Использование настольных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал

Ковалёв Денис Олегович

Учебно-методическое пособие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование настольных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Настольные игры приносят радость и способствуют развитию определённых навыков одновременно. Их ценность заключается в тесной взаимосвязи этих аспектов.

Вот некоторые положительные эффекты настольных игр:

  1. Развитие творческого потенциала и воображения у ребёнка, улучшение речи и умения красиво и правильно говорить;
  2. Повышение социальной адаптивности ребёнка, который учится взаимодействовать с разными игроками ради достижения целей;
  3. Улучшение скорости реакции и моторики, ребёнок становится более аккуратным;
  4. Развитие сообразительности и памяти;
  5. Обучение ребёнка переключению между различными видами деятельности, умению справляться с трудностями и легче переживать неудачи, понимание возможности начать всё заново в случае неудачи.

Красочные и интересные игры помогают детям учиться распознавать и запоминать различные предметы и явления, развивать внимание и расширять словарный запас.

Другие игры готовят ребёнка к жизни, предлагая ему решать проблемы в игровом процессе, что помогает осваивать новые роли и развивать навыки и опыт.

Третьи игры направлены на развитие физических способностей, улучшая реакцию, ловкость, глазомер и координацию движений.

Практически все настольные игры выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию личности и способностей ребёнка. Объединяя игру и обучение, настольные игры становятся отличным образовательным инструментом для детей дошкольного возраста.

Простые настольные игры положительно влияют на ребёнка, улучшая его зрительную память, концентрацию внимания, логическое мышление, фантазию и пространственное воображение.

Обычно настольные игры рассчитаны на нескольких участников. Общаясь друг с другом во время игры и соблюдая её правила, дети учатся корректно взаимодействовать, терпеливо ждать своей очереди, понимать чувства соперников и достойно принимать как победы, так и поражения.

Такие игры способствуют правильному формированию личности ребёнка.

Настольные игры играют важную роль в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку они позволяют успешно корректировать, улучшать и развивать психические свойства и личностные качества ребёнка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и т. д.), а также его физические и творческие способности.

Во время игры ребёнок осваивает навыки целеполагания, планирования и достижения результатов, которые затем применяет в других видах деятельности, особенно в трудовой.

Важное место в коррекционно-воспитательной работе с детьми этой категории занимают развивающие настольные игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребёнка (речи, мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Многие полагают, что настольные развивающие игры — это головоломки и логические игры с кубиками. Однако к ним также относят игры, которые улучшают мелкую моторику, расширяют кругозор и предоставляют энциклопедические знания, способствуя обучению чтению и письму. Однако спектр настольных развивающих игр гораздо шире.

Основные характеристики настольных игр включают вариативность, условность, творческую свободу и самостоятельность игрока. Особенность таких игр заключается в сочетании принципа обучения «от простого к сложному» с принципом творческой деятельности, предполагающим самостоятельное развитие способностей игрока. Разнообразие содержания настольных игр создаёт атмосферу свободы и радости творчества.

Вариативные игры развивают различные интеллектуальные навыки: внимание, память, особенно зрительную, пространственное восприятие, воображение, умение выявлять связи и закономерности, классифицировать и систематизировать информацию; способность комбинировать, то есть создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей и предметов.

Разнообразные задачи в играх способствуют самостоятельному прогрессу ребёнка и развитию его творческих способностей, в отличие от обучения, которое формирует в основном исполнительские навыки.

Не следует рассматривать настольные развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья как коррекционное мероприятие, направленное на исправление недостатков.

Игра — это интересное и приятное занятие, соответствующее основным потребностям ребёнка. Она приносит малышу первые победы, которые останутся в его памяти на всю жизнь.

Во время игры ребёнок осваивает навыки постановки целей, планирования и достижения результатов.

Особенность настольных развивающих игр заключается в том, что они сочетают принцип обучения «от простого к сложному» с принципом творческой деятельности, предполагающим самостоятельное развитие способностей ребёнка. Настольные игры могут быть разнообразными, что создаёт атмосферу свободного и радостного творчества.

Постепенное усложнение задач в играх позволяет ребёнку самостоятельно развиваться и совершенствовать свои творческие способности, в отличие от традиционного обучения, которое формирует в основном исполнительские навыки.

Важно помнить, что настольные развивающие игры не должны восприниматься как коррекционная деятельность, направленная на исправление недостатков. Такие игры обладают множеством развивающих функций, способствующих развитию мышления, речевых навыков, внимания, памяти, математических способностей, быстроты реакции, навыков моделирования жизненных ситуаций и принятия решений, а также навыков самоконтроля.

Настольные игры — это интересное и приятное занятие, которое дарит детям первые победы, запоминающиеся на всю жизнь. Это отличный способ весело провести время всей семьёй или добавить игровой элемент в коррекционные занятия с детьми.

Игра «Имаджинариум»

Начало

Каждый игрок выбирает себе слона и набор карточек для голосования того же цвета, что и слон. Карточек для голосования семь. Вам пригодится столько карточек, сколько человек играет. Если играет 6 человек, карточка с номером 7 вам не нужна.

Ход игры

Слоны всех игроков выставляются на начало игрового поля. Колода с карточками-иллюстрациями перемешивается и каждому игроку выдается на руки по 6 карточек. Каждый ход один из игроков, по очереди, становится ведущим. Ведущий загадывает ассоциацию на одну из своих карточек, произносит её вслух и выкладывает на стол загаданную карточку рубашкой вверх. Остальные игроки ищут среди своих карточек один рисунок, который, по их мнению, наилучшим образом подходит под загаданную фразу, и кладет её на стол рубашкой вверх.

Ведущий собирает карточки, перемешивает их и выкладывает на стол в линию в случайном порядке рисунком вверх. Карта, лежащая слева, считается картой номер 1, следующая – картой номер 2, и так далее. Где у вас лево, а где право – вы определяете сами.

Угадывание карточки ведущего

Основная задача игроков — угадать, какую именно из выложенных на столе карточек загадал ведущий, и проголосовать за нее. Каждый игрок выбирает одну карточку для голосования с нужным номером и кладет рубашкой вверх. Ведущий не голосует и не комментирует выложенные на столе картинки. Голосовать за свою собственную картинку нельзя. Когда все приняли решение и проголосовали, карточки для голосования переворачиваются и происходит подсчет очков.

Подсчет очков

  1. Если карточку ведущего угадали все игроки, то он идет на 3 хода назад, а остальные стоят на месте.
  2. Если карточку ведущего никто не угадал, то ведущий идет на 2 хода назад. Плюс очки получают игроки, чьи карточки угадали.
  3. В любом другом случае по 3 очка получают все игроки, правильно угадавшие карточку. Ведущий получает 3 очка плюс по очку за каждого угадавшего его игрока. Все игроки получают по одному очку за каждого игрока, который угадал их картинку.

Игроки передвигают свои фишки на игровом поле на количество шагов, соответствующее количеству выигранных очков. Каждый игрок берет по одной карте из колоды. Ведущим становится следующий игрок по порядку.

Окончание игры

Игра заканчивается, когда заканчиваются карты на руках у игроков. Победителем оказывается тот, кто заработал больше всего очков и продвинулся дальше всех.

Игра «Город профессий»

Ход занятия

Каждый ученик выбирает себе игровую фигурку и ставит ее на игровое поле.

На игровом поле представлены клеточки – пустые и с учреждениями. Перемещаясь по игровому полю и попав на клеточку с учреждением игрок может устроиться туда на работу.

Для этого он бросает игровые кубики и в зависимости от выпавшей комбинации определяет свою профессию.

Чтобы устроиться на работу ему необходимо пройти собеседование и ответить на вопросы касаемо его будущей профессии.

Если игрок отвечает на вопросы правильно, то он успешно проходит собеседование, устраивается на работу и получает игровые деньги.

Цель игроков заработать как можно больше игровых денег. Тот игрок, который заработал большее количество игровых денег за определенное время считается победителем.

Игра в шахматы (с детьми старших классов)

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка.

Были проведены бесчисленные исследования эффекта, который игра в шахматы оказывает на развитие детей. Результаты? Относительно исследований с участием группы 10-летних детей, получивших подробную инструкцию по шахматам, ученые заключили, что дети стали играть лучше.

Отстающие часто теряют мотивацию из-за отсутствия вызова, и шахматы - это игра бесконечных задач и поощрений. В конце концов, даже величайший из шахматных гроссмейстеров всегда будет иметь противников, которые могут бросить им вызов, и даже если он лучше всех людей, всегда есть суперкомпьютер.

Шахматы – это одна из самых известных логических игр в мире. Ни для кого не секрет, что они развивают логику, тактику, стратегию и многие другие свойства интеллектуальной личности.

Интуиция

Умение выбирать требуется от нас каждый день. С утра и до вечера мы постоянно сталкиваемся с мелкими и незначительными, а также крупными и чрезвычайно важными ситуациями, когда нужно делать конкретный выбор.

Шахматы развивают интуицию, так как из двух одинаковых по силе ходов, вам нужно избирать только один.

Интересный факт: в шахматах самым очевидным ходом пользуются не 90% игроков, а всего лишь 50%.

Терпение 

Если у вас нет терпения – вряд ли вы сможете победить своего соперника. Тщательный анализ расстановки сил на доске, терпеливое выжидание хода соперника и длительная сосредоточенность на своей стратегии – все это развивает в шахматисте терпение. А это одно из ключевых качеств успешного человека.

Аналитическое мышление 

Играя в шахматы, вы развиваете аналитическое мышление. И речь идет далеко не только о том, чтобы продумывать свои ходы. Взгляд со стороны – это то, чего так часто не хватает человеку.

Мы очень часто субъективно оцениваем то или иное дело. А исследуя тактику соперника, пытаясь проникнуть в его логику и замыслы, вы будете развивать объективное аналитическое мышление, что наверняка очень сильно пригодится в жизни.

Научный подход. 

Помимо искусства и спорта шахматы ценятся в науке. Некоторые аспекты игры используют в качестве школьных задачек, другие надолго занимают ученых по всему миру. Кроме того, шахматы фактически положили начало изучению искусственного интеллекта: с середины 20 века шла работа над созданием компьютера, способного обыграть человека.

Доступность. 

Несмотря на сложность и комплексность шахмат, начать играть может каждый. Шахматные кружки и сообщества для любых возрастов есть почти в каждом городе, а базовые правила не требуют долгого изучения.

Коммуникация. 

Шахматы — это универсальный язык, который объединяет игроков по всему миру вне зависимости от их пола, возраста и личных взглядов. Я узнала об игре в пять лет благодаря своей бабушке, преподавательнице математики и физики. Тогда я просто влюбилась в шахматы. Особенно меня впечатлило то, что, будучи ребенком, я могла не только взаимодействовать со взрослыми на равных, но и обыгрывать их.

Шахматные фигуры — главные «участники» игры. Соперники по очереди перемещают их на доске и могут «съедать» ими чужие фигуры: для этого нужно встать на уже занятую клетку. Кроме того, среди фигур каждой стороны есть по одному королю — его и придется защищать от соперника, одновременно стараясь поставить мат.

В начале партии у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, а также по два коня, слона и ладьи. Каждая фигура перемещается по доске по своим правилам.

  1. Шахматы — настольная игра, в которой принимают участие две стороны: одна играет белыми фигурами, другая — черными. Основная цель — поставить мат сопернику, то есть захватить вражеского короля и защитить своего.
  2. Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток. По этому полю игроки по очереди двигают свои фигуры и атакуют вражеские.
  3. В начале игры у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, по два слона, коня и ладьи. У каждой фигуры свои правила хода, также есть несколько особых ходов.
  4. В зависимости от возможностей каждой фигуры для нее определяется условная сила относительно других фигур. Слон и конь считаются легкими фигурами, ладья ценится выше. Самая сильная фигура на доске — ферзь, но две ладьи все равно сильнее. Параметры силы не влияют на процесс игры, но помогают выбрать более сильный ход и выгодный размен.
  5. Одна партия в шахматы может длиться от нескольких минут до нескольких часов. На профессиональном уровне игроки редко допускают явные ошибки, поэтому для ограничения продолжительности партии существует контроль времени. В классических матчах сторонам дают по несколько часов на партию, в рапиде — до часа, в блице — до десяти минут.
  6. Помимо правил самой игры в шахматах есть ряд ограничений во время партии. Например, если игрок взял фигуру, то уже не может ее отпустить и обязан сделать ход именно ею. Передвигать фигуры и нажимать на шахматные часы нужно одной и той же рукой.
  7. Лучший способ повысить уровень игры — практиковаться и анализировать свои и чужие партии. С первым помогут специальные сайты и сервисы, где можно бесплатно играть против компьютера и реальных людей по разным правилам. Для второго пригодится знание шахматной нотации — единой системы записи партий с указанием всех ходов и взятия фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск на...