Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ
статья

Побызакова Элла Леонидовна

В статье рассматриваются следующие вопросы: что такое функиональная грамотность, его основные формы, как формировать функциональную грамотность обучающихся с ОВЗ на уроках и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_fg_u_obuchayushchihsya_s_ovz.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Побызакова Элла Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ

     В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях, во всех образовательных учреждениях. Сегодня уже несколько раз прозвучало, что такое функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Но пугаться не стоит этой формулировки. Работу в этом направлениимы реализуем в своей профессиональной деятельности.

Существуют основные формы функциональной грамотности:

-грамотность в чтении и письме;

-грамотность в естественных науках;

-математическая грамотность;

-компьютерная грамотность;

-грамотность в вопросах здоровья;

-коммуникативная грамотность;

-юридическая грамотность и т.д.

     Функциональная грамотность рассматривается как результат школьного обучения и входит в понятие «компетентность».Исследуя проблему формирования функциональной грамотности умственно отсталого школьника, мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции»трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни.

     Формирование у учащихся функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков  коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников.

     Современному человеку (как с нормой интеллекта, так и с УО) всё чаще требуется уметь писать, читать и считать не только традиционными способами, но и с помощью принципиально новых средств -это монитор компьютера, клавиатура, смартфоны, калькуляторы. А умения использовать (посредством чтения. письма и счета ) различную информацию в разных видах деятельности, в бытовых, социальных и профессиональных ситуациях  и являются основой функциональной грамотности. Объём информации определяющей функциональную грамотность обучающегося, постоянно расширяется, а при этом сокращаются сроки адаптации к новым условиям жизни. Отсюда проблема формирования функциональной грамотности у детей с ОВЗ всё более возрастает.

       Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –чтению и письму, говорению и слушанию. Педагогам необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности. Формирование функциональной грамотности идет на всех этапах коррекционно – развивающего обучения. Вся коррекционная работа у обучающихся с ОВЗ строится на основе использования личностно –ориентированного, деятельностного, социокультурного, функционального подходов к построению процессов обучения. Наиболее эффективно реализация задач коррекционно – развивающей работы по формированию функциональной грамотности, может осуществляться на основе функционального подхода, который является одним из новых ориентиров развития  содержания специального образования и заключается в формировании комплекса жизненных умений, необходимых для самостоятельного  функционирования в социуме. Одним из главных компонентов данного подхода является функциональная область, а это сфера повседневной деятельности ребёнка: режимные моменты, связанные с самообслуживанием, социальное взаимодействие, коммуникация, досуг и т.д. Все эти социально бытовые умения мы формируем через практическую деятельность как на уроках так и во внеурочное время.

     Исходя из этого, мы создаем возможность для каждого ребенка в виде помещения его в особые социальные отношения в специальную предметно-развивающую среду, через которую наиболее полно раскрывается социальный потенциал каждого обучающегося. Каждый наш обучающийся должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности после выхода из школы, мог уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Поэтому целью всей нашей работы является формирование через практическую деятельность того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему в той или иной степени, быть не зависимым от помощи окружающих. (Например: развитие культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умение застелить правильно кровать, одеться в чистую одежду, различая, где чистая, а какую требуется уже постирать; навыки культуры поведения за столом и приеме пищи; правила поведения в общественных местах и т. д.).

Развитие навыков самообслуживания - это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей. Через практическую деятельность (режимные моменты в течение всего дня) происходит целостное восприятие того что делает обучающийся. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Привычка-это психоэмоциональное состояние поведения умственно-отсталых детей. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы с тобой дружили чтобы нравится значимым взрослым, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. Формировать отношение к любым видам деятельности одна из воспитательных задач коррекционного воспитания. Умственно отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Педагог находится рядом начиная с подъема и до отбоя. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности надо очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему виду вещам (положительное - к чистым, опрятным, и негативное, нетерпимое – к грязным, неухоженным).

Ещё один компонент функционального подхода - это функциональные умения (способность использовать полученные предметные знания и умения в повседневной жизни)

Функциональная   грамотность по предметам   заключается в способности обучающихся использовать умение читать и писать, считать в повседневной жизни.   Особую роль в системе коррекционного образования занимает опорный предмет - русский язык (письмо и чтение). Он носит практическую направленность и тесно связан с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. В дальнейшем знания и умения, приобретенные при изучении русского языка станут необходимыми для подготовки обучающихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Целью уроков письма и чтенияу обучающихся с интеллектуальными нарушениями является формирование устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравственного воспитания, направленное на социальную адаптацию и реабилитацию школьников.

В процессе работы с детьми с ОВЗ перед педагогами стоят задачи оптимизации усвоения программного материала более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Вся коррекционная работа направлена на развитие всех познавательных психических процессов. Использование упражнений на развитие разных видов памяти, внимания, мышления, воображения, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на начальном этапе школьного обучения может повлиять на:

- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;

- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;

- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности

- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

      Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотностина коррекционных занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

      Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть. Следует всегда помнить, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии: не понимают, что от них хотят; понимают, но не получается; кое-что начинает получается; получается с каждым разом всё лучше и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Как развить навыки функциональной грамотности     Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам....

Роль математического образования в формировании функциональной грамотности обучающихся

В настоящее время вопрос развития уровня функциональной грамотности наравне с повышением качества образования занимает одно из главных мест в образовательном процессе. Научить молодое поколение ...