движение и относительное положение частей тела человека в пространстве  

  А работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С.Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи.         

Эту технологию я изучила более подробно и глубоко. Ранее применялись элементарные физминутки и элементы самомассажа, работа с вибростолом. Сейчас эта технология занимает больше времени на занятии, поскольку она более эффективна, имеет научную основу и, по моему мнению, просто необходима нашим детям вне зависимости от возраста, так как является средством развития мозга, восстановления нейронных связей и очень хорошо развивает межполушарное взаимодействие.

Слайд 4 (Лера)

Развитие речевого слуха и интонационной стороны речи происходит через взаимосвязь экстоцептивных и проприоцептивных ощущений.

Все эти ощущения развивают головной мозг, межполушарное взаимодействие.

Слайд 5

А сейчас я  остановлюсь на технологии медмэйпинга  как средства в реализации методов обучения, связанных с развитием речевого поведения.

Обратите внимание на виды ментальных карт, представленных автором Тони Бьюзеном.

Ментальные карты – это способ свободной визуализации мыслей. Результат может быть как похожим на обычные логические схемы, так и представлять собой весьма замысловатые красочные рисунки – кому как удобней.

Являясь, по сути, одним из способов когнитивной визуализации ментальные карты имеют ряд особенностей. В частности, существенное отличие ментальных карт от разного рода логико-структурных схем состоит в свободной визуализации мыслительного процесса без готового стандартного способа подачи материала. Как мы, сурдопедагоги привыкли. Давать детям готовые тексты. Сначала мы даём их на слух, ребёнок воспроизводит, затем отрабатываем произношение, орфоэпию и просим пересказать. Всегда существовала проблема – если ребёнок забыл слово во фразе – всё, остановка и потеря мысли, невозможность продолжать пересказ.

Почему я заинтересовалась именно ментальными картами? А потому, что это не только способ развития связной речи (потомучто это задача всех педагогов школы), но, и, самое главное – она развивает способность понимать обращённую речь (устную речь, данную на слух). Это моя главная профессиональная задача. Я учу детей ассоциативному мышлению при получении точечной информации, которые передают слуховые аппараты.

Слайд 6

Описывая технологию майндмэппинга  Тони Бьюзен советует использовать не линейную, а радиальную структуру, отдавая предпочтение не логико-иерархическим, а ассоциативным связям.

Изображаемые связи могут быть не только логическими, но ассоциативными, а записи – не только терминологическими, но и

образными, приблизительными.

 Методика применения карт не ограничена строгими рамками, поэтому я использую эту технологию в различных формах по принципу индивидуально-дифференцированного подхода. Плавно перевожу детей от привычного способа восприятия: таблички и картинки. Ребёнок на первом этапе получает это, но, затем, постепенно отходтит от стереотипов.

Слайд 7 Альберт Таблички картинки вокруг карты. Он просит помощь. Не сколько сам смысл текста или диалога, а грамматическую основу составления предложения. Обратите внимание на типичные ошибки детей при передаче того, что изображено на картинке.  Ребёнок понимает, проведена работа над ошибками, и он решает задачу грамотного самостоятельного составления текста.

И, поскольку дети зациклены на подаче готового материала и у них достаточно бедный словарный запас, на начальной стадии я использую такой, не менее известный и эффективный способ развития речи на основе визуализации: не даю название темы, а предлагаю разгадать ребус, развиваю модуляции голоса по силе и высоте с помощью проприоцептивных ощущений и навык самоконтроля за голосом и речью, а так же обучаю составлять предложения по мнемодорожкам.

Дома ученик самостоятельно составил карту. На следующем занятии мы разобрали его ошибки. Оказалось, что понимание учителем того, как ребёнок понял урок бывает ошибочным. Обратите внимание на ошибки: «Ударение в слове», смысл – протяжно» он понял, как ударение в слове, а на самом деле – это выделение голосом целого слова через протяжное произнесение. 2 ошибка – «Голос громко», а рисунок эмоции «плачь». Просила красочного оформления, пока использовал 2 цвета. Красный превалирует, так как привык к красному подчёркиванию. Тоесть уже есть шаблонность. Дальше буду работать над развитием зрительного восприятия цветом, эмоциями….

Ещё одно направление в технологии ментального развития, которое я применяю в работе – это графические символы. Это восприятие сенсорными способами цвета, формы, величины и на основе составления в мозге ассоциаций – трансформация этих символов в речевые образы.

Использование данного способа существенно влияет на интенсификацию обучения и активизацию речевой деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах обучения, степени визуализации представленного материала простейшими знаками, которые не отвлекают ребенка от восстановления в памяти слова. Знак показывает, как это слово нужно произнести. С помощью незамысловатых символов я работаю не только над развитием модуляций голоса по силе и высоте, выделении восклицательной и вопросительной интонации но и употреблении предлогов и союзов.

Представляю вашему вниманию непосредственно майндмэппинг в составлении текста по сюжетной картине. Ментальная карта - один из способов.

Сначала я предлагаю сюжетную картинку, составляем слова, затем словосочетания, предложения. Ребёнок воспринимает увиденное предметно. А когда он прорабатывает словосочетания, то мозг начинает мыслить более абстрактно, глобально. И, обратите внимание: словарь, словосочетания и предложения – ничего общего… наступил вечер…. Сначала ребёнок пытался составить рассказ в логико-иерархической форме, а потом сработало ассоциативное мышление. Но, главное, что расположение предложений в нетрадиционной форме, не по порядку и на доске, после этого стирается, на следующем занятии ребёнок может составить предложения по-другому. И опыт показал, что с каждым разом предложения становятся более развёрнутыми. Дети учатся фантазировать, отходить от чёткой передачи того, что видит на картинке, но и то, что скрыто взгляду. Они отошли от шаблонов.

Составление карты происходило после рассмотрения картинок, презентаций в качестве знакомства с элементами темы. После визуализации образов у ребёнка в голове складывается своя картина. Ребёнок самостоятельно составляет ментальную схему. Свои мысли, свои слова, своя последовательность изложения материала, свой алгоритм выполнения действий. Дети пока в большинстве случаев предпочитают письменную форму исполнения карты.

Карта простая, но, при её чтении ребёнок использует в речи предложения, диалог, делает выводы самостоятельно, не читая готового текста. Составление плана, алгоритма – уже знакомое умение учеников 9 класса, но уже не так подробно, как было ранее.

В дальнейшем я подготовила примерные картинки для аппликации в дальнейших занятиях по развитию диалогической речи, чтобы дать понятия рисунка слова.

Резюмирую:

Моя главная задача учителя-сурдопедагога – научить глухого человека слышать и различать обращённую устную речь и вступать в коммуникацию. Как правило, наше общение состоит из диалога – услышать – понять – ответить. Но, без умения мыслить словами диалога не состоится, как бы чётко ребёнок не научился слышать и говорить звуки речи.  Я думаю, с помощью данной технологии ребёнок научится мыслить словами, он будет зрительно представлять графические символы или ментальную таблицу и его нейроны будут активно работать, трансформировать картинку в слова и воспроизводить их речью. Как вы заметили по фото и видео – данная технология погружает ребёнка в процесс общения, при котором полностью исключается необходимость применения жестового языка.

Жесты уводят детей от речи. А визуализация - это способ мыслить и оречевлять ассоциативные образы. Как показала практика – визуализация в речи важнее, чем жесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения

Перспективный план по  поисково- познавательной деятельности  детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Педагогические технологии для детей с нарушением слуха.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результа...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...

программа по технологии для обучающихся с нарушением слуха

Программа по технологии для обучающихся 5-11 классов с нарушением слуха. Разработана на онове основной программы для предмета "Технолгия" для обучающихся основной школы. Программа включает в...