Урок обобщения по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»
план-конспект урока (8 класс)

Вантеева Наталья Александровна

Данный урок разработан по предмету «Чтение» для обучающихся 8 класса по адаптированной программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

При подготовке к уроку учитывалось то, что это класс-комплект не только разнообразный по возрасту, но и по уровню нарушений развития

Проводится после прочтения сказки Г. Х. Андерсена "Снежная Королева" на обобщающем уроке по произведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация:

Данный урок разработан по предмету «Чтение» для обучающихся 8 класса по адаптированной программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

При подготовке к уроку учитывалось то, что это класс-комплект не только разнообразный по возрасту, но и по уровню нарушений развития

Проводится после прочтения сказки Г. Х. Андерсена "Снежная Королева" на обобщающем уроке по произведению. Презентация включает в себя (кроме иллюстраций к сказке) мини-тренажёр "Узнай героя, по его словам," и анимированный кроссворд.

Тема: Урок обобщения по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Задачи:

I.  Дидактические.

  1. Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.
  2. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения

II. Коррекционные.

  1. Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
  2. Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
  3. Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Аудитория: учащиеся 8 класса коррекционной школы (интеллектуальные нарушения (умеренная умственная отсталость).

Оборудование: презентация к уроку «Снежная Королева»

Технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая, дифференцированного подхода

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Широко раскройте глазки,

Сегодня мы в гостях у сказки!

Проверяют свои рабочие места. Эмоционально

настраиваются на урок.

Актуализация знаний

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе

Постановка учебной задачи

 

- Кстати, ребята, с какой сказкой мы знакомились на прошлых уроках?

- Кто её автор?

Появление Андерсена, монолог сказочника

(Слайд №2 -3)

- Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказке «Снежная королева». Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому произведению.

- Вопросы, на которые я вас просил ответить на прошлом занятии, мы проверим по ходу урока.

- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос:

Почему маленькая девочка Герда оказалась сильнее могущественной Снежной королевы?

Ответы детей на вопросы учителя («Снежная Королева», Андерсен).

Обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Гимнастика для глаз перед чтением отрывков из сказки

Цель: подготовить учащихся к чтению текста учебника

Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус

Контроль усвоения знаний

1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказки.

Молодцы!

- Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказки по их словам.

(Слайды №4-10 – Игра-тренажёр «Узнай героя сказки»). 

 Справились с заданием!

2.Вопросы по тексту.

- Давайте вернемся к нашим маленьким героям.

- Кто такие Герда и Кай?

- Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь?

- Можно ли сказать, что дети были счастливы? Почему вы так считаете?

 Что объединяло детей?

(Слайд 11)

- Действительно, Кай и Герда были беззаботны и счастливы. Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь наших героев? Что это за событие?

- Как изменяется Кай после того, как в его сердце и глаз попадают осколки волшебного зеркала? Каким он стал?

- Давайте найдем в тексте описание изменившегося Кая, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.

Гимнастика для глаз «Снежинки»– (Слайд №12)

Работа с текстом сказки в учебнике

Поиск и чтение отрывка в 3 главе

( стр. 132)

-Какие изменения произошли с Каем?

- Почему именно его Снежная Королева решила увезти к себе во дворец?

- А что же произошло с Гердой после исчезновения Кая? Какие испытания ждали её на нелегком пути? На этот вопрос нам поможет ответить сам автор сказки.

-Вам приготовил задание Г.Х. Андерсен

 (Слайды №13-14)- игра-тренажёр «В поисках Кая»

Молодцы! (при неправильном ответе – «в пути» Герды образуется разрыв).

Беседа после выполнения задания. С поиском в тексте.

- Как Герда оказалась в лодке на быстрой реке?

(Слайд 15)

- Как старушка пыталась заставить забыть Кая и оставить Герду у себя? (с поиском в тексте)

(стр.138, со слов «Давно мне хотелось…)

- Как удалось Герде преодолеть чары Старушки?

- Куда попадает Герда после бегства от Старушки?

Найдите в тексте диалог Ворона и Герды

(Стр. 139, 6 глава)

Слайд 16

Вопросы после чтения по ролям

- Почему Ворон решает помочь девочке?

-Как отнеслись Принц и Принцесса к Герде? Что они ей подарили?

-Давайте на время оставим наших героев одних, так ка пришло время физкультминутке.

Физкультминутка

- А какое испытание ожидает Герду после знакомства Принца и Принцессы?

-Верно, Герда оказывается в плену у разбойников.

- Как помогла Маленькая разбойница Герде?

Слайд 17

(поиск по тексту с последующим чтением)

(стр.145, с начала страницы)

- Итак, Герда, благодаря своей настойчивости и помощи со стороны окружающих её героев, попадает в королевство Снежной Королевы. Но это ещё не конец пути! Вспомните, как «встретили» Герду слуги Королевы- метель и пурга.

-Преодолев все преграды она, наконец, попадает во дворец Снежной Королевы.

-Каким она видит Кая?

Слайд 18

 (поиск по тексту с последующим чтением отрывка)

стр.146, со слов «Посреди самой большой залы...»

Вопрос после прочтения:

-Как Герде удалось растопить ледяное сердце Кая?

А теперь мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока: 

Почему маленькая девочка Герда оказалась сильнее могущественной Снежной королевы?

Молодцы, ребята!

Слайд 19

Мы ответили на главный вопрос нашего урока, и кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г. Х. Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – Кроссворд от великого сказочника.

(слайд №20 – анимированный кроссворд)

(В кроссворде есть кнопка-помощник к слову «чертоги», где Андерсен объясняет значение и написание слова)

Вывод урока:

- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!

Дети перечисляют героев (Герда, Кай, Старушка, Снежная Королева и т.д.)

Дети читают слова героя, с помощью радиоуправляемой мышки выбирают правильный ответ, передают мышку другому ученику.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Дети вспоминают событие, круто изменившее судьбу героев. (пересказ)

Ответы на вопросы учителя

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз «Снежинки».

Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы (4учащихся)

Учащиеся с помощью мышки поочередно «выстраивают» путь Герды

Пересказ учащимися главы

(учащимся 3 группы– помощь наводящими вопросами).

Выборочное чтение учащимися отрывка (4 учащихся) с последующими вопросами

Ответы учащихся (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)

Чтение отрывка по ролям

(со сменой «актеров»)-6 человек

Ответы на вопросы учителя (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)

Чтение учащимися «по цепочке» (5 человек)

Ответы на вопросы учителя

Выборочное чтение учащимися (3 чел.)

Ответы детей. Варианты ответов детей: (У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).

Учащиеся разгадывают анимированный кроссворд

(при возникновении проблемы со словом «чертоги» - кнопка «помощь от Андерсена»)

Рефлексия

 Цель: оценить результат собственной деятельности

Как вы работали на уроке?  Попробуйте оценить свои результаты. У каждого из вас есть цветочек. Прикрепи свой цветочек на парте.

Организация рефлексии:

Розовый цветочек - урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.

Жёлтый цветочек - всё было обычно, задания простые, не все понял.

Голубой цветочек - скучный урок, ничего полезного и интересного.

Отвечают полными ответами на вопросы и заканчивают высказывания

Домашнее задание (рекомендательный характер)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее: каждому из вас в сказке понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну электронную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы.

Выставление оценок за урок. Поощрение учащихся, особенно отличившихся во время урока.

До свидания, урок окончен!

Учащиеся выбирают любимый эпизод сказки, рисуют к нему иллюстрацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок-путешествие по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"

Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6 классеучителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны иТимошенко Елены АнатольевныГБС (К) ОУ  № 487 Выбор...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Урок-путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Урок-путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" в 6 классе "Особый ребенок"...